8.11.1905 (21.11). - Создан Главный Совет Союза Русского Народа
Зарождение Союза Русского Народа

Осенью 1905 г., когда революционными безпорядками были охвачены все крупные города Российской Империи, а убийства верных слуг Царя стали происходить едва ли не каждый день, по всей стране начали создаваться многочисленные черносотенные организации, призывавшие Русский народ становиться под знамена, на которых были начертаны священные для любого русского православного патриота слова: "Православие, Самодержавие, Народность". Среди них можно назвать возникшее в Санкт-Петербурге Общество активной борьбы с революцией и анархией, уже функционировавшие в столице Русское Собрание, Общество русских патриотов в Москве, Русское братство в Киеве, Патриотическое общество в Тифлисе, Царско-народное русское общество в Казани, Народную монархическую партию в Саратове, Союз "Белое знамя" в Нижнем Новгороде, Народную партию порядка в Курске, Самодержавно-монархическую партию в Иваново-Вознесенске и десятки других монархических организаций, звавших народ на борьбу с революцией.
Русский народ очнулся и по всей стране стал подниматься на борьбу с революционной крамолой, создавая для этих целей многочисленные национальные союзы, общества, организации. Но по-настоящему массовым, всероссийским движением стал Союз Русского Народа, сплотивший под свои знамена многие тысячи русских патриотов. Весьма символично, что Союз впервые заявил о себе 22 октября (4 ноября н.ст.) 1905 года, в день Праздника Казанской иконы Божией Матери, в день одоления смуты XVII века. В этот день состоялось первое организационное собрание будущего Союза, состоявшееся в Санкт-Петербурге.
Однако этому событию предшествовало малозаметное, но куда более важное в духовном плане событие. Вот что рассказывал о возникновении Союза игумен Воскресенского миссионерского монастыря под Петербургом о. Арсений, стоявший у истоков нарождавшейся организации: "В первых числах октября 1905 года прибыл я в Петербург из своей обители - Воскресенского миссионерского монастыря, встретил страх и ужас в народе от истребления православных. Толпа русского народа, узнав о моем прибытии, явилась ко мне за словом утешения. Моя квартира каждый день была переполнена плачущими. 12 октября Господь вложил мне благую мысль оказать противодействие революции открытием "Союза Русского Народа". Эта мысль тотчас же была объявлена мною собранию русских людей... Все одобрили мое предложение, и по чину святых Апостолов положили две записки пред иконою Тихвинской Божией Матери. С горькими слезами просили мы у Царицы Небесной благословения на открытие союза. Молитва наша была услышана. Взятый мною билетик оказался с благословением. После этого мы принесли благодарственное моление и приступили к открытию союза. Все мои почитатели с любовию спешили присоединиться к нам и между прочим - Александр Иванович Дубровин, которого единогласно мы избрали в председатели. Благодаря неутомимой энергии г. Дубровина, наш союз стал быстро разрастаться и привлек миллионы истинно-русских людей со всей России".
Как видим, организацию Союза Русского Народа благословила сама Царица Небесная! Вот в чем причины успехов Союза. Вот истинно-русский путь создания общественной организации!
8 (21) ноября 1905 г. в день праздника Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных был создан Главный Совет Союза Русского Народа. Председателем Союза был избран детский врач, доктор медицины Александр Иванович Дубровин. Его заместителями стали сын известного русского поэта А.Н.Майкова, художник, автор проекта нагрудного знака Союза Аполлон Аполлонович Майков, инженер Александр Иосифович Тришатный, казначеем - петербургский купец Иван Иванович Баранов, секретарем Совета - юрист, присяжный поверенный Сергей Иосифович Тришатный. Помимо них в первый состав Главного Совета вошли такие известные деятели черносотенного движения как неизменный защитник черносотенцев в судах, присяжный поверенный и публицист Павел Федорович Булацель, известный публицист, специалист по финансам и еврейскому вопросу Георгий Васильевич Бутми, председатель Совета петербургского Гостиного Двора купец Павел Петрович Сурин и другие.
