ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Омерзительная новость пришла из Испании. Верховный суд этой страны одобрил решение правительства социалистов об эксгумации останков Франциско Франко из мемориала "Долина Павших". Маленький человек с усиками внешне совсем не походил на героя. Но тем не менее именно он, будучи безстрашным офицером и молодым генералом, стал национальным героем Испании. Не удивительно, что именно его выбрали вождем белых испанцев.
Интеллектуал, всегда скромный и целомудренный в личной жизни, любящий отец и верный муж, Франциско Франко был истовым католиком. Правда последние годы его жизни омрачились предательством Ватикана. Римский папа Павел VI отрекся от своего самого верного рыцаря. Но, несмотря на это, до конца своих дней Франко оставался верным Господу и Деве Марии. Даже перед смертью Франко, в последний раз обращаясь к толпе испанцев, имел дерзость говорить об угрозе масонства и коммунизма.
Кем же был на самом деле каудильо Франко? Масоны, коммунисты, социалисты, либералы, геи, лесбиянки в один голос заявляют: «Франко – кровавый диктатор, тиран, мешавший прогрессу человечества». Но звучат, пусть и очень робко, другие точки зрения.
В журнале «Сноб» опубликовано интервью Константина Эггерта с настоятелем монастыря в Долине Павших Сантьяго Монтенегро в монастыре Святого Креста.
«Сантьяго Кантера Монтенегро никогда не думал, что станет знаменитостью в своей родной Испании, героем — для одних, символом реакции — для других. Мягкий и обходительный 47-летний историк принял 12 лет назад монашеский обет в ордене бенедиктинцев. Сегодня он — приор (главный администратор) монастыря Святого Креста в Долине павших под Мадридом. Отец Сантьяго, два десятка монахов и несколько мирян ухаживают за гигантской — 400 метров в длину — вырубленной в скале базиликой и стоящим над ней 150-метровым крестом. За стенами храма похоронены 40 тысяч погибших в гражданской войне 1936–1939 годов — по 20 тысяч со стороны национальных сил Франко и их противников-республиканцев. Именно в базилике похоронен каудильо Испании Франсиско Франко. Братия под руководством своего приора не первый год противостоит попыткам испанских социалистов эксгумировать и перезахоронить тело диктатора. Левые считают Долину павших мемориалом франкизма, монахи и испанские правые — местом примирения и поминовения всех погибших.»
Ɔ. Вы — монах, но также и историк по образованию. Вызывает ли это место у вас особые чувства?
— Я прежде всего монах. Для меня особая миссия — молиться о мире и упокоении тех людей, которые здесь погребены, — как воевавших на стороне Франко, так и республиканцев. Смысл этого места — в примирении испанцев, хотя из-за политической пропаганды общество перестало его так воспринимать. Но меня, человека бенедиктинской монашеской традиции, это не пугает.
>Ɔ. Как у Франко возникла идея создания Долины павших с монастырем и базиликой?
— Похоже, что замысел создать этот комплекс появился у него еще во время войны. Первый документ, который свидетельствует об этом его желании, датирован 1 апреля 1940 года, ровно через год после окончания войны. Строительство началось в 1942–1943 году, а закончилось в 1958-м.
Идея была в том, чтобы построить памятник, точнее, христианскую святыню, посвященную жертвам гражданской войны с обеих сторон. Поэтому здесь есть крест, базилика и монастырь.
Была большая полемика по поводу заключенных-республиканцев, которые участвовали в строительстве. Левые политические силы пытались это представить как разновидность концентрационного лагеря для рабов, которых всячески унижали. Но это миф!
Между 1943 и 1950 годами здесь, наравне с вольнонаемными, действительно трудились и заключенные из числа республиканцев — в общей сложности около 2 тысяч человек. Они работали в особом режиме: время, проведенное на стройке, шло в зачет тюремного срока. Как вольнонаемным, им платили зарплату, гарантировали медицинское обслуживание и возможность учиться в свободное от работы время. Более того, здесь они могли свободно передвигаться. И, в конце концов, это был их добровольный выбор. Случалось, что сюда летом на пару-тройку недель приезжали родственники заключенных, чтобы пожить рядом со своими близкими. По истечении срока некоторые бывшие заключенные даже оставались работать в Долине павших. Многие, как и вольнонаемные, получали бесплатное жилье в Мадриде.
