24.04.2007       0

Умер командующий Кавказским корпусом, военачальник А.П. Ермолов


11.04.1861 (24.04). - Умер командующий Кавказским корпусом, военачальник А.П. Ермолов

Умер командующий Кавказским корпусом, военачальник А.П. ЕрмоловАлексей Петрович Ермолов (24.05.1777–11.4.1861) – генерал от инфантерии; происходил из старинной, но небогатой дворянской фамилии Орловской губернии. Еще в малолетстве был записан в Лейб-гвардии Преображенский полк. Полученное им домашнее воспитание впоследствии дополнил образованием в Московском университетском пансионе и начал действительную службу в 1794 году. Тогда же за отвагу, проявленную на глазах самого Суворова, Ермолов получил из его рук орден св. Георгия 4-й степени, а через два года за участие в штурме Дербента был награжден орденом св. Владимiра и чином подполковника.

В 1798 г. как один из участников Смоленского офицерского политического кружка был, по ложному доносу, в чине подполковника арестован и сослан "на вечное житьё" в Кострому, где воспользовался свободным временем для основательного изучения латинского языка. С воцарением Императора Александра I был снова принять на службу и принимал деятельное участие в кампаниях 1805–1807 гг., проявив храбрость и выдающиеся способности артиллерийского начальника, заслужив три ордена. В 1809 г. произведен в чин генерал-майора. В 1812 г., будучи начальником штаба армии Барклая де Толли, особенно отличился в Бородинской битве, где вырвал из рук противников взятую уже ими батарею Раевского, лично водил войска в атаку. После Бородинского сражения стал начальником штаба объединённых армий. Во время заграничных походов 1813-14 гг. начальник артиллерии союзных армий, командовал дивизией и корпусом, отличился при Кульме.

С 1816 г. командующий Отдельного Грузинского (позже Кавказского) корпуса, главнокомандующий в Грузии и одновременно чрезвычайный и полномочный посол в Иране. Возглавляя военную и гражданскую власть на Кавказе, представил Александру I план действий на Кавказе, согласно которому с 1818 г. начинается ряд военных операций Ермолова в Чечне, Дагестане и на Кубани, сопровождавшихся постройкою новых крепостей (Грозная, Внезапная, Бурная) и наведших сильный страх на горцев. Он подавил беспокойства, возникшие в Имеретии, Гурии, Менгрелии, и присоединил к русским владениям Абхазию, ханства Карабагское и Ширванское.

Гражданское управление краем обнаружило в Ермолове выдающиеся способности государственного деятеля: благосостояние края увеличилось поощрением торговле и промышленности; кавказская линия перенесена на более удобную и здоровую местность; организованы лечебные учреждения при местных минеральных водах; значительно улучшена Военно-грузинская дорога; на службу за Кавказом привлечены люди даровитые и образованные.

Как никто из его предшественников или преемников по командованию на Кавказе, Ермолов был доступен, прост в обращении с подчиненными, заботился о солдатах и офицерах своего корпуса. Он запретил изнурять войска строевыми учениями, что делалось по всей России, увеличил солдатскую мясную и винную порции, ввел зимой полушубки вместо шинелей и папахи вместо киверов, а на походе ранцы заменил холщовыми мешками. Войска платили ему восторженной любовью и преданностью. Вот как описывает посещение Ермоловым одной из крепостей офицер-очевидец: «... Потом благодарил гарнизон за доблестную службу, говорил с офицерами, ходил между собравшимися солдатами, – тому слово, тому – два, кому руку на плечо положит, кого по голове погладит. Офицеры и солдаты так и таращат на него глаза, – кажется, говорят: Прикажи только...».

Ермолов располагал к себе не только подчиненных ему солдат и офицеров, но и таких взыскательных людей, как Грибоедов и Пушкин. Скромность окружавшей его обстановки, безукоризненная честность, широта кругозора, самостоятельность взглядов и действий, свойственные только крупным государственным деятелям, чуждость искательству при дворе, образованность и остроумие – все эти качества делали Ермолова непохожим на подавляющее большинство сановников первой половины XIX века.

В 1826 г. совершился перелом в жизни и службе Ермолова. Хотя он, озабоченный усилением персиян на наших границах, неоднократно и настоятельно требовал присылки на Кавказ новых войск, но его опасениям не давали веры, а потому, при внезапном вторжении полчищ Аббаса-Мирзы и вызванном им мятеже магометанского населения, малочисленные войска наши очутились в трудном положении и не могли действовать с желаемым успехом. Неудовлетворительные известия из Закавказья вызвали неудовольствие Императора Николая I, в Грузию в помощь Ермолову послан был генерал-адъютант Паскевич. В марте 1827 г. Ермолов просил увольнения от службы, покинул Кавказ и окончательно удалился от дел, хотя через несколько лет получил звание члена государственного совета. Последние годы своей жизни он проживал частью в своем орловском имении, частью в Москве, где пользовался особенным почетом и уважением.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25042403

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.