05.08.2012      1085      22

Нелюбовь


«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (Апостол Иоанн 1 Ин. 4:7-8)

«О безмерная сила любви! Ни на небе, ни на земле нет ничего драгоценнее любви. Она, божественная любовь, есть возглавление добродетелей; любовь — причина всех благ, любовь — соль добродетелей, любовь — конец закона… Она низвела к нам с небес Сына Божия. Любовию явлены нам все блага: разрушена смерть, пленен ад, воззван Адам; любовию составлена из Ангелов и человеков единая паства; любовию отверст рай, обещано нам Небесное Царство. Она умудряла рыбарей; она укрепляла мучеников; она пустыни преобразовала в общежития; она горы и вертепы наполнила псалмопениями; она мужей и жен научила идти узким и тесным путем… О блаженная любовь, подательница всех благ!» (преподобный Ефрем Сирин).

«Если бы кто приступил ко мне с вопросами: должно ли любить кого-нибудь? должно ли с любовью делать что-нибудь? — то я не стал бы отвечать, а поспешил бы отступить от вопрошателя: потому что такие вопросы может предлагать только стоящий на пороге ада» (святитель Филарет (Дроздов)).

Российский режиссер Звягинцев вновь стал большим заграничным лауреатом: он удостоен премии жюри Каннского фестиваля за картину "Нелюбовь" (о кошмарной жизни разрушающейся московской семьи, причем муж занят, как пишут рецензенты, в "православном бизнесе"). Пока еще не удалось найти этот фильм в интернете, но достаточное представление о нем дают "трейлеры" и похвальные рецензии, разумеется в общем контексте творчества данного мастера. Не вдаваясь в художественное качество этого произведения, предлагаю обратить внимание на его название: оно несущностное, не бытийственное (сродни названию книги Кучмы "Украина – не Россия"), поскольку оно определяет себя лишь отрицанием онтологической сущности – любви как духовной основы и взаимосвязи созданного Богом человечества.

Любовь – одна из главных человеческих ценностей в мiре, во зле лежащем – как оружие против зла и средство защиты и спасения от него. Любовью человек спасается сам и спасает других. Ее великую сущность показал нам Сам Христос Своим Крестным Искупительным подвигом любви к людям, ее значение удостоверило множество святых подвижников-добротолюбцев, христолюбивых воинов, воспитателей и матерей, творивших любовью чудеса.

На этом фоне, тем более на фоне приведенных в эпиграфе цитат, название фильма Звягинцева выглядит очень серьезным, духовно обязывающим, ответственным. Но создателя фильма почему-то интересует не то, благодаря чему существует мiр, что ему угрожает и как в наше время послужить умножению любви. Он знает, что не дадут ему премии за изображение высокой жертвенной любви, которая не оскудевает в нашем мiре, во зле лежащем, продлевая его существование в глазах Божиих. Не дадут и за четкий духовный анализ природы зла и разоблачение его насадителей. А вот за художественное изображение этого зла, причем именно как "русского зла", – за это признание на Западе гарантировано. Так было с фильмом "Елена" (об экономке-наложнице, убивающей своего хозяина, ставшего ей официальным мужем, ради наследства), с фильмом "Левиафан" (в котором российская жизнь изображена как сплошной безвыходный мрак). Соответственно еще до того, как новый фильм был готов, на кинорынке "Нелюбовь" (Loveless) установила рекорд по продаже международных прав на прокат.

