29.07.2007       0

В Константинополе легатом Римского папы была вручена грамота, «отлучающая» Константинопольскую Церковь. Раскол между православными и католиками


16.7.1054 (29.07). – В Константинополе легатом Римского папы была вручена грамота, "отлучающая" Константинопольскую Церковь. Раскол между православными и католиками.

Раскол 1054 г.

Герб папского престола

Герб папского престола

Как известно, Римская империя в V в. административно разделилась на западную и восточную часть. В 476 г. первый Рим пал под ударами варваров и западная часть империи утратила римскую государственность. Но еще в 323 г. Императором стал Константин Великий, который в 330 г. перенес столицу империи в Византию, построив новый город Константинополь (на II Вселенском Соборе в 381 г. он был назван Новым Римом). При этом Церковь оставалась единой, и епископ новой столицы стал главою Церкви – с середины V в. он стал именоваться Патриархом Константинопольским (после IV Вселенского Собора 451 г., правила 9, 17 и 28 которого провозгласили общеимперскую юрисдикцию епископа Нового Рима как второго после Римского). А к концу VI века титулование Патриарха как Вселенского (общехристианского) было окончательно закреплено в церковных и гражданских актах Империи. Это, разумеется, не давало ему никаких особых церковных прав в сравнении с другими епископами – принцип соборности оставался неизменным.

Папским престолом Рима это титулование принято не было. Тем не менее первые восемь веков христианства соборное устройство церкви не подлежало сомнению даже у Рима, и все епископы рассматривали друг друга как равных. Лишь по мере ослабления Византии под натиском турок и упрочения положения западных епископов при новых варварских властях, римские иерархи все больше претендовали на прежнее имперское первенство. Гордыня "ветхого" Рима, древней имперской столицы, не давала покоя римским епископам (папам), они все больше настаивали на своих особых правах в Церкви, хотя Вселенские Соборы такого права им не дали, признав за римскими епископами лишь историческое "первенство чести". (Для обоснования папского верховенства западные епископы использовали даже подложные документы, как, например, "дарственная грамота Константина Великого".)

В 800 г. римский папа Лев III в стремлении к независимости и усилению своего влияния на светскую власть короновал в Риме "своего императора" – франкского короля Карла Великого (франки, «земли варваров за Рейном», поначалу входили лишь в северную часть Римской империи, но после падения Рима расширили свое влияние). Это положило начало западной "Священной Римской империи", которая включала в себя германские, итальянские, славянские и др. земли и претендовала на преемственность от Рима, соперничая в этом с Константинополем. В дальнейшем папы присваивают себе право раздавать императорскую корону по своему усмотрению, игнорируя законную имперскую власть в Константинополе, где монарх по-прежнему носил титул римского (ромейского) Императора.

Именно основываясь на своем местопребывании в Риме как древней столице мира, западная Церковь присвоила себе название "католической", то есть всеобщей, "вселенской" – хотя это не соответствовало истинному положению вещей: столица всего христианского мира с IV в. была в Византии и там созывались Вселенские Соборы. Сама кафоличность в Православии понималась не территориально, а духовно, как всеохватывающая в пространстве и времени соборность (в отличие от единоначалия папы), включая и связь с предыдущими поколениями.

Кроме того, римские епископы начинают демонстрировать свой "ум": самовольно вводить богословские новшества в вероучение, утвержденное Вселенскими Соборами, что также вело к расколу. Главным из этих новшеств было т.н. "филиокве", которое православные епископы категорически отвергали: «совершенно не желая размыслить, они заявляют, что Дух исходит не от Отца [только], но и от Сына – как будто бы у них нет свидетельств евангелистов об этом, и будто бы они не имеют догмата вселенского собора относительно этого злословия».

Разумеется, и Византия была не без греха (достаточно вспомнить императоров-иконоборцев в VIII в., случаи насильственной узурпации власти и т. п.), что могло способствовать отколу западной части Церкви, однако все же главная причина была в ее гордыне. И если византийские отступления от должного христианского идеала государственности в конце концов преодолевались соборным мнением Церкви, сохраняя сам идеал, то западная Церковь все больше шла по пути накопления различных искажений этого идеала и вероучения.

Главная причина была именно во властной гордыне: западная церковь соблазнилась соединением и духовной и земной власти в руках римского папы. Этот соблазн борьбы за первенство, а затем и за земную политическую власть, увлек христианский Запад на путь апостасии – отступления от истинного христианства.

