6.11.1796 (19.11). - Скончалась Императрица Екатерина II
Екатерина II – pro et contra
Екатерина II (21.04.1729–06.11.1796), российская Императрица (с 1762 г.), урожденная София Августа Фредерика, принадлежала к дому немецких князей Ангальт-Цербстских. В 1744 г. перешла из лютеранства в Православие с именем Екатерина Алексеевна, с 1745 г. жена Великого князя Петра Феодоровича, будущего Императора Петра III, которого свергла с престола по инициативе гвардейских офицеров (Г.Г. и А.Г. Орловых и др.), недовольных крутым поворотом государственной политики в сторону западничества на немецкий лад.
28 июня 1762 г. Петр III был свергнут, и 6 июля убит в Ропшинском замке под Петергофом. Это было преступление и с государственной, и с православной точек зрения. Сознавая, что столь вопиющая незаконность восхождения на трон Романовых может в будущем угрожать ее власти, Императрица-немка сделала все возможное для избежания наказания и для предотвращения очередного дворцового переворота. Своего сына Павла Петровича она не допустила до наследования престола после смерти отца, как это было бы положено по традиции. Узнав, что у Императрицы Елизаветы осталась дочь Августа от законного брака с графом А.Г. Разумовским, которая воспитывалась за границей и осталась там жить (она известна в русской истории как "княжна Тараканова"), в 1785 г. Екатерина II приказала ее похитить и возвратить в Россию. Екатерина II объявила Августе, что она должна ради спокойствия России жить в уединении в монастыре, чтобы не сделаться орудием в руках интриганов. По высочайшему повелению княжна была пострижена в монашество с именем Досифеи и содержалась около 25 лет в строжайшем затворе, терпеливо неся свой крест и прославившись в народе как святая преподобная старица.
В то же время Екатерина II постаралась заручиться доверием дворянства и укрепить свою власть реформами: провела реорганизацию Сената (1763), секуляризацию церковных земель (1763–1764), упразднила гетманство в Малороссии (1764). Возглавляла Уложенную комиссию 1767–1769 годов. Издала "Учреждение для управления губернией" (1775), "Жалованную грамоту дворянству" (1785) и "Жалованную грамоту городам" (1785). При Екатерине II была укреплена армия и в результате русско-турецких войн (1768–1774, 1787–1791 гг.) Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены земли, получившие название Новороссия: Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783). В период правления Екатерины II вследствие так называемых разделов Польши (1772, 1793, 1795) Россией были возвращены отторгнутые поляками западно-русские земли.
Переписывалась с Вольтером и другими деятелями французского "Просвещения". Автор беллетристических, драматургических, публицистических, научно-популярных сочинений, "Записок".
Царствование Екатерины II современники (дворяне, получившие "вольности") считали блестящим "золотым веком" Российского государства, за что она была названа Великой. Однако в народе внутренняя политика Императрицы, направленная на расширение вольностей дворянства и усиление закрепощения крестьянства, ограничение прав казачества, вызывала недовольство, которое превратилось в самую крупную "крестьянскую войну" в истории дореволюционной России: Пугачевский бунт (1773–1775).
Поэтому в оценке "золотого века Екатерины" необходимо отделить ее достижения (территориально-материальные) от усилившегося духовного разложения дворянства и всего верхнего слоя российского общества. Приведем с этой целью несколько различных оценок (в сокращении и с добавлениями в квадратных скобках).
+ + +
«Несмотря на вполне западническую теорию абсолютизма, которым отличается правление Екатерины II, она пишет в своем "Наказе": "Мы думаем и за Славу себе вменяем сказать, что мы сотворены для нашего народа, а не он для нас".
Со времени кончины Петра Великого прошло около 40 лет. Сложности в вопросе наследования престола, обусловившие появление временщиков и приведшие к власти нерусские элементы, для которых все русское было чуждо и непонятно; полный отрыв от коренного населения страны, подпавшего под иностранное влияние высшего класса, при одновременном унижении раздираемой внутренним расколом Церкви, – все это вызвало к жизни большое количество проблем, так и не получивших своего разрешения [в царствование Императрицы Елизаветы].
Немецко-протестантское влияние в царствование Екатерины II стало заменяться еще более опасным: французско-философским, масонским и атеистическим, которое получило при Екатерине II решающее значение. Обладая огромным умом и большим тактом, Екатерина II Великая, с одной стороны, благоволила французским энциклопедистам и философам, поддерживала с ними переписку, сама возглавляла это направление мысли в России, но одновременно сказала однажды Дидро, что "бумага все терпит, а ей, несчастной Императрице, приходится иметь дело с людьми, которые бывают чрезвычайно чувствительны".
