Доброволец с позывным "Рахматулла" Василий Новиков — бывший замполит добровольческого отряда "Хопёр". В настоящий момент в составе бригады "Дон" несёт дежурство в окрестностях Кинбурнской косы на Херсонском направлении. В интервью Царьграду он рассказал о проблемах с логистикой, ситуации с добровольцами и что необходимо для нашей общей победы.
Василий Новиков в зоне СВО. Фото из личного архива
Неудобная правда о добровольцах
— Была информация от военного хирурга Юрия Евича из ДНР о том, что отряды добровольцев так и не получают помощи от Минобороны, также не получают удостоверение участников конфликта. Что это за такие добровольческие отряды, которые воюют без контракта с Минобороны? Приходилось ли вам с ними сталкиваться? Сами они про себя говорят, что они профессионалы, которые не хотят связываться с военными чиновниками, потому что сами воюют на достойном уровне, имеют опыт и им подсказки не нужны. Они знают местность, знают, что такое война.
— Евич абсолютно. Эти отряды входят в том числе в систему "Редут" и сведены в Добровольческий штурмовой корпус, состоящий из бригад и отрядов. Но эти люди сейчас даже добровольцами не считаются, а считаются и пишутся везде как "специалист". В настоящее время кто-то из числа таких действующих "специалистов" получает ветеранки, но те, кто уже завершил свои соглашения, не могут воспользоваться обещанными льготами. Как и члены семей погибших бойцов.
— Это большое количество людей?
— Десятки тысяч. Их обошли наградами, льготами, ветеранками. И, судя по всему, никогда не получат. Им даже справок о том, что они в в/ч 71474 служили, не выдают! Просто внаглую игнорируют. Наше подразделение не исключение. Проблема остра, о ней знают все — от командования корпуса до Москальковой и Фрунзенской набережной. Никто ничего не делает для исправления этой ситуации. Кроме самих добровольцев и волонтёров. Я лично несколько раз писал по этой проблеме официальное обращение Картаполову больше года назад. Ни одного ответа не получил. Но вы же понимаете, что решить все проблемы может только Путин. Вот люди и пишут ему.
Военные обращаются к Белоусову. Услышит ли? Скриншот с ютуб-канала Евича
На днях был в ростовском фонде "Защитники Отечества", там ещё ни одного удостоверения на бойца "Редута" в руках не держали. Сроки, говорят, от полугода и больше. Согласно постановлению правительства для получения статуса ветерана боевых действий нужна выписка из журнала боевых действий (ЖБД). Но достоверно известно, что во многих подразделениях и бригадах, не буду говорить в каких, до сих пор эти журналы не заведены.
Третий год идёт СВО, люди погибают. Недавно Чип, командир отряда "Аксай", погиб, а ЖБД как не было, так и нет! И никто за это ответственности не несет. С точки зрения закона и государства, это незаконное вооружённое формирование. И пора эту лавочку прикрыть. Только Минобороны и только Вооружённые силы. Разные формы контрактов для разных категорий военнослужащих, но единоначалие и прозрачность. И ответственность.
"Пришли на понтах и каблуках"
— Также [говорит] доброволец, что молодые командиры, окончившие военное училище, бросают контрактников на необдуманные штурмы. И такое сплошь и рядом. И добровольцам, которые там воюют далеко не первый год, приходится контрактников переучивать. Есть ли такая проблема?
— Да, есть такое — пришли в войска молодые, 25-35 лет. На понтах, на каблуках, я тут командир, у меня полномочия, а вы все пыль на моих сапогах. Лично таких встречал, кто добровольцев за живых людей не считает. По крайней мере, я за всё время не встретил ни одного порядочного из этого возраста — уроженца "святых девяностых". Хорошо, что таких мало и что есть добровольцы, и командиры старшего возраста у кого есть опыт боевых действий. Они учат тех, у кого его нет. Но этот опыт — дело наживное, его и собака тут может получить.
— Значит, вопрос в людях.
— По настоящее время проблема командирского звена взвод-роты не решена. У нас нет нужного количества толковых и грамотных военных командиров. А те, кто зачастую командует в добровольческих подразделениях, — это сержанты-агрономы 1955 года рождения...
Бывают и исключения, но в основном везде так, ибо кадровых военных в добровольческих отрядах более вышестоящее командование не любит. Потому что эти военные офицеры знают, что и как делать, и, более того, знают, как и что должно быть в подразделении для этого. Могу в качестве положительного примера отметить бригады "Ветераны", "Сибирь" и "Святого Георгия".
