Памяти Андрея Сергеевича Вязигина (27.10.1867‒24.9.1919)
Кажется, социолог Питирим Сорокин сравнил революции и войны с безумным садовником, который выпалывает культурные растения, оставляя произрастать сорняки.
Конечно, Сорокин имел право на такую мысль. Он сам долгое время баловался революционными идейками, а потом все прелести революции и «красного» террора узрел своими глазами в течение нескольких лет перед насильственной высылкой из России.
Но Питириму Сорокину еще повезло. Большевики его не расстреляли, а просто выбросили за пределы страны. Судьбы многих других известных людей сложились совершенно иначе.
«Культ революции распространяется между полуобразованными людьми со значительным успехом: нетвердые в заветах Православия сыны России обнаруживают мало духовной стойкости и вместо религии любви исповедуют религию насилия и злобы; вместо веры во второе пришествие они верят в конец существующего строя благодаря великой мировой социальной революции…
Ясно всем, что японцы являются орудием международной плутократии, возжегшей недавно пламя гнусной Бурской войны. Теперь идет новое кровопролитие для ослабления оплота христианства – России. Попраны ради торгашеских выгод заветы мира, о водворении которого так искренно, так бескорыстно заботился наш Государь…
Забыто единство происхождения и общая принадлежность к арийской расе, ибо японцы кажутся единоверцами нашим атеистам; в них усматривают носителей последнего слова «прогресса», а потому смело можно ожидать, что во всех странах неверы, социалисты и анархисты будут считать свое дело общим с Японией…
Капиталисты прекрасно понимают, что их мировому господству не помешают мятущиеся проповедники нового язычества, тогда как христианская монархия и русский народ, земледельческий и верующий, являются главной помехой для порабощения человечества немногим «денежным королям». Потому-то японская ярость и обрушилась на наше Отечество» (Россия и революция, доклад, 1904 год).
Эти строки принадлежат оригинальному русскому мыслителю, историку, медиевисту Андрею Сергеевичу Вязигину (1867-1919). Он не просто владел методами исторического исследования, но и творчески применял их, рассматривая ситуацию в России, сложившуюся в предреволюционные годы.
Андрей Вязигин родился в Волчанском уезде Харьковской губернии, да и вся его сознательная жизнь была связана с русским городом Харьковом, который он искренне любил.
Вязигин происходил из дворянского сословия и ранние годы своего пути провел в деревне. Он знал село не понаслышке, понимал нужды простых людей и надеялся на то, что русское крестьянство еще скажет свое творческое слово в культуре и политике.
Впрочем, долгое время политические процессы в Империи Андрея Сергеевича интересовали мало. Он чрезвычайно увлекся Средневековьем и великолепно продвигался по научной стезе. Его исследовательские работы не потеряли актуальности и в наши дни XXI века.
В 1898 г. А. С. Вязигин защитил с успехом магистерскую диссертацию на тему «Очерки из истории папства в XI веке». Защита по традициям высшей Имперской школы открывала Вязигину прямую дорогу к профессорству в Харьковском университете. Но он продолжал оставаться приват-доцентом вплоть до 1902 года, что, безусловно, случайностью не являлось.
Вязигина тормозили из-за его промонархических взглядов. Надо сказать, что с конца XIX века Императорский Харьковский университет попал под влияние либеральных и околореволюционных сил. Да, и сам город Харьков оказался «заповедником» эсеров. Социал-демократы разных мастей были менее популярны.
