С каждым годом, оценивая роль Сталина в истории страны, россияне все чаще признают, что он сделал поровну и хорошего, и плохого, свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ. Позитивные эмоции к вождю по-прежнему характерны: 27% испытывают к нему уважение. Это, главным образом, пожилые россияне. В неприязни к Сталину признаются 14%. По сравнению с 2001 годом существенно уменьшилось количество тех, кто испытывает к Сталину яркие отрицательные эмоции – отвращение, страх, ненависть. 30% россиян советский лидер безразличен. Результаты опроса комментирует настоятель московского храма Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов:
Я не готов подробно разбираться в этих данных, потому что опрос не всегда является точным отражением действительности. Некоторые люди боятся говорить сегодня о своем истинном отношении к Сталину. Молодежь мало знает о жизни этого человека.
Я три года жил при Сталине, родился в 1950 году и отношусь к пожилым людям. Я хочу сказать, что это одна из самых страшных и демонических фигур за всю историю человечества. Гитлер немцев не убивал – не уничтожал ни крестьян, ни интеллигенцию, ни духовенство. Он много совершил зверств, но то, что сделал Сталин, не поддается описанию. Эта фигура выходит за рамки общечеловеческого бытия. Он не имеет права не то, что на положительную оценку, он совершил преступление перед человечеством.
Если есть понятие "Холокост", если есть понятие "Голодомор", то до сих пор нет понятия о том, что произошло с русским народом, русским крестьянством, с русским духовенством, интеллигенцией, казачеством, колоссальным количеством совершенно неповинных людей. И это замалчивается! Но эта фигура – на уровне антихриста. Поэтому нельзя его держать в одном ряду с другими людьми.
У меня в роду много репрессированных, священников и глубоко верующих людей. Но ведь Сталин убивал не только верующих, он убивал ни в чем не повинных людей, даже своих, близких по идеологии. А простых людей – крестьян, молодежь – даже до 14 лет есть арестованные и расстрелянные – ни за что!
В 1989 году в следственные дела наших отцов и дедов вложили без нашей просьбы листок с надписью: постановлением Верховного совета СССР от 16 января 1989 года – фамилия, имя, отчество — реабилитирован. Люди пострадали невинно, были расстреляны без всяких обвинений и нормального основания. Разве это не документы, не факты? Как же можно относиться положительно к этому человеку – убийце миллионов людей? Кровь пролитая, страна – уничтоженная.
Это уже не Россия, это другая страна. Это, как говорят ученые про Византию после 1453 года: "Византия после Византии". Так и у нас сейчас: "Россия после России". Жалкие остатки. Это не та Россия, не та преемственность – она уже вся уничтожена. Вот почему так малозаметно праздновались 200-летие Бородинского сражения и совершенно, как-будто в другой стране: 400-летие дома Романовых. И поэтому нет никакого прощения этому страшному, ужасающему, кровавому режиму того времени и его предводителю — убийце-Сталину. И ведь ни разу никто, на любом уровне, не извинился или попросил прощения у родственников невинно убиенных. Ни сожаления, ни покаяния или раскаяния, возвращения к обычному среди людей восстановлению отношений — этого не было, и не предвидится. О родных, вычеркнутых из списка святых и оставленных в этом списке, советуют молчать. Потому что грядет возвращение почитания Сталина, а о мучениках давайте молчать. И не минутой молчания, а постоянным молчанием.
Ум человеческий может оправдать все что угодно. Но ведь есть правда, что в древнерусском языке синонимически связано с словом ИСТИНА. Истина Божественная, Богооткровенная. Что есть зло и что есть добро. Есть заповеди, данные всем людям. А наши современники, наши соотечественники не хотят смотреть правде в глаза! Они предпочитают свое, отдельное мировосприятие. Без всяких твердых и объективных ориентиров, сплошная зыбкость.
Мне видится, что возвращение духа Сталина заключается в нынешнем нашем безыдейном существовании страны – у нас нет идеологии. Православие – это видимость: мы, дескать, любим православие. Но идейной верности, четкости идеологии нет. Есть бросание из стороны в сторону и существование без обоснования. Может быть, потому, что власти у нас не могут найти никаких иных средств, кроме как эти ужасающие принципы управления страной Сталиным. Репрессии, аресты, лагеря, казни. До казней у нас пока не дошло. Но как действуют при тех растратах, например, которые существуют в стране? Только репрессиями, арестами, судами.
На НТВ прошла программа "Сталин с нами". С ужасными, жесткими словами: "Сталин не умер, Сталин живой". Реабилитация Сталина идет на глазах. Сейчас еще Всемирный русский народный Собор оправдает Сталина. Эта ситуация настолько страшная, тупиковая, перечеркивающая всю русскую историю, все русское стремление к справедливости и нормальной жизни! Все русские писатели, эти духовные вожди интеллигенции прошлого и позапрошлого века, вопиют! Все их надежды и стремления заканчиваются жирным крестом, проставленным красным карандашом и надписью "Расстрелять". Но других средств у власти нет – страх, запугивание, лагеря, аресты. Вот к этому мы возвращаемся?
Я не могу это объяснить. Если такая страшная идеология один раз рухнула – рухнет и во второй раз! День смерти Сталина – это печальное и страшное 60-летие окончания русской цивилизации. Наша жизнь – лишь некие едва различимые отголоски и отблески той, отмирающей окончательно цивилизации. И почему мы еще живем сейчас – неясно. Без какой-то определенной идеологии это совершенно непонятно. Молчаливо вернемся к прежней, сталинской? И переименуем, наконец, как предполагалось в 1945 году, Москву в город Сталин?
Беседовала Ирина Якушева,
"ПРАВОСЛАВИЕ И МИР", 5 марта 2013 г.
https://shpol.livejournal.com/331060.html
+ + +
Отец Сергей Правдолюбов появился на свет в 1950 году в городе Спасске в семье священнослужителя Анатолия Правдолюбова. С 1974 по 1978 год учился в Московской Духовной Академии, где защитил кандидатскую диссертацию по библеистике.
Его прадед священномученик Анатолий Правдолюбов понес мученическую смерть в 1937 году. Дед отца Сергия священноисповедник Сергий прошел испытания в лагере особого назначения на Соловках. Братья его деда, священномученик Николай и мученик Владимир Правдолюбовы, а также священномученик Михаил Дмитрев, мученик по материнской линии, также были убиты в 1937 году. В семейной истории протоиерея Сергия Правдолюбова насчитывается одиннадцать святых, которые были причислены в РПЦ МП к лику Новомучеников и Исповедников Российских.
"Прошу, чтоб мои дети были священниками", ‒ завещал как-то его отец. По молитвам отца это и получилось: все четверо братьев стали священниками.
Как же мало истинных священников. И те уходят от нас. Какое четкое и вдумчивое размышление о страшных временах, глубокое понимание исторических процессов. Приходится только ужасаться при мысли , а с кем останемся мы. Если даже среди священников, то там , то тут всплывают доморощенные сталинисты. Упаси Боже. Прям дело Страгородского живет и смердит адским духом. А батюшке Сергию Вечная Память. Очень скорбим об утрате.