С экранов русскоязычных радаров как-то пропал «брат Нафанаил», он же иподиакон Нафанаил, в миру Милтон Капнер (Milton L. Kapner), известный в США как «уличный евангелист» (так он сам себя обозначил) и интернет-проповедник и заодно (как пишут его критики) "антисемитский конспиролог" еврейского (!) происхождения. Некоторые, наверное, помнят его резкие комментарии против примирения РПЦЗ с Московским Патриархатом. Но потом он как-то внезапно пропал. Но это только в русскоязычной среде. А вот в своих родных США он отнюдь никуда не пропадал, и англоязычный интернет с завидной регулярностью продолжает пополняться роликами как самого Капнера, так и роликами и статьями его непримиримых критиков.

Итак, Капнер родился 5 сентября 1950 года в Питтсбурге, штат Пенсильвания, в еврейской семье. Хотя его родители были религиозны, они также принимали другие идеи, в том числе христианство, и он считает, что его родители, слушавшие запись рождественского гимна Эда Эймса «O Holy Night», впоследствии вдохновили его на обращение в христианство.
В конце 1960-х он стал участником психоделической рок-группы «Rebecca and the Sunnybrook Farmers», название которой было заимствовано из детского романа Кейт Дуглас Виггин 1903 года и фильма 1938 года «Ребекка с фермы Саннибрук» с Ширли Темпл в главной роли. Однако его пребывание в группе было недолгим и закончилось тем, что скрипачка из группы, в которую он влюбился, отклонила его предложение руки и сердца. После своего ухода с музыкальной сцены Капнер начал карьеру продавца и присоединился к религиозному движению «Евреи за Иисуса». В конце 1980-х годов он принял крещение в Русской Православной Церкви за границей. В качестве послушника он поступил в Спасо-Преображенский монастырь в Бруклине, штат Массачусетс, и этот опыт он сравнил с жизнью в коммуне 1960-х годов. Впоследствии он перешёл в другой монастырь.
В 2005 году, узнав о решении Walmart заменить надпись «Счастливого Рождества» на своих вывесках на «Счастливых праздников», Капнер расстроился и попросил своего епископа разрешить ему начать протестное движение. Епископ отказался, и в итоге он покинул монастырь и начал устраивать в общественных местах рождественские акции протеста, что в ряде случаев привело к неприятностям с законом. Несмотря на то, что фактически он больше не был монахом, он по-прежнему одевается как монах. Протестный стиль Капнера колоритен, и однажды ему запретили посещать горнолыжный курорт за то, что он танцевал под песню Джеймса Брауна «I Feel Good» посреди лыжной трассы. В ответ на свои юридические вопросы Капнер сказал: «Теперь, как торговец во имя Иисуса Христа, я придерживаюсь совершенно новой корпоративной политики... Я пойду в тюрьму за Христа. Я возьму их всех на себя, старина, со своим крестом». (ссылка)
В то время РПЦЗ активно вела переговоры с Московским Патриархатом, завершившиеся подписанием в мае 2007 года «Актом о каноническом общении». Нафанаил Капнер со всей горячностью своего характера кинулся этому противодействовать. Так, он прибыл на четвёртый всезарубежный собор, хотя не был его членом, занимался активизмом, вёл оттуда репортажи, которые публиковал в своём ЖЖ, а также общался с противниками примирения с Московским Патриархатом.
Характерна, например, его запись от 6 мая 2006 года: «Сегодня утром я решил встать перед церковью, и вскоре после этого появился злой пёс-демон «666» Марк Берлинский, который подошёл к дверям церкви. Я посмотрел этому псу-демону прямо в глаза и крикнул ему: «666 Марк Берлинский», враг РПЦЗ! Эй, пёс-демон, ты никогда не был крещён и теперь продал собор своему хозяину Алексию II!»... Потом вызвали полицию. Трое полицейских пришли и попытались меня запугать. Я показал им свою адвокатскую карточку, и они стали немного более благоразумными. Они выделили мне место для стояния перед церковью, и пока меня это устраивало. Но позже я вернулся на прежнее место прямо перед церковью, и снова вызвали полицию. Приехали новые полицейские, которые подтвердили мои права, закреплённые в Первой поправке. Я снова увидел Лавра и Марка в их «Town Car» и снова набросился на них.» (ссылка) Какое-то время Капнер ещё публиковал свои беседы с непримиримыми противниками "унии", которые нередко публиковал кредо.ру в переводе на русский. Но вскоре он отошел от тематики «осколков» и занялся проповедями на более насущные для «одноэтажной Америки» темы, а свой ЖЖ sbn_nathanael он удалил.
