М. Назаров писал:
Простите, отче, за назойливость...
Спаси Господи, Михаил Викторович! Нет никакой назойливости. Просто цель моего прошлого возражения Вам была в том, чтобы, справедливости ради, во всех случаях проявления «необоснованных обвинений»: со стороны ли представителей РПЦ(З) – к РПЦ(МП) или, напротив, со стороны членов
РПЦ(МП) – к
РПЦ(З),- считать это делом отдельных «частных лиц», а не «правилами» той или иной Церкви, которая, в сущности, у нас одна – Русская Православная Церковь, в коей едино крещение, едина вера, едины таинства. Вот этого-то НЕБА (на земле) многие спорщики, сдается мне, не видят, из-за леса «благодатных-неблагодатных» архиереев и пр.
Бога собственно не видят, смотрят только на людей и по ним пытаются сделать выводы о существе Церкви. Отчего, разумеется, запутываются и доходят, наконец, до откровенных злопыхательств и кощунств, в своих благочестивых с виду попытках доказать, чья «церква» благодатней…
В этом смысле я и говорил, что не Церковь наша нуждается в лечении, а мы, её чада, будь то Патриарх или простой мирянин. Но и при этом необходимо избегать естественной, плотской, по уч. свв.Отцов, озлобленности друг против друга, точнее, брат против брата. (Этой озлобленности нет, кстати, в Обращении епископа Диомида, которое я подписал и не отказываюсь от этого). Иначе выйдет не лечение болезней, а усугубление их.
Видел я, говорит один из святых,
как некие хотели вызволить брата, увязшего по колена в трясине, и загнали его по грудь.
А блаженный Феофилакт, истолковывая послание апостола Иуды, писал:
«Так как апостол упомянул о злословии, то не одних хульников уцеломудривает, но и всех людей убеждает не осквернять языков своих таким злом, не употреблять его даже и против достойных оного и говорит далее:
Михаил же Архангел егда со диаволом разсуждая глаголаше о Моисеове телеси, не смеяше суда навести хульна, но рече: да запретит тебе Господь. Сии же, елико убо не ведят, хулят…(Иуд.1,9).
Он говорит так: они поспешно и злословят неудержимо всякого, но этого не должно быть, ибо не справедливо злословить и заслуживающих злословия, как видно из поступка Архангела Михаила. Споря с диаволом о теле Моисеевом, он мог бы упрекнуть диавола за бесстыдство, но не сделал этого, а только сказал ему: «Бог да запретит тебе, диавол!» Иначе. Если так поступил Архангел, то и мы в споре с человеком, братом и однородным нашим не должны употреблять злословия.
Спор же о теле Моисеевом был такой. В апокрифах говорится: Архангел Михаил служил при погребении тела Моисеева; диавол не допускал этого, но поставлял Моисею в вину убийство египтянина и за такую вину признавал Моисея недостойным погребения… Только Михаил отразил тогда диавола, запретив ему, но не своей властью, а предоставив суд Господу всех, сказав: «Бог да запретит тебе, диавол!»»
и.В.С.