Издательство Русская Идея Издательство Русская Идея Движение ЖБСИ



Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Календарь «Святая Русь»

Умер композитор Дмитрий Степанович Бортнянский


28.09.1826 (11.10). - Умер композитор Дмитрий Степанович Бортнянский

 

О Бортнянском и его духовной музыке

 Бельский М. И. Портрет композитора Д.С. Бортнянского. 1788

Дмитрий Степанович Бортнянский (1751–28.09.1825), композитор. Родился в г. Глухове на Украине в казачьей семье. Первые азы музыкального искусства будущий композитор постигал в певческой школе родного города.  В 1758 г. способный мальчик был взят певчим в Петербург в Придворную певческую капеллу. В 1769 г. отправлен в Италию для обучения музыке, где прожил  десять лет. В Венеции и Модене им были поставлены оперы "Креонт", "Квинт Фабий", "Алкид"; тогда же им были созданы хоровые сочинения на католические и протестантские религиозные тексты. Это заграничное учение дало Бортнянскому опыт организации исполнительского мастерства, но, к сожалению, "озападнило" его как композитора.

В 1779 г. Бортнянский вернулся в Россию. В 1780–1784 гг. – капельмейстер Придворной певческой капеллы, руководил хорами в Сухопутном шляхетском корпусе и Смольном институте. В 1758 г. Бортнянский получил назначение капельмейстером при "малом" дворе Великого князя Павла Петровича, будущего Императора. С 1796 г. Бортнянский – управляющий Придворной певческой капеллой, главным хором Российского государства, с 1801 – директор Придворной певческой капеллы. В 1804 г. избран почетным членом Академии художеств в Петербурге. В 1791–1814 гг. написал ряд кантат и ораторий на стихи Г.Р. Державина, Ю.А. Нелединского-Мелецкого, П.А. Вяземского, М.М. Хераскова. В 1816 г. Бортнянский назначен цензором всех издаваемых в России нот духовной музыки. При Бортнянском исполнительское мастерство придворного хора достигло больших высот, а положение и образование певчих значительно улучшились.

В XVIII веке, при отсутствии аппаратов звукозаписи и ее воспроизведения, при отсутствии радио, живая музыка являлась важной частью дворянской и придворной жизни, поэтому и в великокняжеской усадьбе она звучала постоянно как в праздники, так и в будни. В обязанности Бортнянского входило создание произведений для всевозможных нужд членов семьи наследника престола. Музыка композитора украшала семейные торжества с иллюминациями и фейерверками, под нее танцевали во дворце на балах и маскарадах, его марши сопровождали парады и военные забавы Великого князя Павла Петровича, а летними вечерами в павильонах парка или прямо под открытым небом звучали его романсы, сонаты и пьесы. Позднее под музыку Бортнянского в Павловске чествовали Александра I, возвратившегося победителем с войны 1812–1814 гг..

В 1792 г. Императрица Мария Федоровна выделила Дмитрию Степановичу в своей любимой резиденции участок земли с домом и большим садом на высоком берегу речки Тызвы, рядом с Бертоновым мостом, и с прекрасным видом. Рядом с усадебным домом композитор построил помещения для летнего проживания придворных певчих из Петербурга. Там же проходили репетиции и иногда давались концерты.

В Петербурге Бортнянский имел собственный дом на Б. Миллионной улице, 9, сохранившийся до наших дней (в советское время "ул. Халтурина"). Там размещалась собранная композитором великолепная картинная галерея. В этом доме композитор и умер 27 сентября 1825 г. Согласно легенде, почувствовав приближение смерти, он вызвал к себе певчих капеллы и попросил их спеть свое произведение "Вскую прискорбна еси душе моя". С его последними звуками сердце композитора перестало биться. Бортнянского погребли на Смоленском кладбище, а с созданием в 1937 г. в Александро-Невской лавре некрополя мастеров искусств его прах и памятник – гранитный обелиск были перенесены в мемориальный парк монастыря.

