"Деревянные солдаты Урфина Джуса" ведут Россию на заклание: Власти боятся Победы в войне и скрывают правду об элите?
Последние двести лет самыми популярными вопросами в русском обществе являются "Кто виноват?" и "Что делать?". Но сейчас принято отставлять в сторону первую книгу про виноватых и размышлять в стиле Веры Павловны о том, "что же делать?".
Общественные процессы современной России таковы, что реальной целью нынешнего общественного обустройства стал известный афоризм из "Алисы в стране чудес", где чтобы стоять на месте, иногда нужно быстро бежать. Имитация общественно-политической жизни сводится к сохранению статус-кво в энергосберегающем режиме. Именно этим объясняются на первый взгляд странные законодательные, общественные, а в ряде случаев и экономические инициативы по запретам, сушке, дойке и муштрованию общества.
Естественно, внутри этих магистральных процессов есть своя жизнь, как она есть внутри любого большого тела, где разнообразные организмы в рамках своих квазимиров, вплоть до вирусов и бактерий, сражаются, пожирая друг друга, входят в союзы, усиливаются и слабеют.
Проблема в современной России даже не в том, что эти процессы как-то особенно патологичны.
Критические вызовы для России
Со времён написания "Левиафана" не осталось сомнений в несовершенном характере любого государственного механизма, альтернативой которому, по меткому выражению Шопенгауэра, является звериная сущность человека как такового, где государство является сдерживающим от тотального саморазрушения намордником. Здесь проблема в другом. Она в том, что интровертная система госустройства современной России может нормально существовать при относительно умеренных внешних вызовах, используя их для внутренней консолидации.
Однако нынешние внешние вызовы далеко не умеренны. Они распределены на разных уровнях и в своей совокупности являются критическими.
Это и агрессивная, все более усиливающаяся в своём полураспаде Украина, это прочие взбудораженные лимитрофы на границах России (от Азербайджана до далеко не дружественных Прибалтийских стран), это экономическое давление ведущих государств Запада, это и вызовы, связанные с новым научно-технологическим укладом, требующие резкой внутренней трансформации, а не фасадной имитации, как принято сейчас.
Однако интровертный характер операторов российской государственности не позволяет трезво оценить баланс внешних и внутренних угроз. При таком подходе внутренние угрозы всегда будут важнее, чем внешние.
Истинное лицо российской элиты
"Воруют миллиардами" — каждый день сажают по сотне чиновников.
Обширность нашей страны позволяет делать поправки, которые для любого более компактного и менее богатого государства были бы критическими. Да они критические, на самом деле, и для России. Просто эта критичность растянута во времени. Это критичность авансирования у завтрашнего дня.
Характеристиками российского элитарного и чиновничьего аппарата являются:
1. Дискретный, фрагментарный характер менталитета, когда каждый новый период начинается с нуля без учёта предыдущего опыта, без выводов, работ над ошибками, над которыми в самосозерцательной системе вообще не принято рефлексировать, за исключением случаев межвидовой борьбы.
2. Абсолютизация понятия "функциональности" как новой квазиидеологии, не предполагающей нацеленности на реальные глобальные цели и ограничивающейся "выполнением функции".
3. Безынициативность как достоинство, как идея, когда религизируется образ того, что где-то есть особые люди, "безымянные отцы", которые знают, как лучше.
Спору нет при выборе между двумя моделями, где первая — это набор ярких, креативных, искромётных личностей, которые, с одной стороны, генерируют всевозможные идеи и процессы в стиле окружения Трампа или российского политикума 1990-х, но при этом в качестве отдачи также генерируют нестабильность "а-ля Маск", продуцируют внутренние угрозы. И с другой стороны — вариант "деревянных солдат Урфина Джуса", которые пусть и туповаты, но лишены этого угрожающего креатива, а значит, формируют более устойчивую и надёжную систему.
При относительной стабильности и долгосрочности системы можно выбрать и второй вариант. Только вот незадача: система не то чтобы переоценивает свою стабильность. Нет, она действительно стабильна. Но система недооценивает внешний накал и внешний накат.
