«Монархия реально устарела, будущее за идеократией» – статью под таким названием недавно опубликовал на неосталинистском сайте РНЛ кандидат политических наук, доцент Финансового университета при правительстве РФ Владимир Блинов. Пафос статьи незамысловат и вполне раскрывается названием. Ему ответил известный культуролог и публицист Владимир Можегов в газете «Завтра», которая лукаво маскирует свою неосоветскую пропаганду под маской «открытости мнений», и поэтому может опубликовать и статью в защиту монархии.
В. Можегов весьма точно и местами весьма остроумно показал, что все аргументы Блинова – это стандартный набор антимонархических аргументов апологетов «советского проекта», основанный на простом историческом невежестве, а часто и откровенных подтасовках. Более весомым является аргумент антимонархистов о том, что современный народ просто не понимает сути монархии, даже если она и очень хороша, – просто в силу своего непонимания он её не может принять. На этот аргумент Можегов отвечает очень основательно.
Он пишет: «что касается самой идеи возвращения монархии, то, разумеется, она требует зрелости. Говорить о возвращении Царя можно будет не раньше, чем сегодняшние “массы” с их сознанием, перемолотым большевизмом и олигархическим капитализмом, вновь начнут становиться народом. А взамен разложившихся новиопских элит начнет выдвигаться новая духовная аристократия. Это все дело не одного дня, даже не одного десятилетия. Иван Ильин справедливо считал, что возвращению монархии должна предшествовать национальная диктатура. Лишь в этом смысле можно говорить о некой “идеократии”, которая могла бы предшествовать национальному возрождению. Однако, во избежание очередной партократической мясорубки, замыкаться такая “идеократия” должна на личность вождя, в котором твердость диктатора сочеталась бы с благородным аристократическим милосердием. Нам представляется, что если России действительно суждено возрождение, а миру будет дано еще какое-то время на осознание произошедшей с ним катастрофы, то чаемые нами изменения должны занять не менее 20–30 лет».
Обращаясь к своему оппоненту, противнику монархии, он не стесняется прямо указать на то, что его позиция есть в первую очередь духовная болезнь, а вовсе не «политический реализм»: «добрым исходом считали бы скорейшее выздоровление автора, чего ему и желаем: выйти скорее из накрывшего его морока идеократии, припасть к стопам Царя Истины и его земного образа, которому одному вероятно под силу еще, хотя бы на малое время, удержать мир над расширяющейся не по дням, а по часам, адской бездной» (https://zavtra.ru/blogs/svet_monarhii_nad_morokom_partokratii).
Очень хорошо, что в наше время ведется такая дискуссия, которая одновременно имеет и просветительский характер, поскольку публикуется на откровенно «левацких» сайтах, чьи читатели обычно имеют самые дикие представления о сущности монархии. Однако и монархические сайты в этой ситуации не могут промолчать, а должны сказать свое слово. Я не претендую на исчерпывающий ответ на вопрос «Возможно ли возрождение монархии в России?», однако хотелось бы высказать ряд тезисов на эту тему.
Монархия – единственный тип власти, установленный Самим Богом еще в Ветхом Завете – в первую очередь, в воспитательных целях, чтобы народ Божий, глядя на единовластного царя на земле, учился видеть очами духовными и Царя Небесного. Тем самым, этот тип власти – есть власть религиозная по самой своей природе. Монархия – единственный тип власти, основанный на нравственных основаниях верности и чести, а не на земной корысти. Любое падение монархии – это всегда следствие нравственной деградации народа. В 1917 году в России правил святой Царь, но даже это не уберегло страну от падения в бездну смуты и геноцида.
Сколь велико и свято призвание Православного народа, столь же велики искушения, испытания и скорби его. Народам, отпавшим от истинной Церкви Христовой, и другим, никогда не знавшим Её, Господь попускает жить в погоне за земным благополучием, удовлетворением всяческих похотей – и даже временно преуспевать в этом. Так ныне и живет уже почти весь мир. Но Православная Русь, едва лишь отступит от своего святого призвания быть Народом Божиим и хранить истинную Веру, сразу же познает на себе действия святого гнева Господня. Едва лишь отступит от своего узкого пути, ведущего ко спасению, соблазнится земным преуспеянием и мишурными «благами» безбожной «цивилизации», захочет жить «ради брюха», устраиваясь на земле без Бога, – как тотчас настигают её всевозможные кары для вразумления.
Но вместе с тем Господь неизменно посылает нам и праведников для указания истинного пути. Таков был святой Царь Мученик и целые сонмы русских мучеников ХХ века, убитых безбожной властью за исповедание веры православной. И были подвижники – герои и рыцари мысли, которые поняли смысл происходящего и оставили нам своим великие труды. Особое место среди этих мыслителей занимают те, кто постигнул мыслью смысл мiровой истории и то особое место, которое занимает в ней Православная Монархия – земное основание Церкви Христовой. Таковы были свт. Серафим (Соболев), свт. Феофан (Быстров), свт. Иоанн «Максимович), архиеп. Аверкий (Таушев), архим. Константин (Зайцев), ген. М.К. Дитерихс, Н.Д. Тальберг, И.А. Ильин, И.Л. Солоневич. Особое место среди этих подвижников русской православной мысли занимает Лев Тихомиров – он был первым, кто постиг суть русского монархического сознания как результат много векового исторического опыта и строгой православной веры, примененной к пониманию государства.
