14.01.2007       2

Вступило в силу "Положение о казенной продаже питей". Введение государственной винной монополии в России


1.01.1895 (14.01). – Вступило в силу "Положение о казенной продаже питей". Введение государственной винной монополии в России

Известно "Мнение сенатора Державина об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных промыслов евреев, о их преобразовании и о прочем" (1800). Это исследование Державин провел по поручению Государя Павла I и предложил Императору решить проблему, включая винокурение (вином тогда называли водку) и шинкарство.

Решить «с одной стороны обузданием жидовских промыслов, а с другой некоторым освобождением от них сего края… и притом без нанесения кому-либо вреда в интересах; уменьшить их число и облегчить тем продовольствие коренных ее обитателей, а оставшимся из них дать лучшие и безобиднейшие для других способы к их содержанию, как равно и переселившимся в другие места; узнать верное число их и поместить в классы, пристойные благоустроенному государству; привесть их под единственное управление самодержавной власти, а для того ослабить их фанатизм и нечувствительным образом приближить к прямому просвещению, не отступая однако ни в чем от правил терпимости различных вер; вообще, истребив в них ненависть к иноверным народам, уничтожить коварные вымыслы к похищению чужого добра; пресечь праздность и тунеядство; словом, устроить их политически и нравственно, подобно просвещенным народам». Помещики должны дать обязательства о трудоустройстве евреев в своих местечках, «дабы они доставали хлеб свой собственно своими руками» и «ни под каким видом не продавали они нигде ни тайно, ни явно горячего вина». А кто «не похочет подвергнуться сему установлению, дать тем свободу выйти за границу».

Однако Павел I был вскоре убит, и стараниями еврейства мнению Державина хода не дали. По свидетельству Державина, было перехвачено письмо евреев из Белоруссии их поверенному в столице с сообщением, что «они на Державина, яко на гонителя,  по всем кагалам в свете наложили херем или проклятие, что они на подарки по сему делу собрали 1.000.000 и послали в Петербург, и просят приложить всевозможное старание о смене генерал-прокурора Державина, а ежели того не можно, то хотя покуситься на его жизнь…» (А.И. Солженицын. "Двести лет вместе", т. 1).

Известный еврейский историк Ю. Гесен объяснял, почему долго не удавалось решить эту проблему: «Винные промыслы составляли одно из распространных занятий среди евреев», и их ликвидация угрожала бы «жизни сотен тысяч» евреев в деревнях, лишая их средств. Из-за этой угрозы в 1808 г. выселение евреев из деревень было приостановлено: «предстояло изыскать меры, чтобы евреи, будучи удалены от винных промыслов, могли "себе доставлять пропитание работой"». Но все благие намерения в этом отношении потерпели крах. После изучения вопроса в 1812 г. комитет сенатора В.С. Попова заявил: «Доколе у белорусских и польских помещиков будет существовать теперешняя система экономии, основанная на продаже вина, доколе помещики не перестанут, так сказать, покровительствовать пьянству, дотоле зло сие возрастая год от году, никакими усилиями не истребится, и последствия будут все те же, кто бы ни был приставлен к продаже вина, еврей или христианин» (Гессен Ю. История еврейского народа в России. Ленинград. 1925. Т. 1).

Дальнейшие попытки решить эту проблему также наталкивались на активные ходатайства еврейских кагалов, ссылавшихся опять-таки на "угрозу жизни сотен тысяч" и активно применявших подкуп чиновничества. Энергично взялся за дело Император Николай I, однако и тут евреям повезло: «внезапная смерть Императора … вызволила евреев в тяжелую пору», - пишет Солженицын. Либеральный Царь-реформатор Александр II евреям скорее покровительствовал, причем тоже наивно надеялся просветительством сделать их "такими, как все" (был убит в наканун Пурима, зачем-то подчеркивает Слиозберг). По  данным "Еврейской энциклопедии", к 1880-м гг.  в губерниях черты оседлости евреям принадлежало до 76 % крупно-промышленных винокуренных заводов, а в Юго-Западном крае они арендовали 89 %. В 1870 г. в официальном правительственном постановлении говорилось, что «питейная торговля в Западном крае почти исключительно сосредоточилась в руках евреев и злоупотребления, встречающиеся в этих заведениях, выходят из всяких границ терпимости» (А.И. Солженицын. "Двести лет вместе").