Во всей правительственной деятельности Екатерина II Великая не увлекается теориями, скорее наоборот, философия является лучшим украшением ее трона перед лицом Европы, орудием ее славы, а философы – лучшими глашатаями по Европе. Внутри же России она сама управляла этим течением и не дала ему принять те формы, в которые оно вылилось тогда же во Франции. Императрица соблюдала посты, ежегодно говела и заставляла говеть двор, почтительно относилась к духовенству, но считала скорее вредным экономическое могущество Церкви, боясь проявления папского ненасытного властолюбия. При ней была произведена секуляризация церковных земель и определено денежное содержание всем епархиям и монастырям.
Митрополит Платон потерял расположение Императрицы Екатерины к концу ее царствования за свою близость к наследнику Павлу Петровичу, на которого он оказал большое влияние, так же как и на его супругу, будущую Императрицу Марию Феодоровну. Почти все обер-прокуроры Святейшего Синода этого времени не только не были достойны своего положения, но отличались чисто масонскими, как Мелиссино, или прямо атеистическими, как Чебышев, взглядами. Влияние их на церковные дела было всегда чрезвычайно вредным. Несмотря на это, за время царствования Екатерины Великой общее положение Церкви значительно улучшилось после потрясений при Петре Великом и его ближайших наследниках.
После короткого изменения внешней политики при Петре III Екатерина II Великая вела ряд войн, но всегда защищая исключительно русские интересы. Ввиду постоянных насилий католиков в Польше, как над православным, так и над протестантским населением, длительные войны произошли с Польшей, окончившиеся: первым разделом Польши [в том числе возвращением Россией своих отторгнутых поляками западно-русских земель] в 1773 г., вторым разделом – в 1793 г. и, наконец, третьим – в 1795 г., по которому Польша перестала существовать.
В эти годы прославился величайший русский полководец А.В. Суворов. Одновременно с польскими войнами произошли две войны против Турции, каждый раз начинаемые турками под влиянием Франции. В первой выдвинулся граф П.А. Румянцев-Задунайский и Суворов. Армия кн. Долгорукова вернула России древнюю русскую землю – Крым. Балтийский русский флот, под командой адмирала Спиридова, обогнул Европу и сжег турецкий флот в Чесме. Эта большая военная операция была организована Алексеем Орловым, получившим за это титул графа Чесменского. Завоеванные земли получили название Новороссии, устройство их поручено Г.А. Потемкину [в 1774 г. было совершено его тайное венчание с Императрицей], создан Черноморский флот. Потемкин получил титул светлейшего князя Таврического.
В конце 1787 г. Турция снова напала на Россию, и началась новая война. Главнокомандующим был Потемкин, но главные победы одержаны Суворовым. Швеция пыталась воспользоваться этими войнами с Турцией и напала на Россию, но эта попытка была отбита, и границы остались прежними. Когда англичане объявили блокаду американских берегов и стали захватывать нейтральные корабли, Екатерина II Великая издала "декларацию о вооруженном нейтралитете", к которой присоединились и другие державы, и послала русский флот для защиты свободы плавания...
Во внутреннем устройстве государства при Екатерине Великой страна была разделена на 50 губерний с населением в 300–400 тыс. в каждой, губернии на уезды по 20–30 тыс. жителей. Были введены выборные суды и "судебные палаты" для разбора уголовных и гражданских дел. Наконец, "совестные" суды для малолетних и больных.
Со времени Петра Великого, когда все дворянство было обязано пожизненной службой государству, а крестьянство такой же службой дворянству, произошли постепенные перемены. Екатерина II Великая, в числе прочих реформ, желала внести также стройность в жизнь сословий. В 1785 г. была издана "Жалованная грамота дворянству", по которой все дворянские роды выделялись из петровского "шляхетства". Духовное сословие оставалось, по существу, как и прежде, изолированным. В том же году была дана "Грамота" и городам, по которой города получили самоуправление.
