Между тем полным ходом шло активное формирование вышеупомянутого экуменического движения, важной вехой которого стало создание в 1948 г. Всемирного Совета Церквей [1]. Спустя шесть лет, в 1954 г., константинопольский патриарх Афинагор издал энциклику, которая призывала главы всех поместных православных церквей присоединиться ко Всемирному совету церквей. Причина выдвигалась весьма банальная, а именно – назревшая необходимость «сближения народов и наций» в целях «решения глобальных проблем современности». Патриарх хвалебно отзывался о ВСЦ, поскольку «он обеспечивает совместную деятельность Церквей и способствует развитию сотрудничества». Одним словом, этот документ, в котором использовался обычный в международной политике и дипломатии язык, имел совершенно определенную, секулярную ориентацию.
Епископ Никодим (Ротов) возглавляет делегацию на ассамблее в Нью-Дели (1961 г.), когда РПЦ была вынуждена вступить в ВСЦ
Уже начиная с 1952 г. отдельные православные поместные церкви стали присоединяться к ВСЦ, а в 1955 г. Вселенская патриархия посылает своих постоянных представителей в Женеву, в штаб-квартиру ВСЦ. В 1959 г. Центральный комитет ВСЦ организует на Родосе встречу с представителями всех Православных Церквей. На ней экуменизм практически оказался в стенах православной Церкви [2]. Начиная с 1961 г. православные экуменисты созывали целый ряд конференций в целях реализации экуменических идей. В 1964 г. третья такая конференция прошла на Родосе. Папа, англиканский архиепископ Кентерберийский и генеральный секретарь ВСЦ отправили туда свои приветствия. Православные экуменисты с благодарностью на них откликнулись. На этой встрече было решено вести «диалог» с еретиками на «равноправной основе». Кроме того, подчеркивалась необходимость всем поместным церквам поддерживать «братские отношения» с еретическими организациями. В том же 1964 году патриарх Афинагор встретился с папой римским в Иерусалиме, а в следующем году Константинополь снял анафему, которой была предана папская ересь в 1054 г., это было сделано несмотря на то, что Рим так и не раскаялся в своих заблуждениях.
Во время создания ВСЦ. Амстердам, 1948 г.
Поскольку сейчас мы входим в период весьма активных экуменических контактов, нам представляется необходимым достоверно воспроизвести некоторые заявления верховного иерарха Константинопольской патриархии, чье дело уже не одно десятилетие упорно продолжают его последователи.
1. О. Иустин Попович называет ВСЦ «еретическим, гуманистическим и человекоугодническим собором, состоящим из 263 ересей, каждая из которых означает духовную смерть». Для него эта организация не что иное как ожившее безбожное человекоугодничество-идолопоклонство.
2. На IV Всеправославной Конференции в Шамбези (Женева) принято решение, в котором говорится: «Межправославная комиссия, работавшая в Женеве, выражает общее сознание Православной Церкви как органической части Всемирного Совета Церквей, так и твердое намерение использовать в дальнейшем все имеющиеся в ее распоряжении средства и возможности, включая богословские, ради успеха работы Всемирного Совета Церквей в целом» (решение № 1). Очевидно, что речь идет об абсолютно противоправославном решении, провозглашающем ересь, будто бы Единая Святая и Кафолическая Православная Церковь представляет собой «часть» какой-то «надцерковной», а по сути дела, еретической организации.