Председатель Союза Русского Народа А.И. Дубровин так описывал первые шаги Союза: "Союз зародился в моей квартире. Мысль о нем зрела у меня с 9 января 1905 г. Как выяснилось, почти одновременно со мной тою же мыслью был охвачен и Аполлон Аполлонович Майков. Другие присоединились уже к нам. Первые шаги по образованию Союза были сделаны из моей квартиры, где и собирались вначале. Учредители в моем доме сделали и свои первые взносы, кто сколько мог...". Причем, как отмечал Дубровин, "работали все и несли свой труд идейно, без ожидания какого-либо вознаграждения, благодаря чему Союз разрастался незаметно, но быстро; волна оскорбленного чувства за поруганную Родину быстро разливалась по всему пространству униженной России, охватывала умы и сердца во всех слоях населения и привлекала к Союзу массу новых единомышленников".
21 ноября (4 декабря) 1905 г. в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Союз Русского Народа организовал в столице Российской Империи первый массовый митинг, который состоялся в Михайловском манеже. "Помню первый митинг Союза Русского Народа. Он состоялся в Михайловском манеже, - вспоминал один из лидеров черносотенцев Павел Александрович Крушеван. - На митинге собралось тысяч двадцать народу. Говорили члены Русского Собрания князь М.Н. Волконский, приват-доцент Б.В. Никольский, сотрудник "Нового времени" Н.А. Энгельгардт, доктор А.И. Дубровин, присяжный поверенный П.Ф. Булацель, В.М. Пуришкевич, два епископа... Митинг прошел при необычном воодушевлении, не поддающемся описанию. Это были величественные и потрясающие минуты народного объединения, которых никогда не забудут те, кому довелось пережить их. Все грани, все сословия и социальные перегородки исчезли; русский князь, носящий историческую старинную фамилию, стоял бок о бок с простолюдином и, беседуя с ним, волновался общими чувствами; тут же в толпе был и известный государственный деятель, были генералы, офицеры, дамы... Все перепуталось, все смешалось в какую-то кашу... Но над этой пестрой массой, сливая ее в одно существо, властно царила одна общая душа, душа народа, создавшего одно из величайших государств в мiре, - и теперь угнетенная опасеньем, что и храм, созданный трудом десятков поколений, и народные жертвы, и подвиги предков - все это рухнет - безсмысленно под натиском врагов, которые уже рубят устои, поддерживающие священный храм".
28 ноября вышел в свет первый номер печатного органа Союза Русского Народа - газеты "Русское знамя". Газета с весьма символичным названием вскоре стала флагманом патриотической журналистики, боевым органом русского сопротивления смуте.
23 декабря 1905 г. в канун Рождественского сочельника депутацию набиравшего силу Союза Русского Народа принял Государь Император Николай II. В состав весьма представительной депутации Союза, возглавляемой его руководителем А.И. Дубровиным, входило 24 чел., включая игумена Арсения, А.А. Майкова, А.И. Тришатного, И.И. Баранова, П.Ф. Булацеля и других. Во время Высочайшего приема о. Арсений преподнес Царю икону Архистратига Михаила, под сенью которого родился Союз, и сказал краткое приветственное слово. Дубровин зачитал адрес, в котором доложил Государю о быстром росте численности Союза, в чем он видел свидетельство того, что "почуяло сердце народное, что Союз Русского Народа сплотился для важного, неотложного дела". От имени Союза председатель заверил Монарха: "Мы, Государь, постоим за Тебя нелицемерно, не щадя ни добра, ни голов своих, как отцы и деды наши за Царей своих стояли, отныне и до века". В заключение Дубровин поднес Императору знаки члена Союза Русского Народа для Него и Наследника Цесаревича, прося принять их, дабы этой милостью осчастливить Союз. Государь, внимательно рассмотрев их, принял, поблагодарив Дубровина. Это было справедливо расценено союзниками как свидетельство того, что Царь и Цесаревич также стали членами единого Союза Русского Народа. А Аполлон Майков, зачитавший адрес от группы верноподданных жителей столицы, произнес краткую речь, которую пылко завершил: "Государь, мы все умрем за Тебя". Царь, милостиво принявший депутацию союзников, пожелал Союзу Русского Народа расти и процветать, выразив надежду, что с помощью Божией и Русского Народа Ему удастся совершить многое на благо России. Поблагодарив всех, Царь напутствовал монархистов: "Уповайте на Бога и надейтесь на Меня". Радостная весть о высочайшем приеме депутации Союза, о милостивом обращении Государя к союзникам и о принятии Им знаков члена организации способствовала дальнейшему росту рядов Союза, активизации его деятельности.
