4.09.1855 (17.09). - Умер государственный деятель граф Сергей Семенович Уваров, выдвинувший триаду "Православие, Самодержавие, Народность"
"Православие, Самодержавие, Народность"
Сергей Семенович Уваров (25.8.1786–4.9.1855) – видный ученый и общественный деятель в царствование Императора Николая I, автор знаменитой триады "Православие–Самодержавие–Народность".
Родился в Москве в дворянской семье, получил прекрасное домашнее образование, стал знатоком древних и новых языков, европейской культуры. Службу начал в 1801 г. в коллегии иностранных дел, в 1806 г. был отправлен в русское посольство в Вену, в 1809 г. назначен секретарем посольства в Париже. Живя за границей, познакомился со многими представителями европейской литературы и науки, общался с Гете и Гумбольдтом, сам писал ученые труды по филологии и античности на французском и немецком языках.
В 1810 г. оставил дипломатическую службу, в 1811 г. был назначен попечителем Петербургского учебного округа. Он был инициатором создания литературного общества "Арзамас" (1815), в которое входили В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, А.И. Тургенев и др., в ту пору он еще придерживался либеральных воззрений.
Еще в 1811 г. Уваров стал почетным членом Петербургской Академии Наук. Назначенный в 1818 г. президентом Академии, Уваров выступил с либеральной речью, за которую, по ядовитому замечанию литератора Н.И. Греча, впоследствии он «сам себя посадил бы в крепость». Неудивительно, что при А.А. Аракчееве в 1822 г. он был уволен от должности попечителя Петербургского учебного округа. После этого Уваров стал директором департамента мануфактур и внутренней торговли, а также заемного и коммерческого банков. То есть согласился заняться деятельностью, в которой ничего не понимал, но вместо обиды проявил рвение и преданность. Либерал в прошлом, Уваров в эти годы помудрел и превратился в убежденного охранителя монархического строя. В 1826 г. он был назначен сенатором и членом Государственного Совета. Восхищенный пушкинской одой "Клеветникам России", Уваров перевел ее на французский язык, за что Пушкин благодарил его.
Наиболее важная государственная деятельность Уварова начинается с его назначения в 1832 г. помощником министра народного просвещения, а в 1833 г. – министром. Его шестнадцатилетнее управление (1833–1849) министерством занимает видное место в истории народного просвещения в России: при нем был основан университет в Киеве и ряд учебных заведений, положено начало реальному образованию, видоизменены уставы гимназий и университетов.
Главная же заслуга Уварова состоит в том, что он стремился преодолеть в программах образования западничество и сделать образовательную систему национальной. В 1832 г. он подал Императору записку с обоснованием образования юношества «с теплою верою в истинно русские хранительные начала Православия, Самодержавия и Народности, составляющие последний якорь нашего спасения». Извещая попечителей учебных округов о своем вступлении в должность министра, Уваров писал: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности». Он считал необходимым ввести в преподавание «дух русский под тройственным влиянием Православия, Самодержавия и Народности, возбуждая в умах уважение к Отечественной истории, к Отечественному языку, к Отечественным учреждениям».
«Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них веру – то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении». При этом православное самодержавие «представляет главное условие политического существования России... Русский колосс упирается на самодержавии, как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав Государственный. Эту истину чувствует неисчислимое большинство между Русскими; они чувствуют оную в полной мере, хотя и поставлены между собой на разных степенях и различествуют в просвещении, и в образе мыслей, и в отношениях к Правительству. Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном воспитании».
В 1846 г. Уваров был возведен в графское достоинство. Взгляды и государственная патриотическая деятельность Уварова, близкие к славянофильским, стала причиной злословий в его адрес со стороны разного рода либеральных деятелей, что, разумеется, продолжилось и в советскую эпоху в связи с его знаменитой триадой.
Между тем, выдвинутая им триада "Православие–Самодержавие–Народность", которая позже легла в основу идеологии таких черносотенных организаций, как Союз Русского Народа, имеет глубокий непреходящий смысл и в наши дни. При восстановлении Союза Русского Народа в 2005 г. и последующих дискуссиях о его идеологии значение этой триады было осмыслено применительно к настоящему времени.
РУССКАЯ ТРИАДА
Там – славянофобство, тут – славяномерзость…
Истина, ессно, в споре. Сих «святых»..
Граф Сергей Семеныч, позабыта трезвость
Как души, так тела, и мозгов пустых.
Кто сейчас вспомянет Русскую Триаду?
Разве что историк, да энтэллегент…
Не нужны наяды, ангелов мирьяды…
И не видно света. Мент братку не кент…
Помним мы. Скорбим. А что нам остаётся?
Не умеем жить мы, чтоб не думать. И?
Славься, жыд с дебилом! Всё пучком срастётся!
А оне всё пишуть… Пишуть всё статьи…
Хоть на лавры АСа и претензий нету
Ну, у нас. А прочих стоит брать в расчёт?
Нынче все – поэты. Все стремятся к свету.
Дай-то Бог теляте…. (с). Наш – оплачен счёт.
Выверен. И мы, кильватерной колонной,
Следом за иными, сгинем. Поделом.
Расцветёт Россия. Ивой полусонной…
Вырубить нетрудно. Правда, топором.
Непонятна суть Вашего высказывания.
Я серьезно изучал всё, что связано с С.С. Уваровым и должен сказать, что следует разделять идеи, которые Уваров считал важными ДЛЯ русского народа (это и замечательная формула - триада, и его ЛИЧНЫЕ воззрения. Да, для России он считал важным Православные основания, но сам он как был, так и остался, мягко скажем,далеко не православным человеком. Почитайте в "Москвитянине" отчеты о его собеседованиях с профессурой в его "Музеуме" в Поречье об античных началах, о значении восточной философии, посмотрите его масонскую библиотеку - до сих пор это самое богатое собрание такого рода изданий.
Читая о людях прошлого становится всё грустнее и обиднее за прерванное в 17-м году развитие нашего общества, нашей страны...