Система считает, что главным её оружием является как раз стабильность, когда любое лишение устойчивости является попыткой её ослабить в целом, а значит, враждебным актом. Это очень большой, труднопреодолимый соблазн — определить собственный комфорт общественным благом.

Народные избранники и их Гарант
Что скрывают глянцевые доклады?
Возможно, на большом треке это и так. Проблема этого трека в том, что страна в своём развитии превращается в безнадёжно догоняющую другие ведущие страны с очень большой угрозой одномоментных турбулентностей на фоне циклов обманчивого затишья.
Это ярко демонстрирует реальный кризис современной российской науки, образования и промышленности как главных общественных основ развития, что уже невозможно скрыть за глянцевыми отчётами и парадными лозунгами. Так что имитация общественной активности сводится исключительно к карнавализации и закручиванию гаек.
Причём, что удивительно, риторикой о военных условиях чаще всего пользуются именно те, кто не вносит никакого реального вклада в военную победу и ограничивает этот вклад яркими патриотическими выступлениями самозванцев и кликуш на фоне сохраняющегося сибаритского образа жизни, нежелания повысить эффективность общественной жизни и как следствие — Победы. Где повышение качества, ещё раз подчеркнём, воспринимается как угроза, а не как цель. А достижение Победы начинает вызывать опаску как новый риск.
"Я не на фронте, потому что..."
В этом смысле мы стоим перед развилкой либо "нового застоя", либо "новой китайской культурной революции" с её хунвейбинами. Однако следует помнить, чем в итоге закончился советский застой, и не забывать о судьбе хунвейбинов.
Версия о том, что вчера был ковид, который мы благополучно пережили и даже извлекли некую пользу для общественной стабильности, а сегодня у нас некие военные процессы, которые также благополучно переживём, когда всё, что нужно, это правильно подзакрутить гайки, отвлечь массы зрелищами, лозунгами и шоу и тем сманеврировать, лишена своих оснований. Потому что ковид был и у всего остального мира.
Для того чтобы выйти из этого порочного состояния, необходимо не просто закручивать гайки, что, конечно, само по себе имеет смысл, когда осуществляется в парадигме реальной общественной мобилизации, а не её имитации.
Заглянем в повестку современных вузов, мэрий, агентств и корпораций.
Выяснится, что каждый из них, для того чтобы просто отчитаться о вкладе в СВО, выделил отдельный аппендикс с очень небольшими затратами. Где "на вес" собираются близкие к секонд-хенду, зачастую малоценные для фронта предметы. А реальная жизнь осуществляется по своим привычным правилам, с интригами, распилами, дутыми отчётами и презентациями, коррупционными схемами.
И пока каждый так называемый "профессиональный патриот и продавец лозунгов" не будет начинать своё выступление со слов: "Я не на фронте, потому что..." ‒ (и далее слова о том, что он полезнее в тылу на примере достижений и конкретного вклада, а не того, что он умеет ловко болтать языком). Пока анализ трат и мероприятий не будет осуществляться через призму целесообразности достижения Победы, ни о какой консолидации общества речи просто не может идти.
Хотя, конечно, и это не выход, как видно на примерах липовых ветеранов боевых действий. Но это хоть какая-то дисциплинирующая мера.
Новая элита
Рассуждения же о том, что якобы главной нашей проблемой является пожилой возраст старших правителей, тоже порочны.
Это не проблема сама по себе. Например, Нетаньяху тоже далеко не мальчик, что не помешало Израилю провести свою с профессиональной точки зрения блестящую специальную операцию.
Наоборот, селекция молодых по принципу безынициативности, угодничества, сервильности приводит только к тому, что фильтруются и продвигаются не обладающие глубиной опыта, жизненной смётки предыдущих поколений, но удобные.