Институт Православной Монархии, как известно, сложился в Византии и там же получил свое богословское обоснование. Здесь Император был не простым мирянином, хотя бы и облеченным высшей политической властью, но был лицом, получившим и особый литургический статус. Он должен был, как и священники, входить в алтарь через царские врата и причащаться в алтаре. (Именно потому, что здесь некогда входил сам Император, центральный вход в алтарь и получил название «Царские врата»). Но что это означает? Это означает, что Императору как мирянину было самой Церковью поручено такое особое служение, которое делало его, подобно священнослужителям, предстоящим пред Богом в особой ответственности за свой народ. Именно отсюда – особенности его статуса в Церкви и в богослужении.
«Надо снова и снова подчеркнуть, – писал протопресвитер Александр Шмеман, – что в византийском видении Церковь и государство связаны не юридическим определением и разграничением сфер деятельности, а Православием: верою или доктриной Церкви, которую Империя принимает как свою веру. Источник же этой доктрины, ее хранительница и толковательница – Церковь, а не Империя. Но, освященная Православием, Империя уже, конечно, не безразлична для Церкви, и ее особое, священное назначение выражается в том месте, которое, со своей стороны, Император имеет в Церкви. Это “символизируется” в чине венчания Царя (“Хрисма”), которое, начиная с девятого века, может считаться своего рода литургическим выражением византийской теократии. Существенным моментом в нем является исповедание Императором веры и присяга на сохранение ее в целости: царская власть окончательно перестала быть единственным «отражением» в мире власти Божественной, но сама подчинена теперь Истине, хранимой Церковью. Затем – чин миропомазания, тоже, по всей вероятности, именно с IX века становящийся основным и конститутивным моментом венчания на царство. Это дарование Церковью Императору особой “харизмы” (особого дара) на управление Империей, знаменующее не огосударствливание Церкви, а, пусть и “символическое”, но все же воцерковление Империи. Император склонял голову, и Патриарх собственноручно возлагал корону на него, произнося: “Во имя Отца и Сына и Св. Духа”, – на что народ отвечал: “Свят, Свят, Свят. Слава в Вышних Богу, и на земли мир...”» (Шмеман А., прот. Исторический путь Православия. К., 2003. С. 277‒278).
В русском богословии произошло важное углубление православного понимания сущности монаршей власти, в частности, в трудах свт. Филарета Московского (Дроздова). Святитель писал: «Народ, благоугождающий Богу, – достоин иметь благословенного Богом Царя. Народ, чтущий Царя, – благоугождает чрез сие Богу: потому что Царь есть устроение Божие... Согласно с сим Бог, по образу Своего Небесного единоначалия, устроил на земле Царя, по образу Своего вседержительства – Царя самодержавного, по образу Своего Царства непреходящего продолжающегося от века и до века, – Царя наследственного... О, если бы все народы довольно разумели небесное достоинство Царя и устроение царства земного по образу небесному..! Простираясь от известного к тому, что, может быть, менее усмотрено и понято в слове апостольском, обращаю ваше внимание на то, что апостол, уча страху Божию, почтению к Царю, повиновению начальствам, с тем вместе учит свободе. Повинитеся, – говорит, – всякому человечу начальству Господа ради; аще Царю, яко преобладающу; аще ли же князем, яко от него посланным, – яко свободни. Повинуйтесь, как свободные» (Святитель Филарет Московский (Дроздов). Слово в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича // Творения Филарета Московского. М., 1994. С. 274-275).
Московская Русь создала цивилизацию, в максимальной степени воплощавшую в историческом бытии принципы жизни христианского народа. Помимо Св. Церкви, этому способствовали и два особых социальных института ‒ монархия и крестьянская община. Первая приобрела своеобразный иконический характер по отношению к божественному миропорядку, где Царь Помазанник Божий, и «дело Царево» есть поэтому и дело Божье дело защиты и укрепления Православного Царства, дело защиты самой Истины. Понимание свободы, воспитывавшееся русским государством – свободы как жертвенного служения высшим ценностям и святыням, не щадя живота своего, – максимально близко христианскому пониманию Свободы как таковой; в то время как европейское понимание свободы как индивидуалистического произвола – по сути, прямо противоположно ему. Община, в свою очередь, не давала развиваться индивидуализму и накопительству, приучала жить не по «интересам», а по совести.
Оба института сами по себе не являются специфически христианскими и православными, но в силу указанных своих воспитательных особенностей именно они из всех цивилизационных форм, созданных человечеством, в максимальной степени являются естественными предпосылками православного содержания социально-исторической жизни. Православное Царство было уникальной формой жизни, способствовавшей воцерковлению всех сторон социального бытия и его разрушение является катастрофой эсхатологического масштаба. Именно благодаря изначальному экклезиоцентрическому, а не этноцентрическому принципу создания Православного Царства, оно и стало многонациональной империей.