Звягинцева, как муху, тянет на помойку русской жизни, чтобы художественно-сгущенно выдавать ее за сущность нынешнего состояния русского народа, – вот чем кормится его творчество. (Ну ладно уж, если он считает, что не способны все русские к любви, так хотя бы сделал фильм о любви верного пса, годами остававшегося на дороге на месте гибели хозяина и умершего там от тоски. Мог бы получиться кинематографический шедевр в подражание "Верному Руслану" Владимова, только с иной причиной верности.) Но не находит режиссер вообще в тысячелетней России ничего такого достойного и нужного всем, о чем стоило бы и напомнить нашему больному, во многом искусственно оболваниваемому советско-россиянскому народу о его должном историческом облике, и рассказать об этом человечеству. Вместо этого Звягинцев взял на себя миссию Хама по отношению к своему Отечеству и народу: демонстрировать чужестранцам русские болезни, грехи и безобразия как его сущность… Как замечает о фильме "Нелюбовь" один из его критиков-почитателей: «в финале – ошеломляюще сильная сцена, в которой обо всем, что происходит в нашей стране, сообщает одна лишь надпись со словом "Россия"…». Это в изображении Звягинцева страна лжецов, прелюбодеев и примитивных существ, живущих в ругани, вечной тоске и безисходности – некая черная дыра на светлом лике культурного человечества.

А вот еще одна оценка фильма в том же похвальном духе, о показанных Звягинцевым людях: «Они привыкли, что все вокруг – зона бедствия, включая семью и школу. И если "Елена" и "Левиафан" были диагнозами, которые можно принимать или оспаривать, то "Нелюбовь" похожа уже на судебно-медицинскую экспертизу. Андрей Звягинцев предлагает зрителю опознать мертвое, разложившееся социальное тело. Зритель может закрыть лицо руками, заплакать и отказаться от опознания. Но режиссер ничуть не сомневается в результатах вскрытия. У него острый скальпель и острый взгляд, разве что немного ограниченный стенами морга».

Если бы всё в России было бы действительно так, то нормальный человек должен был бы от этого сокрушаться и готовиться к концу света, а не радоваться премии и устраивать по этому поводу торжества и банкеты в "морге".

Примечательно, что этот русский "морг" изображается во всех фильмах Звягинцева как бы "внеморально" в стиле подчеркнутой обыденности без малейшего намерения осудить зло, показать его истоки и путь его преодоления. Защитники режиссера говорят: мол, это и есть художественность, кино Звягинцева элитарное, для тонких ценителей, и продвинутый зритель сам способен разобраться, искусство не терпит морали и дидактичности. Но ведь это кино выходит не на элитарный, а на массовый экран, и всякий ли зритель, особенно из молодежи, созрел для самостоятельного верного рассуждения в таком чернушном искусстве? Немалому числу таких зрителей просто предлагается вывод (вкупе с подобными другими произведениями, создающими такую атмосферу): Россия порочна изначально, надежды нет, пора слинять из этой поганой "рашки" (согласно недавним соцопросам, 78 % школьников мечтают работать в международных компаниях).

Тем более массовый иностранный зритель, не знакомый с российскими реалиями, увидит лишь то, что ему показывают: смотрите, вот какие эти неполноценные русские варвары. И Звягинцев не может не понимать, что таким своим творчеством служит тем силам, которые являются проводниками настоящего мiрового зла, столетиями демонизируют Россию и сегодня провозглашают ее главной опасностью человечеству наравне с лихорадкой Эбола. Такую варварскую страну не жалко и стереть с лица земли, подготовленное к этому "мiровое сообщество" не должно будет горевать.

Вот несколько типичных откликов в ведущих западных изданиях (курсив наш).

Газета Evening Standard: «Три года назад Андрей Звягинцев потряс Канн своим "Левиафаном" – фильмом о всепроникающей коррупции и безнадеге провинциальной России. "Нелюбовь", хоть политики напрямую и не касается, – еще более мрачное обвинение в адрес этой духовной пустыни… Эта Россия посреди оставшейся ей в наследство от советского государства уродливой инфраструктуры обладает всеми атрибутами материального благосостояния: новые автомобили, мобильные телефоны, бесконечные селфи. Но в ней нет сердца, нет души. Звягинцев показывает это с шокирующей формальной очевидностью, с мертвящим спокойствием. В этом лесу деревья повалены, листья с них облетели, а дерево гниет».