"Мантурова надо спросить"
— Как обстоят дела с обеспечением добровольческих подразделений?
— Это предмет отдельного разбирательства. Того, кто придумал выделять 25 тысяч в месяц на обеспечение бойца и 50 тысяч на обмундирование, надо самого на передок с этими деньгами отправить. Кстати, про необдуманные штурмы. Допустим, командир роты будет грамотным спецом, а комбат — самодур, который испытывает личную неприязнь к этому ротному. Вот вам и предлог локального "мясного штурма" — в критический момент оставить без поддержки. А без огня по противнику сколько раз можно поднять взвод или роту в атаку? Один, два? На третий не встанет никто. А так, насколько мне известно, потери добровольцев в статистику Минобороны не идут.
— Никто даже и не скажет, сколько их погибло.
— Да, потому что нет такой статистики. А значит, и ответственности за их гибель нет. А "мясным" может стать любой штурм. Банально из-за отсутствия не то что защищенной связи, а связи между военными и добровольцами вообще. Разные частоты, отсутствие кодировки, необходимого количества снарядов и прочее. Тут много проблем, требующих незамедлительного решения.
— Четыре года назад Минобороны обещало механизированных роботов, но до сих пор солдаты таскают всё на своих мозолистых руках. Боеприпасы подвозятся на грузовиках за пять-десять километров, а дальше бедная пехота тащит их на себе. И когда боекомплект (БК) кончается, приходится уходить в тыл, вместо того чтобы завалить противника. Есть такая проблема?
— Обещать не значит сделать. Потому что делать всегда тяжелее. Где Минобороны возьмёт этих роботов, если наша промышленность их не может производить не то что в товарных количествах, а вообще не может. У нас нет элементной базы, нет производственных мощностей. И эта проблема комплексная, а огребает Минобороны. Мантурова надо спросить, где у нас FPV-транспортёры, где дроны? Где самолёты? Где станки для крупнокалиберных пулемётов, которые мы вынуждены мастерить из подручно-подножных материалов?!
А дроны бойцам привезут волонтёры-гуманитарщики. Купят в Китае, соберут в подвале, придумают что-то. Эти парни и девушки, надрывая жилы, смогут доставить необходимое. На фронте сейчас мотоциклы "Эндуро" востребованы, чтобы "снарягу" и БК не таскать на себе. Да те же самые FPV-транспортёры нужны как воздух! Где они? Мои товарищи из Казани вокруг уже почти всё доступное по цене выгребли у местных. Десятки этих железных коней отправили.
"Войну выигрывает армия, а не ЧВК"
— Много говорили о том, что Минобороны надо перенять стиль работы ЧВК "Вагнер": когда решение о том или ином штурме принимается коллегиально и каждый может высказаться, проголосовать. Что-то с момента расформирования "Вагнера" изменилось во внутренней работе боевых подразделений Минобороны?
— Туда, куда "вагнера" перешли — в МО и Росгвардию, — там что-то изменилось. Они укрепили эти подразделения, принесли тактику, опыт свой. Вот это есть. Но и без них были и есть подразделения, которые тоже кое-что умеют. Поймите, войну выигрывает армия, а не ЧВК, способная решить какую-то узкую специальную задачу. И не добровольцы, которыми можно прикрыть стыки воинских соединений или отход воинских подразделений.
Я с "вагнерами" дел имел не много и не идеализирую никого, но их фишка не в том, что они коллегиально, командирами в подразделении обсуждали штурм — в конце концов решение всегда и везде принимает командир, — а в том, что они принимали решения быстро и действовали решительно. Без оглядки на начальство. Не ждали часами генеральского разрешения сбить "Байрактар". И если от подразделения приходил запрос на огневую поддержку, то она оказывалась мгновенно. Шквал огня.
И ещё. "Вагнер" был обеспечен, помимо командиров, ещё и защищённой цифровой связью, чего до сих пор мало где есть в Минобороны. И снарядов они не жалели, и дисциплина была стальная. Вот вам и успех. Немного надо?
Работа с населением отсутствует
— Лидер Харьковского подполья рассказывал нам о том, что на освобождённых территориях сейчас пока не ведётся никакая работа с населением. В том плане, что мы туда зашли — и что? У власти там в большинстве своём остались те же самые люди, которые были при прежней власти. Людям ничего не объясняют, ради чего всё это было сделано. И, по сути, освобождённые украинцы получили шило вместо мыла. Приходилось ли вам общаться с гражданским населением? Какое у них отношение к происходящему?