Павильон российского Главного Управления Казенной продажи питей на Всемирной выставке 1900 года в Париже

Лишь Император Александр III серьезно взялся решить эту проблему в ряду прочих законов по ограничению еврейской революционной, политической и экономической активности (устрожение черты оседлости, введение процентной нормы для вузов, запрет на участие в выборах органов земского самоуправления и др.). Он был озабочен и тем, что российский рынок был наводнен в основном дешевой, сомнительного качества водкой, изготовленной упомянутыми еврейскими винокурнями. Однако Император скоропостижно скончался к октябре 1894 г., едва приступив к подготовке соответствующего указа. Тем не менее делу был дан ход. В Циркуляре № 2438 Министерства Финансов от 22 декабря 1894 г., устанавливавшем казенную продажу вина (т.е. водки), говорится: «По воле в Бозе почившаго Императора Александра III… С 1-го января 1895 г. вводится в действие Положение о казенной продаже питей, пока в виде опыта только в четырех губерниях: Пермской, Уфимской, Оренбургской и Самарской». Вскоре действие указа распространилось на большинство европейских губерний.

Согласно этому указу продажа алкоголя в России полностью принадлежала государству (а значит, и основной доход от продажи), но производить алкогольную продукцию могли и частные фирмы. Министерство финансов закупало у частного производителя спирт на следующих условиях: «Во всех губерниях и областях, в которых введена или вводится казенная продажа питей, кроме Сибири, необходимый для казенной продажи спирт приобретается в количестве четырех пятых определенной по сметным исчислениям готовой потребности, от винокуренных заводов расположенных в этих губерниях и областях… по ценам, ежегодно определяемым Министерством Финансов [выделено нами. - Ред.] в соответствии с местными условиями производства». В основу цены Министерством закладывалась безубыточность производства алкоголя при исключении спекулятивной прибыли. Разница между закупочной и продажной ценой шла в государственную казну.

В результате доходы винокуров сильно упали. Поэтому в области войска Донского потери казакам были компенсированы государством. «Ежегодно, начиная с 1901 г., Донскому войску отпускать особое пособие в размере 230 000 рублей, в вознаграждение за потерю станичными обществами доходов от разрушения торговли крепкими напитками на станичных землях» - постановил Государственный Совет в феврале 1901 г. Аналогичные решения были приняты по Астраханскому, Кубанскому, Сибирскому и Уральскому казачьим войскам.

В 1902 г., через 7 лет после введения госмонополии на продажу питей, был принят "Свод уставов об акцизных сборах". Он вобрал в себя не только сами законы, но и все подзаконные акты и распоряжения, посвященные сбору акцизов - Мнения Государственного Совета, Циркуляры Министерства Финансов и прочее. В единый документ были сведены вопросы «взимания в казну дохода с питей, изделий из вина и спирта, с дрожжей, табака, сахара, осветительных нефтяных масел (читай бензина) и зажигательных спичек, а также до казенной продажи питей».

При этом Министерство финансов Российской Империи отвечало не только за поступление средств в казну, но и за приличествующий порядок потребления алкогольной продукции. «Министру Финансов предоставляется издавать обязательные правила о соблюдении благочиния в казенных винных лавках" (статья 617 "Свода уставов…"). «Нужно не только отстранить от питейной торговли людей, частный интерес которых побуждает их спаивать народ, необходимо еще, что бы сам народ уразумел смысл и цели предпринятой правительством реформы».

Именно поэтому одновременно с введением "Положения о казенной продаже питей" вводился в действие "Устав Попечительств о народной трезвости". Эти попечительства существовали сугубо за счет средств, "ассигнуемых из казны", и находились, опять таки, в ведении Министерства Финансов (это уже текст "Устава Попечительства о народной трезвости", статья 1 и 2).

М.Н.
Частично также использована статья Валерия Бикмухамбетова:
http://www.napitki.com/index.php?act=magazine&article=254

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25011405

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 2 комментария
  1. blank Михаил:

    Русский-тот, кто не курит и не пьёт.

  2. blank Алексей:

    Согласен с Михаилом!
    Добавлю: Человек - ...

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.