Продолжение готовящейся книги: "О ПРОБЛЕМАХ, ЗАБЛУЖДЕНИЯХ И ЕРЕСЯХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ" (вступление и планируемое рабочее содержание здесь).
III. НЕОНАЦИСТЫ, НЕОФАШИСТЫ, РАСИЗМ
(предыдущий материал этого раздела: Ложь о войне порождает "ревизионистов", "реваншистов", "отрицателей" и "неонацистов")
От "православного гитлеризма" перейдем к "русскому фашизму", хотя он не представляет собой значительного явления в РФ, а раздут властями и либеральными СМИ для утверждения "многонациональной" государственной политики подавления русского народа как государствообразующего с его превращением в покорных денационализированных "россиян" (наподобие "советского народа"). Фактически под жупел "фашизма" сейчас в РФ подверстывают русский национализм. Тем не менее в понятии фашизма следует разобраться из-за массовости его использования.
Возникшее в Италии слово "фашизм" с 1930-х гг. и особенно в годы ВОВ было прочно приклеено к гитлеровскому режиму. К нашему времени оно стало общеупотребительным ругательным ярлыком, применяемым к любым политическим оппонентам. Либералы его используют против правых консервативных деятелей, а совпатриоты ‒ нередко против антикоммунистов, сейчас многие ‒ против укронацистов. И почти никто не знает подлинного значения этого исторического понятия.
Со времени "перестройки" и особенно в 1990-е гг. в РФ либералы-западники стали муссировать жупел "русского фашизма" применительно к русским патриотам-почвенникам. Некоторые основания для этого давала организация "Национально-патриотический фронт Память", глава которой ("Главный Воевода"), Д.Д. Васильев называл себя "фашистом", культивировал зигование ("римское приветствие") и охотно устраивал иностранным корреспондентам групповые фото соратников "Памяти" в черных рубашках на фоне знамени со свастикой. Но были ли они фашистами?
Ссылаясь на сведения главы Службы безопасности президента Ельцина А.В. Коржакова и его сотрудника В. Стрелецкого, старший редактор американского журнала "Форбс" П. Хлебников писал: «"Память" зарождалась при помощи КГБ. Идея заключалась в том, чтобы как-то структурировать чувства русского народа и придать им политический оттенок, напугать тем самым общественное мнение Запада и заставить помочь умеренному Горбачеву как "единственной альтернативе" силам экстремизма» (Хлебников П. Крестный отец Кремля Борис Березовский, или История разграбления России. М., 2001. С. 68). Известны и слова подполковника КГБ В.Ю. Королева: «"Память" в ее нынешнем амплуа создана московским КГБ... Все заметные функционеры "Памяти" завербованы». (Интервью с В.Ю. Королевым. Телепрограмма "Взгляд". 1990. 19 окт. – Цит. по: USSR Today. Soviet Media News and Features Digest RFE/RL. Munich, 1990. 20 Okt. 855.)
Видимо, они шли на сотрудничество с КГБ с надеждами влиять на своих "кураторов" снизу вверх в духе патриотизма и обрести влиятельных покровителей; наверное, этим объяснялись и призывы "Памяти" «сплотить ряды... вокруг ЦК КПСС во главе с Горбачевым» (Обращение историко-литературного объединения "Память" к русскому народу от 21.5.1986). Цели же КГБ, помимо отмеченной внешнеполитической, можно предположить и вполне обычные в таких случаях: возглавить и держать под контролем организационное становление низового русского патриотизма; направить его развитие на менее опасный для власти путь; скомпрометировать его, с одной стороны, карикатурными, с другой – шумными эмоционально-экстремистскими выступлениями некоторых членов, используя их "втемную".
Наиболее нашумело дело К.В. Смирнова-Осташвили, который в январе 1990 года устроил знаменитый "еврейский погром" в Доме литераторов, разбив очки малоизвестному до того писателю-демократу А. Курчаткину (это предусмотрительно засняли на видеопленку). Осташвили был осужден за это на два года лагеря (М. Дейч вел по радио "Свобода" регулярные репортажи с процесса, на котором присутствовало около 100 журналистов), и вскоре в лагере, по официальной версии он "повесился" (скорее всего был устранен как нежелательный исполнитель, сыгравший свою роль).
