Выполняю свое обещание – сообщаю результат приходского собрания 29 мая 2011 г. с участием специально прибывшего из Одессы нашего первоиерарха, Высокопреосвященнейшего митрополита Агафангела.Нашему настоятелю о. Валерию Леоничеву не удалось, как он сначала надеялся, заменить приходское собрание совещанием епархиального Совета (он не хотел откровенного обсуждения конфликта с прихожанами, требуя разговора с каждым наедине, – а приходу предлагалось только "спустить" решение Совета). Митрополит распорядился провести и Совет, и приходское собрание –
поскольку этого письменно просили 2/3 прихожан, именно для этого мы и пригласили нашего правящего архиерея – первоиерарха.
Заседание епархиального Совета было проведено накануне, 28 мая. (Совет состоит из 5 человек, включая самого о. Валерия и митрополита). К сожалению, о. Валерий не сказал ничего нового. Он не признал своей вины за публикацию на приходском сайте материалов, позорящих РПЦЗ, отрицал очевидные для всех факты своей поддержки Демина в возникшем из-за этого конфликте, объяснил конфликт "тщеславием двух соперничающих публицистов: кто кого победит" и обвинил меня в раздувании проблемы, которую, мол, никто и не заметил бы, а так она оказалась, по словам о. Валерия, направлена Назаровым и против самого митрополита. Все это он уже говорил прихожанам ранее. Иных причин, кроме "тщеславия", о. Валерий в моем сопротивлении ереси, к сожалению, не видит. И это очень печально... Однако митрополит назвал мои действия совершенно правильными.
Совещание приняло резолюцию из двух пунктов, предложенную м. Агафангелом, текст которой, однако, щадя самолюбие о. Валерия, согласно его просьбе решили официально не публиковать как документ. Мне было разрешено митрополитом лишь передать тут, на форуме, ее смысл. Он мало чем отличается от предшествовавших высказываний владыки в его ЖЖ:
верования Демина (гитлеризм, расизм, отрицание истинности Св. Писания, хилиазм) признаны еретическими и недопустимыми в Русской Православной Церкви за границей; действия Назарова признаны правильными, ибо он противопоставил пропаганде идей Демина православное учение и защитил авторитет РПЦЗ. Известить об этом всех, кто следил за данной дискуссией, всех друзей и недругов, считаю важным (именно для авторитета РПЦЗ).
Решение это было оглашено на следующий день на приходском собрании после литургии с участием первоиерарха. Об этом собрании считаю нужным также сказать несколько слов, ибо оно реабилитирует облик нашей Церкви.
М. Агафангел вновь осудил верования Демина (включая осужденную Церковью ересь хилиазма) и предложил ему отречься от них, подчеркнув, что иначе его невозможно допускать к причастию. Никто не защищал Демина. Только сам Демин пытался отстаивать свои идеи по пунктам, ссылаясь на писания философа В. Розанова и других авторов, но, в конце концов, пообещал митрополиту
"подумать" и не высказываться больше публично. Такой ответ на данный момент нашего первоиерарха удовлетворил, ибо для него было важно в первую очередь подтвердить несовместимость публиковавшихся взглядов Демина с пребыванием в РПЦЗ. "А дальше будет видно, кто как себя поведет"...
Отец Валерий разочаровал даже многих своих верных чад. Он
вновь лукаво пытался отрицать безспорные факты своей поддержки и поощрения Демина, вновь обвинял меня в "тщеславии" и раздувании конфликта. На вопрос прихожан: не признает ли настоятель за собой хоть какую-то вину, ведь скандал начался с публикаций Демина на приходском сайте РПЦЗ (где они находились более полугода несмотря на протесты прихожан), – о. Валерий сказал, что – да, признает свою вину и кается:
он допустил ошибку, "переоценив интеллектуальные способности" московских прихожан, которые не поняли, что материалы Демина публиковались без комментариев лишь для того, чтобы люди могли сами сделать из них правильные выводы. Иных ошибок о. Валерий, к сожалению, за собой не признал.
