«Со временем нецензурная лексика в русском языке может перейти на уровень нейтрального рода ругательств, допустила ректор Института русского языка им. А. С. Пушкина Наталья Трухановская» ("Коммерсантъ", апрель 2024 г.).
Сквернословие - не безобидная "мужская" привычка. Это антимолитва - призывание бесов. Поэтому мы приветствуем инициативу А.Д.Терлецкого и призываем распространять приведенную в конце его статьи листовку.
Совместима ли вера в Бога и «вера в победу» с призыванием бесов?
(О душепагубной сущности сквернословия)
Поводом для настоящей заметки послужило интервью с «известным всей стране артистом», исполнителем главной роли в сериале «Государственная граница» Владимиром Васильевичем Новиковым, опубликованное в «Православной газете для всей семьи» – «Мир» (№ 13, июль 2007, с. 1, 6-7), являющееся сокращенной перепечаткой из журнала подразделений специального назначения «Братишка».
Это интервью под броским названием «Нельзя победить без веры в победу» вызывает непраздный интерес по следующей причине. Его герой (автор сценария и режиссер картин «Свет несказанный» и «Совесть») говорит о себе как о «безусловно» верующем человеке: «Вера – это главное, что у меня осталось. И не только в Бога: в духовность, в справедливость, в крепкую дружбу, в любовь…» О своем учителе – известном кинорежиссере и актере Сергее Федоровиче Бондарчуке, учившем его «ответственности, которой сейчас нам всем не хватает», благодарный ученик свидетельствует: «Самое главное, чему он нас учил, – отличать духовное от бездуховного». Вместе с тем, выделяя среди «стрелялки» и «ужастиков», «достойную» внимания (наряду с «высокодуховным» фильмом П. Лунгина «Остров») картину Ивана Вырыпаева «Эйфория», В. Новиков замечает: «Пусть там немного и матом ругаются… Иногда можно... Мы же русские…» И далее повествует о «занятном случае», который произошел на съемках «Тихого Дона»: «Мы снимали сцену, где перед расстрелом красноармейцев я прошу оркестр сыграть «Боже, Царя храни». У них там что-то не выходит, и я должен рявкнуть на них матом. Пытались перевести эту фразу на английский. Ну никак. Колорит теряется (смеется). И тогда Бондарчук говорит: «А это пусть останется на русском». И я как дал: по всей степи мат разнесся. Вокруг станичники стали собираться: «Вот это по-нашему!»
Подобного рода признания «культового артиста, желанного гостя в любой аудитории» (так представлен В. Новиков в интервью) не могут оставить нас равнодушными из-за почти повсеместного и повального засилья матерщины на Русской Земле и невольно наводят на невеселые размышления… Да… Неплохо было бы нам – наследникам великой Православной Державы, которая неслучайно именовалась Святой Русью, Третьим Римом, Уделом Пресвятой Богородицы и Подножием Престола Божия на земле, научиться «отличать духовное от бездуховного», проводить четкую грань между нашим и не нашим.
Православный взгляд на матерную брань предельно однозначен: по своей духовной сущности это антимолитва, обращение к сатане и нечистым, срамным и злым демонам и поэтому ничего кроме вреда и посрамления принести человеку в конечном итоге не может, так как является отречением от Бога и попранием обетов Святого Таинства Крещения. Как не может быть ничего общего между истиной и ложью (I Ин. 2, 21), светом и тьмой (2 Кор. 6, 14), Царством Небесным и преисподней, верностью и предательством, чистой любовью и блудной страстью, христианским смирением и сатанинской гордыней, жертвенностью и ростовщичеством; как не течет «из одного отверстия источника сладкая и горькая вода» (Иак. 3, 11), так не совместимы истинная вера в Бога и богопротивное сквернословие.
Если мы с Божьей помощью научимся к каждому своему слову, поступку (труднее всего – помыслу) прилагать ясный и определенный критерий Христовой Истины, основанной на целомудрии, смирении и правильной любви (см.: 1 Кор. 13, 1-8) и следовать Ей всей своей жизнью, – все бесовские усилия запутать нас, сбить с пути спасения, смутить наши души и утопить их в смрадном болоте греха – все эти козни диавольские останутся тщетными. Тогда, по слову апостола Павла, никто и ничто не сможет «отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римл. 8, 39).
Духовное растление русского народа выгодно только врагам русского народа – это аксиома. Поэтому тяжело и грустно читать, слышать и видеть, когда это растление поддерживается (чаще по неразумию) людьми, считающими себя русскими патриотами и верующими. Когда «вера» сочетается с «любовью» к мату и надежда на победу обращается в пустую мечту – в них уже нет ничего нашего, ибо, по точному определению Ф. М. Достоевского: «Русский и православный – слова-синонимы; русский без Православия – дрянь, а не человек».