Подобные скандалы и театрально-"чернорубашечные" акции (одной из них был марш группы в черной форме по Арбату перед изумленными интуристами) муссировались демократическими СМИ (заранее приглашаемыми) – этим исчерпывалась почти вся деятельность "Памяти", что вело к отколам от нее подозревающих неладное активистов, создававших свои организации (так, А.Р. Штильмарк создал православную "Черную сотню", А.П. Баркашов – военизированное "Русское национальное единство"). Для западных же советологов "Память" стала удобным жупелом "русского фашизма", ей приписывали влияние на военных и на часть коммунистических лидеров... Васильев охотно давал интервью западным журналистам, расхваливая как своего покровителя члена Политбюро Лигачева, который противостоял западническому курсу "перестройки". В июне 1987 года даже Европарламент потребовал от СССР запретить такие "фашистские" организации.
6 мая 1987 г. члены "Памяти" устроили несанкционированное шествие к Моссовету, где были приняты Ельциным ‒ тогда первым секретарём МГК КПСС. "Памятники" требовали прекратить строительство Мемориального комплекса на Поклонной горе, "пресечь гнилую либерализацию" и прекратить "использование гласности для пропаганды образцов культуры космополитического Запада". Ельцин пообещал разобраться с высказанными проблемами.
В 1988 г. в связи с предстоявшим юбилеем 1000-летия Крещения Руси в СССР усиленно распространялись слухи о подготавливаемых "Памятью" еврейских погромах. В редакции многих газет и еврейским деятелям было разослано письмо от имени "Памяти" с угрозами расправы над евреями. Главный редактор журнала "Знамя" еврей Г. Бакланов воспроизвел письмо в журнале во всесоюзном масштабе. Вскоре выяснилось, что письмо рассылал еврей Норинский, чтобы дать повод для преследования "Памяти". (Знамя. М., 1988. № 10; Московские новости. 1998. № 43. 23 окт.; Правда. 1988. 19 нояб.; Комсомольская правда. 1988. 24 нояб.; Огонек. 1989. № 9.) А сколько подобных провокаций остались нераскрытыми?.. Даже на государственных телеканалах распространялись страшилки с точно назначаемыми датами погромов (например, народные депутаты Ю. Щекочихин и А. Мурашов в передаче "До и после полуночи" по Центральному телевидению 27.01.1990 объявили о "погроме", запланированном на 5 мая).
Тема "погромов" была особенно раздута в западных СМИ, сделавших "Память" знаменитой как жупел опасного русского национализма-антисемитизма, который угрожает и "перестройке", и всем евреям, которые стали использовать эту "антисемитскую" группу для поощрения репатриации евреев в "Израиль". Соответствующие митинги устраивались евреями на Западе. Еврейская газета в США "Новое русское слово" публиковала большие объявления раввинов о проведении митингов по сбору средств и ополчения для борьбы с возрождающимся "русским фашизмом" (примерно такие митинги евреи устраивали в США для подготовки "русской революции").
"Объявление в газете Новое русское слово". 15 марта 1990 г.
На самом деле представления монархиста Васильева о фашизме были не фашистскими и не нацистскими, а своеобразными. В частности, он утверждал, что Гитлер и Муссолини не были настоящими фашистами, и что Российская империя была примером "истинного фашизма". А каков он, истинный исторический фашизм? В связи с огульным муссированием этого жупела, власти РФ решили это срочно уточнить.
В статье "Определение фашизма" Википедия сообщает:
«23 марта 1995 года вышел указ № 310 президента Б.Н. Ельцина "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации", в котором Российской академии наук предлагалось в 2-недельный срок представить в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации научное разъяснение понятия "фашизм" и связанных с ним понятий и терминов для подготовки предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство.
Считается, что результатом стала записка о сущности и признаках фашизма, подготовленная группой экспертов РАН, опубликованная в газете "Московские новости" (1995, № 39 С. 14) , которая содержит определение:
"Фашизм — это идеология и практика, утверждающая превосходство и исключительность определённой нации или расы и направленная на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов; отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем"».
Однако в той же статье Википедия признает:
«К настоящему моменту не существует консенсусного определения фашизма. Разные авторы пытаются охарактеризовать основные принципы фашизма. Большинство учёных согласно, что фашизм авторитарен, но не каждый авторитарный режим ‒ фашистский. Таким образом, авторитаризм является определяющей характеристикой, однако у фашистского и авторитарного режима много различий. Фашизм использует идеи корпоративизма в различных трактовках»... И заключение: «Фашизм трудно назвать идеологией вне исторического контекста».
Ельцинское определение тоже оказалось не научно-историческое, а весьма общее, поскольку его можно отнести и к идеологии талмудического иудаизма, и в чем-то к советскому режиму. Так что традиция "прогрессивной общественности" зачислять в "фашисты" русских патриотов продолжилась вплоть до наших дней с целью дискредитации самого русского патриотизма.
