14.10.2022       0

Покровъ Пресвятыя Богородицы и судьбы русскаго народа

Архіепископ Аверкій (Таушевъ) 

Аверкий архиепископ Сиракузский и ТроицкийВсѣ ли еще современные русскіе люди знаютъ и помнятъ праздникъ Покрова Пресвятыя Богородицы — 1-го октября ст. ст. — тѣмъ болѣе, что и приходится онъ чаще всего въ рабочіе дни, когда и въ церковь-то пойти многимъ трудно?

А между тѣмъ именно этотъ праздникъ какъ-то особенно близокъ и дорогъ сердцу каждаго истинно-православнаго, истинно-русскаго человѣка. И это даже при всемъ томъ, что происхожденія онъ совсѣмъ не русскаго, а византійскаго. Но тамъ, въ Византіи, онъ скоро былъ забытъ, а праздновался такъ радостно и такъ торжественно, какъ празднуются лишь великіе праздники, только у насъ на Родинѣ — въ Россіи. Какое громадное множество прекрасныхъ и величественныхъ храмовъ было посвящено у насъ именно этому празднику, ставшему какъ бы специфически — русскимъ праздникомъ!

Почему же это?

Вспомнимъ исторію праздника — какъ умилительна и глубоко-трогательна она!

Въ царствованіе Льва VI Философа, въ началѣ X-го вѣка, въ предѣлы Византійской Имперіи вторглись грозные враги — сарацыны, все предававшіе на своемъ пути огню и мечу и угрожавшіе уже самому Константинополю. Жители Константинополя обратились къ своей всегдашней Заступницѣ — Пресвятой Матери Божіей со слезной мольбой о помощи. Особенно торжественное всенощное бдѣніе совершалось во Влахернскомъ храмѣ, гдѣ, какъ великая святыня, хранилась риза Богоматери, Ея омофоръ (головное покрывало, спускавшееся на плечи) и часть пояса. На бдѣніи этомъ присутствовалъ великій праведникъ того времени — Блаженный Андрей Христа ради юродивый со своимъ ученикомъ Епифаніемъ. И вотъ, въ 4-мъ часу ночи имъ представилось дивное зрѣлище. Отъ царскихъ вратъ шествовала по воздуху величественная Жена, окруженная страшной свитой. Честный Предтеча Господень и Апостолъ Іоаннъ Богословъ поддерживали Ее своими руками, а множество святыхъ въ бѣлыхъ сіяющихъ одеждахъ предшествовали Ей, а иные послѣдовали, воспѣвая священныя пѣсни.

Когда Она приблизилась къ амвону, Блаженный Андрей, какъ бы не довѣряя себѣ, спросилъ Епифанія: «Видишь ли Госпожу и Царицу міра? — «Вижу, отецъ мой духовный», отвѣчалъ тотъ: «вижу и ужасаюсь». И пока они смотрѣли, изумленные этимъ дивнымъ зрѣлищемъ, Она, преклонивъ колѣна, молилась долго-долго, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое Лице. Окончивъ здѣсь молитву, подошла къ престолу и молилась и здѣсь за предстоящій народъ. По окончаніи молитвы, Она сняла съ Себя блиставшее подобно молніи великое и страшное покрывало, которое Она носила на Своей Пречистой Главѣ, и, держа его съ великой торжественностью Своими Пречистыми Руками, распростерла его надъ всѣмъ стоящимъ и молящимся въ храмѣ народомъ. И долгое время, пока видима была Пресвятая Богородица, видимо было и распростертое надъ народомъ покрывало («омофоръ»), излучавшее изъ себя молніевидную славу Господню.

Это дивное видѣніе такъ воодушевило грековъ, что они дали рѣшительный отпоръ напавшимъ на Константинополь врагамъ, и тѣ, потерпѣвъ неожиданное пораженіе, обратились въ бѣгство. Византія была спасена.

Много, очень много и другихъ случаевъ извѣстно, когда Пречистая Матерь Божія приходила на помощь Православной Византіи, этому Второму Риму, чудесно спасая ее отъ враговъ. Вышеописанное видѣніе и многія другія подобныя же видѣнія, мы не можемъ не разсматривать, какъ явное и убѣдительное-наглядное знаменіе того, что Пречистая Матерь Божія всегда откликается на нашу слезную мольбу о помощи, что Она особенно покровительствуетъ молящимся въ храмѣ, что Она входитъ въ наши храмы и молится въ нихъ вмѣстѣ съ нами и за насъ, грѣшныхъ, поскольку мы уповаемъ на Ея милость къ намъ, кающимся грѣшникамъ, и на Ея материнскую помощь и заступленіе.

