23.10.2015       0

Об основателе «Православного хора Брюсселя»


Николай Алексеевич СелезневНиколай Алексеевич Селезнев (род. 11.4.1907 в Каннах, ум. 13.3.1986 в Брюсселе) – регент, основатель в Бельгии "Православного хора Брюсселя". Родился в семье о. Алексея Селезнева (1870-1950), предки которого были потомственные священники (примерно с 1600 г.). Во Францию семья Селезневых попала в 1894 г., когда в Каннах в российском вице-консульстве понадобился секретарь, а также одновременно регент-псаломщик для Св.-Михайловского храма (только что построенного Вел. Кн. Михаилом Михайловичем), куда был послан Алексей Александрович Селезнев по протекции его дяди, о. Григория Остроумова (будущего епископа), духовника Вел. Кн. Анастасии Михайловны.

Мать Николая Алексеевича – Ольга Николаевна Вильдгрубе прибыла в Канны в 1901 г. в качестве фрейлины графини Софии де Торби, супруги Вел. Кн. Михаила Михайловича. Бракосочетание состоялось 24.4.1902 г., Николай родился в 1907 г. третьим ребенком в семье. С детства он под руководством отца вместе с братом Михаилом пел в церковном хоре. Это была русская среда, состоявшая в большой мере из аристократии, у которой Канны издавна были популярным местом отдыха. В то время связи с Россией не прерывались в обе стороны. В пятилетнем возрасте Николай с родителями побывал у родственников в России, что оставило у него неизгладимое впечатление. Революция 1917 г. сделала семью Селезневых эмигрантами вместе со всей русской общиной Канн, пополнившейся беженцами.

В мае 1927 г. диакон Алексей Селезнев был рукоположен в священники митрополитом Евлогием (Георгиевским) и затем всю жизнь прослужил в этой эмигрантской юрисдикции (большей частью под омофором Константинопольского патриарха). В этой же юрисдикции проходило и регентское служение его сына Николая Алексеевича.

В 1925 г. Николай закончил лицей "Карно" в Каннах. По протекции бельгийского мецената барона Ламберта, часто отдыхавшего в Каннах, Николай с братом Михаилом получили стипендию для продолжения образования в Бельгии, в Льежском университете. Они стали прихожанами храма св. Александра Невского, где с 1930 по 1940 гг. Н.А. управлял хором, с которым дал множество благотворительных концертов в разных городах для сбора средств на Церковь и ознакомления бельгийцев с православными песнопениями.

По окончании учебы (1931) с дипломом инженера-строителя Н.А. остался при университете ассистентом первой категории, став первым преподавателем русского происхождения. Его одновременная научная работа увенчалась несколькими изобретениями в области повышения сопротивления металлических конструкций.

В 1938 г. Н.А. переехал в Брюссель и стал работать инженером в золотодобывающей компании "Сосьете де мин Кило-Мото", ведшей основную работу в Конго. Одновременно он стал регентом в брюссельском храме св. Пантелеймона (где ранее хором управлял С.П. Хмелевский). В эти годы монархическая Бельгия стала прибежищем и одним из центров русской правой эмиграции, которая подверглась преследованиям во Франции, где к власти пришло левое правительство "Народного фронта".

В 1940 г., в начале войны, вместе с архивом компании Н.А. на краткое время эвакуировался в Аркашон во Франции, затем в связи с роспуском персонала получил от компании рекомендацию для работы инженером в бельгийских мастерских "Де Бушу е Тирон" близ Брюсселя. Как лицо без гражданства (апатрид) он не был мобилизован в армию.

В 1944 г. в оккупированном гитлеровцами Брюсселе Н.А. около года, до окончания войны, прятал в своем доме троих русских военных, бежавших из немецкого плена. Чтобы оградиться от нежеланных визитов, на дверях своей квартиры он написал по-немецки: "Осторожно: тиф!". Лишь один раз, на Пасху, рискнул их привести в свой храм на богослужение, хотя они выдавали себя военной выправкой. Для него они были не советские, а русские. По окончании войны они решили вернуться в СССР, и больше от них никаких известий не было. (Дополнение 2016 г.: нашлись потомки одного из них.)

