18.11.2013       2

Адмирал А.В. Колчак принимает титул Верховного правителя России и назначается верховным главнокомандующим всех Белых армий

Александр Турик 

18.11.1918. - Адмирал А.В. Колчак принимает титул Верховного правителя России и назначается Верховным главнокомандующим всех Белых армий

Адмирал А.В. КолчакПровозглашение 18 ноября 1918 г. адмирала Александра Васильевича Колчака Верховным правителем России было событием важным, естественным, ожидаемым и подготовленным всем ходом Белой борьбы против богоборческой социалистической революции, ввергшей страну в хаос и распад.

К этому времени антибольшевицкая верховная власть находилась в руках так называемой Директории (Временного всероссийского правительства), созданной 23 сентября 1918 г. в Уфе на съезде представителей местных правительств территорий, освобожденных от большевиков. В Директории доминировали масоны Н.Д. Авксентьев (председатель, эсер), Н.И. Астров (кадет), Н.В .Чайковский (народный социалист), В.М. Зензинов (эсер)и др. Исполнительным органом Директории стало уже существовавшее Временное Сибирское правительство, возглавляемое беспартийным сибиряком, также членом Директории П.В. Вологодским.

В военных, казачьих, правых и монархических политических кругах зрело недовольство Директорией, которая была фактическим продолжением керенщины. Обсуждалась мысль о необходимости установления единоличной военной диктатуры. Кандидатами в диктаторы назывались генерал М.В. Алексеев (также член Директории) и А.В. Колчак.

Непосредственного участия в организации переворота Колчак не принимал, но разделял мнение о необходимости восстановления в России единоличной власти для борьбы с большевиками и с революционной демократией. Появившись в начале октября в Омске, который стал к тому времени столицей России (свободной от большевичкой оккупации), Колчак намеревался пробираться дальше на юг России в распоряжение генерала Алексеева. Однако после беседы с Главнокомандующим вооруженными силами Временного всероссийского правительства генералом В.Г. Болдыревым Колчак дает согласие стать военным и морским министром и 4 ноября 1918 г. утверждается Директорией в этой должности.

Сразу же после этого назначения Колчак становится знаменем, вокруг которого сплачиваются патриотически настроенные генералитет и офицерство. 17 ноября Колчак возвращается в Омск из инспекционной поездки на фронт. К этому времени основная часть генералов и офицеров Ставки и штаба вошла в заговор с целью свержения Директории и передачи верховной власти Колчаку. Руководящей политической пружиной переворота стал лидер кадетов В.Н. Пепеляев. Исполнителями стали начальник гарнизона Омска полковник В.И. Волков, казаки войсковые старшины И.Н. Красильников, А.В. Катанаев. Ими были арестованы члены Директории Н.Д. Авксентьев, В.М. Зензинов, А.А. Аргунов, а также товарищ министра внутренних дел Е.М. Роговский. Все они были эсерами и поддерживали связь с ЦК своей партией, руководителями Комуча (съезда бывших депутатов Учредительного Собрания), заседавшего тогда в Екатеринбурге.

После некоторого замешательства был собран Совет министров и на нем было принято решение признать Директорию несуществующей. Совет министров взял власть в свои руки и решил избрать военного диктатора, которому и передать верховную власть. Голосованием таким лицом был избран Колчак. Ему было объявлено об избрании его Верховным правителем России, с правами Верховного главнокомандующего всеми сухопутными и морскими вооруженными силами. В этот же день Совет министров принял решение о производстве вице-адмирала Колчака в адмиралы флота Российского.

В тот же день А.В.Колчак распорядился освободить арестованных эсеров и, снабдив их достаточной суммой денег, выслать из России. Одновременно Колчаком ради соблюдения законности были привлечены к суду офицеры, осуществившие этот переворот. На суде они объяснили свои действия тем, что Директория фактически руководилась ЦК эсеров во главе с Черновым, бывшим председателем Учредительного Собрания и съезда депутатов Учредительного Собрания (Комуч), которые замышляли поставить под свой контроль белые вооруженные силы. В качестве наказания эти офицеры были высланы в Восточную Сибирь. Однако через несколько дней все они были произведены в следующие чины, что было фактическим поощрением за осуществление переворота. Руководство партии эсеров и Комуч выступили против Колчака, которому пришлось отдать приказ об аресте этих лиц. Был арестован и сам Чернов, но в дальнейшем ему удалось бежать.

Белая Россия с одобрением встретила это известие и признала адмирала Колчака Верховным правителем и Верховным главнокомандующим. Во время приведения Колчака к присяге на верность русскому государству архиепископ Омский и Тарский Сильвестр, в дальнейшем председатель Временного Высшего Церковного Управления, ныне причисленный к лику святых как священномученик, произнес проповедь о благотворности и богоустановленности единоличной верховной власти. Он благословил А.В. Колчака на борьбу с красными богоборцами и призвал всех русских патриотов «сплотиться вокруг своего Верховного вождя». Вот текст присяги, которую принял адмирал Колчак как Верховный правитель России:

«Обещаюсь и клянусь перед Всемогущим Богом, Святым Его Евангелием и Животворящим Крестом быть верным и неизменно преданным Российскому государству как своему Отечеству.

Обещаюсь и клянусь служить ему по долгу Верховного Правителя, не щадя жизни моей, не увлекаясь ни родством, ни дружбой, ни враждой, ни корыстью и памятуя единственно о возрождении и преуспеянии государства Российского.
Обещаюсь и клянусь воспринятую мною от Совета министров Верховную власть осуществлять согласно с законами Государства до установления образа правления, свободно выраженной волей народа.

В заключение данной мной клятвы осеняю себя крестным знамением и целую слова и Крест Спасителя моего. Аминь».

Адмиралу Колчаку прислал благословение на антибольшевицкую борьбу и сам Патриарх Тихон. Титул Верховного правителя является одним из традиционных наименований русских самодержцев. Это событие стало серьезным шагом на пути возвращения России в лице Белого движения к традиционному монархическому государственному устройству России, соответствующему русскому православному самосознанию и задаче сохранения единства и величия России перед лицом революционных потрясений и внешних угроз, что в дальнейшем выразилось в соответствующих решениях Рейхенгальского съезда белой эмиграции, I Всезарубежного Собора РПЦЗ в 1921 г. и Приамурского Земского Собора в 1922 г.

А.С. Турик

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25111809

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 2 комментария
  1. blank Олег, Кубанская область:

    Адмирал, видимо запамятовал, что русский народ еще в 1613 году высказал свою волю по установлению образа правления как за себя, так и за потомков.

  2. blank Александр Турик:

    Адмирал ничего не запамятовал. Собственно и начало Белого движения на Юге считало себя повторением похода на Москву ополчения Ляпунова, Пожарского и Минина. Что логично закончилось Приамурским Земским Собором во Владивостоке, провозгласившим монархию единственным исторически оправданным для России образом правления.

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.