Как глава Придворной капеллы и автор духовных произведений Бортнянский оказал большое влияние на церковное пение в России XIX в. Духовно-музыкальные произведения Бортнянского включают около сотни богослужебных песнопений (в том числе двухорных), около полусотни духовных концертов, литургию, обработки традиционных распевов. Весь этот репертуар исполнялся повсеместно в течение всего XIX в.; такие произведения, как "Херувимская песнь № 7", великопостное трио "Да исправится молитва моя", ирмосы канона св. Андрея Критского "Помощник и покровитель", рождественские и пасхальные концерты, звучат в русских храмах и по сей день.

Однако следует отметить, что многие из них отличаются излишней пышностью и красивостью, "концертностью" – в ущерб молитвенности, особенно произведения для больших многоголосных хоров. Это была дань общему духу и стилю столичной жизни того времени, своеобразное выражение духа петровских реформ в церковной музыке. Прежнее старообрядческое певческое искусство сохранялось преимущественно в провинции и в крупных монастырях.

В столицах же XVIII век стал периодом упадка и в иконописи, и в церковном пении, которое все более секуляризируется, особенно во второй половине столетия, когда при дворе стали работать приглашенные итальянские мастера: в числе прочего они писали музыку на православные тексты и обучали певчих Придворной капеллы, которые, наряду со службами, нередко пели в опере.

Авторское творчество в церковной музыке в эту эпоху также нередко приобретало светские черты и даже соприкасалось с оперным, что заметно и у Бортнянского. Стиль его ориентирован на классицизм (с элементами сентиментализма), правда, это умело сочетается с основами традиционного обиходного пения, с использованием народных песенных интонаций, в том числе малороссийских.

Впрочем, к эпохе Бортнянского относятся и первые попытки вернуться к русскому древнему пению, и сам Бортянский пытался его возродить в обработках старинных распевов. За ним последовал еще один сотрудник Придворной капеллы — протоиерей Петр Турчанинов. Созданная ими модель "гармонического пения" (то есть многоголосного переложения традиционных мелодий по законам классической гармонии) использовалась в творчестве композиторов петербургской школы, таких, как А.Ф. Львов, Г.А. Ломакин, Н.И. Бахметев, Г.Ф. Львовский, А.А. Архангельский и другие, вплоть до ХХ в.

Идея возвращения к национальным основам в музыке и поисков своей русской гармонии получила теоретическое обоснование в трудах В.Ф. Одоевского, протоиерея Димитрия Разумовского и других авторов (преимущественно связанных с Москвой как хранительницей древних традиций), а затем в творческих опытах М.И.Глинки (в нескольких переложениях распевов, сделанных им в последние годы жизни), а начиная с рубежа 1880-х гг. – в сочинениях и переложениях П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.К. Лядова, М.А. Балакирева, С.И. Танеева и других композиторов. Этот процесс "национализации" русской музыки можно сравнить с развитием "славянофильства" в области идеологии.

Использованы материалы:
http://www.romance.ru/cgi-bin/index.cgi?page=d-6-3&item=3
http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet

Постоянный адрес данной страницы: http://rusidea.org/?a=25101103


 просмотров: 5931
ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ:
Ваше имя:
Ваш отзыв:


анна2013-03-04
 
хороший сайт

 
Дмитрий2010-10-11
 
Когда "родился на Украине" пишут издания или люди не отягощённые знанием исторической правды об отторжении целой части русской территории от её другой части - это можно кое-как понять. Но ведь данный сайт православно-патриотический и среди людей его создавших и участвующих в его функционировании есть люди образованные и мало того, обладающие основательными и глубокими историческими знаниями. Так почему же мы продолжаем использовать искусственный и придуманный нашими врагами этноним "Украйна", когда на самом деле эти земли называются МАЛОРОССИЕЙ? Мне это не понятно. Спаси вас Христос.

 


Архангел Михаил


распечатать молитву
 

ВСЕ СТАТЬИ КАЛЕНДАРЯ




Наш сайт не имеет отношения к оформлению и содержанию размещаемых сайтов рекламы

Главный редактор: М.В. Назаров, Редакторы: Н.В.Дмитриев, А.О. Овсянников
rusidea.org, info@rusidea.org
Воспроизведение любых материалов с нашего сайта приветствуется при условии:
не вносить изменений в текст (возможные сокращения необходимо обозначать), указывать имя автора (если оно стоит) и давать ссылку на источник.