— Сразу скажу, понравится вам или нет, но я считаю, что никакого подполья — ни Харьковского, ни Херсонского, ни Одесского — не существует. И любого другого тоже. Я имею в виду прорусского. Да, есть сочувствующие нам, есть те, кто передаёт информацию за деньги. Но организованного подполья нет. Думать, что подполье есть, — это преступный самообман как минимум. Его никто там не создал, а само оно появиться не может. А те, кто там был с активной прорусской позицией, так они в лучшем случае сейчас в тюрьме гниют. И я не один в таком мнении.
Но с мнением этого "лидера" — а я знаю, что есть и такие "лидеры-координаторы", которые сидят в Донецке и водку жрут, собирают в "Телеграме" информацию с тех территорий и интерпретируют её — согласен. Никакой целенаправленной работы нет и не было. Есть лишь такая, чиновничья "движуха" в общерусском плане, типа патриотической. Но и толку то от неё…
Что местным от Дня народного единства? Есть у чиновника KPI [ключевые показатели эффективности] по мероприятиям — и всё, выполнил — и дальше трава не расти. Ведь идеологическая работа, та самая, которая направлена на денацификацию, просто отсутствует. Во внутренней политике регионов сидят коммерсанты. Поэтому и ноль этой нужной и важной работы. Нет людей, задач и цели.
В Энергодаре люди говорят, что верхушка — сплошь сторонники независимой Украины. Они в прошлом году такие плакаты на День России забабахали, что ответственные из области за внутреннюю политику поскакали их срывать, пока госизмену не пришили.
И вот сидят по хатам "вновь приобретённые" сограждане и смотрят, что глава МЧС — герой АТО, что за полгода пять министров сельского хозяйства посадили за воровство, но ничего не конфисковали, что националисты в областных парламентах уже сидят, что во власть опять заходят и в Совет Федерации уже избираются. Они видят это и думают: что, за это вставать? так можно было? И в это время из всех утюгов по нашим каналам: всё хорошо, прекрасная маркиза…
— Почему так?
— Потому что освободили территорию, пришли военные, организовали ВГА, в них набрали определённый контингент, который вроде всё знает и более-менее лояльный, с ресурсами какими-то. А те своих сватов-кумов-братов подтянули — коррупция по линии внутренней. А там расклад 70 на 30. Причём 70% — не за Россию. Они сами за себя в лучшем случае. Но внимательно наблюдают за происходящим. Паспорта украинские не сдают. Говорят, мол, потеряли. А сами их на всякий случай припрятали, мало ли.
— А как надо было?
— Надо было на все посты ставить наших специалистов. Не командировать их, как медицинских работников из регионов, а прям из числа наиболее подготовленных депутатов разных политических партий целыми командами отправлять туда работать на должности. Давая полномочия и ресурсы. И требовать. И контролировать. И чтобы ни один местный "бывший", пока люстрацию не пройдёт, даже близко не приближался к власти.
И тех, наших, кто с СВО вышел, оставлять на этих территориях — давать жильё, устраивать в силовые структуры, на ключевые посты и прочее, чтобы они разбавляли этих людей, чтобы не давали им голову поднять. Но в реальности получилось "как всегда". Ветераны СВО, те, которые достойно себя проявили, никому не нужны. ? Не смешите! 83 человека прошли отбор. Всего. А их нужно в тысячу раз больше. Опять фикция. Люди же это видят. И не верят потому никому.
Не скажу, что "шило вместо мыла" местные жители получили. Промашка только с внутренней политикой, и она нам так аукнется, что очень больно будет. А так Россия первым делом принялась восстанавливать разрушенное, еще с девяностых годов. И начала с транспортных коммуникаций, с дорог, с инженерных сетей, с ремонта общественных мест и зданий.
До России, не считая боевых действий, всё это находилось в таком состоянии, что волосы дыбом. Вся Украина застряла в конце 90-х, с проваленными дорогами, разрухой в головах и прочим воровством. И многим это не нравится, что их оттуда вытаскивают.
Ведь Россия это — порядок, это ответственность, это ж надо налоги платить. А какой дремучий украинец хочет платить налоги? Конечно, в этом никто не признается, но я с местными общаюсь, так что точно знаю, о чем говорю. Но даже самые прорусские весьма осторожны. Они не совсем доверяют, ибо не знают кому можно доверять.