Это было заметно уже в принятии папами языческого титула "понтифик" (Pontifex Maximus – верховный жрец, ведавший также строительством мостов), который носили дохристианские императоры. Борьба папства с монархами за обладание государственной властью исказила и монархии – возник западный абсолютизм: независимая от церкви и от ее нравственных ограничений власть королей. (Впоследствии в протестантских государствах отказ от симфонии властей принял другую крайность: монарх становился и главою подчиненной ему церковной структуры.)

Папистские искажения вероучения, нарушающие постановления Вселенских Соборов, почти все имели приземляющий общий знаменатель: вытеснение небесной цели спасения человека – "христианизацией" земли для власти над ней. Отсюда и стремление высшего католического духовенства подменить собою государственную власть (с параллельной чиновничьей иерархией в виде кардиналов, легатов, нунциев; Ватикан считает себя государством), и превращение Церкви в дисциплинированную армию по "христианизации", и "приспособительная" мораль иезуитов ("святая цель оправдывает любые средства").

Эта особенность католицизма отражена Достоевским в образе Великого инквизитора, подпавшего под тот же соблазн непогрешимой гордыни и земной власти над телом и душой паствы, что и иудейские первосвященники. При всей видимости сохранения церковных структур и имени Христа – это была серьезная победа сатаны, увлекшего огромную часть христианского мiра на использование нехристианских средств в достижении целей христианизации. После откола Запада от Православия, не встречая там должного духовного сопротивления, "тайна беззакония" стала все шире распространяться в разных сферах жизни. Следующими ее заметными "прогрессивными" достижениями стали Возрождение (возрождение языческих идеалов), Реформация (иудаизация христианства) и Просвещение (замена Бога самодостаточным гуманизмом-человечизмом), что вылилось в демократические революции по устранению остаточных удерживающих сил на Западе: монархий и католической церкви.

Вселенский Патриарх Михаил I Кируларий

Вселенский Патриарх Михаил I Кируларий

Эти разногласия (как богословские, так и организационно-иерархические) между папой римским и Патриархом Второго Рима возникли задолго до 1054 г., когда произошел полный разрыв отношений. Римский папа Лев IX послал в Константинополь послов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения спорных вопросов и объединения усилий перед лицом назревавших военных угроз от норманнов с севера и от агарян с востока. Однако папское посольство с самого начала взяло высокомерный тон, упрекая Патриарха Керуллария за употребление титула "Вселенский", который надлежит носить только папе. Видя такое отношение к себе, Патриарх на созванном Соборе выделил папским легатам последнее место. Кардинал Гумберт счел это унижением и отказался вести какие-либо переговоры с Патриархом. Пришедшая из Рима весть о смерти папы Льва не остановила папских легатов, они продолжали действовать с прежним высокомерием. 16 июля 1054 г. (во многих работах указано 15 июня) во время богослужения в соборе Святой Софии Гумберт положил на главный престол собора акт "отлучения от Церкви" Патриарха Михаила Кирулария и его сторонников. Акт передали патриарху. Прочитав документ, Патриарх распорядился огласить его. В храме раздались крики возмущения. Народ поддержал своего патриарха, начались волнения, которые чуть не стоили жизни как папским послам.

Для успокоения волнений в народе было официально заявлено, что греческие переводчики извратили смысл латинской грамоты. Далее, на последовавшем Соборе 20 июля за недостойное поведение в храме были отлучены от Церкви все три члена папской делегации, однако Римская Церковь в решении собора специально не упоминалась. Это сохраняло возможность примирения. Попытки договориться о воссоединении предпринимались затем еще в течение полутора веков. Окончательное же разделение между востоком и западом произошло после захвата и разорения Константинополя католиками-крестоносцами в 1204 году.

Событие 1054 г. стало оцениваться как окончательный разрыв лишь позже, сначала на Западе, когда к власти пришел папа Григорий VII, а кардинал Гумберт стал его ближайшим советником. Его усилиями эта история и получила определяющее значение как дата "Великого раскола".

Раскол между православными и католикамиК нашему времени католики отделили себя от Православия такими главными догматическими новшествами:

– Утверждение, возобладавшее в ХІ веке и ставшее формальной причиной откола, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и "от Сына". Тут католики путают предвечное исхождение Святого Духа только от Отца и последующие взаимоотношения трех Лиц Божественной Троицы в историческом времени, которые бывали различными (например, Сын Божий рождается от Девы Марии нисшествием на нее Святого Духа, но это не значит, что Сын исходит от Святого Духа; так же и когда Сын говорит, что вскоре пошлет апостолам Духа Истины от Отца, это не значит, что Дух происходит от Сына). Поскольку тут католики допускают смешение предвечного и исторического времён, быть может, они в своем устремлении к земному даже подсознательно полагают, что Святой Дух исходит "от Сына" как Бого-человека? Во всяком случае, не случайно католическая мистика очень чувственна и экзальтирована.