Еще одним знаменательным событием в жизни Союза Русского Народа стало торжественное освящение хоругви и знамени Союза, которое состоялось 26 ноября 1906 г. в день памяти Святого Великомученика и Победоносца Георгия (освящение церкви Вмч. Георгия в Киеве) в Михайловском манеже в присутствии около 30 тысяч союзников. К общей радости собравшихся на это торжественное мероприятие прибыл о. Иоанн Кронштадтский, который, взойдя на возвышение, поклонился на все четыре стороны народу, ответствовавшему, в свою очередь, низким поклоном почитаемому батюшке. Кронштадтский пастырь сказал слово монархистам, суть которого сводилась к тому, что "как тело без души мертво, так и Россия без всепросвещающей Православной Веры и жизнетворной Самодержавной Власти мертва". Затем прибыл епископ Сергий (Страгородский), и началось богослужение, завершившееся пением многолетия Государю и всему Царствующему Дому, а также основателям и руководителям Союза Русского Народа и вечной памяти всем павшим за Веру, Царя и Отечество. Окропив хоругвь и знамя Союза святой водой, о. Иоанн Кронштадтский с благоговением поцеловав знамя, вручил его преклонившему колена А.И. Дубровину, после чего черносотенцы, присутствовавшие на освящении хоругви и знамени, поклялись в верности Православию, Самодержавию и Русской Народности.
В.М. Клыков
(из брошюры "Союз Русского Народа в борьбе за Россию")

Группа руководителей и членов "Союза русского народа" со знаменами и хоругвями у Казанского собора в С.-Петербурге, 1913 г.
Восстановление Союза Русского Народа
21 ноября 2005 г., в день празднования Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных, в Москве в ДК им. С. Горбунова состоялся Учредительный съезд Союза Русского Народа. Этот зал был снят вынужденно, ибо утром того же дня без объяснения причин оргкомитету Съезда в последний момент было отказано в оплаченном заранее зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. Прибывших туда делегатов и гостей на автобусах перевезли в ДК, и съезд, хоть и с небольшим опозданием, начал свою работу. С точки зрения многих делегатов, это было и к лучшему, ибо официальный помпезный саркофаг ХХС, обильно уснащенный иудейской символикой, не вполне соответствовал духу и целям съезда.
После молебна и исполнения русского народного гимна "Боже, Царя храни!", работу Съезда открыл председатель его оргкомитета Вячеслав Михайлович Клыков. Он объявил главную задачу собрания – возобновление деятельности массовой патриотической организации русского народа, возникшей ровно сто лет назад.
В работе Съезда приняли участие почти 800 делегатов более чем из 70 городов исторической России, включая Малороссию, Белоруссию, Южную Сибирь (Казахстан) и Абхазию. Вместе с гостями, включая депутатов Госдумы С.Н. Бабурина, С.Ю. Глазьева, Н.В. Курьяновича, на съезде присутствовало более 1000 человек.
Съезд утвердил проект Устава Союза (с целью возможной регистрации Союза, тогда как в основу внутренней деятельности СРН был положен его дореволюционный Устав 1905 г.). Были избраны члены руководящего органа СРН – Главного Совета из более 60 известных деятелей.