Но крестьянство не получило освобождения от крепостной зависимости, как того хотела Императрица, главным образом из-за происшедшего в 1773 г. страшного Пугачевского бунта. Казак-конокрад, Емельян Пугачев, называя себя будто бы спасшимся "Императором Петром III", поднял восстание среди яицких казаков, где скрывалось множество гонимых раскольников. К нему присоединилось значительное число инородцев и недовольных, которым он всем обещал исполнение всех их пожеланий. Дворяне, офицеры, вообще все зажиточные люди, а также и все православное духовенство убивалось восставшими, которые захватили огромную территорию и ряд городов. Только к сентябрю 1774 г. бунт удалось подавить, и Пугачев со своими главными сообщниками был казнен. Но это восстание заставило Екатерину отложить намечавшуюся реформу, которая осуществилась только через 10 лет, что в свою очередь роковым образом отразилось на всей дальнейшей истории России...
Екатерина II осознавала опасность для России в иудаизме и масонстве. По ее указу для евреев была введена черта оседлости, то есть определены места, где им разрешалось проживать. В конце своего царствования Императрица запретила масонство, всеми силами препятствуя его проникновению в Россию».
Н. Сахновский. "Святая Русь"
+ + +
«Императрица Екатерина II исполняла все требования наружнаго благочестия, восхищалась проповедями митрополита Платона, целовала руки у духовенства, шла в крестных ходах, бывала в Троицкой-Сергиевой Лавре; однако, не имела православной настроенности и ценила религию, как и Петр, исключительно с точки зрения ея политическаго значения, – ея пользы для государства. В особенности плохо было то, что она преклонялась, и даже чрезмерно, пред безбожником Вольтером, заискивала пред ним и советовалась с ним в своих планах касательно тех или других реформ для России.
Отсюда для нея естественно было назначать на должность обер-прокурора Св. Синода таких неправославных лиц, каковыми были Мелиссино и бригадир Чебышев. Первый из них предложил Св. Синоду снабдить Синодальнаго депутата для заседания в Комиссию Уложения такими предложениями относительно реформ в церковной жизни: ослабить и сократить посты, уничтожить почитание икон и св. мощей, запретить ношение образов по домам, сократить церковныя службы для избежания в молитве языческаго многоглаголания, отменить составленные в позднейшия времена стихиры, каноны, тропари, назначить вместо вечерен и всенощных бдений краткия моления с поучениями для народа, прекратить содержание монахам, дозволить избрание из священников епископов без пострижения в монашество, с разрешением архиереям проводить брачную жизнь, разрешить духовенству носить "пристойнейшее платье", отменить поминовение умерших, дозволить вступать в брак свыше трех раз и запретить причащать младенцев до десятилетняго возраста. Св. Синод отклонил эти предложения и составил свой наказ.
Обер-прокурор Чебышев был совершенно неверующим человеком. Он открыто пред публикой заявлял о своем неверии в бытие Божие; непристойно держал себя в присутствии членов Св. Синода, позволяя себе недопустимыя ругательства, задерживал издание сочинений, направленных против распространявшагося тогда модными писателями неверия.
Таким образом, если при Петре русской Церкви пришлось тяжко страдать от протестантизма, то при Екатерине II Церковь переживала сильное давление не только от протестантизма, но и от неверия. Но в особенности тяжкий удар Екатерина II нанесла Церкви чрез окончательное отобрание в казну монастырских имений и введения монастырских штатов. В силу этой пагубной для Церкви реформы [начатой Манифестом 1762 г.], сразу было закрыто из 954 раньше существовавших монастырей 754; следовательно, осталась в России лишь пятая часть их [по уточненным данным: из 1201 монастыря, существовавшего в 1700 году, осталось 387. – Ред.]. При отобрании церковных имений было дано обещание обезпечить духовныя школы и духовенство, но оно не было исполнено государственною властью. К тому же последняя не получила от этой реформы большой пользы, так как огромная часть монастырских имений была роздана императрицей в дар ея фаворитам.
Народное чувство было слишком возмущено, ибо отобрание церковных имуществ было вопиющим нарушением прав собственности и воли тех, которые завещали свои имения церквам и монастырям на дела благотворения, на поддержание иночества и на помин души. Эта реформа была в глазах народа великим грехом, ибо на пожертвования в пользу церквей и монастырей, о чем было сказано выше, Церковь всегда смотрела, как на посвященное Богу».
Архиепископ Серафим (Соболев). "Русская идеология"
Добавим к этому, что за протесты против секуляризации церковных имений и закрытия монастырей по приказу Екатерины в 1763 г. в Ростове был схвачен архиепископ Арсений Мацеевич, лишен сана и сослан в заточение в Корельский Никольский монастырь под Архангельск, где и скончался четыре года спустя. Недавно причислен к лику святых.