– Утверждение, появившееся еще в IХ веке и в 1854 году возведенное в догмат, что не только Иисус Христос, но и Божия Матерь была зачата Ее родителями вне первородного греха (что противоречит уже словам Архангела при Благовещении: «Ты обрела благодать у Бога» – Лк. 1:30). Католики выдавали это за возвеличение Божией Матери – на деле же умаляли Ее подвиг в стяжании непорочности всей Ее праведной жизнью. Даже Бернард Клервосский (причисленный католиками к лику своих святых) уже в ХII веке называл эту идею «прославлением греха», ибо фактически католики отвергли этим само понятие первородного греха как поврежденности человеческой природы. Таким изъятием Божией Матери из состава человечества, изымается ключевое звено в Боговоплощении как неслиянно-нераздельном соединении Божественного и человеческого для искупления всех грешных людей.

– Введенный еще в ХI веке папой Григорием VII и официально утвержденный в 1870 году догмат о "непогрешимости" Римских пап в делах веры как "наместников Христа" на земле, чья власть превосходит решения Соборов. В основе этого догмата лежит изначальное превознесение римского епископа (папы) над всеми остальными, обосновываемое горделиво-ложным истолкованием слов Христа об апостоле Петре как о "камне", на котором Господь создает Церковь (Мф. 16:18–19). Из этого никак не следует, что Церковь была создана только на апостоле Петре, тем более, что в другом месте Христос прямо призывает апостолов именно к равенству: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними... Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бόльшим между вами, да будет вам слугою» (Мр. 10:42–43). А о том, что погрешим был и апостол Петр, говорят такие слова Христа о нем: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23).

(В Православной Церкви «епископам всякаго народа подобает знати перваго из них и признавати его как главу и ничего превышающаго их власть не творити без его разсуждения; творити же каждому только то, что касается до его епархии... но и первый [первоиерарх] ничего не творит без разсуждения всех. Ибо тако будет единомыслие...» – Апостольское правило 34.)

– Используемое в Символе веры греческое слово "кафолическая" в переводе на русский означает "соборная", "целостная", "вселенская". Так его и понимают православные: как всеохватывающая в пространстве и времени совокупность всех членов Церкви, связанных в молитве, во всех народах и всех поколениях – именно поэтому она вселенская. Католики же в своем самоназвании "католическая" утверждают вселенскость скорее как организационно-географическую.

– Православное понимание искупления исходит из Божией любви к человеку, святою силою которой Богочеловек воссоединяет людей с Богом и Своим жертвенным Распятием и Воскресением сокрушает ад, избавляет людей от неизбежности адской власти диавола (по формальной аналогии с искуплением-освобождением из рабства). Католическая же трактовка искупления исходит из юридической аналогии возмещения морального ущерба. Искупление понимается как удовлетворение, принесенное Богу Отцу Сыном Божиим за оскорбление, нанесенное Богу грехом Адама. Бог при этом представляется не любящим Отцом, а неумолимым и мстительным Судьей, которому почему-то угодна кровь Его Единородного Сына. При этом церковные таинства в понимании католиков действуют автоматически и на недостойных – отсюда вопиющая практика продажи католическим духовенством сверхдолжных "излишков добродетели" праведных людей грешным в виде индульгенций. Во всем этом присутствует умаление необходимости личного и свободного духовного усилия человека для спасения.

Все это, однако, не означает, что католиков и даже протестантов следует ставить наравне с приверженцами нехристианских религий. Приведу суждение выдающегося богослова РПЦЗ: «Нельзя отрицать, что чтение слова Божия оказывает благодетельное влияние на каждого, ищущего в нем назидания и укрепления веры; что благоговейные размышления о Боге Творце, Промыслителе и Спасителе имеют возвышающую силу и там; не можем утверждать полной безплодности их молитв, если они идут от чистого сердца, ибо "во всяком народе боящийся Бога приятен Ему"... Они являются сдерживающими силами против нравственной распущенности, пороков и преступлений... Но все это не дает основания считать их принадлежащими к Церкви» (Помазанский Михаил, протопресвитер. Православное догматическое богословие. Джорданвиль, 1963. С. 158).

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25072903

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.