Православному человеку хорошо известно, что в мiре нет ничего случайного и все наши бедствия совершаются по грехам нашим. Глубокое осознание этого непреложного закона рождает не оправдание зла и подчинение ему, а неложное, приносящее «достойный плод» (Мф. 3, 8) покаяние, сопротивление греху в самом себе и его носителям в окружающем мiре. Среди причин, по которым были попущены Богом в нашем Отечестве «великие потрясения» (не затихающие до сих пор), не последнее место занимает то печальное обстоятельство, когда в устах и сердцах многих крещеных русских людей молитвы к Богу, Его Пречистой Матери и святым угодникам стали постепенно вытесняться матерной руганью, т.е. призыванием бесов. Не без приглашения явились на Русскую Землю «демоны революции», разрушившие Самодержавное Царство и принесшие в жертву сатане Помазанника Божия Православного Царя и святую Царскую семью. Не без призывания те же демоны (теперь уже демократии) на исходе ХХ века устроили «перес-тройку» (значение слова «перес» см. в Книге пророка Даниила, 5, 28) и расчленили на части историческую территорию Государства Российского. Но особенно безрассудно и губительно призывание демонов сейчас, когда дело идет о духовном и физическом выживании русского народа и подчинении его власти грядущего лжемессии – антихриста.
Поэтому любителям так называемых «крепких» (а в действительности – гнилых) выражений давно бы пора крепко подумать, как жить дальше: продолжать «из любви к искусству» заниматься самоосквернением и заражать дурным примером чистые души детей (на радость невидимым и видимым бесам) или все же набраться мужества, проявить выдержку и прекратить призывание бесов на свою голову, на своих ближних и свой народ.
А засим – конкретное предложение. В старые добрые времена русские люди отдавали себе отчет в том, насколько душепагубно сквернословие. При благочестивых царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче для всеобщего назидания ругателей подвергали публичной порке. Сейчас, при разгуле демократии, возродить этот обычай в масштабе всей страны, к сожалению, невозможно. Однако в среде казачества («спецназа Третьего Рима») при желании – можно. Это привело бы как к духовному оздоровлению самого казачества и возрождению Свято-Русского казачьего войска, так и послужило бы положительным, отрезвляющим примером для всего нашего не в меру расслабившегося общества.
Пока же предлагаем вашему вниманию листовку о пагубности сквернословия, поводом для составления которой стали неблагозвучные выражения, услышанные из уст казаков-новобранцев уже не в степи, а близ церковной ограды.
P.S. В заключение хочу поблагодарить Владимира Васильевича Новикова за то, что он так ярко высветил этот больной вопрос. Если для него действительно главное в жизни – Вера, а не актерское тщеславие, он на меня обижаться не станет. От всей души желаю ему крепости и чистоты духовной и телесной для служения истинному благу своего Отечества.
Православная Церковь предупреждает
Сквернословие – смертный грех
Слово – это дар Божий, то, что уподобляет человека Создателю. Самого Спасителя Господа нашего Иисуса Христа мы называем Божественным Словом. Творческим словом Господь создал наш прекрасный мир – вселенную, космос. «Космос» – по-гречески буквально значит «порядок, гармония, красота». Слово Творца вызвало к жизни Красоту. Человек же нечистыми словами и другими грехами оскверняет эту красоту, разрушает любовь и мир между людьми.
Порок срамословия – наследие чисто языческое. Он всецело коренится в демонических культах древнего Востока, начиная с «глубин сатанинских» (Откр. 2, 24) и темных бездн разврата в честь Ваала, Астарты и прочих идолов и кончая современными наследниками библейского Хама.
В русском языке этот порок издревле очень точно именуется сквернословием – от слова «скверна». Согласно Толковому словарю В. И. Даля, «скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, … смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».
Вот куда мы впадаем, отдаваясь во власть смрадных, гнилых слов. Когда человек говорит скверные, матерные слова, он не только оскверняет, пачкает свои уста, но и льет грязь в уши и души окружающих. Употребляющий скверную брань прежде всего позорит честь матерей, он уподобляется чудовищу, когда со словом мать связывает понятие только о блуде и кощунствует, будучи сам рожден и воспитан матерью. Матерщина является прямым нарушением V заповеди Закона Божьего о почитании отца и матери, за соблюдение которой дается благополучие и долголетие. Поэтому ничто так не вредит здоровью человека, не разрушает семейное счастье, не сокращает дни жизни человеческой, как матерная брань.