Русская православная монархия была основана на очень высокой политической культуре народа, которая принципиально отличается от типов политической культуры, рассматриваемых в рамках западной традиции. Если в последней политические формы в первую очередь стремятся обеспечить максимальный контроль над властью, то есть основаны на принципе фундаментального недоверия к власти, то русская политическая культура, наоборот, основана на принципе доверия, который не обманывает, поскольку подтверждается практическим опытом. Этот опыт состоит в том, что подавляющее большинство русских правителей до 1917 года были выдающимися деятелями, а некоторые даже святыми, канонизированными Церковью. В рамках такой политической культуры требовался не контроль над ними, а духовное единство царя и народа. Оно существовало до тех пор, пока и народ, и Царь были воспитаны Православной Церковью и были ее верными чадами.
Для антихристинских сил основным препятствием в достижении власти и контроля над миром всегда были монархии, поскольку они стояли на страже христианской цивилизации. Монархи еще в начале XX века возглавляли суверенные государства и отстаивали национальные интересы как свои собственные, ибо эти интересы автоматически совпадали: без своей страны монарх – никто. Они консолидировали национальную элиту и общество в целом. Они стояли на защите христианских ценностей, опираясь не только и не столько на аристократию, но в первую очередь, на весь христианский народ. Они же инициировали и направляли экономические и социальные реформы – такие, как отмена крепостного права, расширение гражданских прав и т.д., задавали самый лучший вектор развития страны.
Монарх являлся суверенным правителем, мало зависимым от любых внешних и внутренних сил (наднациональных, финансовых, лоббистских или революционных групп). По крайней мере, зависимость президентов и прочих выборных лиц от финансовых и медийных магнатов, лоббистских групп, на порядки выше. Монарх с рождения воспитывался с осознанием своего статуса. Он управляет этой страной и ее народом, как и ряд его предков. Независимо от того, альтруизм или тщеславие руководят им, его «происхождение обязывает», источник его власти также является и источником его обязательств, вплоть до отдачи жизни. Так, в России, на своем «боевом посту», с начала XIX века погибло трое монархов из шести: Павел I, Александр II и Николай II.
Благодаря своему статусу (хозяин всего), монарху не было нужды «воровать» – ибо воровать монарх мог только у себя самого. Переписывать активы на родственников до последующих выборов имеет смысл только для «демократически избранных» правителей. Монарха невозможно «купить» и очень сложно шантажировать. Главный практический закон монархии, который сделал её самым эффективным из всех возможных способов правления – это личная заинтересованность монарха в благополучии народа и государства в целом, а не каких-то отдельных групп. Нет смысла помогать одним за счет других, поскольку это приведет к краху. Помогать имеет смысл только всем сразу в равной степени – то есть по принципу справедливости. Ничего подобного нет при демократии, где все движется борьбой частных и групповых интересов. Монарх – как и крестьянин на своей земле – стремится приумножить свое хозяйство (страну), чтобы передать его детям. Любые проблемы в стране – это автоматически его личные проблемы, это его личный ущерб, которые он стремится всеми силами предотвратить.
Все остальные жители страны были его подданными – то есть находились под его личной защитой – независимо от знатности и богатства, так что монарх отстаивал интересы всех сословий и классов, был фигурой над ними. Монархи получали наилучшее возможное образование, его воспитывали лучшие учителя. Монарх не должен быть лучшим, наиболее талантливым и компетентным во всем. К его услугам – министры, полководцы, ученые и другие представители как элиты, так и низов. Наполеону не требовалось быть автором «Кодекса Наполеона», для этого были юристы. Николай II поручал разработку реформ Витте (финансовая реформа) и Столыпину (аграрная реформа). Над реформами всегда работал коллектив профессионалов, по «монаршьей воле» (часто даже вопреки желанию самих исполнителей и вопреки выгодам влиятельных лоббистских групп).
Все это понятно людям, которые знают реальную историю, а не неё лживые подмены. Но таких людей мало. Для большинства же решающим является очень простой аргумент: если большинство монархий пали, значит, их время закончилось. Однако такой «аргумент» на самом деле легко опровергнуть лишь простым вопросом: а что пришло на смену монархиям – разве некий идеальный строй? На этот вопрос подавляющее большинство людей ответит отрицательно. Тогда совсем уже не трудно прийти к естественному выводу о том, что монархии были уничтожены вовсе не потому, что они были плохие, а наоборот, именно потому, что мешали захватить власть явным преступникам.
Есть затруднения и для христиан, которые воспринимают всё в истории как волю Божию. Но нужно понимать, что воля Божия бывает не только в благах, но и в наказаниях за грехи. Монархии были уничтожены вовсе не потому, что якобы «Бог был на стороне революционеров», как думают некоторые недалекие люди. По той же логике абсурда нужно тогда сказать, что Бог был «на стороне» не Христа, а тех, кто Его распял – они ведь «победили». Бог вообще не бывает на «чьей-то стороне», это дикое языческое представление о Боге. Истинный Бог на стороне каждого из нас, поскольку умер за каждого. Но Бог часто попускает кары на народ, которые отступил от веры и Церкви. Именно это произошло в России ХХ века, а еще раньше – в Европе, начиная с безбожной Французской революции.
Для свв. Отцов Церкви история мiра всегда представала в обратном направлении времени – с точки зрения Страшного Суда как ее итога. В святоотеческой традиции нет иной историсофии, кроме эсхатологии: ведь уже начат «обратный отсчет» времени от Конца, и все происходящее мыслится только как процесс битвы людей Христа и людей Антихриста, в результате которого последний будет иметь кратковременное торжество вследствие необратимой деградации человечества, но за ним следует Второе пришествие Христа. Для православного эсхатология есть единственно последовательный и верный способ исторического познания, она-то и есть то самое прозрение в преходящем мире высшего предельного смысла.
