Здравствуйте, дорогой о Господе Михаил Викторович! Сердечно благодарю Вас за доброе слово и гостеприимную заботу на Вашем форуме. Но, наверное, не стоит никому безпокоиться о приобретении для моего почтового ящика более качественного оборудования: все это неслыханно дорого, а уже имеющееся у меня все-таки работает, хотя и не всегда, как Вы заметили, безупречно. Но, Бог даст, не потеряемся. Спаси Господь! Пользуясь случаем, хочу, кстати, поздравить Вас, досточтимый брат Михаил, с днем Вашего небесного покровителя, Архистратига Божия Михаила; да дарует Вам Господь, по его неусыпным молитвам, крепости душевной и телесной, здравия во всем и обилие всеспасительной благодати!
Поскольку же в Вашем предыдущем письме затронут вопрос – как быть с «мудростью Павловой» в наше последнее, вероотступническое время? – осмелюсь, если Бог благословит, предложить на Ваш суд и несколько собственных соображений. Простите, если не во всем окажусь с Вами или Вашими соратниками солидарен. Впрочем, на то ведь он и «форум», что, вероятно, каждый может высказывать свою точку зрения на то или другое явление, не навязывая ее никому.
Итак – как быть с мудростью Павловой в наши, окаянные дни? Совершенно разделяю Ваше мнение, относительно имеющейся несомненной разницы между ними и апостольскими временами. Но в контексте разбираемой нами темы, а именно: подлости и измены в современной церковной среде – она, может быть, и не столь существенна, поскольку как тогда у Христа было много врагов, так и сейчас нисколько не меньше. Тогда, на первых христиан напирали «жидови с языцами» – и сейчас ведь все тот же коварный и хитрый враг подстерегает нас отовсюду, разве что еще более изощренный и опытный в деле погубления и порчи христианских душ. Стало быть, бороться с ними надо как раз (и в первую очередь!) апостольскими способами или, если это высоко сказано, хотя бы не сбрасывать их со счету.
Другое дело – разобраться, почему Апостол, этот неустрашимый и безкомпромиссный Воин Христов именно так, а не иначе повел себя перед недругами-христоборцами. Ведь мог бы, извините, как-нибудь там «заушить» врага Господня («парень»-то он, видать, был не слабше Константина Юрьевича) или хотя бы проклясть жида, вместе со всеми его клевретами: Фистами, министрами, тогдашними «папистами» и т.п.,- поскольку все равно же всякому, «кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема; маран-афа»(1Кор.16,22). Думаю, Апостол сменил гнев на милость (Деян.23,5) для того, чтобы не хулилось имя проповедуемого им Бога, чего бы он вряд ли достиг, если б хлестал всех этих «козлищ», «кротов», «дятлов» да «стукачей» с «ехиднами» по глазам молниями обличений и досад. Позже он в посланиях, например, к Тимофею (2; 2,24) и Титу (3,2), станет настойчиво проговаривать одну и ту же, похожую мысль: «рабу Божию не подобает сваритися, но быти тиху и кротку». –«Ибо,-продолжает,- и мы были некогда несмысленны и непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас…» (Тит.3,3-5) и прочее. И разве же не был наш святой Павел, написавший это, некогда страшным иудейским «агентом» Савлом, и не получал ли он тогда одобрений и своего рода «почетных грамот» от тамошних «чрезвычайных комиссий», когда и сам признается, что в те времена «преуспел в жидовстве паче многих сверстник» своих (Гал.1,14)?
Говорят, Матерь Божия, вопреки человеческой логике, усиленно молилась за него тогда, видя этого дышащего злобой юношу в самом, может быть, безобразном эпизоде его жизни – врывающимся в христианские дома и выволакивающим оттуда невинных людей на растерзание жидовской «чрезвычайке», а затем преданно стерегущим одежды их звероподобных убийц (Деян.7,58; 8,1-3; 9,1-2). Молилась - когда многие «СПРАВЕДЛИВО» проклинали!
