6 ноября 1957 года, накануне 40-летней годовщины большевицкого переворота, в СССР закладывается традиция создания "вечных огней" в местах революционной и военной памяти.
На Руси, как и во всех христианских странах, традиционное отношение людей к словосочетанию "вечный огонь", то есть пламень неугасимый, был окрашен строго негативным оттенком, оно воспринималось исключительно как образ адских мук, геены огненной.
Тема ритуального огня, характерная для многих языческих культов, наравне с каббалистической пентаграммой, была очень близка большевикам, стемившимся раздуть из искры пламя, разжечь "пожар мировой революции". Рисованное изображение огненных языков, факелов, костров встречается на плакатах, эмблемах, значках и государственных наградах.
Свидетельсто о негативном отношении Церкви к языческому поклонению “вечному огню” содержится в Священном Писании, канонических книгах, богослужебной и духовной литературе, в обиходных и праздничных службах годичного круга. Кроме того, есть иконы Страшного Суда, во многих старинных монастырских и приходских храмах на западной стене написан Страшный Суд, где внизу, слева от Господа — сатана в полыхающем вечном огне, в который идут нераскаявшиеся грешники.
Не случайно, наверное, уже не рисованное, а самое настоящее воплощение ритуального огня, подобного огню на идолопоклонческих жертвенниках, появилось и стало стремительно распространяться и даже насаждаться по всей стране в период начала очередного, хрущевского гонения на Церковь и верующих. Очевидно, идеологи сочли, что массовое сознание советского народа уже достаточно подготовлено массированной атеистической пропагандой и тотальными репрессиями против Веры и верующих к принятию нового антихристианского символа.
До сих пор сакрализованное поклонение "вечным огням" продолжается, и на волне весьма специфического "подъема патриотизма", связанного исключительно с Победой над гитлеровской Германией в 1945 году, набирает новые обороты. Пост номер один в государстве, четко обозначающий официальные государственные идеологические акценты, теперь находится именно у вечного огня на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены.
Набирает силу и разрастается с каждым годом, ставший уже обязательным сатанинский ритуал — поклонение адскому “вечному огню”. Что еще раз показывает нам, что эрзац-религия коммунизма никуда не исчезла, а мимикрирует и принимает все новые формы.
«У Платона, в его диалоге «О государстве», есть любопытная мысль. Он пишет, что государство, исповедующее негармоническую музыку, обречено на гибель. В современном мире очень много именно такой, негармонической, музыки, которая растлевает и рушит. Продолжается непримиримая война символов, влияющих на нашу жизнь самым непосредственным образом. А символы бывают только двух видов: либо Божественные, либо Сатанинские. Одни спасают, другие губят. «Вечный огонь», пожалуй, пострашнее всех остальных, потому что является буквальной метафорой геенны огненной. Тем более, когда он «украшен» сатанинской пентаграммой — пятиконечной звездой» - пишет петербуржский художник Александр Крылов.
Постоянно поддерживаемый огонь - атрибут многих языческих культов с далекой древности.
В постхристианском мире вечный огонь впервые был зажжен в Париже - колыбели первой безбожной революции - у Триумфальной арки на могиле Неизвестного солдата, в которой были погребены останки французского солдата, погибшего в боях Первой мировой войны. Огонь в мемориале появился спустя два года после его открытия. В 1921 году французский скульптор Грегуар Кальве выдвинул предложение: оборудовать памятник специальной газовой горелкой, которая позволяла бы освещать гробницу в темное время суток. Эту идею в октябре 1923 года активно поддержал журналист Габриель Буасси. 11 ноября 1923 года в 18.00 военный министр Франции Андре Мажино в торжественной обстановке впервые зажег пламя мемориального огня. С этого дня огонь на мемориале зажигается ежедневно в 18.30, в церемонии участвуют ветераны Второй мировой войны.
Традиция была заимствована многими государствами, которые создавали национальные и городские памятники в память о солдатах, павших в Первой мировой. Вечный огонь в 1930-1940-х годах был зажжен в Бельгии, Португалии, Румынии, Чехии.
(...)
Вечный огонь в память о погибших во Второй мировой войне был зажжен во многих странах Европы, Азии, а также в Канаде и США.
Первый в СССР «Вечный огонь» зажжён в посёлке Первомайский Щёкинского района Тульской области 9 мая 1957 года в память о павших в Великой Отечественной войне. Однако Вечным в полном смысле этих слов его назвать нельзя, поскольку его горение регулярно прекращалось (до 2013 года в течение более чем 10 лет огонь зажигался только несколько раз в году, в частности, в День Победы, день начала Великой Отечественной войны, День защитника Отечества, день освобождения Щёкино от нацистских оккупантов — 17 декабря). 6 мая 2013 года состоялась торжественная церемония восстановления непрерывного горения Вечного огня в посёлке Первомайском
Настоящий первый «вечный» огонь в СССР загорелся в октябре 1957 года в Ленинграде на Марсовом поле
В последующие годы десятки подобных мемориалов, символизирующих память о погибших в Великой Отечественной войне, открылись и в других городах России и СССР.
Памятник с "Вечным огнём" был сооружён по проекту архитектора С. Г. Майофиса, в его центре зажгли пламя в память о жертвах всех революций и войн, которые выпали на долю жителям Петербурга — Петрограда — Ленинграда.
"Вечный огонь" на Марсовом поле воспламенили от факела, зажжённого от мартеновской печи Кировского завода в Санкт-Петербурге. С 1957 года и по сей день о пламени в центре мемориала заботится газовая служба города.
Подключили "Вечный огонь" к пункту редуцирования газа в Михайловском саду газопроводом, протяжённость которого около 300 м. Частично сеть проложена под рекой Мойкой.
От "Вечного огня" на Марсовом поле в Ленинграде с помощью факела в 1965 году был зажжён "Вечный огонь" в Великом Новгороде, а в канун Великой Победы, 8 мая 1967 года зажгли — "Вечный огонь" на Могиле неизвестного солдата в Москве.
Источник (в сокращении)
См. также о современном поклонении вечному огню как официальный ритуал в РПЦ МП:
Роман Багдасаров. В РФ официально создается "композитное православие" ‒ с богоборческой символикой. С комментарием М.В. Назарова
Валентина Сологуб. Договор с преисподней (поклонение огню)