Упразднение гетманства и Запорожской Сечи
В царствование Екатерины II в 1764 г., произошло упразднение гетманства в Малороссии. Главная причина была: унификация государственного управления всех территорий Империи. Кроме того, после воссоединения Малороссии с Россией гетманы стремились сохранить все свои властные привилегии, имевшиеся у них при поляках, никак не оправдав надежды народа на смягчение прежнего гнета. Закабалению подверглась даже значительная часть простых казаков, участвовавших в борьбе Хмельницкого. Поэтому указы Екатерины II о ликвидации гетманства и "введении крепостного права" в Малороссии (1760–1780-е гг.) были большим облегчением для простого народа. Это означало введение общероссийских административных и судебных порядков, не допускавших былого произвола. Но казачья верхушка долго скорбела об утраченных безконтрольных привилегиях – из чего и родилась "антимоскальская" пропаганда, поддержанная поляками-католиками и Западом.
О причинах упразднения Запорожской Сечи Екатериной II пишет известный историк казачества:
«После Прутского мира в 1711 г. из украинских казаков было выделено малороссийское войско в нынешних Полтавской, Харьковской и Екатеринославской губерниях. После Ништадского мира 1721 г. все украинские войска присягнули царю Петру, а к 1750 г. в степях между Запорожьем и Черным морем сидело 50 тысяч мирных поселенцев. Так что Запорожье осталось сзади. И после занятия всего северного побережья Черного моря оно [Запорожское казачество] потеряло смысл своего существования как застава. Защищать окраину государства от набегов не было надобности, а постоянные нападения казаков на Турцию вредили упрочению мира. Екатерина II не раз просила запорожцев остепениться, перестать бродяжничать, пожениться и осесть на землю, то есть из вольницы-голытьбы стать домовыми казаками, как то было в других войсках. Запорожцы противились этому, больше того, они препятствовали заселению нижнеднепровских степей, считая их своей вотчиной для охоты. Все это вместе взятое и заставило правительство принять общегосударственную меру, а именно, указом 1775 г. упразднялась Сечь. В указе, между прочим, говорилось: "Мы не станем упоминать здесь о жалобах, приносимых к Нашему трону соседними государствами на набеги и грабежи, что запорожцы учиняют постоянно по границе… и о насилиях, совершаемых ими над своими соотечественниками, нашими подданными". По ликвидации Сечи 5000 казаков ушли в Турцию, а главная часть вскорости была переселена на Кубань».
+ + +
Заключая, можно сказать, что Императрица Екатерина II была плотью от плоти XVIII века – нравственно худшего в русской дореволюционной истории – со всей его западнической подражательностью, вольнодумством, легкомыслием нравов, чехардой государственных переворотов, смесью духовного разложения и величественного государственного патриотизма. Не Екатерина II это насаждала, это был дух тогдашней эпохи, впущенный в Россию Петром. Екатерина II жила в этой атмосфере, как рыба в воде, и правила страной соответственно. Немецкое неправославное происхождение Императрицы также сказывалось – в том числе в поверхностном отношении к русской духовности, о чем писал архиепископ Серафим (Соболев).
Однако, будучи немкой по происхождению, она все же искренне стала русской патриоткой. Об этом в частности свидетельствует ее отповедь на клеветническую книгу аббата Шапп д'Отрош "Путешествие в Сибирь", вышедшую в Париже в 1768 г. Ответ Императрицы был опубликован анонимно также на французском языке под названием "Антидот" ("Противоядие"). (В Государственном архиве хранится рукопись этой книги, написанная рукою секретаря Императрицы. В переводе "Антидот" был опубликован в 1869 г. издателем "Русского архива" П. Бартеневым как работа Екатерины.)
В предисловии к книге Императрица пишет: «Нет народа, о котором было бы выдумано столько лжи, нелепостей и клеветы, как народ русский». В книге приведено множество примеров этому и дано объяснение, что европейцы – рационалисты и эгоцентристы, не способные вникнуть в духовную суть чуждой им духовной культуры. В частности, что касается пресловутого "русского рабства" – европейцы неспособны отличить его от русского понимания служения и смирения перед Богом.