Газета Financial Times: «После "Левиафана" с его беспощадным отражением коррупции в рядах российского чиновничества Звягинцев оказался в центре скандала в России, несмотря на то, что фильм получил государственное финансирование. В новом фильме его критика, по понятным причинам, менее откровенна, но если то, что мы увидели, на самом деле есть воплощение Матери России (а заключительная сцена фильма не оставляет в этом сомнений), то критика эта не менее убийственная. Россия – страна погруженная в себя, одержимая статусом и до опасной черты потерявшая способность к состраданию».

Газета Guardian пишет: «"Нелюбовь" Андрея Звягинцева — жесткая, загадочная и пугающая история духовной катастрофы… Это история современной России, где люди живут во власти безжалостной и неумолимой силы. Это мир без любви, как планета без средств для поддержания человеческой жизни. Это место, где обычная необходимость выжить мутировала в нескончаемую погоню за статусом, деньгами, свободой найти второй брак, который принесет новую квартиру, секс, роскошь и самоутверждение в соцсетях. И в основе всего – предельно жесткие социальные нормы православия, конформизма и национализма… Россия в фильме Звягинцева выглядит бесплодной». 

В произведениях искусства и культуры всегда отражается мiровоззрение их создателя. Оно уточнено и в интервью Звягинцева английской газете "Гардиан" с "нелюбовью" не только к современной РФ ("оккупировавшей Крым" – уже это подлизывание к Западу о многом говорит), но и к исторической России: «Это глупое устройство общества, которое является вечным проклятием нашей территории». Такую нелюбовь к России как "территории" может иметь лишь исторически неграмотный и духовно ущербный человек.

Он берется "творить искусство" для масс, оперируя изображением зла, но духовно не способен быть выше своего "художественного" объекта, который в итоге оказывается главенствующим над художником. Ибо в мiре нет духовного нейтралитета "по ту сторону добра и зла". (О творческом методе Звягинцева я уже писал в рецензии на "Левиафан": «У него в основе мiра не Бог, Который по грехам человеческим попускает зло в своих промыслительных целях конечного торжества свободного Добра, у Звягинцева господствует зло как вездесущий и довлеющий признак безблагодатного и безсмысленного бытия. Бог в творчестве Звягинцева отсутствует… Это скорее безответственное самолюбование своей смелостью игры со злом на публику ради этих самых премий с коммерческим расчетом на то, что свобода живописания зла на Западе в цене».)

Неуместность назидательной дидактичности в искусстве вовсе не должна означать неразличение добра и зла и нейтральное отношение художника к этому. К примеру, великий Достоевский во всех своих романах тоже описывал наше русское зло, но не с равнодушием к нему ради продажи своих изделий, а чтобы от обратного утвердить добро и веру. Чтобы послужить этим Богу и своему народу. И в отличие от многих современных ему либералов и революционеров (наподобие Печерина: «как сладостно отчизну ненавидеть и жадно ждать ее уничтоженья») Достоевский писал:

«Чтоб судить о нравственной силе народа и о том, к чему он способен в будущем, надо брать в соображение не ту степень безобразия, до которого он временно и даже хотя бы и в большинстве своем может унизиться, а надо брать в соображение лишь ту высоту духа, на которую он может подняться, когда придет тому срок. Ибо безобразие есть несчастье временное, всегда почти зависящее от обстоятельств, предшествовавших и преходящих, от рабства, от векового гнета, от загрубелости, а дар великодушия есть дар вечный, стихийный дар, родившийся вместе с народом и тем более чтимый, если и в продолжение веков рабства, тяготы и нищеты он все-таки уцелеет неповрежденный, в сердце этого народа».