В Правление СРН по предложению председателя вошли: Ю.В. Донченко, А.Г. Дувалов, В.М. Ерчак, Л.Г. Ивашов, В.Ф. Калентьев, В.М. Клыков (председатель), А.И. Кудинов, М.Н. Кузнецов, Д.Н. Меркулов, Т.Л. Миронова, М.В. Назаров, И.Г. Стариков, А.Д. Степанов, С.Н. Терехов, В.В. Чубаров.
Разумеется, противники не дремали: в руководстве СРН оказались агенты КГБ-ФСБ, устроившие провокацию вскоре после странной смерти В.М. Клыкова (2.6.2006). В итоге провокаторы разоблачили себя, а на III съезде СРН в мае 2007 г. произошло целительное размежевание и очищение Союза под новым руководством А.С. Турика и М.В. Назарова. Описание этих событий см. в книге "Союз Русского Народа в сопротивлении Новому міровому порядку".
Вадим Воробьёв.Председатель Самарского губернского отдела СРН
Дорогие во Христе братья и сёстры, соратники! От лица всех членов Самарского отдела СРН поздравляю вас с праздником, Днём Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил безплотных, 106-й годовщиной создания Союза Русского Народа. Дорогого Михаила Викторовича поздравляю с Днём Ангела!Всем желаю милости и помощи Божией, здравия духовного и телесного в деле восстановления православного, самодержавного царства в России!
Как присоединиться?
Андрею: http://srn.rusidea.org/?a=20004
Мало кто знает, что знаменитый миссионер и проповедник игумен Арсений был основателем не только всем известного "Союза Русского Народа", но под конец своей земной жизни он основал также и "Союз Архангела Михаила исповедников Имени Божия", за что был обезчещен имяборцами и лишен даже подобающего православному священнослужителю погребения.
В апреле 1913 года «на пятой неделе Великого поста на Афон прибыл знаменитый синодальный миссионер схиигумен о. Арсений [Алексеев. 1841—20.08.1913], старец под девяносто лет. Он был уполномочен Синодом уяснить нам, — вспоминает один из очевидцев событий иеромонах Паисий, — вопрос об Имени Божием и водворить мир между спорящими сторонами в обителях Св. Горы Афонской» (Паисий, иеромонах. История Афонской смуты. Глава 34).
Ознакомившись с сутью догматических споров, о. Арсений, принявший в свое время пострижение в Пантелеимоновом монастыре и пользовавшийся значительным авторитетом в среде афонских иноков, занял активную про-имяславскую позицию. 11 апреля им был учрежден "Союз Архангела Михаила исповедников Имени Божия", предназначавшийся "для противодействия распространяющемуся имяборчеству и для предохранения […] от общения с имяборцами" (Забытые страницы русского имяславия. С. 49 (Документ НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. д. 19).
28—30 апреля по указанию игумена Арсения из Андреевского скита было изгнано около 25 монахов, еще несколько десятков человек покинули скит самостоятельно (Климент, монах. Имебожнический бунт).
