«Из всех искусств для нас важнейшим является кино» (Ленин, 1920-е гг.)
"Семнадцать мгновений весны" (в 12 частях, снимался с 1971 по 1973 годы по сценарию Юлиана Семенова) ‒ фильм стал культовым, и даже в двух смыслах: как в главном, советско-патриотическом (героическая работа разведчика в логове нацистов), так и неожиданно ‒ в антисоветском, поскольку фильм породил увлечение немецкой офицерской "эстетикой".
Можно вспомнить демонстрацию "русских нацистов" в Москве 20 апреля 1982 г., в день рождения Гитлера. Существовало мнение, что она была спровоцирована самим КГБ для ужесточения мер против неформальных молодежных организаций, но без симпатий к гитлеровцам такое было бы невозможно. По данным "антифашистов", подобные манифестации неонацистов были отмечены в те годы и в Кургане, Южноуральске, Нижнем Тагиле, Свердловске, Ленинграде.
Это была странная форма молодежного протеста, в которой главным, вероятно, было не "за что" (в положительном смысле), а "против чего". К этому могло побуждать отталкивание от весьма топорной советской историографии ВОВ. Во всяком случае это недоверие стало причиной т.н. "православного гитлеризма" (примеры: секты "архиепископа Амвросия Сиверса" и Леоничева-Дёмина в Москве в 2010-е годы).
С этими явлениями всё более-менее ясно: "Православный гитлеризм" как желаемое вместо действительного. А вот насколько достоверно в этом фильме изображено "эстетичное" поведение советского разведчика? Об этом попался такой материал. ‒ МВН.
В ролях: Генрих Мюллер (Леонид Броневой) и Макс Отто фон Штирлиц, он же Максим Максимович Исаев (Вячеслав Тихонов).
В 1976 году создатели фильма были удостоены Государственной премии РСФСР, а в 1978 году ‒ премии КГБ СССР. Несколько лет спустя авторы и исполнители главных ролей были награждены орденами.
+ + +
Норин
Дурацкий вопрос из зала. Вопрос даже не мой, но правда: а чем занимался Штирлиц в СС? Ну, в качестве "легальной" работы? Не паспортным столом же он там ведал. Если он занимался, допустим, контрразведкой, он, стало быть, благополучно каких-то союзных шпионов ловил? А если, например, окончательно решал какой-нибудь вопрос? Загадка, понимаешь.
t.me/norinea/3485
Василий Тополев
Со Штирлицем есть несколько проблем.
1. Для спецслужб Третьего Рейха штандартенфюрер (полковник) - очень большое звание, это начальник крупного отдела с сотнями подчинённых. Начальник всего Гестапо (тайная полиция и контрразведка, 45 тысяч сотрудников) Мюллер - группенфюрер и генерал-лейтенант (две звёздочки), СД-инланд (партийная разведка) Олендорф и крипо (вся криминальная, то есть уголовная, полиция, 60 тысяч) Нёбе - тоже, 12-го отдела Генштаба Гелен (разведка на Восточном фронте) - генерал-лейтенант, СД-аусланд (внешняя политическая разведка) - вообще бригадефюрер (генерал-майор) Шелленберг. И только руководитель Рейхскомиссариата безопасности (РСХА), объединяющего почти все спецслужбы Рейха, Кальтенбрунер, и руководитель Абвера (военная разведка) Канарис были обергруппенфюрером и адмиралом (по три звёздочки), соответственно.
Даже генерал-майор (одна звёздочка) в германской системе - очень высокое звание, это уровень заместителя начальника крупной спецслужбы, у него обычно тысячи подчинённых. Штандартенфюрер (на одно звание ниже бригадефюрера Шелленберга) - сотни подчинённых.
В СССР с этим было намного проще. При переаттестации комиссаров государственной безопасности летом 1945 года звание генерал-лейтенанта в МВД/МГБ получили 50 человек, генерал-полковника - 7, Меркулов - генерал армии (четыре звёздочки), Берия вообще стал маршалом.
Звание капитана госбезопасности соответствовало армейскому званию полковник (в 1943 капитаны ГБ были переаттестованы в подполковников). Капитан ГБ вполне мог быть "вольной птицей", оперативником без подчинённых. Латышский стрелок Пётр Магго, капитан ГБ, был штатным палачом внутренней тюрьмы на Лубянке (в 1937 получил Орден Красного Знамени "за выполнение важнейших заданий правительства"). В немецкой системе штандартенфюрер-палач невозможен.
2. В романе и фильме Гестапо и СД, Шелленберг и Мюллер, работают в одном здании и встречаются в коридорах. В реальности они находились в разных районах Берлина. РСХА - в ещё одном здании. Зато главные управления НКВД и НКГБ (наркомат госбезопасности) находились на Лубянке.