«Дѣва днесь предстоитъ въ церкви, и съ лики святыхъ невидимо за ны молится Богу»... (Кондакъ) — такъ исповѣдуемъ мы, православные христіане, эту нашу вѣру во всесильное молитвенное заступленіе за насъ Богоматери, празднуя радостный праздникъ, получившій справедливо наименованіе «Покрова Пресвятыя Богородицы».

Византія, погрязавшая все болѣе и болѣе въ страстяхъ и порокахъ, вслѣдствіе роскошной и легкомысленной жизни, какъ нѣкогда Ветхій Римъ, не желавшій знать ничего, кромѣ «хлѣба и зрѣлищъ», и дошедшая до состоянія нераскаянности и «окамененнаго нечувствія», а, въ концѣ концовъ, отрекшаяся и отъ своей Православной Вѣры во время такъ называемой Флорентійской уніи 1439 года, лишилась Покрова своей прежней Всесильной Заступницы Пречистой Матери Божіей и была предана окончательно «въ руцѣ паденія своего»: въ 1453 году Константинополь былъ взятъ и разгромленъ турками, и Византійская Имперія исчезла съ лица земли, а для народа ея началось тяжкое и мучительное многолѣтнее иго иновѣрцевъ-мусульманъ.

Съ паденіемъ Византіи ея прежнее значеніе, какъ Хранительницы Православія, перешло къ «Третьему Риму» — къ нащей Родинѣ-Россіи. И сюда же — къ православному русскому народу — перешелъ и дивный Покровъ Божіей Матери, во всей своей чудесной, благодатной силѣ, о чемъ такъ убѣдительно и краснорѣчиво свидѣтельствуетъ безчисленный рядъ фактовъ нашей родной русской исторіи. Всѣ важнѣйшія историческія событія изъ жизни нашего православнаго русскаго народа такъ тѣсно связаны съ благоговѣйнымъ почитаніемъ Пресвятой Богородицы и горячей вѣрой въ спасающій Покровъ Ея, которая никогда не оказывалась посрамленной, что Родина наша Россія съ полнымъ правомъ именовала себя «Домомъ Пресвятыя Богородицы», или «необоримымъ Богородицы состояніемъ» («достояніемъ»). Въ самые опасные и критическіе моменты историческаго бытія Россійскаго государства, по слезной, покаянной молитвѣ русскихъ людей, Пречистая Матерь Божія всегда приходила ему на помощь. Родина наша дѣйствительно была какъ бы Домомъ Ея, въ которомъ Она постоянно обитала, который защищала и покрывала.

И это Свое незримое, но тѣмъ не менѣе для всѣхъ вѣрующихъ русскихъ людей всегда реально ощутимое присутствіе на Русской Землѣ Она являла черезъ многочисленныя Чудотворныя Иконы, которыя благоговѣйно чтились русскимъ народомъ, не какъ идолы, по наглому утвержденію сектантовъ, но какъ видимые знаки, сѵмволы Ея невидимаго присутствія и покровительства русскому народу. По искренней вѣрѣ русскихъ людей, отъ иконъ этихъ источались безчисленныя чудеса, и по горячей, пламенной, покаянной молитвѣ передъ ними, Пресвятая Богородица не разъ спасала Русскую Землю отъ страшнаго разоренія, а русскій народъ — отъ уничтоженія. Достаточно вспомнить хотя бы два такихъ потрясающихъ душу факта: чудесное избавленіе русскаго народа въ 1395 году отъ нашествія страшнаго азіатскаго завоевателя Тамерлана, по молитвамъ передъ великой исторической святыней нашей — Чудотворной Иконой Божіей Матери Владимірской, и не менѣе чудесное спасеніе Россіи въ 1612 году отъ губительныхъ ужасовъ такъ называемаго Смутнаго Времени, грозившаго потерей для нея своего историческаго бытія, по молитвамъ передъ другой нашей великой святыней — Чудотворной Иконой Божіей Матери Казанской.