Значение присутствия на Афоне архим. Арсения о. Антоний (Булатович) оценил следующим образом: «Этот великий старец прибыл в марте 1913 г. на Афон с письмом от обер-прокурора Саблера и намерением обратить на путь истины заблудившихся якобы иноков имяславцев; таковыми представлял он их себе, благодаря тем толкам, которые распространяли имяборцы: будто имяславцы "выдумали себе нового бога": "Иисус", — и этому богу кланяются и бунтуют против своего начальства. Немедленно по своем прибытии на Афон архим. Арсений стал собирать иноков на общие беседы и говорить проповеди, убеждая иноков покориться их игуменам, исполнить долг послушания и отстать от заблуждений. Но из возражений иноков он вскоре убедился в том, что сущность дела совсем не таковою он ее себе представлял; что возникший спор имеет громадное значение для православия, что правда на стороне имяславцев и убедившись во всем этом, — он не только решительно переменил фронт, но… в порыве ревности своей предал даже… анафеме имяборцев и пребыл столь тверд в исповедании Божества и Божественной силы Имени Господня, что предпочел умереть без напутствия Св. Тайнами, нежели согласиться с требованием архиеп. Никона отречься от Божественности Имени Господня. Перед самою своею смертью он вторично отверг предложение игумена Андреевского скита архим. Иеронима, пришедшего к нему со Св. Чашею, и хотя знаком руки согласиться с Синодальным посланием от 18 мая 1913 г. и причаститься. 20 августа 1913 г. бывший синодальный миссионер о. Арсений отошел ко Господу и был лишен имяборцами погребения, но зарыт как еретик за оградой Андреевского скита в чаще лесной» (И паки клевещет на ны ритор Тертилл. Колокол № 3086, 3 сентября; № 3089, 6 сент. 1916 г.).
Анти-имяславская партия почитала кончину отца Арсения ярким доказательством гнева Божия на сторонников «имябожнической ереси», противящихся церковной власти, так как паралич разбил его внезапно, перед проповедью, на которой он хотел сказать нечто «великое». Однако преклонные годы подвижника-миссионера делают кончину его не столь удивительной, сколь удивительна твердость исповедания в его немощном состоянии перед смертью.
Обычно на православных сайтах эта история обходится стороной, но Википедия упоминает следующее:
"На Афоне в то время разгоралась борьба с имяславием. Отец Арсений, приехав на Афон 2 апреля 1913 года, начал обличать имяславие, но по прошествии некоторого времени проникся к имяславцам симпатией, и стал сам проповедовать их идеи, организовав «Союз исповедников Имени Господня во имя Святого Архистратига Михаила». Приехавший на Афон для борьбы с имяславием архиепископ Никон (Рождественский) нашёл игумена Арсения уже в крайне тяжёлом состоянии, разбитым параличом в Андреевском скиту. 20 августа 1913 года игумен Арсений скончался и был похоронен в лесу без отпевания как еретик".
Можно было бы удивиться такому осуждению отца Арсения без суда и следствия со стороны имяборцев, но многое проясняется, если прочитать изданную святым новомучеником Михаилом Новоселовым в 1913 году брошюру под названием "Папизм в православной церкви", которая начиналась следующими словами:
«В мае сего года (1913г. – ред.) было опубликовано Послание Св. Синода, посвященное рассмотрению учения об Имени Божием. Послание это должно подлежать серьезному обсуждению по существу со стороны православных людей, сознанию которых близки вопросы веры. Таковые исследования уже начинают появляться в печати. Не касаясь вышеназванного учения, хотим ответить на один, совершенно сторонний этому учению вопрос, с которым обращаются к нам с разных сторон: признаем ли мы безусловный авторитет за синодальным Посланием как таковым, признаем ли в нем "голос Церкви", которая есть "столп и утверждение истины", – как того требует Свят. Синод? Отвечаем решительно: нет, нет и нет. Мы с изумлением прочитали и с негодованием отвергаем заключительную мысль синодального Послания, выраженную так: "теперь, когда высказались и Константинопольская и Российская церковная власть, их (о. схим. Илариона, иеросхим. Антония и их единомышленников) дальнейшее настаивание "имяславцев" на своем будет уже противоборством истине". Это незаконное посягательство на неотъемлемые права церковного тела, хранителя веры – народа православного. Против этого посягательства, против этой монополизации истины, против этой папистической тенденции нашего высшего церковного управления мы, члены Церкви Христовой, должны протестовать всеми силами души и всеми зависящими от нас средствами».
Георгий, учтите свидетельство другого афонского очевидца:
Монах Климент. Имябожнический бунт, или Плоды учения книги «На горах Кавказа»
https://rusidea.org/250977429