В царствовании Екатерины II очевидна двойственность: материальное укрепление государства при одновременном усилении духовной апостасии. Даже, казалось бы, безспорные государственные достижения Екатерины имели некую двойственность. Так, вместе с возвращением Россией своих отторгнутых поляками западно-русских земель в самую христианскую, удерживающую империю Третьего Рима внедрилось ядро самого антихристианского народа ‒ около миллиона евреев, чья талмудическая религия была несовместима с христианской государственностью. Видимо, Бог это попустил для решающего столкновения тайны беззакония с удерживающей монархией, чтобы наглядно вскрыть для людей сущность той и другой силы, что и проявилось в нарастании революционного движения и сокрушении России, в чем евреи приняли решающее участие: идеологическое, финансовое, кадровое...
По указу Императрицы для евреев была введена черта оседлости, то есть определены места, где им разрешалось проживать, чтобы ограничить их антигосударственное влияние. В конце своего царствования Императрица запретила масонство, всеми силами препятствуя его проникновению в Россию. Но эти ограничительные меры не смогли помешать апостасии в высшем русском обществе, что и привело к революции.
Напомню, что Царь (или Царица) неподвластны человеческому суду, так как являются Богопомазанниками, и отвечают только перед Богом. И если на Руси Царя называли Батюшкой, то Императрицу - Матушкой. И это вовсе не панибратство, а истинное русское понимание монархии. А к родителям относиться непочтительно не подобает.
Один из первых идеологов русского самодержавия, прп. Иосиф Волоцкий: «Если Царь царствует над людьми, но над собою позволяет царствовать скверным страстям и грехам, сребролюбию и гневу, лукавству и неправде, гордости и ярости, злейши же всего - неверию и хуле, то такой царь не Божий слуга, но диавольский, и не царь, но мучитель... Такого Царя, из-за его лукавства, не называл царем Господь наш Иисус Христос, но лисом... И ты такого царя или князя да не послушаеши, приводящего тебя к нечестию и лукавству, даже если мучит и смертию грозит...».
И ведь архиепископа Арсения Мацеевича - прославили.
Статью как-будто писал какой-то национал-большевик. Вообще, от статей "Русской Идеи" в последнее время сильно стало отдавать советчиной. Это во-первых, а во-вторых. Указ о "Вольности дворянству" издал Пётр 3-й, Екатерина же только в 1785 году его подтвердила. А потому утверждение, что дворяне, мол, называли век Екатерины "золотым" потому, что она им дала "вольности" - безграмотная глупость.
Поскольку статья состоит из цитат с разными мнениями, прошу критика уточнить, кто национал-большевик: монархист Сахновский, архиеп. Серафим, эмигрантский историк казачества Синеоков или сама Екатерина в "Антидоте"?
Вряд ли уместно на нашем сайте умничать. В статье не сказано, что именно Екатерина дала дворянству вольности. Однако эти вольности дворянство совершенно справедливо связывало с их практическим осуществлением в царствование Екатерины (она могла отменить указ своего недолго правившего мужа, но лишь утвердила его). В чем тут "безграмотная глупость"? И к чему, уважаемый "Золотой век", такие вспыльчивые резкости и огульные обвинения в "советчине", да еще анонимно?
Как же невежественен современный человек...Господа! Научитесь анализировать... не будте примитивными критиканами, как советские политруки-бараны(тупицы-неучи идеолически лояльные сатанистам кпсс). Если вы русские любите свою историю. И да поможет нам Бог!
«Нет народа, о котором было бы выдумано столько лжи, нелепостей и клеветы, как народ русский».
"Нет народа, о котором было бы выдумано столько лжи, нелепостей и клеветы как народ русский!"
Не лишним будет дополнить ещё две существенные детали:
1. Строжайший Запрет Екатерины на православное миссионерство на Кавказе среди языческих хазаро-иудейских народов. Сейчас Россия пожинает ужасные плоды этого Запрета в виде укрепившегося ислама на Кавказе с примесью иудаизма (например Чечня).
2. Есть версия, что кто-то убедил Екатерину Вторую внедрить евреев в Россию для "интереса" в умножении народностей в Империи. Но, государевы люди напомнили Екатерине Наказ/Указ Великого князя Владимира Киевского (Монамаха в крещении Василий) о преследовании всех - вплоть до правителей Руси - дающим право проживание евреем на просторах Руси. В связи с этим, многие европейские и местные евреи в странно массовом дружном порядке заселились именно на тех землях Польши, которые отошли впоследствии к Российской Империи. Наша Екатерина ужаснулась "гениальному" коварству евреев и в отместку ввела "Черту оседлости" для "гениальных". Так что, незаурядный ум Екатерины поник перед хитростью синедриона.