Эта новая поросль, в случае если она сортируется по современным заданным стандартам "технократов", в итоге даёт образец жуликоватого, замуштрованного, безынициативного, деревянного кадавра, который не способен создать ничего полезного для страны.
Поэтому перед рассуждениями о возрасте элит сначала нужно определить базовые правила и реальные принципы, по которым она формируется. Иначе в итоге можно получить очередной "суперконкурс и программу".
Правда, все такие рассуждения имеют смысл и верны, только если в качестве базового предположения использовать версию о том, что правящий класс (или страта, кому какая общественная теория удобнее) строит свою деятельность, исходя из общего блага страны.
Если же управление осуществляется с главной целью удержания власти, а качество элиты соответствует фразе Алианоры Аквитанской: "Если бы чернь знала, кто ею правит, то мы бы не просидели здесь и одного дня" — то, конечно же, такие размышления — это очередная утопия.
Но мы верим в лучший вариант.
Андрей Пинчук
С 17 июля 2014 года по 1 марта 2015 года — первый министр государственной безопасности ДНР, Герой Донецкой Народной Республики, , доктор политических наук.
tsargrad
Продукт естественного отбора в политике РФ
+ + +
[Из другой статьи того же автора.]
В последнее время общество сотрясают всевозможные инициативы депутатов и активистов относительно разнообразных запретов... Нередко люди с серьёзными проблемными личными историями, оказавшиеся неспособными организовать собственный семейный быт, становятся инициаторами разнообразных "нельзя".
Мы воочию наблюдаем постановку нетленного Тартюфа. Когда персонажи, мягко говоря, не отличающиеся в своём недавним прошлом нормами высокой морали, а иногда и просто прославившиеся причастностью к всевозможным меньшинствам и экспериментам, вдруг оказываются законодателями запретительных табу...
Не забыли ли депутаты, общественники о своей главной миссии — обеспечить вклад в эту победу?
Однако вдруг появились люди, которые сами себе присвоили право выступать общественными цензорами.
И при этом они же вдруг решили, что в ходе войны их крайне сомнительная деятельность якобы не менее важна, чем обеспечение боевых действий...
И когда возникает то или иное значимое событие наподобие, например, очередной годовщины частичной мобилизации, то тут же прорывается слововыделение у некоторых депутатов, околовластных активистов. Которым срочно вдруг, оказывается, необходимо запретить какую-нибудь очень аморальную, с их точки зрения, песенку...
Обществу объясняют, что не оно решает, что такое хорошо и что такое плохо, а норма запрета от порочных, лицемерных и просто глупых спикеров решает. При этом противоречие между естественной жизнью и навязанными кликушами рамками сжимает внутреннюю пружину общественной устойчивости.
Хотя при нормальной жизни здорового общества нет никакой необходимости заниматься тотальным запретительством...
Если говорить о волнах подобных извержений из Государственной Думы, то здесь всё, на самом деле, понятно.
Большинство её членов — это статисты.
Набранные по квотам, исходя из, с одной стороны, узнаваемости среди населения, а с другой, относительной безопасности для властной устойчивости, отсутствия инициатив и самостоятельности. И при этом желательно наличие того или иного покровителя, который скажет своё весомое слово в поддержку очередного кандидата.
При таких обстоятельствах эти депутаты напоминают недоразвитого космонавта из анекдота, которого отправили вместе с собаками в космос.
Но если собакам давали команды нажимать на те или иные кнопки, то космонавту говорили: "Собак покорми, ничего руками не трогай!".
В этом смысле приближающийся очередной цикл голосований требует от людей суеты. Для того чтобы о них не забыли. Так появляются эти небезопасные мудрствования.
Ну и, с другой стороны, держащие нос по ветру "хитроягодичные" политтехнологи и им подобные, также "по договорняку" пробившиеся в депутаты, всячески пытаются торгануть своим якобы влиянием на общественное мнение. И также отвлечь это общественное мнение от тягостных вопросов. Наподобие повышения налогов, развития народного хозяйства, промышленности, конкурентности. И других реальных проблем.