Да, современный русский человек во многом испорчен сначала богоборческим коммунизмом, теперь циничной демократией джунглей. Взгляд со стороны в нем видит только неприветливость, безкультурье, воровство, безответственность, рабскость. Но даже многие такие люди сохраняют основные критерии добра и зла, не оправдывают грех как норму и способны на достойные жертвенные поступки в судьбоносные минуты. Особенно эти русские качества, в основе которых любовь (как это напоминает прп. Ефрем Сирин), раскрываются, если и к нашим людям относятся с любовью. К сожалению, талантливый мастеровой культуры Звягинцев на это не способен, ибо он сам является частью феномена нелюбви к нашему народу, болезни которого хамски превращены режиссером в ходкий товар в среде недругов России. Он самоутверждается на их рынке как певец этой нелюбви. Ему ближе талантливая миссия Печерина и не менее талантливое (в изображении Достоевского) мiровоззрение Смердякова. Ведь что касается любви вообще, то российский элитарный режиссер ей не чужд, правда, в отношении к другому объекту любви (фильм "New York, I Love You").

М.Н.
Май 2017

ПС 2.6.2017. Меня не заинтересовал бы ни фильм Андрея Петровича Звягинцева, ни его мiровоззрение, ни его отношение к России и русскому народу, если бы он проявлял это в своем элитарном кругу себе подобных. Но этот круг – влиятельная часть нынешней российской "элиты", которая навязывает свое мiровоззрение всему российскому обществу, разрушая в нем тот духовный фундамент, который недорушили большевики. И вдобавок помогает строителям Нового мiрового порядка в демонизации России. Правители РФ по сути ничего против этого не имеют, осыпают эту "элиту" наградами, званиями и дотациями, раздражаясь лишь в тех случаях, когда эта "элита" позволяет себе прямой политический протест против власти. Но мне видится в этой проблеме вызов той здоровой части нашего народа, которая не желает любовь к России (даже при ее вековой болезни) менять на любовь к Нью-Йорку.


Оставить свой комментарий
Обсуждение: 22 комментария
  1. Владимир:

    Прочитал. И впервые с Вами не согласен, уважаемый Михаил Викторович. Далее нужно аргументировать почему не согласен и это самое сложное, потому как не только фильм, но и "трейлеры" не смотрел. О названии. Нелюбовь синоним ненависти, зла. Верно фильм и нужно было бы так назвать, но нелюбовь звучит для меня страшнее(возможно и для автора), чем ненависть. О русском народе. О русском народе справедливо писал Достоевский, но он писал о реально существующем русском народе, который "широк, но надобно бы его сузить", а Звягинцев показывает результаты вот уже столетнего эксперимента над нашим несчастным народом. Давайте дождёмся просмотра фильма и твёрдо заявим на чью аудиторию рассчитан фильм. Извините.

  2. Начальник разведки США о генетике русских:

    Бывший директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер: «Всё, что мы знаем о русских: как они вмешивались в наши выборы, да и вообще то, как привыкли поступать русские, которые почти на генетическом уровне склонны и стремятся к обману, проникновению, ассимиляции, извлечению выгод и всему такому прочему. Так что нам есть от чего быть обеспокоенными», — цитирует выступление американского генерала-отставника в эфире NBC «Русская весна». http://rusvesna.su/english/1496186491

  3. Александр:

    Непонятно, чего это автор так обиделся на этот фильм, что посвятил ему столь длинную статью. Нормальные люди телевизор не смотрят уже минимум 15 лет. Поскольку ни один человек в здравом уме не выдержит такого количества пошлости, чернухи, дебилизма. Ну а те, кто смотрит … тут все безнадежно и даже медицина бессильна. Так что сразу понятно, что никто кроме маргинальных слоев общества этот фильм смотреть не будет, и даже не узнает о его существовании. Или вы думаете, что нормальные люди следят за событиями разных кинофестивалей, где премии дают преимущественно за фильмы о тяжелой судьбе гомосексуалистов? Хотя гомосексуализм это уже пройденный этап, там сейчас на очереди зоофилия. Тогда уж надо предъявить претензии какой-нибудь Кончите с Евровидения, что он/она плохо спели про Россию. Кстати, коммунисты очень ревностно относятся к этому мероприятию, прошлый год все было заполнено их воплями в стиле "заговор против России" (на конкурсе извращенцев). На прокоммунистических СМИ целый месяц чуть ли не 90% новостей было посвящено этому.