Отметим на этом фронте одно примечательное событие 24.3.2006 г. По инициативе главного раввина Б. Лазара, директора Института этнологии и антропологии РАН Валерия Тишкова, галериста-кощунника Марата Гельмана и жидовствующего депутата Госдумы Андрея Исаева (участвовавшего в сокрытии красноярского преступления ‒ убийства пятерых детей) на слушаниях Общественной палаты по "противодействию ксенофобии" был представлен список "100 неофашистов", куда без необходимых для этого судебных решений были включены многие видные русские – и только русские! – политики, писатели, общественные деятели. Разумеется, удостоили внимания и мою персону.
Вот этот список, представленный в энциклопедии "Викизнание":
- 1 Аратов Александр (Огневед) Михайлович - главный редактор газеты "Русская Правда"
- 2 Артемов Игорь Владимирович - председатель РОНС
- 3 Бабурин Сергей Николаевич - председатель ПНВ "Народная Воля"
- 4 Баркашов Александр Петрович - председатель РНЕ(б)
- 5 Барышенко Владимир Степанович - председатель Русской секции Международного общества прав человека
- 6 Белов (Поткин) Александр Анатольевич - Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ)
- 7 Беляев Юрий Александрович - председатель Партии Свободы (б)
- 8 Бондарик Николай * Николаевич - питерский радикальный национал-патриот
- 8 Глотов Сергей Александрович - депутат ГД, подписант антисемитского "Письма 500"
- 9 Грешневиков Анатолий Николаевич - депутат ГД, подписант "Письма 500"
- 10 Григорьев Сергей Михайлович - депутат ГД, подписант "Письма 500"
- 11 Городников Сергей Васильевич - лидер Национально-демократической республиканской партии
- 12 Гусев Олег Михайлович - газета "За Русское Дело"
- 13 Давиденко Владимир Иванович - лидер движения "Спас"
- 14 Демушкин Дмитрий Николаевич - председатель Славянского Союза
- 15 Добровольский Алексей (Доброслав) Александрович - волхв секты "Стрелы Перуна"
- 16 Душенов Константин Юрьевич - газета Русь Православная
- 17 Езерский Николай Николаевич - депутат ГД, подписант "Письма 500"
- 18 Жириновский Владимир Вольфович - ЛДПР
- 19 Иванов (Сухаревский) Александр Кузьмич - Глава ННП
- 20 Ивашов Леонид Григорьевич - председатель Военно-Державного союза
- 21 Кашин Владимир Иванович - депутат ГД, подписант "Письма 500"
- 22 Кондратенко Николай Игнатович - депутат ГД, подписант "Письма 500"
- 23 Крутов Александр Николаевич - депутат ГД, подписант "Письма 500"
- 24 Клыков Вячеслав Михайлович – глава Союза Русского Народа
- 25 Корчагин Виктор Иванович - бывший глава Русской партии России, издатель
- 26 Курьянович Николай Владимирович - депутат Госдумы от ЛДПР
- 27 Лазаренко Илья Викторович - вождь группировки скинхедов "Клан Нави"
- 28 Лебедев Валентин Владимирович - председатель Союза Православных граждан (СПГ)
- 29 Леонов Николай Сергеевич - депутат ГД, подписант "Письма 500"
- 30 Логинов Евгений Юрьевич - бывший депутат ГосДумы (ЛДПР)
- 31 Лысенко Николай Николаевич - бывший председатель НРПР
- 32 Макашов Альберт Михайлович - депутат ГД, подписант "Письма 500"
- 33 Мащенко Олег Иванович - депутат ГД, подписант "Письма 500"
- 34 Милосердов Владимир Иванович - член руководства НПП, бывший председатель Русской партии
- 35 Миронов Борис Сергеевич - НДПР(б)
- 36 Мищенко Николай Сергеевич - зампред НПП, депутат ГД, подписант антисемитского "Письма 500"
- 37 Назаров Михаил Викторович - публицист, основной автор "Письма 500" и "Письма 5000"
- 38 Никитин Владимир Петрович - депутат ГД, подписант "Письма 500"
- 39 Никифоров Евгений Константинович - председатель общества "Радонеж"
- 40 Осипов Владимир Николаевич - глава СХВ
- 41 Павлов Николай Александрович - депутат ГД, подписант антисемитского "Письма 500"
- 42 Перин Роман Людвигович - газета "За Русское Дело"
- 43 Подберезкин Алексей Иванович - председатель ПСС, бывший председатель "Духовного наследия"
- 44 Попов Владимир Юрьевич - Верховный Правитель Русской Республики, издатель газеты "Эра России"
- 45 Попов Олег Николаевич - глава Правительства Духовно-Родовой Державы Русь
- 46 Попов Юрий Юрьевич -"Родина", бывший депутат МГД, генерал
- 47 Рогозин Дмитрий Олегович - "Родина"
- 48 Родионов Игорь Николаевич - председатель НПП, депутат ГД, подписант "Письма 500"
- 49 Румянцев Дмитрий Германович - Национал-социалистическое общество (НСО)
- 50 Савельев Андрей Николаевич - депутат ГД, подписант "Письма 500"