Не совсем ясно, сколько всего людей погибло во время стройки. Но мы считаем, что их было 14 человек. Во всяком случае, точно не несколько сотен.
Ɔ. Если посмотреть на последние события, связанные с базиликой, то приходишь к выводу: спустя 80 лет после официальной даты окончания гражданской войны она на самом деле не завершилась.
‒ Гражданская война была фактически реанимирована в 2007 году во время правления премьера-социалиста Хосе Луиса Родригеса Сапатеро законом «Об исторической памяти». Именно тогда пробудилась ненависть, которую до этого, казалось, мы преодолели. Фактически это была попытка переписать историю Испании. Причем не только современной, но и историю страны в принципе — из-за особой роли, которую сыграло в ней христианство. Да, бóльшая часть левых в Испании не приняла своего поражения в войне с Франко. Но это не всё: усилия, направленные на делегитимацию Франко, также направлены и на делегитимацию монархии.
Конечная цель левых состоит в создании секулярной версии истории и новой республики. Вдобавок политики левого крыла используют эту тему как отвлекающий маневр, чтобы уйти от реальных проблем общества и страны.
Ɔ. А вы не преувеличиваете угрозу, исходящую от левых? Со стороны это выглядит как очередная теория заговора.
‒ Нет (смеется). Левые пытаются манипулировать общественным сознанием, но эта манипуляция не отвечает реальным интересам людей. В Испании политики движутся в одном направлении, а общество — в другом. Большинство испанцев вообще не интересует, где похоронен Франко. Они хотят решать свои насущные экономические и финансовые проблемы. Но левые политические силы заинтересованы в том, чтобы разжигать ненависть.
Ɔ. Если по-простому, Франко — хороший или плохой исторический деятель?
‒ Очевидно, как любой правитель, Франко совершал ошибки. Но у него есть три главные заслуги перед Испанией. Во-первых, он смог предотвратить приход к власти в стране коммунистов. Во-вторых, он не допустил ее вступления во Вторую мировую войну и в некоторых моментах смог остановить Гитлера, который на тот момент был хозяином Европы. Например, когда Гитлер потребовал пропустить вермахт через Пиренеи, чтобы атаковать принадлежащий Британии Гибралтар. В-третьих, он сумел превратить очень сильно пострадавшую от гражданской войны страну в девятую экономику мира, где защищены права собственности.
Для католической церкви фигура Франко — символ прекращения кошмарных гонений, которым она подвергалась при республике. Как правитель Испании он видел своей обязанностью поддерживать духовную жизнь Церкви и давать ей свободу. Но, насколько я вижу, иерархи католической церкви в Испании до конца не осознают, как много Франко сделал для нее.
Ɔ. В чем это выражается?
‒ Церковь в Испании очень не хочет, чтобы ее ассоциировали с Франко. Она пытается избежать любых дискуссий, связанных с ним и, в частности, с эксгумацией.
Но ей не удастся остаться в стороне. Ни один человек, похороненный в церковной ограде, не может быть эксгумирован без ее, церкви, разрешения. Поэтому тут вопрос не только в самом Франко. У церкви есть долг защищать свои храмы и свои права. В этой ситуации она должна защищать Франко, как и любого другого мирянина.
Ɔ. То, что католическая церковь была так близка с режимом Франко уже после войны и что она стала ассоциироваться с его режимом, сильно ударило по ее авторитету, когда он умер, ведь так?
‒ Конечно, эта связь была. Церкви в Испании была дана большая свобода, перед ней были открыты все двери. Поэтому, конечно, существует образ Церкви, связанной с определенным политическим режимом. Но Франко, будучи правителем-католиком, всегда очень прислушивался к голосу церкви в вопросах, связанных с устроением государства. Более того, он признал католическую веру как официальную в Испании. Когда Второй Ватиканский собор провел реформу богослужений, и не только, Франко принял эти перемены. То есть, другими словами, он пытался быть верным, послушным сыном церкви.
Ɔ. Есть ли те, кто поддерживает вас и братию монастыря в связи с нынешней ситуацией?