  4. Владимир:

    "Но мне видится в этой проблеме вызов той здоровой части нашего народа, которая не желает любовь к России (даже при ее вековой болезни) менять на любовь к Нью-Йорку." К нашему мирскому несчастью "здоровая часть народа" выбрала Крест и уход от "мира сего". А посему — "пуст дом сей". Извините.

  5. МВН - Владимиру:

    Многоуважаемый Владимир.
    Если вы считаете "здоровой частью народа" только себя, а в остальном "пуст дом сей", – то простите, это гордыня и отсутствие любви к другим нашим согражданам, которые не все "совки", и многие делают каждый на своем месте то, что возможно и посильно. И которые нуждаются в нашей помощи. А "уход от "мира сего" иногда может быть очень похож на дезертирство и отказ от помощи и ответственности: мол, "Слава Тебе, Боже, что мы не такие плохие, как они". Звягинцев же такими фильмами не просто " показывает результаты вот уже столетнего эксперимента над нашим несчастным народом", а глумится над ним, не видит в нем даже ваших праведных "катакомб" и помогает врагам России в их войне против нашей страны независимо от того, какое в ней правительство. Или Вы думаете, что война против нынешней РФ пощадит ваши "катакомбы"?

  6. П.Ц.:

    Назаров в своем репертуаре: не читал, не смотрел но осуждаю.

  7. МВН - ПЦу:

    Павел, мой "репертуар" в данном случае состоит в простой жизненной мудрости: тухлое яйцо не обязательно съедать целиком, чтобы понять, что оно тухлое. В этом меня убеждают высказывания режиссера о России. Человек с таким мiровоззрением не способен понимать Россию и сделать что-то верное и ценное.

  8. Владимир - МВНу:

    "Если вы считаете "здоровой частью народа" только себя…" Нет, уважаемый Михаил Викторович, слава Богу, я таковым себя твёрдо не считаю. Я ведь невоцерковлённый человек, так и замер в стадии оглашенного (подробно о себе, только для того, чтобы Вам было понятно с кем Вы общаетесь).
    "Звягинцев же такими фильмами не просто " показывает результаты вот уже столетнего эксперимента над нашим несчастным народом", а глумится над ним, не видит в нем даже ваших праведных "катакомб" и помогает врагам России в их войне против нашей страны независимо от того, какое в ней правительство. Или Вы думаете, что война против нынешней РФ пощадит ваши "катакомбы"? Один Господь ведает есть ли у русского народа будущее, но судя потому, что происходит из года в год в нашей(?) стране, то лучше бы его совсем не было. Но, если Бог дарует нам оздоровление, то фильмы Звягинцева явятся яркими свидетельствования нашего больного прошлого. Благодарю Вас за общение. Вы для меня огромный авторитет как личность и автор "Вождю Третьего Рима". Слава Богу за всё!

  9. Кутепов:

    Франк Бриттон в своей книге "Что стоит за коммунизмом" писал: "Еврейский Голливуд сознательно стремится искоренить в белых людях всякое осознание своей расы и вызвать пренебрежение к своей расе и к своим культурным традициям. Голливудская пропаганда направлена на разжигание расовой ненависти среди чернокожих, латинос, евреев и других меньшинств к белым. Меньшинства приучают быть расово-сознательными, в белых же людей вливают сознание собственной вины". Подобным же образом российским еврейским кинематографом усердно прививается русскому народу комплекс собственной неполноценности. Никогда и ничего подобного их кинематограф не снимет про, предположим, цыган, вайнахов, армян, я уж не говорю про евреев, иудаизм и их раввинов. В книге воспоминаний лидера российских эсеров Чернова есть цитата некоего еврея Якова Виленского, однокурсника Чернова, о русских — "Ваша славянская равнина создала вас шатунами и ленивцами, безалаберными, легко отходчивыми в гневе, непрочными в любви, вялыми в труде. Вы добродушны, потому что вам лень быть злыми, вы широки, потому что сосредоточиться для вас — смерть, и вы ещё горды собой, вы всех считаете слишком узкими, вы, для которых недоросль, — национальный тип. Ваша интеллигенция — недоросль, ваша культура — недоросль, ваш государственный строй — недоросль, ваш народ — недоросль. Вы только ухитряетесь в вашей жизни оказываться лишними людьми". Так за 150 лет ничего не изменилось в их взглядах, отсюда и все мотивы для всех их "левиафанов и матильд".

  10. Максимка:

    Цитата: -Россия порочна изначально, надежды нет, пора слинять из этой поганой "рашки" (согласно недавним соцопросам, 78 % школьников мечтают работать в международных компаниях)…Конец цитаты. И это-правильно. Чем раньше и чем больше балласт/отстой, состоящий из подобных "школьников" и звягинцевых "слиняют" раз и навсегда из, пока еще, РФ-ии, тем быстрее воскреснет Святая Русь. Но мрази, подобные звягинцевым, пока что-то не очень торопятся "слинять". В чем же дело? Пшли вон!

  11. Владимир-Максимке:

    "Чем раньше и чем больше балласт/отстой, состоящий из подобных "школьников" и звягинцевых "слиняют" раз и навсегда из, пока еще, РФ-ии, тем быстрее воскреснет Святая Русь." Нынешняя Россия — это лагерь, где верховодят чекисты в союзе с криминалом. И бегут из лагеря наиболее свободолюбивые.

  12. Татьяна:

    С интересом прочитала статью и комментарии. Согласна с Кутеповым, похоже, что так.

  13. Максимка-Владимиру:

    Цитата: -И бегут из лагеря наиболее свободолюбивые… Конец цитаты. С этим нельзя не согласиться. Однако, не только свободолюбивые. Но еще — взыскующие благ мiра сего (враги Божии), воры и бандиты бегут от ответственности, трусы, предатели, маловеры, малодушные, богохульники и безбожники и прочие разные из разряда "школьников" и звягинцевых… Возможно, что кто-то из них в свое время пересмотрит свое отношение к данному вопросу и вернется. Как блудный сын. Возможно. Но многих не хочется видеть УЖЕ СЕЙЧАС. Почитайте духовное завещание преп. Серафима Вырицкого "Разговор Бога с душой" или "От Меня это было". Очень утешает и многое объясняет.

  14. Максимка-Владимиру еще раз.:

    Цитата: -И бегут из лагеря наиболее свободолюбивые (конец цитаты). И сколько у "свободолюбивых" свободолюбия, а сколько нелюбви к России, ненависти, непонимания к народу России, насколько у "свободолюбивых" рыло в пуху по отношению к закону и т.д.,-это есть бо-о-а-а-альшой вопрос. Народ говорит, что первыми КРЫСЫ бегут с тонущего корабля. И свободолюбивые крысы тоже. В православной традиции Церковь, иногда, рассматривается как корабль, идущий к Богу среди стихий морских. Наступит момент, когда корабль этот разобьется в щепки. Возможно, что момент этот уже наступил. Но по великой милости Божией и ряду других причин, щепки эти вновь соберутся воедино и станут кораблем, продолжающим свой путь. Но это-не для всех. И уж, во всяком случае, это-не для крыс…

  15. Владимир-Максимке:

    "И сколько у "свободолюбивых" свободолюбия, а сколько нелюбви к России, ненависти, непонимания к народу России, насколько у "свободолюбивых" рыло в пуху по отношению к закону и т.д.,-это есть бо-о-а-а-альшой вопрос." Да-да, что-то знакомое слышится в этом предложении, типа — "Троцкисты, зиновьевцы, враги народа…", "А гад родину не любишь? "Ну, и тому подобное. Много же у вас любви к России, если вы людей с крысами сравниваете. До свидания, Максимка.