3. В фильме все СС-овцы курят. В Рейхе жёстко боролись с курением, запрещено было курить на рабочем месте, тем более в СС, тем более в РСХА. В СССР дымили все, начиная с товарища Сталина.
4. В СС не служили женщины (только во вспомогательных организациях), тем более в Гестапо. В НКВД/НКГБ служили.
5. Офицерам СС было крайне нежелательно оставаться холостыми и без детей. Хотя исключения были (Фегеляйн женился на сестре Евы Браун в 38 лет), но это именно исключения. Штирлиц официально не женат.
6. На входе в здание РСХА стоят охранники-офицеры. В немецкой системе это невозможно - офицер не может быть караульным на посту. У них вообще офицерские звания выдавались очень осторожно (в Вермахте отношение числа офицеров к общему числу солдат было в три-пять раз ниже, чем в Красной армии). На входе в Лубянку стояли лейтенанты.
7. Штирлиц приезжает в тюрьму Гестапо и забирает оттуда пастора Шлага по распоряжению своего начальника Шелленберга. Тюрьмы у Гестапо не было, а была бы - офицера конкурирующей спецслужбы в неё бы не пустили даже. Полковник НКГБ вполне мог зайти в Лефортово.
8. Мюллер арестовывает и пытает водителя Бормана, заместителя Гитлера по партии. Реальный Борман самого Мюллера за это запытал бы. Они были на совершенно разных уровнях власти. А вот Абакумов арестовать водителя, скажем, Молотова вполне мог.
Юлиан Семёнов, автор "Семнадцати мгновений", учился в Институте Востоковедения, работал иностранным журналистом по всему миру, регулярно встречался с Андроповым, написал два десятка романов про советских разведчиков, роман-хронику про Дзержинского, в 1989 году получил разрешение открыть первую частную газету в СССР ("Совершенно секретно") и был, понятное дело, сотрудником КГБ. Конечно, свой роман он писал, опираясь на свои знания и представления о работе НКГБ в годы войны. Это, кстати, не моя версия - это Константин Залесский, знаменитый германист.
А в чьих интересах тогда шпионит Штирлиц?
Думайте.
https://t.me/norinea/3485
+ + +
МВН. О чем призывает думать автор этой информативной заметки ‒ не очень ясно. О халтурной работе Ю. Семенова? Фильм вообще не имел исторического прототипа. Штирлица автор выдумал и романтизировал как советского патриота на опасной "работе", невольно этим "эстетизировал" и прочую атрибутику офицерского этикета четкой немецкой военной машины.
С точки зрения этикета и "эстетики" было бы более интересным прочесть компетентное сравнение германского офицерского корпуса с советским. В моем представлении (из прочитанной мемуарной литературы) в "Вермахте" еще сохранялись дореволюционные имперские традиции и большая доля военной аристократии (кстати, весьма оппозиционной в отношении нацистской восточной политики: 20 июля 1944 г. и другие 40 покушений на Гитлера). Видимо, и автор сценария не мог этого не учитывать?
А вот в Красной армии Штирлиц-Исаев таким культурным "интеллигентным" поведением выглядел бы неестественно, это трудно себе представить. Так как в СССР царские дворянские традиции были заменены грубоватыми советскими рабоче-крестьянскими (РККА) ‒ и царила совершенно иная по культуре атмосфера. И еще насчет халтуры: немая романтическая сцена свидания Исаева с женой в ресторане вообще неправдоподобна и своим риском, и своей безцельностью (помнится, ее даже как-то очень смешно обыграли в пятигорской команде КВН). Переборщил Юлиан Семенов, также и с отпечатками пальцев находчивого Штирлица на чемодане, и в целом. Смотрел этот фильм очень давно, еще в СССР, в памяти осталась именно "эстетика".
В РФ в последние годы валом плодятся художественные фильмы о ВОВ, далекие от смысла той войны и тогдашней реальности. Раскручивают и "эстетику" сталинского времени, разумеется, в стиле облагороженного соцреализма. "Любовь Советского Союза" ‒ просто лакированный шедевр уже в рекламных кадрах. Тоже на кого-то производит впечатление...
С Семёновым понятно, в романе он взял за основу советскую систему КГБ, МВД (которую он знал изнутри) одел их в немецкую форму, а вместо ХАМОВ, изобразил эстетствующих интеллектуалов.
Что до фильмов теперь, рекомендую посмотреть "Плевако". Занимательно.
В фильме они переврали с флагом РИ. В начале 5-ой серии (1883 г.), Император произносит указ (по тексту указа слово в слово верно) но обрывают на сути указа что: нельзя использовать флаги иностранных государств (для того этот указ был издан министерством ВД) В фильме демонстративно на госучреждениях русские государственные флаги снимаются и вешаются русские БСК. Показательно и убедительно весьма. Обыватель посмотрев в кино на это, этому поверит.