Напишу все-таки небольшой аналитический комментарий, который, как вижу, давно назрел. Пока что набросал тут черновик.
Всё больше убеждаюсь, что проблемы с "прославлением" Иоанна Грозного и Г. Распутина были кем-то умело вброшены в среду патриотов для ее раскола. Если раньше спорили историки (впрочем, лишь о деталях), стараясь оперировать фактами, то теперь пусть спорят православные монархисты, оперируя по большей части эмоциями (ибо историков у них негусто, и те самодельные, подгоняющие исторические факты под свою теорию). Простодушные верующие, не доверяющие руководству МП и искренне желающие настоящего Царя, наказующего зло, смешивая желаемое и действительное, будут яро биться за мифическую святость Грозного как искомого идеала Русского Государя, колотя по головам и несогласных "малодушных" собратьев. Более трезвые их собратья будут по совести не соглашаться с таким кликушеским "идеалом", вступать в дискуссии, приводить опровергающие факты против "святости", которые никуда не деть. В итоге: раздрай в православном сопротивлении. И мало кто задумывается: а нужно ли нам в преддверии царства антихриста ссориться из-за неких фигур далекого прошлого, от них ли зависят задачи настоящего?
К этому добавлена еще и кликушеская теория "автоматического возрождения" России Царем Искупителем - мол, не надо ничего делать: сиди и жди, "Царь грядет!". Выкрикивай это как можно чаще - и считай, что делаешь важное патриотическое дело. "Царь уже искупил Россию и однажды мы возродимся в один день" - убеждал меня в начале 1990-х активный последователь этой теории, издававший "Жизнь вечную". Так и христоподражательный искупительный подвиг Государя доводится до разрушительного абсурда.
Из этой же серии и обвинения Белого движения в "антимонархизме", "антирусскости" и масонстве; обвинения Новомучеников и РПЦЗ в "предательстве Царя", "феврализме" и "нераскаянности" и т.д. и т.п. - Цель: все плохи, кроме нас, "истинных ревнителей", окормляемых тайными "старцами" (в основном из оппозиционных кругов МП).
Весьма заметна и склонность к православному сталинизму у многих почитателей Иоанна Грозного - это у них некая сопутствующая тень. Фигуры-то во многом схожи по методам "борьбы со злом". Распространяются "пророчества стариц" о "православном Сталине", создана православная начинка сталинской политики ВОВ, - тут и миф о явлении Богородицы митрополиту Гор Ливанских с посланием Сталину - чтобы непременно и не щадя жизни русские защищали города имени богоборческих вождей; тут и "архивные документы": православное "Завещание Сталина" - как же без столь убедительного доказательства...
А наиболее "ревностных" в их отталкивании от советско-патриархийного конформизма заносит до икон Гитлера: "во какие мы смелые в стоянии за Истину! Не чета всем вам, трусам из МП И РПЦЗ!"
Так искренних "ревнителей" помимо их воли используют для насаждения смуты и раздоров - это искусство ныне называют "политтехнологиями". Только бы не объединился православный народ на основе мудрого и трезвого служения Истине. История еп. Диомида тут тоже очень показательна - с чего начиналась (Крещенское обращение 2007) и чем закончилась (анафематствованием Новомучеников и всех, кроме себя)...
+ + +
И тут встает вопрос лично для меня как председателя МО СРН и главного редактора двух сайтов: что же делать нам с теми почитателями Грозного и Распутина как "святых", которые искренне, из лучших патриотических побуждений, выдают желаемое за действительное? Продолжать спор? Или завершить его на данный момент, встав на вот эту мудрую позицию:
Из ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ БОГОСЛОВСКОЙ КОМИССИИ РПЦЗ (Митрополита Агафангела) писал(а):5/18 НОЯБРЯ 2009 ГОДА.
(...) вопрос о Грозном царе более политический, нежели церковный и работает, таким образом, на раскол Церкви. Лучше вопросы такого типа – о Иоанне Грозном, Григорие Распутине и др. – отложить и не трогать.
Постановили: Богословская комиссия, к сведению Архиерейского Синода, констатирует, что обсуждение вопроса о царе Иоанне Грозном не актуально для нашей Церкви.(...)
http://sinod.ruschurchabroad.org/091118_1.htm
Предлагаю сейчас на этом прекратить данную дискуссию как не актуальную для Русского православно-патриотического сопротивления тайне беззакония. Не навязывать своего мнения всему православному движению как обязательного. Мы тут уже всё друг другу сказали.