- 51 Савельев Юрий Петрович - депутат ГД, подписант "Письма 500"
- 52 Савельева Ирина Валентиновна - депутат ГД, подписант "Письма 500"
- 53 Свечников Петр Григорьевич - депутат ГД, подписант "Письма 500"
- 54 Собко Сергей Васильевич - депутат ГД, подписант "Письма 500"
- 55 Севастьянов Александр Никитич - сопредседатель НДПР
- 56 Симонович Леонид Донатович - Союз православных хоругвеносцев
- 57 Скурлатов Валерий Иванович - бывший председатель партии Возрождение"
- 58 Солуянов Александр Петрович - председатель Союза Михаила Архангела
- 59 Суслов Петр Евгеньевич - председатель партии "Евразийский союз" (бывшая "Евразия")
- 60 Терентьев Станислав Викторович - газета "Колокол", Волгоград
- 61 Терехов Станислав Николаевич - сопредседатель НДПР
- 62 Токмаков Семен Валерьевич - лидер скинхедской группировки "Руская Цель"
- 63 Харченко Иван Николаевич - депутат ГД, подписант "Письма 500"
- 64 Чуев Александр Викторович - депутат ГД, подписант (отрекшийся) "Письма 500"
- 65 Штильмарк Александр Робертович - председатель организации "Черная Сотня"
- 66 Якушев Виктор Михайлович - идеолог русского нацизма, бывший председатель НСС
Опубликованный список завершается примечанием редакторов "Викизнания": "Где 100 неизвестно"... В таком виде список воспроизводился на всех других сайтах. Как видим, критерий "фашизма" у составителей списка очень простой: русский патриотизм, причем свалены в одну кучу и ярые антихристиане-язычники, и депутаты-коммунисты, и сталинисты, и разные экзоты, и православные деятели, как лояльные власти, так и оппозиционные (то есть к "фашизму" причислено и само Православие).
В "русский фашизм" либералы зачисляли любую оппозицию Великой криминальной революции и сформировавшемуся криминально-олигархическому режиму, ставшему замещать русское население дешевой рабсилой мигрантов. Даже бытовые конфликты, в которых одна сторона была нерусская, особенно групповые межнациональные столкновения между русским населением и мафиозными структурами пришлых мигрантов (как в Харагуне, Кондопоге, Сагре и десятке других мест) либеральные СМИ и еврейские правозащитные организации связывали с "русским фашизмом".
Разумеется, яркими доказательствами опасного "русского фашизма" стали возникшие позже группы, обвиненные в уголовных преступлениях и терроризме, например, "Боевая организация русских националистов" (БОРН), члены которой в 2011-2015 гг. были осуждены, в том числе пожизненно, за убийства адвокатов; в 2010 г. были осуждены "Приморские партизаны", признанные судом виновными в бандитизме и в совершении убийств милиционеров; в 2011 г. – 27 человек из "НСО-Север" (Национал-Социалистическое общество) – также за убийства; "Балтийский авангард русского сопротивления" (БАРС), членов которой в 2017 г. обвинили "в создании террористического сообщества для захвата власти в Калининградской области" и тоже осудили на большие сроки, якобы столь же террористическое молодежное "Новое величие" с арестами в 2018 г. – хотя всех их обвиняли не в "фашистской" оппозиционно-политической деятельности, а в уголовщине: убийствах, бандитизме, терроризме (и вообще мутные обстоятельства некоторых из этих дел с секретными свидетелями вызывали сомнения, возможно они отчасти были провокационно устроены).
Поскольку речь у нас идет о русском идейном фашизме, то следует признать: таковой действительно был ‒ в Русском зарубежье до Второй мiровой войны, когда белоэмигранты видели своих союзников в европейских национально-авторитарных странах, дававших отпор разрушительным масонским демократиям и проводивших успешные реформы. Это и организации прямо называвшие себя фашистскими (на Дальнем Востоке – Российский фашистский союз К.В. Родзаевского; в США – "Всероссийская национал-революционная партия" А.А. Вонсяцкого, издававшая журнал "Фашист"; в Германии – Российское национальное и социальное движение) и симпатизировавшие европейскому фашизму (РОВС, РНСУВ, НТСНП и многие другие) с намерением развить свой русский фашизм. Но все они окормлялись православным духовенством, то есть в сущности не были копиями европейского фашизма, несмотря на свою символику, и даже подвергали его критике. (Об этом см. подробно в книге "Миссия русской эмиграции", главы: 10. Фашизм: надежды и разочарования…; 16. Крушение кумиров: демократия и фашизм; 17. Из "новоградской копилки": корпоративизм и социальное христианство).
