«Николе зимнему вдогонку
Никола Вешний уж спешит…
Как вспомнишь русскую сторонку,
Так больно сердце задрожит…»
(А. Ачаир «Степные звоны», 1943).
Образ Николая Чудотворца в киоте Харбинского железнодорожного вокзала
19 декабря в Русской православной церкви – день памяти св. Николая Чудотворца (Мирликийского). Николай Угодник – особая фигура для русской эмиграции. Его почитание было усвоено не только харбинцами, но и всеми жителями по линии КВЖД. Первый православный храм в Харбине – Свято-Николаевский собор – стал духовным и культурным символом города, и больше – самой России. Именно в этом храме отмечались самые большие церковные праздники и служились торжественные молебны.
Свято-Николаевский кафедральный собор зимой
Свято-Николаевский кафедральный собор в Харбине. Общий вид.
Один за другим, в разных районах, в Харбине вырастают храмы и часовни в честь святого, открываются Первое Реальное Училище и Лицей, чьим покровителем считается святой Николай. В его честь строятся храмы на станциях Эхо, Пограничной, в Чжалантуни.
Открытие Тюремного храма св. Николая. Журнал «Рубеж», 1928 г.
Русскими маньчжурцами повсеместно отмечаются дни Николая Чудотворца (Никола Зимний, 6 (19) декабря и Никола Вешний» 9 (22 мая)), справляются торжественные молебны: «Два раза в году, это был большой праздник – Никола Зимний и Никола Вешний. Было празднование в школе. Это был молебен. Если были дети, которые носили это имя, их в школе уже не было – именинников отпускали домой, это был их День Ангела. И к ним приходили из класса на День Ангела» (Н.Н. Лалетина, 1931 г.р., урож. г. Харбина, ныне – Латвия).
Наибольшей популярностью и степенью востребованности у харбинцев и всех приезжающих обладал мозаичный киот с изображением Николая Чудотворца, установленный в здании Харбинского железнодорожного вокзала. «Путник, сошедший с поезда и вошедший в здание Харбинского вокзала, прежде всего, забывая на миг путевые волнения, благоговейно замирал перед ярко освещенным образом Св. Николая Чудотворца. Оказавшись в группе таких же, как он, пассажиров, он переживал, испытывал, наверно, ту же благодать, его охватившую, какую чувствовал на себе и стоящий рядом с ним. Святое место. Занято им было не более 50–60 кв. футов. Образ Чудотворца в скромном киоте, к нему возвышение из двух ступеней, большой (свечей на 80–100) подсвечник, свечной ящик, никогда не пустующий».
«На стене здания железнодорожного вокзала Харбина висела огромная икона Святого Николая. Недалеко от иконостаса горел длинный свет, и все проходящие мимо верующие <были> будто зажжены воском» (В.Д. Дронов, 1926 г.р., урож. г. Хайлар, ныне – Австралия).
Образ был равно любим как русскими, так и китайцами: «Не было случая кражи свечей из открытого свечного ящика – явление необъяснимое для нищих и всегда полуголодных китайских рикш и чернорабочих кули».
«Там всегда была масса свечей. Причем стояли обычные два светильника, этих… как это называется… подсвечника. И китайский ящик с песком. И китайцы приходили и ставили эти свечи в песок. Когда заходишь, бывало, на вокзал, сразу запах этих свечей, такой терпкий, китайский запах свечей. Они ставили ему свечи, потом складывали молитвенно руки, несколько раз ими трясли и говорили: “Старик Никола Вокзала, помогай-ла”. Это было наверное, в тридцатых годах» (Н.Н. Лалетина, 1931 г.р., урож. г. Харбина, ныне – Латвия).
Митрополит Нестор у главной харбинской святыни – иконы святителя Николая на вокзале г. Харбина, 1947 г.
В народном сознании русских харбинцев прочно укрепилось представление о том, что Николай Угодник отвечал китайцам взаимностью. Именно китайцы защитили образ Николая в 1924 г., когда КВЖД была поделена между Советской Россией и Китаем: «Обратились к председателю правления, китайцу, с петицией: “Если русским не надо, нам надо. Старик хороший, нельзя убирать”. Советская администрация должна была уступить: китайские почитатели Угодника могли и на драку пойти». Имя «Николай» было у них необыкновенно популярно, с ним многие китайцы принимали крещение.
Харбинцы до сих пор передают из уст в уста истории о том, как «белобородый старец» уберег китайских ребятишек от обвала горы; как некий старичок помог русскому таксисту, спас его от бесчинства японских военных, дал денег и пообещал, что все будет хорошо. Таксист довез старичка до Собора – и увидел, что тот – вылитый Николай Угодник. Заступничество Николая особенно сказалось во время взятия Харбина советскими войсками. Чудесный лик явился на небесах летчикам, отправляющимся бомбить намоленный город. Святой образ не пропустил советские самолеты – летчики повернули назад. И потом, придя в храм, увидели там образ Чудотворца и поняли, кто уберег их от разрушения города. Но богохульствующего красноармейца, решившего прикурить на спор от лампады покарал – винтовка сама по себе выстрелила и убила святотатца.
Николай Чудотворец спасал и русских, и китайцев, старых и малых: «Еще эти <китайцы> говорят: «Харбин, Старик Вокзала, спасай!» Китаец один на дачу переправлялся, потонул, перевернулся, но чудесный Старик его спас. И он сходил, этот китаец, свечки ставил. Молился Николаю-Угоднику»> (В.С. Калугин, 1932 г.р., урож. станции Эхо – ныне Австралия).
В годы «культурной революции» – в лютый голод и холод – китайцы говорили о том, «русские ушли и потому Старика Собора оставил нас». А русские харбинцы, не позволяющие себе поверить в разрушение Свято-Николаевского Собора и исчезновение святого лика Чудотворца, сочинили историю о том, что образ был спасен в последний момент китайским чиновником в благодарность за чудесное исцеление, подаренное ему Николаем Угодником. И отправлен в Пекинский исторический музей.
Легенду о Николае Угоднике рассеявшиеся по миру эмигранты увезли с собой и продолжили творить новые сюжеты о том, что Николай Угодник, написанный легендарным иконописцем Никитой Иконником, вернулся в Россию к своему автору.
«Никита Иконник» – послехарбинские легенды о Николае Чудотворце.
Авт. Ю. Николаев. Сан-Франциско, 1968 г.
Материал подготовлен по: Забияко А.П., Забияко А.А., Эфендиева Г.В., Киричков И.В., Конталева Е.А., Цмыкал О.Е., Левошко С.С., Цзюй Вэй, Цзюй Куньи, Зиненко Я.В., Землянская К.А., Абеленцев В.Н. Легенды старого Харбина. Исторический путеводитель / Под ред. А.П. Забияко. – Благовещенск: Изд-во Амурского госуниверситета, 2022. – 186 с., илл.
Евгения Конталева
Источник: Научный музей Амурского Государственного Университета
См. также:
Порт-Артур, КВЖД, "Русский Харбин"