Стыдно православному русскому человѣку не знать этого — стыдно не знать воистину дивнаго Покрова Божіей Матери надъ Россіею! Вѣдь ни одна другая страна въ мірѣ, послѣ древней Византіи, не испытывала на себѣ такъ часто и такъ ощутительно чудеснаго заступленія Божіей Матери, почему и праздникъ Покрова Пресвятой Богородицы является чисто-русскимъ національнымъ установленіемъ какъ это ясно видно изъ словъ канона этого праздника: «Владычице, съ честными и славными пророки, съ верховными апостолы и со священномученики, и со архіереи, за ны грѣшныя Богу помолися, Твоего Покрова Праздникъ въ Россійстѣй Земли прославльшыя» (8-й пѣсни 1-й тропарь).

Чѣмъ объяснить это?

Надо полагать, только тѣмъ, что сердцу русскаго человѣка, глубоко воспринявшему истинное евангельское ученіе, ученіе православное, были особенно близки и дороги возвышенныя добродѣтели Пресвятой Дѣвы: Ея дѣвственная чистота и цѣломудріе, Ея смиреніе и послушаніе, Ея всецѣлая и безповоротная преданность волѣ Божіей. За эти добродѣтели православный русскій народъ особенно благоговѣйно и нѣжно чтилъ Ее, а Она, въ отвѣтъ на это благоговѣйное почитаніе Ея, являла знаменія своего особаго благоволенія и покровительства русскому народу, сдѣлавшись для него воистину «Необоримой Стѣной», «Источникомъ Чудесъ», «Всѣхъ скорбящихъ Радостью», «въ скорбехъ и печалехъ Утѣшеніемъ», «Заступницей усердной», какъ именуетъ онъ Ее въ своихъ церковныхъ пѣснопѣніяхъ.

И пока чтилъ русскій народъ свою Заступницу и Покровительницу, легко и вольготно жилось на русской землѣ, которую благословилъ Господь всякимъ изобиліемъ. Росла и ширилась она, процвѣтала и благоденствовала, восходя отъ силы въ силу.

Но вотъ, позавидовалъ благоденствію русскаго народа врагъ вселукавый, возненавидѣлъ онъ русскую землю — «Домъ Пресвятыя Богородицы», — какъ опасный для него оплотъ истинной вѣры въ мірѣ — вѣры православной, и замыслилъ погубить ее. Хитро и льстиво подошелъ онъ къ простодушному и наивно-довѣрчивому русскому человѣку, соблазняя его обманчивыми мишурными благами западной богоотступнической лже-культуры. Постепенно, но систематически-упорно вливался смертоносный ядъ зміиный въ душу русскаго человѣка, и все дальше и дальше отводилъ его врагъ отъ вѣры отцовъ, все больше и больше отравляя его душу матеріализмомъ, невѣріемъ и безбожіемъ и лукаво внушая ему, что это и есть истинныя блага.

Страшно сказать, до чего дошли отравленные этимъ ядомъ зміинымъ обезумѣвшіе русскіе люди: въ своемъ подлинномъ бѣснованіи они рѣшились даже на кощунственную хулу своей Пречистой Заступницы и Покровителницы. Съ глубочайшей скорбью писалъ объ этомъ, еще въ 1888 году, въ одномъ изъ своихъ вдохновенныхъ писемъ Святитель Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ: «...Въ какой-то газетѣ «Свѣтъ» № 88 напечатаны хулы на Божію Матерь. Матерь Божія отвратилась отъ насъ: ради Ея и Сынъ Божій, а Его ради Богъ Отецъ и Духъ Божій. Кто же за насъ, когда Богъ противъ насъ?! Увы!!» (Собраніе писемъ, вып. 7, стр. 206).

Отвернулся обезумѣвшій русскій народъ отъ Божественнаго Лика своей Пречистой Заступницы и Покровительницы, забылъ всѣ безчисленныя благодѣянія Ея, и удивительно ли, что постигли, вслѣдствіе этого, русскую землю такія страшныя кровавыя испытанія!

Весьма знаменательно, что какъ разъ передъ такъ называемой «первой революціей» 1905 года, во время столь несчастной для Россіи Русско-Японской войны, въ ночь на 29 іюня 1904 года, исчезла безслѣдно похищенная грабителями Чудотворная Казанская Икона Божіей Матери — та самая, по молитвамъ передъ которой чудесно спасена была Россія въ 1612 году во время Смутнаго Времени.