Участники трехсторонней конференции в Берлине (1933 г.): в центре (с галстуком-бабочкой) ‒ П. Р. Бермондт-Авалов, слева от него ‒ А. Л. Казем-Бек, справа ‒ А. А. Вонсяцкий. (Из книги Дж. Стефана. "Русские фашисты", М. 1992).
Есть ли всё же в РФ настоящие фашисты, соответствующие научно-историческому значению этого понятия? Возможно, признаки такового были у "Русского национального единства" А.П. Баркашова (сужу на основе личной беседы с руководителем РНЕ в Ставрополе в 1992 г.), которое, как сообщалось, наладило сотрудничество с властью в местных охранных структурах. Видимо, спецслужбы установили контроль над РНЕ по той же схеме и в тех же целях, что и ранее с "Памятью", и Баркашов надеялся получить ту же крышу, заявляя: «Если есть честные люди в КГБ, симпатизирующие нам, сие можно только приветствовать. Не открою особого секрета, если скажу, что наши приверженцы есть и в КГБ, и в МВД, и, конечно, в армии» (Вечерняя Москва. 1991. 17 дек.). И власти, возможно, понадобилось более серьезное, военизированное "русское пугало" (в РНЕ шли наиболее решительные патриоты). Видимо, поэтому в РНЕ были введены приветствие вскидыванием вверх руки и свастика, совмещённая с Вифлеемской звездой, что лишь осложняло взаимопонимание с народом, и эта организация долгое время терпелась властями (хотя в 1993 г., в отличие от "Памяти", путч Ельцина не поддержала, а защищала Белый дом). Но позже РНЕ распалось и существует в нескольких разновидностях, о которых не берусь судить.
Некоторые националистические группы в России тоже на вид близки к рассматриваемому понятию фашизма по агрессивному вождистскому стилю и внешней эстетике (форме и факельным шествиям) – например, "Великая Россия" А.Н. Савельева, автора книги по расологии, но, вопреки обвинениям в его адрес, фашистской по содержанию она не является. Её национализм (как и у запрещенной ДПНИ) оборонительный, а эстетика "дисциплинирующая". Но нужна ли она именно такая в православной партии – отдельный вопрос. Националистические православные организации в РФ практически все оборонительные, планирую отметить это в следующих разделах.
Сегодня в РФ есть разнообразные националисты, расисты и нацисты-язычники (наподобие В. Дёмина и его секты), но настоящих фашистов нет. Идейным последователем упомянутого русского православного эмигрантского фашизма (по сути тоже не настоящего) называет себя "Имперский казачий союз" (в РФ доступ к сайту закрыт из-за его резкого обличения олигархической власти, хотя на этом сайте отвергают гитлеровский нацизм и считают необходимым военное освобождение Украины от укронацизма).
С моей точки зрения, называть себя "фашистами", ссылаясь на русскую эмиграцию, в наше время неуместно, тем более православным. Ибо в отличие от 1930-х гг., когда слово "фашизм" не было скомпрометировано и даже было привлекательно для многих эмигрантов-демократов, сегодня отмыть его уже вряд ли возможно. Те немногие русские патриоты, которые сегодня сами называют и себя "фашистами", и антикоммунистическую белую идеологию "фашистской", ‒ этим делают медвежью услугу русскому национальному патриотизму, затрудняя его взаимопонимание с нашим народом, и облегчают клевету нашим противникам-русофобам. Тем более что и в тогдашнем фашизме далеко не всё было приемлемо для "русских фашистов".
Также и использование слова "фашизм" русскими патриотами в применении к гитлеровскому режиму (и к укронацистам) – это по-советски неграмотно, для образованных историков это сразу свидетельствует о непрофессионализме и низком качестве таких публикаций. Так что всем лучше исключить из современного политического лексикона легкомысленное использование этого термина.
Поэтому в заключение темы предлагаю уточнить понятие "фашизма" с его положительными (они и до сих пор актуальны: корпоративизм) и отрицательными сторонами. Далее приведу свою беседу на "Радио-1 Останкино" (в эфире 5.9.95), затем, возможно, отрывок из книги "Вождю Третьего Рима" (из главы: I-5. Либеральная демократия, коммунизм, фашизм).