‒ Бóльшая часть СМИ, которая находится под контролем левых политических сил, поддерживает эксгумацию. Есть другие медиа, которые солидарны с нами и выступают против нее. У человека, который будет судить о ситуации только по публикациям в СМИ, наверняка сложится впечатление, что большинство людей в Испании за эксгумацию. Но опросы общественного мнения дают совершенно иную картину: большинство людей не хотят беспокоить прах Франко, считают, что мертвых надо оставить в покое. Мы чувствуем поддержку многих испанцев, в том числе живущих за границей. Они нам пишут, чтобы мы знали, как много людей понимает абсурдность этой ситуации.
Ɔ. Какова роль королевской семьи во всем этом деле?
‒ У нас нет прямого контакта с членами королевской семьи. Понятно, что своим троном она обязана Франко, который восстановил монархию. Для них это неудобный вопрос. Так что пока с их стороны никакого заявления на этот счет не было.
Ɔ. Я так понимаю, что папа Франциск тоже не делал никаких заявлений по поводу эксгумации?
‒ Нет. Этим вопросом занимался госсекретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин. На него оказывалось давление со стороны испанского правительства. Ватикан пока ведет себя дипломатически нейтрально.
Ɔ. Семья Франко ни при каких условиях не даст согласия на эксгумацию?
‒ Да, семья — а это семь внуков и внучек — категорически против. Может быть, если бы правительство изначально вступило в разумный диалог с семьей, можно было достичь согласия. Но поскольку оно фактически попыталось навязать семье свое решение, то, конечно, родственники стали сопротивляться.
Ɔ. Кто финансирует комплекс Долина Павших?
‒ Это место имеет особый статус. За Долину павших отвечает Фонд Святого Креста, бенефициар этого фонда — наше аббатство. Попечитель фонда — король, который делегировал эти полномочия госведомству, отвечающему за национальное культурное достояние. В сущности, наше финансовое положение зависит от правительства.
В принципе, все поступления в фонд должны идти на поддержание Долины павших и самого аббатства. Но средств, которые до нас доходят, не хватает на содержание этого гигантского комплекса и нашей общеобразовательной школы для мальчиков.
Более того, правительство нынешнего премьера-социалиста Педро Санчеса удержало финансирование за 2018 и за 2019 годы. Это форма удушения, это шантаж. Цель ведь не только в том, чтобы эксгумировать Франко, а в полной десакрализации, более того, дехристианизации Долины павших и дальнейшем ее превращении в подобие музея ужасов франкизма. И для этого с нами, с нашим присутствием здесь нужно покончить. Поскольку законным образом это сделать невозможно, то правительство пытается создать ситуацию, при которой мы будем вынуждены отсюда уйти сами.
Между 2009 и 2010 годами правительство Сапатеро закрывало Долину павших. В ноябре 2010-го верующим было запрещено участвовать в богослужениях в базилике. В ответ мы вышли навстречу верующим: отслужили мессу на открытом воздухе, прямо на въезде в Долину. Шел снег, было довольно холодно, ведь мы находимся на высоте 1400 метров над уровнем моря. На это живо откликнулись СМИ, и правительство было вынуждено дать задний ход. Они поняли, что законным образом с нами сложно покончить, что мы община, которая готова сопротивляться
Ɔ. В современной России про гражданскую войну в Испании говорят точно так же, как говорили при СССР: франкистский режим описывается как фашистский, а сама война — как «первая схватка с фашизмом». Так был ли Франко фашистом?
‒ В целом нет, не был. Режим Франко адаптировался к разным историческим моментам. В первое время он, вероятно, имел некоторые характеристики фашизма. Конечно, это был диктаторский режим. Но он никогда не принимал тоталитарных форм. Прежде всего, благодаря своей ориентации на католицизм. Кроме того, внутри режима существовали разные политические группы, например, христианские демократы.
После поражения нацизма и фашизма во Второй мировой войне испанское общество становилось все более открытым к другим западным обществам. А в конце 1950-х — начале 1960-х, все при том же Франко, Испания и вовсе вступила в эпоху правления технократов, которые и провели главные экономические реформы.