Андрей Вязигин точно просчитал истоки «русской» революции. Он писал в 1908 г.: «Пережитое недавно Россией «освободительное безумие» не было неожиданностью для многих, ибо подготовка революционного движения производилась у нас с редкой откровенностью: из года в год затаптывались все глубже в грязь наши исторические святыни, высмеивались народные верования, попиралась правда и царило беззаконие, так как иначе нельзя назвать преступное забвение долга и обязанностей, своекорыстное попустительство и равнодушное потворство власть имущих. С ужасом и тревогой смотрели любящие Святую Русь люди на грозное будущее, сулившее великие потрясения для нашего Отечества, которое вдобавок ослаблялось экономическими нестроениями в государственном и народном хозяйстве, развращалось отречением «интеллигенции» от прошлого и преклонением перед космополитическими идеалами, всесветной революцией и диктатурой пролетариата, утратившего веру, совесть, родину и честь; передовые журналы и газеты усиленно проповедовали «переоценку всех ценностей», восхваляли «непротивление злу», глумились над «ошибками исторического христианства», насаждали обожание «сверхчеловека», пресмыкались перед «новыми людьми», не знавшими ни добра, ни зла, ставили в образец для юных поколений или преступников, или скотоподобных босяков. «Капитал» Маркса был своего рода Евангелием для юношества, которое лучшие годы своей жизни отдавало подготовке к революционным выступлениям, а не вдумчивому изучению особенностей родной земли. Оно готовилось не к служению Отечеству, но к его порабощению международным капиталом под личиной социалистического рая».
А еще Вязигин отмечал: «Великий поэт Гете сделал очень верное замечание, что единственной и глубочайшей темой истории мира и человека, темой, которой подчинены все остальные, остается борьба между неверием и верой. Борьба эта в наши дни повсюду принимает все более напряженный характер, ибо древние враги Христа в современном обществе занимают очень влиятельное положение и пользуются всякими средствами для приобретения еще большого могущества и натиска на христианские твердыни. Одной же из главных преград на пути, ведущем плутократов к мировому преобладанию, стоит христианское Самодержавие».
Андрей Сергеевич превосходно постиг роль Монархии в многогранной жизни Родины: «Самодержавие было для нас цементом, связующим разноплеменные и иноверные части Русского государства с его основным ядром. Христианский Самодержец издревле считался воплощением закона, орудием божественной воли, проводником евангельских указаний в жизнь человеческих обществ. Долгий исторический опыт показал, что лучшее будущее может дать только власть, основанная на религиозных верованиях, проникнутая сознанием своей великой ответственности перед нелицеприятным Судией, власть, чуждая партийных расчетов, не способная подпасть соблазну подкупа или личной выгоды, опирающаяся на все классы населения, а не на одну какую-либо сословную группу. Так понимает свое самодержавное призвание и Император Николай II…»
Судьба верного русского монархиста Андрея Вязигина сложилась катастрофически. Он не являлся отвлеченным теоретиком и рьяно боролся против революции в соответствии со своими принципами, причем показывая выдающиеся организаторские способности.
Вязигин стал инициатором основания харьковском отдела монархического «Русского собрания», а затем и «Союза Русского Народа».
Кроме того, он фактически создал газету «Черная сотня» в Харькове и общественно-политический и научный журнал «Мирный труд», с которым сотрудничали такие выдающиеся люди Земли Русской как историк Марин Дринов, юрист Николай Гредескул, филолог и историк Иван Нетушил, архиепископы Антоний (Храповицкий) и Макарий (Невский), академик Алексей Соболевский, сын философа-славянофила Алексея Хомякова Дмитрий и др.
В 1911-1915 гг. Вязигин издавал газету «Харьковские губернские ведомости».
В 1907-1912 годах он являлся членом III Государственной думы от Харьковской губернии, причем на выборах устроив полный политический разгром либералов и социалистов.
В 1919 году, при отходе красных из Харькова, профессор Вязигин был захвачен в качестве заложника и увезен в Сумы, а потом и в Орел.
24 сентября 1919 года его зверски казнили в Орле – зарубили в концентрационном лагере вместе с несколькими другими заложниками.
Если вдуматься, то большевики к Вязигину испытывали инфернальную ненависть, наверное, почти такую же, как и к русскому публицисту и журналисту Михаилу Осиповичу Меньшикову, расстрелянному 20 сентября 1918 года.
Считается, что Меньшиков пострадал из-за антисемитских убеждений, хотя это тоже спорно, например Пуришкевич спокойно избежал смерти в застенках советских карательных органов.