Пречистая Матерь Божія, за богоотступничество обезумѣвшаго русскаго народа, отняла отъ него чудесный Покровъ Свой и предала его въ руки паденія его.

Всѣ происшедшіе затѣмъ съ русскимъ народомъ кровавые ужасы этимъ и объясняются.

Но все же не до конца оставила Пречистая Матерь Божія глубоко падшихъ и неблагодарныхъ Ей сыновъ и дщерей заблудившагося русскаго народа. Порукою этому является чудесное явленіе въ самый день отреченія Императора Николая Александровича — 2 марта 1917 года — Иконы Божіей Матери Державной въ селѣ Коломенскомъ. Дивная Икона эта представляетъ собою Божію Матерь въ царской коронѣ, со скипетромъ и державою въ рукахъ, въ красной, какъ бы пропитанной кровью одеждѣ, со скорбнымъ выраженіемъ очей. Что означаетъ это, какъ не то, что Матерь Божія Сама взяла въ Свои руки верховную царскую власть, послѣ того, какъ обезумѣвшіе русскіе люди отвергли своего Государя — Помазанника Божія? И Она со скорбью смотритъ на тяжкія страданія русскаго народа, вызванныя его богоотступничествомъ, и терпѣливо ждетъ, какъ истинная любящая Мать, его покаянія и обращенія къ Богу.

Не объ этомъ ли Материнскомъ попеченіи Ея о насъ свидѣтельствуетъ и тотъ фактъ, что одна изъ самыхъ прославленныхъ святынь Ея, черезъ которую Она являла многократно знаменія милости Своея, Чудотворная Икона Знаменія Божіей Матери Курская-Коренная послѣдовала въ изгнаніе за массами русскихъ людей, покинувшихъ свое Отечество и находится вотъ уже болѣе 40 лѣтъ здѣсь среди насъ въ разсѣяніи?

Велика Ея материнская любовь къ намъ, оказавшимся столь недостойными ея.

Но отзываемся ли мы и послѣ всѣхъ постигшихъ насъ тяжкихъ потрясеній и потери Родины нашей на эту любовь Ея къ намъ?

Каемся ли мы въ своемъ богоотступничествѣ, въ попраніи завѣтовъ святой нашей вѣры и установленій святой нашей Церкви? Стараемся ли мы дѣлать все пріятное Ей, нашей Заступницѣ и Покровительницѣ? Не позволяемъ ли мы себѣ и доселѣ, несмотря на все страшное, постигшее насъ, прямо или косвенно хулить и оскорблять Ее, любящую Матерь нашу?

Увы! Не тѣмъ занимаемся мы за границей, чѣмъ нужно было бы! Едва только минуетъ насъ непосредственно угрожающая намъ опасность, какъ мы уже и забываемъ Бога, ни во что ставимъ Святую Церковь и горделиво превозносимся надъ всѣми святынями вѣры нашей, свой собственный лукавый разумъ и свои личныя домыслы, соображенія и постиженія ставя превыше всего на свѣтѣ.

Живемъ заграницей, большей частью, легкомысленно и безпечно, думая лишь объ устройствѣ своего временнаго земного благополучія и забывая объ ожидающей всѣхъ насъ вѣчности — объ отвѣтѣ, который придется давать намъ на Страшномъ Судищѣ Христовомъ. И даже мысль объ этомъ гонимъ отъ себя, гнѣваясь на добросовѣстныхъ пастырей Церкви, которые рѣшаются напоминать намъ объ этомъ и призываютъ насъ къ покаянію и исправленію жизни.

«Хлѣба и зрѣлищъ!» — безумный и богопротивный лозунгъ, сгубившій въ свое время первые два Рима, а затѣмъ и «третій Римъ» — нашу Родину-Россію, измѣнившую своему призванію, продолжаетъ слышаться и заграницей, въ изгнаніи нашемъ, и ставится — увы! — весьма многими русскими людьми во главу ихъ жизни.

Вмѣсто того, чтобы сознавать свои грѣхи и каяться въ нихъ, мы ищемъ грѣховъ у ближнихъ нашихъ, себя считая какъ бы непогрѣшимыми и не подлежащими никакому суду и критикѣ, а другихъ — во всемъ виновными и заслуживающими самого жестокаго и немилостиваго осужденія. А какая неистовая злоба нерѣдко кипитъ между нами!