"Нам мешает ложь и коррупция"
— А что мешает нам сейчас воевать? Чего не хватает?
— Мешает воевать враньё, ложь, коррупция, проблемная коммуникация, когда высшие должностные лица принимают решения на основании неверных, зачастую преднамеренно искаженных, докладов об истинном состоянии дел и положении. Начиная с ЛБС и заканчивая делами в экономике и внутренней политике.
Отсутствия доверия и консолидации в обществе. Отсутствие внятной внутренней политики в целом. Ведь для подавляющего большинства в нашей стране, СВО — это где-то там далеко. В обществе нет понимания того, что если мы не справимся сейчас, то последствия для нас будут страшные — развал Союза покажется цветочками. И обществу это не стараются донести. Наоборот, замалчивают катастрофичность ситуации. Потому, что боятся за свои места, ответственности. Ведь общество может очнуться и спросить с виновных.
Вы в Москве много плакатов в поддержку СВО видели за всё это время? Я один только видел, и то только потому, что каждый день на протяжении полугода сам его вывешивал. Каждую ночь его срывали рабочие из ГБУ "Жилищник 6".
Много депутатов "Единой России" пошли добровольцами и контрактниками? Много миллиардеров на свои миллиарды что-то сделали полезного? Единицы! А ведь за время СВО богатые стали ещё богаче.
В июле этого года в стране будет выплачено 1 триллион 660 миллиардов рублей дивидендов! Цифру представьте! Сколько заводов по производству беспилотных систем, РЭБ и боеприпасов можно построить на эти деньги! Просто принять закон и обратить их в Фонд СВО. Ах да, этого Фонда же нет до сих пор… И вот так везде —одно вранье.
"Опаснее голых задниц миграционная проблема"
— Сталкивались ли вы с иностранцами, которые воюют на нашей стороне? Что о них скажете?
— Самые лучшие бойцы из иностранцев — это иранские и северо-корейские боеприпасы. Об остальных ничего сказать не могу. Сербы, кубинцы, индусы. Видел, знаю их, но мало и у них свои проблемы. Всю тяжесть войны несут русские и другие коренные народы России. Мы не можем или не хотим предложить миру идею, почему надо иностранцам вставать в наши ряды. Предложить и реализовать. Поэтому идейных мало. В основном за деньги и гражданство, которые еще надо получить. Недавно в соседней бывшей республике участника СВО вон посадили, и случай это …
Киргизского бойца, который побывал на полях сражений СВО, в родной Киргизии показательно осудили на 10 лет. Скрин с сайта Царьград.
— Обсуждают ли на фронте то безобразие, которое творится в тылу: голые вечеринки, фестивали, концерты, всякие тусовки и практически полное отсутствие понимания того, что страна то воюет? Как вы считаете нужно нам и тыл перевести в военное положение? То есть временно закрыть всякие развлекательные ночные клубы и уже перевести нашу эстраду на патриотические рельсы. Ведь не время веселиться, когда рядом умирают твои соотечественники.
— Постольку-поскольку. Лично мне было безразлично. У нас от ЛБС отъедь подальше и то же самое — кабаки, рестораны и прочее. Люди вон в Турцию отдыхать едут. Войны то официальной нет. Есть СВО. А раз так, то режь гусей! А в этой парадигме и тусовки и какое-то местечковое безобразие вполне укладывается вместе. Гораздо опаснее голых задниц миграционная проблема. Вот её да, обсуждают. Но и только.
Конечно, необходимо мобилизовать общество и государство. Но это в существующей конфигурации непросто. Не получится просто вот так взять и всю страну заставить воевать, перевести на военные рельсы. Ситуация не та, люди не те, возможности другие. Идеологии нет, целей нет, ответственности нет. Кому война, а кому мать родна тоже надо учитывать. Многие сограждане, которые за 30-40 тысяч в месяц работают так и говорят "ну и что, что они там умирают, им же деньги платят! Семьи льготы получают и выплаты"… Пока не коснется каждого, чесаться никто не будет. Общество должно понять, что мы стоим на обрыве с петлёй на шее.
— Что нужно сделать для того, чтобы быстрее закончить это противостояние нашей победой?
— Нам пора перестать обманывать самих себя.
Илья Головнёв
"Царьград"