К Андрею Вязигину ярлык антисемита приклеить не удастся. Здесь, по нашему мнению, сработал иной фактор. Ученый вскрыл, что за российскими революционерами стоят не столько враждебные правительства, сколько западная плутократия, состоявшая из финансовых и промышленных дельцов, принадлежавших к транснациональным корпорациям. Именно последние и были заинтересованы в революционном сломе Российской Империи.
Ежели вспомнить, как правительство Ленина раздавало концессии американским и британским монополиям (а факты буквально вопиют!), то все становится понятным. Радетели народного блага головой выдали нашу державу западным плутократам. Но кроме разграбления национального достояния, Россию просто выбросили из международной торговли, захватив, скажем, рынок товаров в Северном Китае, но и обрезали все возможности в сфере мировых финансов.
Главными бенефициарами революции 1917 г. стал не пресловутый пролетариат, а «мировая буржуазия», с которой его призвали большевики бороться.
В данной ситуации умница и аналитик Вязигин излучал опасность для советской власти, а потому и был уничтожен.
Сейчас в Российской Федерации XXI века нарастает процесс ресоветизации. Вот и невольно задумаешься о том, кто за ним стоит и чьи интересы защищает.
Идеи Андрея Вязигина всплывают в уме сами собой, да и строки из баллады Алексея Толстого «Поток-богатырь»:
«Мне сдается, такая потребность лежать
То пред тем, то пред этим на брюхе
На вчерашнем основана духе!»
А закончить хочется словами Андрея Сергеевича Вязигина, которые пригодятся и нам грешным, пусть их он написал в начале XX столетия: «Нам дорога русская Россия, как самое совершенное орудие для отстаивания наших святынь, для сохранения на благо всего человечества великих наших идеалов, как единственная возможность подготовить в дали веков их полное торжество…
Исповедуемый нами принцип не сеет вражду, но служит простой справедливости; ибо ключи от русского дома должны быть в русских руках, русское юношество должно получать национальное воспитание, русский человек – освободиться от гнета иностранщины, а все это даст только «Россия для Русских».
Александр Гончаров
"Наследие Империи"
Позвольте несколько слов о т.н. "антисемитизме"
М.В. Назаров.
Андрей Сергеевич Вязигин (27.10.1867‒24.9.1919) был выдающимся примером высокообразованного профессора-черносотенца (подобно Менделееву, Иловайскому и другим знаменитым ученым), к которому невозможно было приклеить ярлык "квасного патриота", "мракобеса", "погромщика" и т.п. ‒ как это было принято тогда, и тем более сегодня, обличать черносотенцев со стороны наших "оппонентов", доминирующих в нынешний "Еврейский век", начинавшийся в начале ХХ-го. Мой личный пример этих ярлыков: статья обо мне в "Википедии", специально с этой целью там и написанная в связи с "Письмом 500‒5000" (всем его подписавшим видным деятелям, включая депутатов Госдумы, пришлось испытать это на себе). Там с подачи совершенно безграмотного в Православии доктора наук Шнирельмана (поначалу специалиста по истории скотоводства) мне голословно приклеили и статус "отрицателя холокоста", и даже такой ярлык: "Назаров выражал положительное отношение к нацизму" ‒ и это несмотря на мою многолетнюю борьбу против такой секты в Москве, действовавшей от имени РПЦЗ (Пашковского).
Разумеется, проф. Вязигин не был т.н. "антисемитом" в смысле клеемых нам ярлыков, но изучать еврейский вопрос в политике и в православной эсхатологии у наших оппонентов более всего считается "антисемитизмом" ‒ иначе они не могут опровергнуть православный смысл истории. Вряд ли мы можем на них (в т.ч. на Википедию) за это обижаться: каждый естественно проявляет свою сущность в мiре, во зле лежащем.
Поэтому мне кажется не вполне точным следующее место в вышеразмещенной статье уважаемого автора:
«Считается, что Меньшиков пострадал из-за антисемитских убеждений, хотя это тоже спорно, например Пуришкевич спокойно избежал смерти в застенках советских карательных органов. К Андрею Вязигину ярлык антисемита приклеить не удастся. Здесь, по нашему мнению, сработал иной фактор. Ученый вскрыл, что за российскими революционерами стоят не столько враждебные правительства, сколько западная плутократия, состоявшая из финансовых и промышленных дельцов, принадлежавших к транснациональным корпорациям. Именно последние и были заинтересованы в революционном сломе Российской Империи».
