«Всякое дыхание да хвалит Господа!» (Псалтирь 150:6)
Византийская мозаика о Сотворения мира, в церкви Сан-Марко в Венеции.
На Утрене в праздник Рождества Христова в храме мы слышим песнопение: «Днесь всякая тварь веселится и радуется, яко Христос родися от Девы Отроковицы». Всякая тварь радуется — значит, и люди, и животные, и ангелы. Есть, возможно, и поверье у какого-то благочестивого народа, что в ночь на Рождество Христово, когда все люди собираются в храмах, звери тоже празднуют в своем кругу Пришествие Сотворившего их Владыку мiра и хвалят Господа (Пс. 150:6). И делают они это, несмотря на свою более тяжкую, чем у человека, грустную долю в мiре, во зле лежащем. И, наверное, пытаются тоже размышлять о том, зачем мiр так сложно устроен.
Празднуют как на свободе ‒ в лесу и в поле, так и в крестьянских хозяйствах одомашненные животные, они-то и склонны к философскому любомудрию о смысле своей жизни, заражаясь этой привычкой от своих Хозяев.
Одомашненные ‒ значит приученные к дому человека, где они выполняют ему различные службы, а человек им за это дает кров от непогоды, кормит, лечит, защищает от опасностей и главное ‒ любит. Они за это отдают ему часть своей природной свободы и тоже его любят и служат ему собою. Не ропщут ни на что, тем более на Бога, тоже ожидая от Него посмертной милости ‒ Ему ведь это не трудно. А значит, Бог эту милость окажет и животным, тоже ведь Своему творению. Окажет за мужественное терпение жизни так же, как и каждому заслужившему такую милость человеку, тем более что не по своей вине звери в нынешнем грешном мiре земном страдают. Не так Богом было задумано, но случилась катастрофа, однако она не вечная. Иначе без такой веры им тоже было бы совсем тяжко и безсмысленно выдерживать свою неравноправную звериную судьбу. И Богу было бы тяжко эту безсмыслицу попускать: значит, так для чего-то нужно, а смысл этого попущения и для людей и для зверей обнаружится в конце.
Так вот. Однажды под Рождество, когда всё большое семейство дома ушло на церковную службу, собрались в одном крестьянском дворе домашние животные на свой Рождественский праздник, но вместо общей благодарности Творцу зачем-то заспорили о том, кого больше любит Хозяин дома и, следовательно, кто из них важнее и достойнее перед Богом.
Сначала возгордилась Свинья: «Я неприхотлива, ничего не требую, смиренно и добровольно живу в грязи, питаюсь объедками и жертвую свое тело на мясо семье, которая меня в течение моей недолгой жизни терпит за неприглядный вид и тоже питает. Но я успеваю порадоваться духу жизни в моем теле, и счастлива на такой своей ответственной службе. Мое жертвенное мясо ‒ это моё благодарное почитание Хозяев, сотворенных Богом по Своему Подобию, которого нам, животным, не дано. И со стороны человека это вовсе не проявление неблагодарности и жестокости, а смирение перед тем, что так Сам Бог повелел скотам служить Венцу творения всем, что в себе имеем. Ничего не имея, кроме мяса и шкуры, мы и отдаем их как свой служебный долг также и Богу. И это именно необходимая в мiре наша служба, а не проклятое наказание. Господь, как мы верим, за такое отчаянное жертвенное служение найдет нам, вовсе не глупым свиньям, место в селениях своих. Тут Тайна душевная, всезвериная».
Все долго молчали, задумавшись о Тайне всезвериной. Кошка погладила свинью лапкой, Пёс лизнул в пятачок.
Взяла слово Корова: «Тайну я уважаю, потому что без нее ничего в мiре не понятно. Вот и я тоже служу Хозяину и мясом, поболее свинячьего, и шкурой более ценной, и еще молоком ‒ ого-го! Потому меня и называют в семье "Кормилица ты наша". И службу эту тяну смиренно ради Тайны всего лишь за травку, свежую летом и высохшую зимой, ‒ а большего не прошу. Вот ты, свинья, смогла бы питаться только травой и сеном? То-то и оно. Так что меня Господь особенно любит за такую терпеливую службу».
Лошадь ударила в землю копытом: «Я верная в смертном бою под пулями и снарядами ‒ мчусь-не боюсь, спасая воина-защитника Отечества. Вместе с ним крестами Георгиевскими награждаюсь. Кто из вас еще к такому подвигу способен? И я же еще главная трудяга в хозяйстве. И вожу, и пашу. Это поважнее мяса, мясо что ‒ съел его и всё. А моя служба ‒ подвиг жизни заедино с богоподобным человеком в упряжке его земного труда в поте лица своего. Тут у нас с Хозяином совместная Тайна. Во мне главное его хозяйственно-трудовое богатство. Потому бедные хозяйства и называют безлошадными, но это по вине их хозяев-лодырей безбожных, которых за это большевики любили и в экспроприаторы выдвигали у других добро отнимать для своего партейнаго коммунизьма. Тьфу!».