Современная наука только подтверждает непреложность Богоустановленных законов: сквернословие крайне отрицательно воздействует на душу и тело, стимулирует процесс старения организма, влияет на гены и может, если вовремя не остановиться и не покаяться в этом грехе, привести человека к духовному и физическому вырождению. Эпидемическое распространение сквернословия может привести к самоуничтожению нации (См. статью профессора, заслуженного врача РФ Н. Г. Емельченко «Мат – убийца» // Русский Дом. – № 5, 2007. – С. 43).
Священное Писание и Православная Церковь, приравнивая сквернословие к смертному греху (Еф. 5, 4-5), предупреждают: «… ни пьяницы, ни злоречивые… Царство Божие не наследуют» (1 Кор. 6, 10). «И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи…» (Откр. 21, 27). Поэтому, если мы не хотим пойти вместе с дьяволом и демонами «в огонь вечный» (Мф. 25, 41) и не отправить туда же через сквернословие, алкоголизм и наркоманию наших детей, – отвергнем срамословие уст наших (Кол. 3, 8).
По учению Православной Церкви, целомудрие есть проявление высшей мудрости (ибо приносит человеку благо в этой и будущей жизни), а сквернословие – первый признак глупости (ибо человек наглядно свидетельствует о своей скверности, сам вершит себе приговор и отдает себя в руки дьявола).
Самый простой и надежный способ избавления от греха сквернословия – это искренняя молитва к Богу, которая по мере усердия и постоянства обращает грешника к покаянию, приводит к Причастию Святых Христовых Тайн и открывает ему врата в Жизнь Вечную!
Терлецкий Александр Дмитриевич,
доцент кафедры русской и зарубежной литературы
Таврического национального университета.
г.Симферополь
Ред. СРН. В виде иллюстрации к данной статье уместно напомнить фото нынешней Министра культуры РФ в ее знаменитой майке с надписью, видимо, формулирующей ее кредо. Какова власть – таковы и ее Министры. Каков Министр культуры – такова и государственная культура. Какова государственная культура – такова и культура воспитуемого в этой культуре подвластного народа... И он, благодарный за такую заботу, оплачивает ее своими налогами.
Хотя это фото кого-то из читателей коробит, другие полагают, что в реальной жизни нужно бороться не с каким-то абстрактным злом, неизвестно откуда сеемым, а с его конкретными истоками и носителями, очищать нашу жизнь в первую очередь от этих сеятелей. Если у нас матерятся депутаты и "полумат" (в виде прозрачных эвфемизмов) иногда вырывается у первых лиц государства, то что же сетовать на безбожное "простонародье". Подобный жанр агитации используется в плакатах. Даже на иконах адское зло наглядно изображается в виде мерзких бесов, чтобы вызвать к ним отвращение - это сходный прием борьбы с ним. Тем более что сама министр выставила это фото на всеобщее обозрение как кредо своей культурной продвинутости, хотя и еще не будучи главой российской культуры. Но ведь именно такого министра выбрало себе первое лицо...
Прекрасный материал.
Разрешите цитировать для листовки православного прихода. 89038276033@mail.ru
А насколько "издревле" идёт слово "скверна"? Александр Дмитриевич, это разве русское слово? Если это синоним "гнили", то почему не "гнилословие" используется? С какого времени в русском языке используется "сквер", "скверна","скверный"? Я понимаю, что такие древле-русские слова как "конфликт", "консенсус", "месседж", "приватизация" и пр. активно используются праволсавными риторами, но может быть потому и сквернословят так обильно у нас, что надо по-русски донести греховность явления, назвав все русскими словами: "гнилословие", "бесогласие", "чертословие" и др, а не по европейски?
Спаси, Господи! Хорошо и очень нужно.
Написано все правильно ,но нет ответа как в семье сделать так ,чтобы был покой ,чтобы муж не ругадся.Я столкнулась с тем ,что он ругается все сильнее и сильнее,громче и громче.
Прививка от сквернословия, как демонического духовноно поражения будет реальной лишь при участии благодати призываемой в момент нападения, так и подоваемой в таинстве исповеди, т.е. в среде церковной, но и не ложной. А так, в целях самосохранения, даже в тюрьме не принято ругаться.
Тема актуальнейшая!!! Победа хама в октябре 1917 года открыла широкую дорогу скверне. Последующие "гулаговские университеты" взрастили не одно поколение сквернословов. Защита от этой гнили одна - зло не должно пройти дальше меня.
Редакции. Не стоит демонстрировать мерзость даже для убедительности.