В 1946 г. Н.А. обвенчался с Ольгой Владимировной Янышевой, дочерью врангелевского подполковника В.И. Янышева, потомственного дворянина из Рязанской губернии.

Н.А. со своим хором постоянно участвовал в различных эмигрантских праздниках, выступал в русских школах, детских лагерях, утешал престарелых эмигрантов в старческих домах. Концертные поездки продолжились уже не только в Бельгии, но и в Голландии, Германии, Франции. В 1960-1970 гг. его хор, ставший известным, приглашали также и иностранцы: на телевидение, на светские и религиозные праздники, в т.ч. экуменические мероприятия, как образец православной музыки; в частности хор ежегодно принимал участие в рождественском концерте на главной площади (Гранд Плас) Брюсселя в присутствии будущей королевы Паулы. Н.А. способствовал утверждению вселенского значения православной богослужебной культуры, которую в частности перенял в переводах на французский язык бенедиктинский монастырь в Шевтони. При участии Н.А. сформировалось франкоязычное православное пение в двуязычных приходах константинопольской юрисдикции.

Н.А. сам написал несколько произведений музыки, т.ч. "Иже херувимы" и "Отче наш".

Православный хор Брюсселя (прим. 1964 г.). В первом ряду крайние справа о. Валент Роменский и Н.А. Селезнев

Вследствие таких благотворительных концертов образовался сводный хор с участием певчих из других православных юрисдикций города под названием "Православный хор Брюсселя". Эта традиция впоследствии была продолжена Николаем Спасским (25.2.1931-1.6.2004), который дал этому хору название "Русский хор Брюсселя" (Н. Спасский был регентом в церкви св. Иова, в 1997-2004 гг. регентом в храме св. Пантелеймона).

Помимо регентства, Н.А. был избран главою приходского совета храма св. Пантелеймона, под его инженерным руководством было превращено в православный храм приобретенное приходом здание.

Поскольку служение Церкви в эмиграции обычно не было связано с достаточным материальным обезпечением, клирики и певчие зарабатывали на жизнь светскими профессиями. После войны Н.А. продолжил работу в прежней компании "Кило-Мото", где занял должность главного инженера; в 1954 г. полгода провел в Конго. В 1950 г. за инженерные заслуги перед бельгийским государством был награжден орденом "Леопольда II", а в 1960 г. "Королевским орденом льва". После провозглашения республикой Конго независимости (1960) компания "Кило-Мото" была национализирована, начались материальные трудности, и в 1967 г. Николай Алексеевич был отправлен на преждевременную пенсию. В эти годы он пережил два инфаркта (в 1963 и 1967 гг.), однако мог полностью посвятить себя Церкви.

В это время в его семье было пять малолетних детей: Марина (1947), Ольга (1950), Александр (1951), Надежда (1958), Алексей (1959), по мере взросления им также приходилось подрабатывать. Воспитание детей в русском православном духе было связано с активным участием семьи Селезневых в "Национальной организации Витязи". Из них Надежда пошла по стопам отца, сначала вместе с братьями и сестрами участвуя в его хоре, а с 1976 г., когда ухудшилось здоровье Н.А., сама стала регентом: сначала в том же храме св. Пантелеймона (константинопольской юрисдикции), а с 1997 г. помощником регента в храме Воскресения Христова (юрисдикции РПЦЗ); с 2001 г. она живет в Москве, продолжая по завету отца регентское служение на Родине.

Николай Алексеевич не только безкорыстно трудился на благо Церкви (за что был отмечен памятными подарками и грамотами от церковного руководства в 1934, 1940, 1955, 1965, 1970 гг.), но и щедро оказывал материальную помощь беженцам из СССР, различным эмигрантским культурным начинаниям. При этом он за всю жизнь не приобрел своей семье никакой недвижимости. Своим детям он оставил нечто большее: свое культурное и духовное наследие и личный пример служения Церкви и России.

Он умер от воспаления легких 13 марта 1986 г., похоронен на кладбище в г. Мази.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/41001

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.