Ɔ. Испанская «Голубая дивизия» воевала в Советском Союзе. То есть формально страна соблюдала нейтралитет, но фактически Франко был союзником Гитлера. Это форма сотрудничества с нацизмом.
‒ Во время гражданской войны Германия Гитлера и Италия Муссолини поддерживали национальные войска Франко. Когда гражданская война завершилась, Гитлер давил на него, чтобы Испания вступила в войну на стороне Германии. Но прошло всего лишь три года после окончания войны, Испания была на дне и не смогла бы пережить новую. Франко это очень хорошо понимал. Один из его советников, начальник штаба флота Луис Карреро Бланко, который стал премьер-министром после Франко, советовал не вступать в войну на стороне Гитлера, поскольку, по его мнению, победа всё равно будет на стороне Великобритании. И это было до того, как в войну вступили США.
Во время переговоров в городке Андайе, на границе между Францией и Испанией, Франко предложил Гитлеру условия, которые тому было тяжело принять. Кроме того, он опоздал на встречу, чем заставил Гитлера понервничать. Конечно, Франко был под определенным давлением: он понимал, что если Испания откажется вступить в войну, то есть риск, что немцы вторгнутся в Испанию. Но он нашел в себе силы сделать все, чтобы немцы не перешли Пиренеи и не захватили Гибралтар.
Поэтому, когда Германия вторглась в СССР, Франко оказался в новой ситуации, в которой было два ключевых элемента. Во-первых, представилась возможность "поблагодарить" Германию за поддержку во время гражданской войны и таким образом слегка успокоить Гитлера. Во-вторых, сама концепция "Голубой дивизии" состояла в том, что она боролась не с русским народом, а с коммунизмом. Испанские военные именно так свое участие в ней и воспринимали. И они очень смело сражались.
Иногда они не подчинялись приказам германского командования, которое, в частности, запрещало контакты с русским населением. Служившие в "Голубой дивизии" уже почти все умерли. С кем-то из них я общался. И они рассказывали о взаимной симпатии с русскими. Сохранилось множество фотографий, которые подтверждают эти рассказы. Были случаи, когда испанские солдаты возвращались домой с русскими женами.
Ɔ. В СССР участие в номинально добровольческих подразделениях, воевавших в Испании, на самом деле было обязательным, даже принудительным. Видимо, то же самое было с итальянцами и немцами, воевавшими за Франко. А "Голубая дивизия" была добровольческой?
‒ Не могу сказать с полной уверенностью. Насколько я знаю, большая часть "Голубой дивизии" состояла из настоящих добровольцев. Но говорят, что некоторые шли в нее не совсем по своей воле.
Благодарим отца Андрея Кордочкина за помощь в организации визита и перевод интервью» (https://snob.ru/entry/183048/).
В заключение хочу добавить: апологеты каудильо напоминают, что благодаря Франко Испания не была втянута во Вторую мировую войну. Множество евреев и других обреченных на уничтожение нацистами нашли убежище в франкистской Испании. После знаменитой встречи Гитлера с Франко, которая внешне, казалось, была самой дипломатической любезностью, бесноватый фюрер заявил, что он скорее даст себе вырвать несколько здоровых зубов, чем еще раз согласится встречаться с Франко. Благочестивый диктатор спас Испанию от коммунизма, нацизма и вероломных масонов. Он постарался сделать возможным примирение народа под сенью Креста Господа нашего Иисуса Христа. Но, как мы видим, далеко не все готовы принять мир.
ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Франко после его смерти был оболган, он был назван фашистом и пособником Гитлера. Так его представляла советская и мiровая левая пропаганда и при его жизни. Франко обвиняют и в том, что он развязал кровавую гражданскую войну в Испании. При этом предаются забвению или отрицаются факты небывалых гонений на христианскую веру и террор по отношению к христианам-католикам, которые развязали в 20-30-е годы леваки.
В бытность клириком Александро-Невского собора Ижевска я однажды имел разговор на эту тему с прихожанкой, знающей испанский язык, имеющей родственников в Испании и даже бывшей переводчицей, когда президент Венесуэлы Уго Чавес приезжал в Ижевск. Оказалось, она ничего не знала о гонениях на христианство в Испании и, более того, отрицала их.