Вспомнить впору, как и Господь наш Иисус Христос, сказав: «на седалище Моисеевом сели книжники и фарисеи», почему-то не призвал -при таком-то страшном изобличении негодников!- к их свержению, замене на других, лучших или к устроению какого-либо альтернативного «седалища», но велел нечто иное,- желая, видимо, чтобы и этим негодяям когда-нибудь «явились благодать и человеколюбие». А почему нет? Пока человек жив, он ведь еще не погиб для Бога.
Впрочем, досточтимый Михаил Викторович, я вовсе не призываю, как может показаться, вести соглашательскую политику с вероотстпупниками и молчать. Сказано: «отчасти и обличайте» (Еф.5,11). Просто нахожу, что у некоторых наших ревнителей эти «отчасти» явно переходят в какие-то сплошные «чрезвычайсти» и начинают уже принимать вид откровенно революционного или ницшеанского («падающего подтолкни»!) характера: Патриарха не поминать, кого-то там, в «КэГэБ-ешной» МП свергать, с третьего-четвертого портки снимать, за пятым бежать, первого опять ловить-догонять… Нет, это уже слишком: где чрезмерность, говорят святые Отцы, там дьявол. Зная Вас, Михаил Викторович, не первый год как тонкого современного мыслителя и богобоязненного человека, чьи многие добрые начинания сам вседушевно поддерживаю, не могу не сказать Вам об этом.
Надо-то, сдается, в Церкви Господней - всего-навсего!- с прилежанием и без суеты делать работу, «на нюже постави тя Бог». Всё! Остальное, как-то: возвышение, осуждение, низложение, или даже наказание иерархов и т.д. и т.п.- оставим Его высшему промыслу (ибо КТО, ЯКО БОГ знает все обо всех?!).
А вот как приблизительно то же самое, но несколько иными словами объясняет святитель Феофан Вышенский. Мы, учит богодухновенный Затворник, являясь рабами Христовыми и одновременно находясь под властью наших владык («князей»), не все повелеваемое последними обязаны исполнять, а лишь не противное Богу, противное же, аще оное прилучится, должны несомненно отвергать, не вырываясь, впрочем, подчеркивает Святитель, по последней причине из-под их власти. Почему, спросим? Потому, что и на это, можно быть уверенным, есть особый божественный замысел. Какой - отчасти можно уже догадаться, например, из притчи о плевелах (Мф.13,29).
Итак, «Мне отмщение, - говорит Господь, – Аз воздам!» и «…время близко. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Отк. 22,10-12).
Кстати, не задумывались ли Вы, брате Михаиле, почему Господь сказал «скоро», тогда как об этом «скоро» мы читаем и говорим вот уже 2 тысячи лет?! Очевидно, слово «скоро» употреблено здесь не столько во временном значении, сколько в предупредительном, психологическом - чтобы отсечь у верных самый позыв к нарушению установленных Богом границ и посягательству на Его ведомство (хотя, разумеется, все Его)? Не по этой ли, в самом деле, причине благоговейнейший Павел остановил начатую, было, обличительную речь и т.с. осадил своих «огненных коней».
Ведь вот и Вы, Михаил Викторович, часто повторяете, что не все в нашем движении ЖБСИ надо напирать на собственные усилия, но необходимо предоставлять место и Божиему промыслу, с чем нельзя не согласиться. Главное, повторюсь и я, не посшибать нам сгоряча тех самых своих « пограничных столбов» и не вылететь на запретную зону, за которой может ожидать полный крах. Не дай-то Бог!
Вот собственно и все, что мне хотелось донести Вам в данном слове, или, если угодно, ослином крике.
Еще раз искренне поздравляю Вас с днем Всесветлого Вашего Ангела! Многая Вам и благая лета!
Простите, если доставил какую-либо неприятность или ненароком чем-нибудь оскорбил.
С любовью о Христе, игум. Варсонофий.