Христианские мыслители вплоть до катастроф ХХ века часто пребывали в «розовых» иллюзиях, полагая, что ход истории – это лишь триумфальное шествие христианства, и забывая о том, что Откровение говорит о его поражении в ходе истории и приходе Антихриста, которому поклонятся все народы. Библейское видение истории в первую очередь основано на духовном разделении человечества на Божий народ, живущий по заповедям, и на тех, кто противится Богу и тем самым служит антихристу, независимо оттого, понимает это или нет. Исходя из этого принципа, соответственно понимаются и отдельные исторические события, явления и социальные институты.
Возрождение христианской цивилизации в России возможно только в рамках такого мiровоззрения и реальной монархической формы правления, поскольку все остальные формы правления являются манипулятивными и сознательно созданными антихристианскими силами формами их тайной диктатуры. Таким образом, в России будет либо мощная народная консолидация в виде нового царства, либо умирание народа в комфортном «потребительском обществе».
К счастью, несмотря на духовное одичание в ХХ веке, русский народ чудом сохранил «монархический инстинкт», как это его особое качество называли русские мыслители. Это инстинкт жизни, исторического выживания. В условиях новой фактической войны с Западом, которая ведется с 2014 года, большинство народа, как показывают социологические данные, всегда более 70 процентов – консолидируется вокруг нынешнего президента, фактически воспринимая его как монарха. И это при том, что большинство из этих людей вовсе не идеализируют В. Путина и продолжают относиться к нему очень критически. Но они понимают, что без него – без фактического монарха – Россия рухнет. Да, нынешний «фактический монарх» очень зависим и от олигархата, и от Запада – даже не смотря на уже военное противостояние с ним. Но – и это тоже похоже на чудо – он фактически остается сейчас единственной политической силой, удерживающей Россию на краю бездны. И сейчас большинство народа своим чудом сохранившимся «монархическим инстинктом» понимает это. В свою очередь, это свидетельствует о том, что в народе сохранились нравственные качества и духовный разум для понимания и поддержки православной монархии. Президенты будут меняться, но в конце концов вместо временного «фактического монарха» обезглавленной в 1917 году России придет монарх истинный. И на это наша последняя надежда.
Виталий Даренский
профессор, доктор философских наук
(г. Луганск)
+ + +
Комментарий МВН. Все статьи уважаемого Виталия Юрьевича на нашем сайте очень патриотичны и полезны, проникнуты искренним безпокойством о судьбе России и верой в ее лучшее будущее. И сам он искренне стремится содействовать этому (в т.ч., будучи профессором, отдал долг службе в Луганском ополчении). Возможно, эта его вера иногда невольно может выглядеть как благочестивое выдавание желаемого за действительное. В частности, по его суждениям в последней части данной статьи, не сомневаюсь, возникнет дискуссия (как было под предшествовавшей его работой). Это тоже будет полезно, только прошу оппонентов придерживаться православных норм общения, быть скромнее и не выдавать себя за неопровержимых провидцев: никто из нас не пророк, чтобы точно предвидеть будущее и Божий Промысл, в конечном счете определяемый сочетанием должного Замысла и ответной волевой готовностью (или неготовностью) людей следовать ему ‒ именно от этого зависит наше будущее.
Предваряя неизбежный со стороны наших постоянных читателей спор, сразу выскажу свое редакторское мнение: если во главе государства стоит как бы "царь" по размеру своих властных полномочий, значительно превышающих нравственно ограниченные царские; если этот "царь" сам не имеет православного монархического мiровоззрения, "легализуя" свою "преемственность" от богоборческого государства своих властных предшественников, разрушивших православную Российскую монархию, ‒ то такой "царь" реабилитируемой им "Империи зла" скорее может дискредитировать Русскую монархию в глазах других народов, подпитывая мiровую русофобию, и окончательно извратить в нашем народе должное понимание монархии (в духе рассматриваемой выше статьи на РНЛ, где его уже провозгласили "царем" и лишь призывают больше следовать "спасительным сталинским методам"). Такой "царь", не сознающий единственное условие победы в Мiровой войне ‒ обретение Божией помощи ‒ не может победить в этой войне со строителями царства антихриста и удержать Россию на краю бездны. Так что суть дискуссии, наверное, сведется к тому ‒ есть ли хотя бы для такого удержания должные качества у нынешнего главы Олигархата РФ, или же их нет. (Буду рад в этом своем мнении ошибиться.)
Позволю себе еще дополнительно дать ссылку на суммирующую подборку материалов о монархии на нашем сайте: "Навигатор монархиста", где многие вопросы ее восстановления уже рассмотрены.
В статье В.Ю. Даренского упоминается РНЛ. Вот очередная статья ее начальника Степанова "К реставрации монархии российское общество вполне готово!":
"Своими действиями Владимир Путин и российское общество лишний раз продемонстрировали, что монархический образ правления для России вполне органичен. Путин, как настоящий монарх, поставил своё слово (обещание неприкосновенности Пригожину) выше закона (возбуждённого уголовного дела) и никто в обществе этим не возмутился. Словом, к реставрации монархии российское общество вполне готово!"
Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2023/06/30/k_restavracii_monarhii_rossiiskoe_obwestvo_vpolne_gotovo
С огромным удовольствием читала статью г-на Даренского, и вдруг - такой ошарашивающий конец, такой поворот-отворот - "царь Путин"! Какая жалость - опять ложка дегтя в бочке меда в остальном прекрасной и глубокомысленной статьи. Согласна с комментарием МВН, только хочу еще сказать, что правление "царя Путина" - это, к несчастью, продолжение вражеской оккупации России. Видимо, еще недостаточно народное покаяние и еще не пришло время Воскресения Руси во главе с Белым Царем. Но остается надежда на пророчества многих наших святых о сбытии такого конечного этапа в истории нашей великой страны и о выполнении ею Божиего замысла о ней.
ЦАРСКИЙ КРЕСТНЫЙ ХОД
Русь жива, и силою Креста
Непобедима до конца веков!
Молитвы Царственной Семьи
Освободят ее от вражеских оков.
Смотреть на Царский крестный ход –
Какой народной силой дышит он!
В нем шествует Святая Русь
Под дивный колокольный звон.
Враги ярятся все вокруг,
Глядя как сплачивается народ,
Как чтит он память русского Царя,
Идет куда Царь-Мученик зовет.
За Русскою Голгофой будет Воскресенье,
Святая Русь восстанет вновь!
И Белого Царя дарует ей Господь
За верность Царю-Мученику, за любовь.
и крепостное право, которое было при прежней монархии, тоже будем возрождать??? Позорище, британцы в своих колониях рабство гораздо раньше отменили, а наши баре при поддержке царей холопами продолжали торговать как скотом.
Бедный несчастный васильич, эти советские манкуртские басни Вы можете смаковать на русофобских ресурсах КПРФ, но не у нас. Заниматься ликбезом специально для Вас нет времени, да и сколько же можно! Начните хотя бы с этого: https://rusidea.org/25030402
Это как нужно очень постараться, чтобы найти в статье "царя Путина"? Неадекватность понимания зашкаливает. Что Путин является "фактическим монархом", это очевидно; "фактическим монархом" был и Сталин - "свято место пусто не бывает". Но при чем здесь царь? Царь будет в том будущем, до которого, возможно, доживет народ, если покается и преобразится. Об этом и статья.
Васильевич, крепостное право отменил царь в 1861 году, а вернули его в намного более жестокой форме колхозов большевики в 1929 г. Вы в школе учились?
"К счастью, несмотря на духовное одичание в ХХ веке, русский народ чудом сохранил «монархический инстинкт», как это его особое качество называли русские мыслители".
В самом деле, лишь чудом Божиим можно объяснить тот факт, что, несмотря на столетний погром национального сознания, наш народ смог сохранить "монархический инстинкт". Однако не следует забывать, что в настоящее время этот инстинкт крайне одичавший, не возделанный нравственно и интеллектуально и, как следствие, не преображённый благодатью. А в таком состоянии этот инстинкт способен сотворит с народом злую шутку. При определённых условиях он способен толкнуть людей, тоскующих по "сильной руке", на поклонение и новому Сталину, и самому Антихристу - он ведь тоже будет "фактическим монархом".
Чтобы избежать подобной роковой ошибки, мы должны научиться понимать духовную природу государства в свете Божественного Откровения.
Государство вошло в жизнь людей вследствие грехопадения, однако само по себе оно не является грехом. Государство – это часть "одежд кожаных" (Быт. 3.21), в которые Бог облёк падшего человека, чтобы тот смог выжить в мiре тления и смерти. В тленном мiре цель и духовно-нравственный смысл существования государства состоит в том, чтобы пресекать в падшем человеческом обществе развитие греха, ограничивать, насколько возможно, распространение зла, не допуская его крайних внешних проявлений, превращающих земную жизнь человечества в подобие ада, и водворять нравственные начала правды Божией че-рез поощрение добродетели и наказание зла (Рим. 13.1-5; 1Пет. 2.14).
Грехопадение поразило метастазами истления все стороны человеческой жизни, в том числе и общественные отношения. По этой причине не всякая государственная власть по своим содержанию и форме и, тем более, не всякий конкретный носитель власти существуют и действуют по изволению и благословению Божию. Среди них есть и таковые, бытие которых лишь попущено Богом как наказание за грехи людей для их научения от обратного (2Пар. 12.1-8) или же для неких иных промыслительных целей, ведомых одному лишь Богу.
Государственная власть, которая установлена и благословлена Богом имеет следующие основные внутренние и внешние признаки:
а) в своей внутренней сути она является теократией (др.-греч. θεοκρατία – власть Бога), то есть исповедует своим Источником Бога и признаёт Его духовно-нравственный закон высшим смыслом своего существования и основополагающим руководством для своей практической деятельности (Втор. 17.14-20; Прем. 6.1-4);
б) в своей внешней форме она воплощает Божественный образ единоначалия и вседержительства, то есть Верховная власть сосредоточена в одном лице, от которого исходят и которым делегируются все частные виды управительной власти (Исх. 18.13-26; 1Пет. 2.13-14);
в) в своей практической деятельности, то есть законодательстве, внешней политике и культурном строительстве она удерживает распространение греха и содействует утверждению добра (Рим. 13.1-5; 1Пет. 2.14), одухотворяя тем самым свою земную жизнедеятельность во времени небесным устремлением в вечность.