Франко, волею судеб Божиих, оказался тем человеком, который возглавил борьбу остававшихся верными Христу испанцев с красным богоборческим зверем за традиционные христианские ценности и уклад жизни. Гитлер тогда помог ему победить в этой борьбе с безбожным коммунизмом, за что впоследствии требовал от Франко вступить во Вторую мiровую союзником Германии. Только в этом контексте можно по достоинству оценить мужество и самостоятельность испанского каудильо, который отказался это сделать, ограничившись лишь "Голубой дивизией" и рассматривая участие последней как борьбу с коммунизмом, а не с русским народом. Франко отказался пропустить германские войска через Пиренеи для захвата Гибралтара, бывшего тогда владениями Англии. Франко не был расистом. В Испании находили приют жертвы гитлеровских нацистов во время Второй мiровой войны.
Нам, как православным христианам, необходимо помнить о том, что Франциско Франко был глубоко верующим в Спасителя человеком, рассматривая все стороны общественной и политической жизни с христианской точки зрения. Видя наступление мiровой апостасии, он пытался оградить испанцев от ее душепагубного действия, запрещая свободу содомского разврата. В своих многочисленных статьях лидер Испании обличал богоборческий коммунизм, уравнивающий добро и зло антихристианский либерализм и масонство. Разумеется заправилы мiровой закулисы этого ему простить не могут до сих пор, им не дают покоя даже его останки, покоящиеся в созданном им мемориале «Долина Павших», где захоронены жертвы гражданской войны с обеих сторон.
К сожалению, находятся среди наших соотечественников-антикоммунистов те, кто приветствует одобрение Верховным судом Испании переноса могилы Франко в другое, менее почетное место. При этом они говорят, что неплохо сделать так же с мумией Ленина в мавзолее. Последнее было бы действительно очень хорошо, тем более, что Ленин большевиками был не захоронен, а мумифицирован с намерением еще раз бросить вызов Богу. Но сравнивать очищение Красной площади с решением правительства Испании по отношению к христолюбивому каудильо является явным недомыслием и даже кощунством. Хочется все же надеяться, что правда Божия по отношению к Франциско Франко восторжествует не только на Небе, но и на земле.
Источник: Блог Сергия Кондакова
Подробнее о жизни и деятельности Ф. Франко статья в календаре: 20.11.1975. ‒ Умер Глава Испанского государства Франсиско Франко, спаситель испанского народа от красного террора
Назаревич в очередной раз демонстрирует свое жидовство. Как можно нахваливать на "православном" сайте потомка марранов и тем более еретика католика, принявшего даже отступничество жидовствующего второго Ватиканского собора. И ижевские батюшки из РПЦЗ тоже в очередной раз демонстрируют свою "богословскую" всеядность, о чем я уже не раз отмечал.
Я ждал такой "бдительной" реакции. Уважаемый викинг, вполне понимаю Ваше негодование, но позвольте мне не разделять его и в данном случае. Тем более, что для Вас католик, похоже, хуже еврея. Что ж, начну свой ответ с "худшего".
Во-первых, о каждой проблеме следует судить в рамках и на уровне ее "жанра". В данной теме речь идет не о богословии, а о политике и конкретнее: о политическом противостоянии богоборцам и строителям царства антихриста в ХХ веке. И нам, русским православным, не следует высокомерно отвергать в этом деле политическое сопротивление других народов, даже нехристианских, и тем более христианских (по крайней мере, в своей исторической основе). Да, католическая церковь далеко зашла в апостасию, но считать ее самым страшным для нас злом на земле, как это делают некоторые наши православные сайты, я бы поостерегся. При том, что такие наши "ревнители" не возмущаются главным пороком в собственной апостасийно-еретической МП ‒ ее богословски оправдываемой унией с богоборческой властью, что продолжается на новом витке: и в смысле оправдания советского т.н. "сергианства", и жреческим угождением новой недостойной власти, которая у них "от Бога" в смысле служения ей "не за страх а за совесть".