И часто за что? — Только за несогласіе съ неправильными и неразумными взглядами нашими и противными истинной вѣрѣ и Церкви Христовой, полными гордыни и губительнаго самообольщенія, убѣжденіями, проистекающими изъ самомнѣнія и испорченнаго сердца нашего.

Единственное, что намъ теперь нужно — вѣру во Xриста и жизнь по этой вѣрѣ — христіанское благочестіе — мы замѣнили никому ненужнымъ и безсмысленнымъ въ нашемъ положеніи политиканствомъ, а подлинную преданность исконной русской культурѣ — идеаламъ Святой Руси — преступными и развратными развлеченіями и увеселеніями по субботамъ и въ кануны праздничныхъ дней, когда каждому русскому изгнаннику надлежитъ быть въ церкви, оплакивая свои грѣхи, приведшіе къ такой страшной кровавой катастрофѣ нашу Родину-Россію.

И даже строя храмы Божіи за границей, мы не хотимъ отказаться отъ нашей грѣховной самости, отъ своего бѣшеннаго самолюбія, создаемъ распри и смуты вокругъ этого великаго дѣла храмостроительства, какъ бы забывая истинное назначеніе храмов Божіихъ и унижая это святое дѣло привнесеніемъ въ него своихъ личныхъ страстей, своихъ своекорыстныхъ соображеній, ничего общаго со святыней храма не имѣющихъ.

Гдѣ теперь въ нашей средѣ найдемъ мы преклоненіе передъ боголюбезными добродѣтелями Пресвятой Дѣвы — передъ Ея дѣвственной чистотой и цѣломудріемъ, передъ Ея смиреніемъ и послушаніемъ, передъ Ея всецѣлой и безповоротной преданностью волѣ Божіей, передъ коими такъ преклонялись прежде благочестивые предки наши на Святой Руси, всѣмъ сердцемъ стремясь подражать Ей въ этихъ добродѣтеляхъ?

Не считаютъ ли многіе современные русскіе люди всѣ эти добродѣтели «отжившими», «устарѣлыми», «несовременными»?

Вотъ въ этомъ-то во всемъ и заключается главная наша бѣда, главное наше горе и несчастіе!

И чего хорошаго можемъ мы ожидать себѣ, если и попавъ за границу, въ изгнаніе, послѣ потери нашей Родины, мы все никакъ не хотимъ исправиться, а продолжаемъ идти въ жизни своей все тѣми же пагубными путями, которые привели къ гибели нашу Родину-Россію, а теперь грозятъ страшной гибелью и всему остальному міру?

Единственное, что можетъ спасти насъ отъ неизбѣжной и уже окончательной гибели это — коренное измѣненіе всей нашей жизни и слезное, покаянное обращеніе къ Пречистой Матери Божіей, столько разъ спасавшей нашу Родину-Россію съ мольбой о помощи:

«Что Ти рцемъ, Царице наша и Владычице?.. Вѣмы, яко по дѣломъ кару Божію пріемлемъ, вѣмы, яко недостойни подъ свѣтлую сѣнь покрова Твоего внити, но яко мытарь, яко разбойникъ, яко слѣпцы и прокаженніи, и мы сокрушеннымъ сердцемъ Господу взываемъ: Боже, милостивъ буди намъ, грѣшнымъ! И Тебе, Пречистая Дѣво, молимъ: пріими вопль и стоны сердецъ нашихъ и вознеси ихъ къ Престолу Всевышняго, повѣдай Сыну Твоему слезное покаяніе и печаль сердецъ нашихъ... собери насъ, якоже матерь собираетъ птен/с. 210/цы подъ крилѣ своя, и настави насъ на путь спасенія... да возненавидимъ зло, да узримъ бездну паденія нашего и воздюбимъ ближняго своего, да отвержемся себе, да возьмемъ крестъ свой и пойдемъ къ Свѣту Истины, просвѣщающему міръ...» (Молитва ко Пресвятѣй Богородицѣ, Свѣтлой Обители странниковъ бездомныхъ).

Архіеп. Аверкій (Таушевъ)

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. Слова и рѣчи. Томъ II. 1961-1968 г.г. — Джорданвиль: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкий монастырь, 1975. — С. 201-210.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250969555

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.