Этим признакам соответствуют две формы государственной власти: теократия непосредственная, осуществляемая через пророка Божия (Исх. 3.10, 28.1, 40.12-15; Числ. 9.8-11, 17-23, 15.34-35, 27.5-11, 18-20; Суд. 2.16-18), и теократия делегированная или Самодержавная Монархия, осуществляемая через избранного Богом и наделённого особыми обязанностями и полномочиями Царя (Втор. 17.14-20; 1Цар. 8.9-17).
Непосредственная теократия, существовавшая в израильском народе в XVI-XI вв. до Р.Х. от Моисея (Исх. 3.7-10) до Самуила (1Цар. 8.4-7) была явлением уникальным, которое никогда более не имело места в истории человечества ни до, ни после этого. Её осуществление было делом непосредственных посланников Божиих – пророков и судей, которые в одном лице выполняли функции политических лидеров, военных вождей и надзирателей религиозной жизни народа. Судья призывался на своё служение Самим Богом через какое-либо чувственное явление или знамение, совершал деяния, которые были не под силу обычным людям, так что Божественное происхождение его власти не вызывало ни у кого сомнений. По этой причине такая форма власти в принципе не может быть воспроизведена человеческим желанием и силами, ибо "никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом" (Евр. 5.4). Любая попытка человека построить теократию «снизу» приводит к появлению папоцезаризма или иерократии (греч. ιεροκρατία – власть священства), а это далеко не одно и то же. По причине невозможности осуществления непосредственной теократии из-за нарастающего греховности растления человеческого рода, единственной исторически возможной формой Богоустановленной власти является теократия делегированная, то есть Самодержавная Монархия (Суд. 17.6, 21.25).
Самодержавная Монархия есть установление Божие (Втор. 17.14-20; 1Цар. 8.9-17, 22, 12.14-15; Пс. 131.11; Прем. 6.1-3; Дан. 2.21, 4.22-29; 1Пет. 2.17), являющее собой земной образ Небесного Царства. По слову святителя Филарета Московского, «как небо безспорно лучше земли, и небесное лучше земного: то так же безспорно лучшим на земли должно быть то, что устроено по образу небесному, чему и учил Бог Боговидца Моисея: "виждь, да сотвориши по образу показанному тебе на горе" (Исх. 35.40), то есть, на высоте Боговидения. Согласно с сим Бог, по образу Своего небесного единоначалия, устроил на земли Царя; по образу Своего вседержительства – Царя Самодержавного; по образу Своего Царства непреходящего, продолжающегося от века и до века – Царя наследственного».
Самодержавие (др.-греч. αυτοκρατία) есть не что иное, как добровольное самоограничение царской власти волей Бога Вседержителя, Его вечным духовно-нравственным законом, для соблюдения и утверждения которого Самодержец и поставлен на земле (Втор. 17.14-20; Притч. 16.10, 12-13; 20.8, 26; 29.4, 14). Царь обладает всей полнотой власти Божественного духовно-нравственного идеала, но при этом и всецело им ограничен, посему несение власти является для него нравственным подвигом, ибо за каждое своё решение и действие он будет держать ответ перед Царём царей (Апок. 17.14).
Личность Самодержавного Царя является священной и неприкосновенной (1Пар. 16.22; Пс. 104.15). Будучи Проводником воли Божией, Самодержец не может быть ограничен рамками каких бы то ни было человеческих учреждений, ибо это необходимое условие для полноценного несения его служения. Более того, любые человеческие учреждения и законы обретают свою легитимность только лишь в том случае, если они санкционированы самодержавной волей Царя, его Верховной властью (Еккл. 8.4; 1Пет. 2.13-14).
Государственная власть, которая существует лишь попущением Божиим, имеет следующие основные внутренние и внешние признаки:
а) в своей внутренней сути она является антропократией (др.-греч. ἄνθρωποκρατία – власть человека), то есть исповедует своим источником падшего человека – какое-либо сословие общества или весь народ в целом – и признаёт реализацию устремлений падшей человеческой природы высшим смыслом своего существования и основополагающим руководством для своей практической деятельности, вследствие чего эта деятельность не выходит за рам-ки тленных земных целей, становясь, коллективным "употреблением свободы для прикрытия зла" (1Пет. 2.16);
б) в своей внешней форме она воплощает принцип многоначалия и ограниченности, то есть Верховная власть сосредоточена в большем или меньшем сонме лиц, вследствие чего действие воли каждого из них ограничено диктатом количественного большинства прочих;
в) в своей практической деятельности она либо не противоборствует греху, так как не умеет или не желает отличать добро от зла, либо сознательно насаждает грех, превращая земную жизнь в подобие ада.
Этим признакам соответствуют две формы власти: аристократия (др.-греч. αριστοκρατία – власть лучших) или олигархия (др.-греч. ολιγαρχία – начальство немногих), то есть власть сословия высшей знати или узкой группы финансовых магнатов, и демократия (др.-греч. δημοκρατία – власть народа), то есть власть народа, осуществляемая непосредственно или через выборных представителей.
Теократическое государство существует по изволению Божию. По своей природе оно есть следствие грехопадения человека, преображённое Богом в благословение. Государство же антропократическое существует лишь попущением Божиим. Оно есть проявление греховного истления человеческого общества в чистом виде.