И.о. чтеца Филатчев, отличившийся пафосно-обличительными рассылками на Страстной седмице (см. выше), на собрании присутствовал, но так и не привел обещанных "после поста" доказательств моей "лжи", "безчестия" и т.п. Так у православных не принято, и мне его очень жаль в том положении, в которое он сам себя поставил. Матушка Леоничева тоже не привела доказательств своих обвинений меня в работе на КГБ (это обвинение было озвучено и на нашем форуме Деминым – см. выше). На ее и Демина единственный аргумент – про подписку о сотрудничестве с КГБ, данную мною в 1975 г. перед выездом переводчиком в Алжир на строительство завода и якобы "не взятую обратно" (?), я объяснил, что такое условие в советское время предъявлялось всем переводчикам (поскольку они контактируют с иностранцами), я этого факта с самого начала не скрывал перед друзьями и ни одной услуги КГБ не сделал, а через три месяца порвал все отношения с советскими властями, став эмигрантом. Об этом я написал и в книге "Миссия русской эмиграции" (1990, гл. 2:
http://www.rusidea.org/?a=431001 ), от меня же мои обвинители об этой подписке и узнали. Всей моей последующей жизнью та подписка была давно аннулирована, так что "брать ее назад" специально для матушки Леоничевой и Демина мне и в голову не приходило.
Следуя примеру апостола Павла (
«Люди клянутся высшим, и клятва в удостоверение оканчивает всякий спор их» (Евр. 6:16), мы с женой поклялись перед приходом на Библии словами апостола (2 Кор. 1:23):
«Мы рабы Божии ... ... Бога призываем во свидетеля на души наши, что мы никогда не работали, не работаем, не сотрудничали и не сотрудничаем с какой-либо спецслужбой: КГБ (включая Отдел внешних церковных сношений МП, ФСБ, Администрацию Президента РФ), ЦРУ, Моссад, и прочее». На этом считаю клеветнические бездоказательные обвинения (в т.ч. кирилловской "Нашей страны") в свой адрес исчерпанными - они мне уже изрядно надоели. А желающие их продолжить – пусть сначала поспорят с Платоновым-Сениным-Ивашовым, на кого я работаю: на КГБ или на ЦРУ.
Высокопреосвященнейший митрополит Агафангел при подобных нестроениях всегда выбирает мягкие выражения, стремясь примирить конфликтующие стороны. В своих проповедях он также призвал к восстановлению мира в приходе. Но в данных условиях примирение, к сожалению, оказалось невозможно, ибо оно было бы возможно только в Истине.
Около половины прихожан (это вскоре будет уточнено) не могут больше по совести считать о. Валерия своим настоятелем, тем более что выяснились случаи разглашения им тайны исповеди. Мы намерены, испросив благословение нашего архиерея, служить мiрским чином и исповедываться у другого духовенства РПЦЗ в ожидании, что Господь со временем пошлет нашему приходу Св. Новомучеников и Исповедников Российских другого, доброго, священника.Накануне о. Валерий потребовал убрать с сайта РИ все материалы данной дискуссии, но это требование не было поддержано митрополитом. Нельзя не понимать, что раз уж тексты Демина и вместе с ними возникшая проблема были выставлены о. Валерием в интернет – последовавшие дискуссионные материалы на сайте РИ полезны для опровержения не только дискредитирующей нашу Церковь деятельности Демина, но и всех дальнейших возможных метастаз гитлеризма, расизма и хилиазма (который теперь ограничен закрытым кружком в несколько человек в приходе о. Валерия, где не отрекшегося от своих верований Демина будут по-прежнему допускать к причастию, ибо о. Валерий его взгляды ересью не считает, назвав их привлекательными для молодежи). И, кроме того, эти материалы также показывают, что
в РПЦЗ даже мiрянин может успешно отстаивать истину в противостоянии своему настоятелю, впавшему в прелесть. А если "правоохранительные органы" РФ надумают предъявить нашему приходу обвинение в "экстремизме" – данная дискуссия и ее итог послужат возможным щитом.
Прощаясь, Высокопреосвященнейший митрополит Агафангел еще раз поблагодарил меня за все усилия по защите авторитета РПЦЗ от недопустимых и дискредитирующих публикаций.
В свою очередь, я благодарю р.Б. Вячеслава Демина за то, что своими действиями он помог нам лучше и скорее рассмотреть внезапное заболевание нашего настоятеля – еще недавно доброго нашего пастыря, к несчастью, впавшего в хилиазм и саркастическую гордыню с психологией "великого инквизитора". Как ему помочь? Мы пытались, но... К сожалению, дошло до конфликта - не по нашей вине. Теперь излечение возможно только через искреннее покаяние, а не лукавое самооправдание. На собрании я сказал Вячеславу Константиновичу, что охотно прощу и его, и обниму как собрата и соратника, уважая его ценные качества, если он оставит свои заблуждения и войдет в лоно Церкви. Дай то Бог.