3.05.1074 (16.05). ‒ Прп. Феодосия Печерского
Прп. Феодосий Печерский
Прп. Феодосий Печерский (†3.5.1074), ученик прп. Антония Печерского, был игуменом созданного ими Киево-Печерского монастыря, где впервые на Руси ввел устав общежитийного жития по образцу заведенного прп. Феодором Студитом в Царьградском монастыре.
Братия разделена была на четыре степени: одни еще не были пострижены и ходили в мірской одежде; другие, хотя еще не были пострижены, но ходили уже в монашеской одежде; третьи были уже пострижены и носили мантию; наконец, четвертые были облечены в великую схиму. Все в обители совершалось не иначе, как с благословения игумена, и освящалось молитвой. В кельях не позволялось братии держать никакой собственности: ни пищи, ни излишней одежды. Этот устав основанной преподобным Антонием и устроенной преподобным Феодосием Киево-Печерской обители стал образцом для всех других обителей на Руси.
Из творений прп. Феодосия мало дошло до нас. Сохранились пять поучений к печерским инокам в полном виде (первое и второе – о терпении и любви, третье – о терпении и милостыне, четвертое – о смирении, пятое – о хождении к церкви и о молитве), одно к келарию, четыре отрывка поучений к инокам и мірянам, два поучения к народу "о казнях Божьих" и "тропарных чашах", два послания к Великому Князю Изяславу ("о вере крестьянской и латыньской" и "заклании животных в воскресенье (неделю) и о посте в среду и пятницу") и две молитвы (одна – "за вся христианы", другая – написанная по просьбе варяжского князя Шимона, так называемая разрешительная молитва).
Особенно замечательно написанное Великому Князю Изяславу Ярославовичу "Завещание", когда того пытались совратить в католичество искусные проповедники папы. Вот выдержки из него:
«Господи благослови! У меня есть слово к тебе, боголюбивый княже!.. Берегись, чадо, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в православной вере. Ибо нет веры лучшей, чем наша чистая, Святая Православная... А живущие в иной вере не увидят жизни вечной. Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Кто хвалит чужую веру, тот все равно что свою хулит. Если же кто будет хвалить свою и чужую, то он двоеверец, близок к ереси.
Итак, чадо, берегись их и всегда стой за свою веру. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами. Твори милостыню не своим только по вере, но и чужеверным. Если увидишь нагого или голодного, или в беду попавшего, – будет ли то жид, или турок, или латинянин, – ко всякому будь милосерд, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога, ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в православной вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке – спасет нас Господь наш Иисус Христос.
Чадо! Если тебе нужно будет даже умереть за святую свою веру, со дерзновением иди на смерть...
Если увидишь, чадо, иноверцев, спорящих с православным и хотящих лестью оторвать его от Православной церкви, – помоги православному...
Если кто тебе скажет: Ваша и наша вера от Бога, – то ты, чадо, ответь так: Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным! Не слышишь, что говорит Писание: Един Бог, едина вера, едино крещение...»
А еще сильно нападал Феодосий на пьянство: «Бесноватый страдает поневоле и может удостоиться жизни вечной, а пьяный страдает по собственной воле и будет предан на вечную муку; к бесноватому прийдет священник, сотворит над ним молитву и прогонит беса; а над пьяным, хотя бы сошлись священники всей земли и творили молитву, то все же не прогнали бы из него беса самовольного пьянства...»
Таков был преподобный Феодосий, один из основателей русского монашества.
Чудотворная икона Успения Божией Матери Киево-Печерская
Киево-Печерская икона Успения Божией Матери – одна из древнейших св. икон, чтимых в России. Икона сия, как залог благодатного и всегдашнего предстательства Божией Матери о Православной Церкви Российской, дана была от Нее Самой четырем византийским зодчим, которых Она избрала в строители Киево-Печерской церкви. Богоматерь явилась им во Влахернской церкви Царьграда, дала им Свою икону – "да наместная будет" в новом храме, – и золото на строение. Зодчие привезли св. икону из Царьграда в Киев и вручили прпп. Антонию и Феодосию Печерским, основателям Лавры.
Икона написана была древним греческим письмом на кипарисной доске в 9 вершков ширины и 6 высоты. Божия Матерь изображена на иконе почивающей на одре, перед которым стоит Евангелие. Евангелие покрывало отверстие вглубь доски, где находились частицы мощей семи святых мучеников, положенные храмоздателями в основание церкви. У главы Божией Матери стоят шесть апостолов, из них св. ап. Петр изображен с кадилом; у ног Ее – пять апостолов, а св. ап. Павел изображен припадающим с левой стороны к ногам Богоматери. Посредине, с левой стороны, изображен Спаситель, держащий в пеленах душу Богородицы, а вверху, около головы Его, изображены два ангела с белыми убрусами.
Преподобные Антоний и Феодосий Печерские поместили икону над Царскими вратами построенного храма в золотом круглом киоте, щедро украшенном бриллиантами. Весь этот круг с чудотворной иконой спускался ежедневно, по окончании утрени и литургии, на прочных шелковых шнурах для благоговейного прикладывания к образу богомольцев.
Икона прославилась многими чудесами. В 1676 г., когда турки осаждали Чигирин и Киеву грозила опасность, икону почти целый день 27 августа обносили вокруг города. Богородица благословила русские войска, шедшие на Полтавскую битву (1709). В 1812 г. икону вновь обносили вокруг Киева.
Видимо, икона погибла при взрыве Успенского собора в 1941 г., заминированного энкаведистами при оставлении Киева. Один из списков древней иконы сейчас находится в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской Лавры над царскими вратами и также является чудотворным. Икона имеет такой же круглый киот и оформлена подобно оригинальной иконе “Успения Божией Матери” Киево-Печерской. Опускается после каждой литургии для поклонения по прежнему обычаю монастыря. Мощи четверых зодчих и, прибывших десять лет спустя восьми иконописцев, почивают в Ближних пещерах.
Память иконы совершается 3/16 мая и 15/28 августа.
брешете КГБісти в рясах.Як могли "зодчие "віддати ікону печерським Антонію і Феодосію,якщо вони померли за десять років до вручення?
Действительно, не иначе как какие-то КГБісти в рясах сбрехнули с годом. Их медом не корми - дай только побрехать. Исправлено, спасибо. Мы всегда благодарны за указание на погрешности.