Нынешний криминально-олигархический режим РФ и В.В. Путин, как его глава, представляет собой один из наиболее упадочных типов антропократии. Не думаю, что консолидация народа вокруг такого "фактического монарха" способна привести Россию к возрождению в качестве истинной монархии Третьего Рима.
Спасибо всем православным братьям и сестрам за статью и ее честное обсуждение (несмотря на небольшие "реверансы в сторону "фактического монарха", видимо из-за "страха иудейска")!
Огромная благодарность иеромонаху Амвросию за такое прекраснейшее и всеобъемлющее объяснение власти. Просто дух захватывает! Спаси Господь!
Виталий Даренский : "...Христианские мыслители вплоть до катастроф ХХ века часто пребывали в «розовых» иллюзиях, полагая, что ход истории – это лишь триумфальное шествие христианства, и забывая о том, что Откровение говорит о его поражении в ходе истории и приходе Антихриста, которому поклонятся все народы...". Поражение христианства в ходе истории? Так нельзя говорить. Что значит поражение христианства? Поражение Церкви - т.е. ее физическое уничтожение и прекращение ее земной деятельности? Так сказано - врата ада не одолеют Церкви. Почему в противостоянии Церкви- народа Божия и народа антихриста, Церковь якобы должна потерпеть поражение и в чем это будет выражаться? Где в Откровении говорится о поражении Церкви?
Очень правильное замечание р. Б. Алексия. Не только врата ада не одолеют Церковь, даже если останется лишь малое стадо христиан, но Литургия будет совершаться на земле до самого Страшного Суда.
Мне кажется, что в данном случае не следует столь строго придираться к словам В.Ю. Даренского, он не говорит о поражении Церкви, которую врата вдовы не одолеют; под "поражением" христианства он скорее имеет в виду то отступление человечества, когда Христос во Втором пришествии "едва ли найдет веру на земле".
Уважаемый редактор, почему второй раз исчезает мой комментарий?
Уважаемая Валентина Дмитриевна! Ни один из размещенных Вами комментариев не был удален.
Последний был:
Ампутация совести в "Изборском клубе"
02.07.2023 в 12:59
Случается, что очень большие тексты по объему автоматически не проходят. Повторите еще раз.
Я уже давно не спрашиваю - почему иногда исчезают некоторые мои комментарии (короткие и вежливые)...
[Этот комментарий сегодня, 12.7.2023, обнаружен в спаме. Хотя это не по нашей вине - приносим извинения автору. Тем не менее просьба писать короче. - АДМ.]
Уважаемый Виталий Юрьевич, спасибо за яркую, просветительскую статью, как всегда, было интересно читать. Поэтому она вызвала желание сделать несколько уточнений.
«Именно потому, что здесь некогда входил сам Император, центральный вход в алтарь и получил название «Царские врата»».
«Царские врата», «Царский путь», «Царство небесное» названы так не потому, что ими входил Император, не в память царя земного, а в честь Царя небесного, Царя царем. Идти Царским путем – следовать путем срединным, путем Христа, Которому должен был следовать царь земной. Поэтому царь земной входил в алтарь Царскими вратами.
«Это означает, что Императору как мирянину было самой Церковью поручено такое особое служение»…
Служение Царя было не от Церкви, а от Бога, которому Церковь помогала нести служение, отсюда возникла Симфония властей, выраженная в Двуглавом Орле.
«Император склонял голову, и Патриарх собственноручно возлагал корону на него, произнося: “Во имя Отца и Сына и Св. Духа”… В служении православного Чина венчания на Царство старший по хиротонии архиерей подавал Царю корону, которую тот сам надевал на голову в знак того, что Самодержавный Царь непосредственно стоит пред Богом, Сам Бог дал ему эту власть, царь несет эту власть как послушание Богу, и только Ему подвластен и подотчетен. А потом Царь, которому архиерей подавал корону для Царицы, надевал ее коленопреклоненной супруге как его помощнице в царском служении.
«Истинный Бог на стороне каждого из нас, поскольку умер за каждого».
В Гефсиманском саду Христос молился: «спаси тех, кого Ты Мне дал». И еще: «не о всех молю, а о тех, кого Ты Мне дал».
Т.е. Христос желает спасения каждому, но спасает и молится только о тех, кто стал христианином. А если бы Он спасал каждого, тогда могли бы спастись, например, мусульманин, язычник или иудей, не обратившись при этом в христианскую веру, но ведь это не так?
«…консолидируется вокруг нынешнего президента, фактически воспринимая его как монарха»… Приверженцы Путина воспринимают его как монарха только потому, что за 100 лет большевистского атеистического произвола народом утеряно сакральное монархическое чувство царя как помазанника Божiя, не как мiрянина, а как «божественного человека», который выше мiрянина. Поэтому принимать президента Путина «как монарха» — это принимать суррогат за святыню, подмену за подлинник, фальшивку за истину, не осознавая, что такое Царь и самодержавная монархия. Эта утеря понимания сакральности царской власти произошла гораздо раньше, вследствие чего совершилось предательство в высших слоях общества и произошла февральская революция.
«Но они понимают, что без него – без фактического монарха – Россия рухнет».