Но, заметьте, этими реальными проблемами депутаты не то что не занимаются — вообще стараются держаться от них максимально далеко.
И вот здесь-то и появляются все эти рассказы про песни, пляски, неправильные фильмы. Когда общество оскорбляют до такой степени, что лишают его возможности иметь самостоятельное мнение по вопросам своей повседневной жизни. По этой причине таким горе-общественникам и депутатам необходимо указать на их реальное место. Если ты не воюешь. Не живёшь фронтом. То плачь и кайся. И не лезь туда, куда не просили.
И, конечно же, такие процессы всё более остро поднимают вопрос: а зачем, собственно, обществу и стране вообще такой депутатский корпус? В чём его реальная польза?
Андрей Пинчук
tsargrad
Однако чернь знает, кто ею правит, и власть знает, что чернь это знает...
МВН. "Серый кардинал" Кремля Сурков всё давно откровенно разъяснил в статье "Долгое государство Путина" (причем признал это в отношении всех "демократических" регалий РФ): «Перенятые у Запада многоуровневые политические учреждения у нас иногда считаются отчасти ритуальными, заведенными больше для того, чтобы было, "как у всех", чтобы отличия нашей политической культуры не так сильно бросались соседям в глаза, не раздражали и не пугали их. Они как выходная одежда, в которой идут к чужим, а у себя мы по-домашнему, каждый про себя знает, в чем. По существу же общество доверяет только первому лицу».
Значит, Первое Лицо совершенно сознательно подбирает себе именно такую "элиту" и сохраняет её на государственных должностях годами, порой лишь тасуя засаленную колоду. Так Первое Лицо понимает стабильность государства и своей власти. А вот насчёт упомянутого "доверия общества" к ней ‒ это выглядит несколько иначе: народ видит и знает, что власть постоянно врёт, но он безсилен, чтобы её заменить, и власть понимает, что народ это знает, а народ тоже понимает, что власть всё понимает. Такой "консенсус" и обезпечивает стабильность. До тех пор, пока жареный петух не клюнет и гром не грянет... Впрочем, грозовые тучи на Западе уже чернеют и петушки каждую ночь сотнями прилетают...
«Характеристиками российского элитарного и чиновничьего аппарата являются:
...
3. Безынициативность как достоинство, как идея, когда религизируется образ того, что где-то есть особые люди, "безымянные отцы", которые знают, как лучше.»
Секулярный ум может объяснять такое положение вещей примерно так:
„Вебер полагал, что бюрократия — наивысшая форма организации, и дальнейшая бюрократизация и рационализация неизбежна. За этим должно последовать и развитие железной клетки, в результате чего общество станет упорядоченным, строгим и лишённым человеческих качеств. По Веберу, железная клетка станет единым набором правил и законов, которым все будут подвержены и будут вынуждены подчиняться. Человек загоняется бюрократией в железную клетку, ограничивающую личную свободу и потенциал вместо «технологической утопии», которая должна его освободить. Процесс бюрократизации лишает человека выбора.“
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0
Человек религиозный обычно не удовлетворяется подобными ответами... Во всяком случае, он понимает, что никакие утопии (в т.ч. технологические) душу не спасают, а скорее даже будет всё наоборот.
Да, разложение трупа также имеет стабильный характер, поначалу даже умиротворенный как у покойника выражение лица. И даже возможно эту стабильность и покойность искусственно поддерживать сто лет как мумию Ленина. Но вот как скрыть неумолимое вымирание народа, тоже стабильное, но мало у кого вызывающее радость...
"Деревянные солдаты Урфина Джуса" ведут Россию на заклание" - очень точная формулировка. С одной стороны полным ходом идет подготовка европейских стран к войне с РФ, с другой стороны, власти РФ планомерно разрушают промышленность страны, попутно принимая законы по упрощению процедуры призыва людей в армию, ужесточению за уклонение от призыва и т.д. Очевидно, что когда НАТО вторгнется в границы РФ, русских людей начнут массово гнать на убой.