Кошка: «Зато я, помимо того, что от грызунов-вредителей хозяйские запасы сберегаю, сама очень грациозная, уютная и мурлычу ‒ это психотерапия. За нее богачи Западе большие деньги платят. А кто из вас еще попробуй помурчи ‒ не выйдет. Это ведь по религиозному пониманию молитвенная песнь такая у нас кошачья, богослужебная, и Бог ее слышит, и Ему она точно нравится».
Пёс-волкодав: «А что бы вы все делали без моей защиты?! Я охраняю дом и ваш хлев, пасу ваши стада, за что меня Хозяева и кормят, а что мяса им своего не даю ‒ так не потому, что оно несъедобно, ведь в нужду собак и кошек люди едят для выживания, а потому, что ‒ признаю это с благодарностью к вам, мясным служителям ‒ от вас в нашей дворовой экономике и мне мясцо перепадает. Так кто же главнее?»
Овца кротко молвила: «Мы тоже смиренно служим своим телом, мясом и шкурой, но пахнем не дурно, а уютно, не визжим от страха неведомого при жертвенном заклании, и именно нас Бог избрал прообразом Агнца, добровольно приносимого Себя в жертву для спасения всех людей. В подражание этому и у человеков бывает духовный подвиг самопожертвования. Для чего так нужно ‒ это Тайна поболее всезвериной. Тут Тайна спасения мiра вселенская великая, Тайна жертвенной победы над злом, которое такой жертвы не в силах понять, не выдерживает ее свободного величия и гибнет сущностно от собственного безсилия перед Тайной Истины. Свиней и коров для этой Тайны Бог не выбрал, а псов в церковь даже не пускают».
Пёс обиделся и напомнил, что за Хозяина и за врагов Христа он готов вместе с Лошадью в бою с врагами и преступниками умереть. «А почему Богу нужно именно заклание ‒ это нам, псам, понять трудно умишком скудным. И от нас это Хозяином не требуется. На другую нужную службу мы Богом поставлены, на службу верности до смерти ‒ в том числе и вас от врагов охранять, надеемся, что за это и нам от вашей благодати крохи перепадут».
Тут вернулись домой Хозяева после церковной службы ‒ и явился им и всему звериному собранию Ангел, чтобы поведать Тайну душевную, и всезвериную и вселенскую.
Адам в Раю дает имена животным. Фреска монастыря Николая Анапавсаса, Метеоры.
Говорит он сначала зверям: «Всех вас Господь создал для служения человеку, которому повелел и имена вам дать как ваш Хозяин. Не должен был он вас в раю в пищу использовать, а только проявлять заботу о вас и обо всем творении Божием, живом и неживом, для своей общей с вами радости бытия с Богом. Согрешил он самовольным непослушанием, потому и поедает теперь вашу плоть по греховности своей, ‒ так попустил ему Бог временно по немощи его духовной. Но и всё сотворенное живое не оставит Господь на безсмысленную погибель назад в бытийную пустоту, то есть в ничто, из которого вы созданы Им, ‒ это для всех вас и даже для нас пока еще Тайна, но подумаем: ведь в Раю и животным место было уготовано. Как человек был создан для жизни вечной в Раю, так же, надо полагать, и подвластные ему живые твари, иначе зачем было бы Богу создавать их в Раю смертными?».
И далее говорит Ангел Хозяину дома: «При этом грешный человек не должен забывать заповеди: "блажен иже и твари милует". "Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко" (Притч. 12:10). Если человек даже такое жертвенное служение ему животных не жалеет, то еще больше согрешает он, чем питаясь их плотью».
И еще говорил ему Ангел, что в отношении к животным – один из критериев человечности, духовности их грешных Хозяев. Мiр во зле лежит – по вине человека, который своим грехопадением нарушил мiровую гармонию и впустил в мiр зло, животные в этом мiре страдают по вине человека в укор ему (они и в дохристианских жертвоприношениях прообразовательно пострадали), и люди как виновники и ответственные за них должны им сочувствовать и облегчать их страдания, а не увеличивать. Возможно, в этом еще одна промыслительная причина того, для чего Бог создал животных для их трудной службы.
Ноев ковчег. Палатинская капелла, Палермо.
Тут задумался и Хозяин дома и всё его семейство о Тайне душевной, всезвериной и вселенской, для которой Христос-Спаситель воплотился на грешной земле. Для того, наверное, Господь и спас животных вместе с Ноем от потопа. А также, чтобы они не только служили человеку в хозяйственном труде, но и являли образцы важных принципов и качеств: красоты (например, у птиц пение и их расцветка), жертвенной заботы о потомстве (большинство животных), трудолюбия (пчелы), верности (собаки, лошади и др.). В книге Притч говорится: «пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена» (Притч. 6:6-8). А после грехопадения назначение некоторых животных – возможно, и чтобы "от обратного" давать предостерегающие примеры качеств недолжных: агрессивности, смертоносности, внешней отвратительности впоть до человекообразного неприличия (кривляние обезьяны).
М.Н., 2017 г.
Подробнее:
Для чего Богом созданы животные (часть 1) (август 2017) (окончание) (октябрь 2017)
Е.И. Черкасова. Пророчество Исайи (Ис 11:6-9)
Занимательно и душеполезно. Спаси Богъ!
С наступающим Христовымъ Рождествомъ!
Замечательно написано, Михаил Викторович! Спасибо!
С Рождеством Христовым Вас и всех православных!