Во-вторых, насчет "еврейства" Франко. Похоже, это пишут некоторые еврейские авторы, примазываясь к видному историческому деятелю (что они часто делают, у них и Менделеев еврей), однако не приводя документальных доказательств. Мне давно известны такие публикации о "марранском" происхождении Франко (потому, что он спасал евреев во 2МВ), но среди них ни одной серьезной. Имени христианского испанского вождя Вы не найдете в еврейских энциклопедиях, а уж в Encyclopaedia Judaica не преминули бы это отметить в стиле "знай наших". В современной еврейской интернет-энциклопедии резко опровергают даже спасение евреев испанским "диктатором" и отмечают: "По различным источникам ходят версии об активной роли Франко в спасении евреев. При этом упоминают о его предках - евреях средних веков, впоследствии крещёных (такие предки были у значительной доли современных испанцев). Применение к нему термина "марран" некорректно, поскольку нигде не упоминается, что он сам или его предки тайно исповедовали иудаизм после крещения". http://www.ejwiki.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE
Как бы то ни было, если бы еврей по происхождению стал горячим защитником Христианства, подняв оружие в т.ч. и против своих соплеменников (каковые обильно присутствовали на стороне красных богоборцев ‒ и в западных интербригадах, и среди советских энкаведистов и политруков) ‒ то это ему можно было бы поставить только в заслугу. Вот бы все евреи брали пример с Франко. Но повторяю: его "марранство" ничем не подтверждается.
ВИКИНГ- Типичный троцко-ленинец коммодегенерат заднеприводный, простите за лексику.
На комментарий МВН от 25.10.2019 в 15:20
Комментарий очень кстати, как в духе просвещения и христианского терпения, как и уроку политической грамотности. Спасибо господину Назарову!
Что касается злобного и оскорбительного комментария подленького провокатора ВИКИНГ (от 25.10.2019 в 14:08), то с одной стороны можно было бы не публиковать эту откровенную пакость, но с другой стороны мы стали свидетелями благородства господина Назарова и получили нужное и для нас Русских Православных необходимую информацию. Можно только приветствовать мудрую политику уважаемой Православной Редакции "Русская Идея"!
Да поможет Бог вам - верные сыны России!
(Полностью солидарен с комментарием от ИСКЕНДЕР
26.10.2019 в 03:29.)
Спасибо, что возвращаете доброе имя, оболганным коммунистической властью, героям.
Ещё в 59-м году испанцы возвели грандиозный мемориальный комплекс в Долине Павших – на месте былого сражения, не принесшего победы ни той, ни другой стороне. Он посвящён как победителям, так и побеждённым. Нечто подобное, хотя и менее грандиозное, произошло сегодня у нас в Севастополе – открыт памятник жертвам российской Гражданской войны.
Не знаю, состоялось ли примирение у них в Испании (хотя я франкистам никогда ничего не простил бы, а прахом «каудильо» выстрелил бы из пушки в сторону Берлина), но у нас после гибели Советского государства подняла голову всякая великодержавная нечисть, которая, мечтая о возрождении Рос. империи, ненароком может и нынешнюю федерацию погубить. Поэтому – никакого примирения с наследниками недобитков! Победа красных была полной – хотя, как выяснилось, не окончательной. Коммунистическая идея умрёт только вместе с человечеством, но звать к новой кровавой революции в сегодняшней России – полнейшая клиника. Будем вести пропаганду в сетях, организовываться, ждать своего часа. Он придёт.
Франко защищал традиционные христианские ценности от их разрушителей - красных богоборцев. Он победил в противостоянии им, и его мемориальный комплекс - это победа добра над злом, с великодушным отказом от мести заблудшим побежденным с призывом к их покаянию и примирению во Христе. Нынешний же памятник примирения в Севастополе - это утверждение победы богоборческого зла над исторической Россией с навязыванием всему народу кощунственного "примирения" Христа и сатаны. В 1991 году вас победили не белые, а желтые (от цвета жидовского золота). Сохранившиеся преемники белых зовут не к "кровавой революции", а к восстановлению исторической Российской государственности и четкому разделению добра и зла в истории. Вы же, красные сатанисты, всё еще упиваетесь пролитыми морями крови в вашем Русском холокосте. Имена ваших палачей-богоборцев и памятники им всё еще покрывают оккупированную ими (вами) Россию. Но надеюсь, что ваш новый час не придет.