  16. Владимиру. Максимка.:

    Первыми КРЫСЫ бегут с тонущего корабля. Это — НАРОДНАЯ поговорка, а не мое личное мысле-творчество. Можно сказать, что эти слова-НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ, выработанная на протяжении истории. Далее. Человек духовный, а не душевный видит четкую разнизу в том, что ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ и ЧЕЛОВЕКОУГОДНИЧЕСТВО суть разные вещи и противоположные. Исходя из Ваших комментариев очевидно, что Вы, Владимир, очень далеки от духовности. Пока еще. Все еще может перемениться в этом вопросе к лучшему. Не торопитесь ставить штампы и клейма.

  17. корр.:

    То, что очередное кинишко про ужосы российской жизни получает международные наградки, не удивительно. Самое паскудное, что аплодисменты идут и изнутри, как там выразились, "разлагающегося трупа" — половина поклонников этой жижи так же ненавидит всех вокруг, половина — терпилы, которые любят, когда их унижают. И самое плохое: альтернативы нет. Все госкино в РФ отвратительный идиотский бондарчуковский шлак. Читайте книги!)

  18. Александр:

    Спасибо , Михаил Викторович.Очень нужная статья для желающих разобраться в нынешней российской "Kulturpolitik."Понятно Ваше беспокойство за молодежь- сам раньше абсолютно не понимал этих ловушек от, казалось бы, таких умных и успешных людей.

  19. Владимир:

    А кто хотел бы упрекнуть, например, Николая Васильевича Гоголя за то, что он в таких знаменитых своих произведениях, как "Мертвые души" или "Ревизор", "очернял действительность императорской России?" Или вы думаете, что он писал сие из-за гонорара? А, может быть, он или подобные ему художники обнажали пороки современного им общества, с тем, чтобы преодолеть их?

  20. МВН - Владимиру:

    Вот чем Гоголь отличается от Звягинцева:
    «Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь – есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней сострадания. А сострадание есть уже начало любви. Уже крики на безчинства, неправды и взятки – не просто негодование благородных на безчестных, но вопль всей земли, послышавшей, что чужеземные враги вторгнулись в безчисленном множестве, рассыпались по домам и наложили тяжелое ярмо на каждого человека; уже и те, которые приняли добровольно к себе в домы этих страшных врагов душевных, хотят от них освободиться сами, и не знают, как это сделать…

    Но прямой любви еще не слышно ни в ком, – ее нет также и у вас. Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние… Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадет тогда сама собою та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть, будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдете, последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу деятельности на нем всей вашей нынешней, бездейственной и праздной жизни. Нет, вы еще не любите Россию. А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам».
    Н.В. Гоголь
    (1844)

  21. Дарья:

    Мне очень понравилась статья.Сейчас редко можно прочитать подобные аргументированные объяснения о духовном кризисе в нашей жизни и культуре.Спасибо Вам Михаил Викторович.Особенно больно видеть как с каждым годом все больше людей начинают заметно деградировать и мыслить мирскими категориями.Порой так и хочется сказать,читая очередную белиберду :Ну и тупость!Какая то бездуховность охватила наше общество,и Ваши статьи на этом фоне-проблеск здравой ,светлой мысли.

  22. МОСКВА, 15 окт — РИА Новости. Фильм «Нелюбовь» режиссера Андрея Звягинцева и получил Гран-при 61-го Лондонского международного кинофестиваля (BFI London Film Festival), завершившегося в субботу, сообщила пресс-служба кинокомпании «Нон-Стоп Продакшн».

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На актуальные темы
Последние комментарии
Подписка на рассылку

* Поля обязательные для заполнения