19.07.1914 (1.08). - Принят закон о запрете на торговлю алкоголем до окончания войны
Изданный в начале Первой мiровой войны царский указ служил укреплению сил русского народа в наступившее трудное время. Были запрещены производство и продажа всех видов алкогольной продукции на всей территории России. Торговля алкогольными изделиями была прекращена с 19 июля 1914 г., а затем продлена на все время войны. Крепкие алкогольные напитки разрешалось продавать только в ресторанах.
И хотя в ответ на указ появились многочисленные способы обхода закона, – самогоноварение, нарушение закона отдельными заводчиками – среднее потребление алкоголя на душу населения снизилось более чем в десять раз.
1906-1910 гг. – 3,4 литра
1913 г. – 4,7 литра
1915 г. – 0,2 литра
(Для сравнения: в 2011 г. – 15,8 литра)
Число психических больных на почве алкоголизма:
1913 г. – 10 267
1914–1917 гг. – единичные случаи
Процент психических больных алкоголиков к общему числу поступивших в психиатрические больницы:
1913 г. – 19,7 %
1915–1920 гг. – менее 1 %
Число самоубийств на почве алкоголизма в Петрограде упало на 50 %. Число арестованных в пьяном виде в Петербурге во втором полугодии 1914 г. сократилось на 70 %. Число вытрезвляющихся сократилось в 29 раз. Подобные же результаты были получены ещё по 9 губерниям России.
Число денежных вкладов в сберкассы увеличилось; прирост составил 2,14 млрд. руб. против 0,8 млрд. руб. в прежние годы до введения сухого закона.
О сухом законе как о выдающемся событии в жизни нашей страны писал А.И. Введенский: «В истории антиалкогольного движения 1914 год останется одной из знаменательнейших дат... Было положено начало беспримерному социальному эксперименту. Огромная страна с полуторастамиллионным населением, с репутацией одной из самых нетрезвых, растущим из года в год потреблением спиртных напитков, с бюджетом, по справедливости называвшимся "пьяным", вдруг отрезвела как по волшебству. Государство приостановило деятельность монополий, бывших главным источником его дохода, не постепенно, не среди нормального течения жизни, не при благоприятной экономической конъюнктуре, а сразу и перед лицом самых тяжелых испытаний, которые когда-либо выпадали на ее долю, в предвидении крайнего напряжения всех ресурсов страны.
...То, что еще так недавно казалось утопией даже фанатикам трезвости, стало действительностью, притом повседневной, почти привычной. Новый порядок вещей, так; непохожий на прежний, вошел в жизнь и неузнаваемо изменил ее облик, отозвавшись, так или иначе, на всех сферах народной жизни, в таких отдаленных ее уголках и проявлениях, где о влиянии алкоголизма, казалось, не могло быть и речи. Перед лицом совершившихся и еще продолжающихся превращений не кажутся преувеличенными сказанные не раз слова, что 18 июля 1914 г Россия одержала победу над врагом гораздо более страшным, чем враг внешний».
Влияние трезвой жизни очень быстро сказалось на производстве уже через год производительность труда повысилась в среднем, на 9 %, а в металлургической промышленности — на 13 %. Количество прогулов снизилось в среднем на 27 %, а в металлургической, то есть в самой «пьяной» сфере производства,— на 43 %. Не было, как угрожали враги трезвости, ни гибели пьяниц, ни винных бунтов. Огромное большинство населения легко и свободно прекратило потреблять алкоголь. Только 2,8 %, то есть самые заядлые алкоголики, с трудом отвыкали от вина. А 84 % опрошенных требовали, чтобы "сухой закон" был сохранен не только на время военных действий, а на вечные времена.
По инициативе членов Государственной Думы крестьян И.Т. Евсеева и П.М. Макогона, в Государственную Думу внесено законодательное предложение "Об утверждении на вечные времена в Российском государстве трезвости". В объяснительной записке к законодательному предложению авторы его писали:
«Высочайше Утвержденным Положением Совета Министров 27 сентября 1914 года городским думам и сельским общинам, а Положением 13 октября того же года – и земским собраниям на время войны предоставлено было право запрещать торговлю спиртными напитками в местностях, находящихся в их ведении. Волею Государя право решения вопроса быть или не быть трезвости во время войны было предоставлено мудрости и совести самого народа. Сказка о трезвости – этом преддверии земного рая – стала на Руси правдой. Понизилась преступность, затихло хулиганство, сократилось нищенство, опустели тюрьмы, освободились больницы, настал мир в семьях, поднялась производительность труда, явился достаток.
Несмотря на пережитые потрясения, деревня сохранила и хозяйственную устойчивость и бодрое настроение, облегчённый от тяжкой ноши – пьянства, сразу поднялся и вырос русский народ.
Да будет стыдно всем тем, которые говорили, что трезвость в народе немыслима, что она не достигается запрещением.
Не полумеры нужны для этого, а одна решительная бесповоротная мера: изъять алкоголь из свободного обращения в человеческом обществе на вечные времена».