15 апреля 2008 года сайт Summit Daily писал о нём:
«Нравится ему это или нет, но нет никаких сомнений в том, что Милтон Капнер, он же Брат Нафанаил, стал постоянным членом местного сообщества за два года, прошедшие с тех пор, как он впервые станцевал на разделительной полосе округа Саммит. Недавно утром в будний день большинство пассажиров на шоссе № 9 во Фриско пронеслись мимо стройного 57-летнего мужчины, одетого в религиозное одеяние, который размахивал распятием в одной руке и американским флагом в другой, едва взглянув на него. Может быть, они опаздывали на работу. Может быть, они были поглощены беспокойством о своих ипотечных кредитах, или о своих детях, или о своем здоровье, или о работе, или о войне в Ираке. А может быть, они намеренно игнорируют его, потому что думают, что он сумасшедший и/или страшный. Капнер, бывший монах Православной церкви, не придаёт особого значения тому, как его воспринимают те, кому он машет и улыбается. “Каждый приходит ко Христу по-своему”, — сказал он. “Я никого к этому не принуждаю”.
Каким бы необычным ни казался поначалу его уличный евангелизм местным жителям округа Саммит, приход Капнера на свою должность на шоссе «после более чем двух десятилетий успешной работы в сфере продаж и восьми лет в монастыре» имеет свою внутреннюю логику. "Я ни о чём не жалею", — сказал он, когда его спросили, хотел ли он когда-нибудь, чтобы его жизнь была более традиционной. "Я рассматриваю мою жизнь таким образом, что я шаг за шагом приближался к этому". И вполне возможно, что новая жизнь Капнера вписывается в освященную веками христианскую традицию — традицию "юродивого". Его готовность танцевать на публике, «то, что он называет своим “призванием”», вывело Капнера из мейнстрима его религии и привело к угрозам убийством, нападениям и, по крайней мере, одному приказу о прекращении деятельности на местном горнолыжном курорте. "На меня смотрят как на сумасшедшего", — сказал он. Однако его приверженность миру, "объединённому во Христе", смягчает осуждение мира. "Не имеет значения, что они думают обо мне", — добавил он. <...>
Хотя Капнер и знаком с традицией почитания юродивых, он не претендует на то, чтобы быть её частью. “Я не такой святой, как юродивый во Христе”, — сказал он. Он признает, что все еще иногда внутренне реагирует на тех, кто нападает на него или оскорбляет. Однако стояние на углу улицы изо дня в день оказывало на него успокаивающее действие. “Со временем я стал более расслабленным”, — сказал он. “Я не хочу никого отталкивать”. В планах Капнера на ближайшее будущее — выступления на Бостонском марафоне и выпускном вечере в Гарвардском университете, а также полностью оплаченная поездка в Чикаго. “Я уезжаю из округа Саммит”, — сказал он. “Но это мой дом, и мне нужна поддержка моего сообщества. Пожалуйста, помолитесь за меня”». (ссылка)
Такого рода активизм более-менее привычен для протестантов, но никак не для православных. Впрочем, должен же кто то быть первым!
Особым местом в проповедях Капнера заняла тема глобального еврейского заговора. Ещё в 2000-е годы он заявлял, что за терактами 11 сентября стоял Моссад, и говорит, что «еврейский дом Ротшильдов контролировал мир в течение очень долгого времени, их щупальца проникали во многие аспекты нашей повседневной жизни, начиная с их глобальной финансовой власти». В 2007 году он запускает сайт Real Jew News (realjewnews.com), посвящённый именно этой теме. Также он создал "Фонд брата Нафанаила" аналогичной направленности.
Но так как еврейское сообщество в США велико и весьма влиятельно, то РПЦЗ пришлось открещиваться от него. В 2013 году РПЦЗ устами архиепископа Кирилла (Дмитриева) осудила активность Капнера, заявив, что он не имеет отношения к Западно-Американской епархии, на территории которой он вёл свою активность, что в РПЦЗ «опечалены состоянием его души», и призвала его воздержаться от публикаций в Интернете и начать вести покаянную жизнь. (ссылка) Через 5 лет ситуация изменилась, и он был принят в РПЦЗ (в единстве с Московским Патриархатом) под начало епископа на покое Иеронима (Шо) как послушник: «Брат Нафанаил регулярно причащается Святых Тайн в Синодальном Знаменском соборе Нью-Йорка и продолжает оставаться членом Русской православной церкви за границей. Нет никаких возражений против того, чтобы брат Нафанаил причащался Святых Тайн в других православных церквях», — гласил указ митрополита Илариона (Капрала) от 29 августа 2018 года. (ссылка)
Но Капнер не был бы Капнером, если бы подобное его успокоило! Так, в 2020 году он писал: что «открытый иммиграционный закон 1965 года», продвигаемый Американским еврейским комитетом и сенатором Джейкобом Джавицом, положил начало расколу в США: «Закон открыл Америку для иммигрантов из третьего мира. Когда этот закон был принят, Джавиц торжественно провозгласил: «Откройте ворота потопа!». И с тех пор каждый вид вероисповедания, цвета кожи, расовых оттенков, микробов и вирусов вошёл в нашу страну и запустил процесс культурного и «социального дистанцирования», которое инициировало «социальную фрагментацию». До этого закона в США было однородное единое общество христианского толка и с многовековым белым христианским политическим блоком власти. Теперь с помощью вынужденной изоляции по случаю пандемии они хотят окончательно уничтожить белый средний класс, единственный политический блок, который может противостоять им». Также он жёстко критиковал Билла Гейтса и Марка Цукерберга. (ссылка)
В последние годы Капнер стал высказывать эти взгляды ещё более отчётливо. В 2024 году накануне православной Пятидесятницы Капнер «довёл свои расовые политические теории до новых высот безумия, призывая к созданию “белого этногосударства”. Заимствование из нацистского сборника пьес, в его последней пропаганде представлены изображения белых женщин-моделей наряду с призывами к расовой чистоте, предостережениями против межрасовых браков, рядом твитов, в которых он порицает расово смешанные пары, и призывает к созданию Америки, структурированной по этноцентрическим принципам». (ссылки)


Примеры недавнего творчества Нафанаила Капнера в интернете.