Но ведь "западная плутократия" в основном и состоит из еврейских глобалистов, контролирующих мiровую финансово-экономическую систему, СМИ, международную политику (посредством своего мiрового жандарма США).
К тому же Вязигина заклеймили "антисемитом" уже за его издававшийся с 1902 года журнал "Мирный труд", наиболее значимый тогда провинциальный толстый журнал, в частности подробно освещавший "Дело Бейлиса". Поскольку оно окончилось толерантным оправданием только лично Бейлиса (за недостаточностью прямых улик, уничтоженных евреями), но не оправданием еврейства, практикующего такие доказанные судом ритуальные убийства, ‒ большевики, уже по своему кадровому составу видели в т.н. "антисемитизме" опасность своей власти, издали в 1918 году специальный декрет против антисемитов, расстреляли всех причастных к "Делу Бейлиса" (и членов суда, и свидетелей, и честных журналистов). Неужели они не имели таких претензий к Вязигину и Меньшикову? Именно за это их убили.
Да и вся общественно-политическая деятельность Вязигина, в том числе как депутата Госдумы и участника Всероссийских съездов русских людей, проходила в русле т.н. "антисемитизма", потому что быть противником революции автоматически означало быть "против евреев", составлявших движущую силу этой революции в качестве ее организаторов, финансистов и кадрового состава.
Вязигин не просто по долгу совести противостоял разрушительной деятельности революционного движения в России, но и прекрасно понимал его как инструмент мiровой системы зла ‒ "тайны беззакония", готовящей царство антихриста. Он называл ее плутократией (власть богачей); в наше время ‒ после ее победы в западном мiре в двух Мiровых войнах над западными христианскими силами ‒ проф. И.А. Ильин ввел для этого понятие "мiровой закулисы", поскольку она действует тайно, посредством своего финансового господства манипулируя средствами информации, политиками и целыми государствами. Сейчас, явно в затуманивающих целях, эту мiровую силу стали сводить к т.н. "глубинному государству" в США, то есть к локально ограниченному явлению, хотя речь идет о глобальной силе зла с национально-религиозной идеологией построения Нового мiрового порядка: царства антихриста. Именно талмудические иудеи естественно составляют руководство и основу этой силы соответственно своей религии "иного мессии". (См.: "Глубинное государство" или "Мiровая закулиса" ?)
Вероятно, сегодня эвфемизм "глубинное государство" используют и те, кто понимает сущность этой силы, но опасается ее называть прямо "страха ради иудейска", чтобы не быть зачисленными в т.н. "антисемиты" (поскольку это автоматически закрывает доступ в центральные СМИ, книготорговлю, многие православно-патриотические мероприятия, ‒ как всё это выпало на мою долю после "Письма 500‒5000"). Этим страхом в виде юдофильской повинности сегодня отличаются многие русские патриотические деятели ‒ в отличие от их предшественников начала ХХ века. Даже среди "антисоветчиков", которые концентрируются на разоблачении коммунистического режима, есть немало таких, впрочем, возможно по причинам личным. (См., напр.: Еще о "теории жыдомасонского заговора"... Ответ "дворянину".)
Тем не менее "Жить без страха иудейска!" ‒ это мне кажется эффективным оборонительным оружием уже в том, что мы, пусть и своими крохотными силами, не даем полностью утопить Истину в океане лжеистин.
"Жить без страха иудейска!" - это должно стать основным принципом жизни и поведения любого христианина как в быту, так и в политической деятельности! Ведь "Бог не люит боязливых" (цитата из любимой мною книги митрополита Тихона Шевкунова "Несвятые святые"). Однако, именно трусливые ("православные" политики и общественные деятели) чаще всего ждут помощи от Бога, сами ничего не делая. Видимо поэтому и мы живем сегодня в положении "гастарбайтеров" в собственной "православной державе"!