Ограниченность размера постинга, как и ограниченность моего времени, не позволяют мне в полной мере рассмотреть его взгляды и его активность. В любом случае поглядим, куда его заведёт его духовный поиск. И вне зависимости от того, куда его нелёгкая ещё занесёт, можно вполне отчётливо констатировать, что никакая православность, ещё не гарантирует не только высокие моральные стандарты, но и простую вменяемость. Вместе с тем, явное съезжание современного западного мира с катушек делает и таких лиц как Нафанаил Капнер выглядящими не столь же безумно...
rocor_observer
Название статьи в оригинале: «Make America White Again» или превратности судьбы Нафанаила Капнера
15 февраля 2025 г.
+ + +
Дополнение. Слова Нафанаила Капнера из интернета:
«Я был очарован Иисусом. Все, что он говорил, было чистым золотом. Я изучал пророчества, касающиеся Его пришествия, и был потрясен. Как эти люди (евреи) могли не видеть — и тогда, и сейчас — что Он был исполнением? Я позвонил своему раввину в Питтсбург и сказал ему то, что, как я думал, было бы музыкой для его ушей: «Раввин, хорошие новости! Мессия пришел, и это был Иисус!» Очевидно, он был не так взволнован, как я. Он немедленно позвонил моей матери и сказал ей, что я «потерял контроль» и нуждаюсь в помощи. Мои родители привели меня домой и начали водить меня к еврейским советникам, и когда мои родители увидели, что это ни к чему не приведет, они отвели меня к раввинам, примерно полудюжине, в основном любавичским хасидам. Я показал им писания в Ветхом Завете, касающиеся Мессии. Они сказали мне не читать Ветхий Завет, а вместо этого процитировали Талмуд, и особенно действительно ужасные вещи в нем, касающиеся Иисуса и Его матери. Они снова и снова говорили мне, что Иисус был уродом, а его мать была проституткой. Я был в ярости, но сохранял самообладание. Раввины закатывали глаза каждый раз, когда я выступал в защиту Иисуса, и через некоторое время я понял, что это была пустая трата времени...» (Источник)
+ + +
МВН. С "братом во Христе Нафанаилом", конечно, трудно иметь дело из-за его характера, однако на месте тех архиереев, прежде чем отмежевываться от юродивого, я бы попробовал спокойно поговорить с ним и помочь ему трезвомысленно отделить понятные реальные причины его протестов против "глобального еврейского заговора" (Нафанаил ведь понимает, для какого мессии-мошиаха иудеи готовят Новый мiровой порядок) ‒ от эксцентричного поведения. Впрочем, соглашусь с автором статьи: "явное съезжание современного западного мира с катушек делает и таких лиц, как Нафанаил Капнер, выглядящими не столь же безумно...". В чем-то он даже вызывает сочувствие наподобие юродивого проповедника, желающего спасти мiр, но лишь вопиющего в городской пустыне (не могу вспомнить, что это за фильм 1980-х годов, один из последних Тарковского?).
А что касается "белого расизма" в нынешней ситуации, то он имеет не гитлеровский и не былой агресивно-унижающий характер в Британской империи и США (как когда-то в колониальном прошлом), а явно оборонительный, хотя нередко с перегибами. Любые народы имеют право на самооборону, в том числе от принудительного смешения с чуждыми им и соответствующей деградации. Правда, США изначально создавались евреями и масонами как "плавильный котел" с прицелом на всесмешение человечества в стадо по низшему культурному уровню. Вот он и переплавил в США массу белых европейцев: ведь если, например, в молоко добавить мазута, то не мазут побелет и не станет съедобным, а только молоко перестанет быть пригодным в пищу. И молоку никак не может нравиться то, что оно перестанет быть молоком, что из него перестанут образовываться сливки...
Помогай Бог брату Нафанаилу! Шт
Юродивый нашего времени!
Спаси Господь этого человека.