С «фактическим монархом», чем путинская власть не является, но на этой страшной подмене играют «православные сталинисты», выдавая также и Сталина за любимого народом царя, мы, надеюсь, разобрались. Но почему Вы решили, что без Путина Россiя рухнет? Этот коварный миф, что «без Путина кердык» (Н. Михалков) и «если не Путин, то кто?» (митр. Т. Шевкунов), который усиленно культивируется «православными сталинистами» всех мастей на РНЛ, не дает нашему народу обрести свои национально-духовные и политические, освободительные силы, грозит ему и самой Россiи полным уничтожением и превращением ее в полуголодную, умственно отсталую колонию, полностью зависимую как от олигархата местного, так, в первую очередь, от мiровой закулисы. Ведь к этому, сознавая того или нет (возможно, он думает, что его, «небожителя», это не коснется), Путин ведет нашу страну. А м.б., наоборот, чем быстрее разрешится этот, длящийся уже несколько десятилетий ельцинско-путинского правления, государственный кризис и к власти придут национальные силы, тем быстрее появится шанс, если даст Бог, для спасения Россiи? Я за второй вариант. Ваше утверждение, на мой взгляд, очень опасное, похоже на то, как митр. Страгородский призывал подчиниться советской власти «не за страх, а за совесть», потому что, как он лживо уверял православную паству, что «вся власть от Бога». И Церковь встала на путь предательства Христа!
«Да, нынешний «фактический монарх»… Власть монарха – власть преемственная, законная, по подобию власти небесной. Власть президента держится на толпе и деньгах, произошла в Россiи путем государственного переворота, поэтому с 17-го г. незаконная, как бы она не называлась: большевицкая, демократическая, либеральная… Путин же считает, что это власть Зеленского незаконная (хотя вначале, руководствуясь олигархическими интересами, ее признал, пока Зе не наступил ему на пятки), утвердившаяся путем захвата на майдане, а его власть «от народа», - то, что надо. Но чем власть Зе хуже большевицкого переворота 17-го г., если в Россiи, в отличие от нынешней Украины, была свергнута законная, Богом данная власть? А теперь нынешняя законная, как будет через несколько лет и на Украине при очередном перевороте. Все жители страны были подданными царя – то есть находились под его личной защитой – независимо от знатности, богатства, национальности, так что монарх отстаивал интересы всех сословий и классов, был объединяющей фигурой над всеми. Но всегда русский народ выделял особо как народ государствообразующий и охранявший другие народы и племена. Где в политике Путина «как монарха» Вы это заметили, и кто в составе правительства, кадры для которого одобряет президент, служит русским национальным интересам? Поэтому Путин не монарх, а по природе своей власти диктатор, но не самостоятельный, в отличие от Сталина. И именно потому, что нынешние «совецкие православные патриоты» не видят принципиальной разницы большевицкой, в т.ч. путинской, незаконной власти от царской, держатся за свои кумиры.
Вы признаете, что Путин «очень зависим и от олигархата, и от Запада» - еще раз говорит о том, что он не монарх, т.к. подотчетен им, а не Богу. Хочу напомнить Вам работу И. А. Ильина «Республика и Монархия», где он глубоко разбирает природу власти президента, которая от толпы, и монарха, которая от Бога.
«Но – и это тоже похоже на чудо – он фактически остается сейчас единственной политической силой, удерживающей Россию на краю бездны».
Ну в чем же Вы видите «чудо», если Путин за годы своего правления разгромил все русские политические организации и движения, потому и остался единственной силой, опирающейся на штыки и казематы — скорее это напоминает скрытый террор… На мой взгляд, это опасное (и весьма лукавое!) заблуждение, где желаемое выдается за действительное, что пытаются внушить общественному мнению «православные патриоты-сталинисты», выдавая политическую пассивность населения (по ряду объективных причин) за его консолидацию вокруг президента-диктатора. По моему разумению сложившейся государственной действительности, Путин, совершенно не обладая талантом государственника и не принадлежа к русскому народу, что он постоянно показывает и в своих бурных выступлениях, где слово «русский» давно ему заменило слово «россiйский» и «многонациональный россiйский народ», не имеющему никакого отношения к этносу, и в проводимой им (анти)национальной политике, по замещению русского народа на чуждых по менталитету и низкой социальной культуре мигрантов, напоминающей геноцид. А принадлежит он явно к совершенно другому, волю которого исполняет, а потому не удерживает, а именно толкает Россiю в бездну исторического небытия, надеясь, что сам удержится на краю разверзнувшейся бездны.
«И сейчас большинство народа своим чудом сохранившимся «монархическим инстинктом» понимает это». В данное время я проживаю в деревне, русской глубинке, за двадцать лет я не встретила ни одного крестьянина или фермера, который своим «монархическим инстинктом» жаждет «консолидироваться» вокруг Путина, скорее обратное – буквально его ненавидит. Возможно, Вы перепутали народ с олигархами и «православными сталинистами».
Сегодня Россiя напоминает поезд, который с бешеной скоростью мчится к роковому месту, где диверсанты разобрали железнодорожные пути. Мы видим это из окна поезда, ужасаемся от его самоубийственного движения и понимаем, что вот-вот произойдет непоправимая катастрофа, но не можем его остановить. Мы кричим крепко ухватившемуся за руль, упоенному своей смелостью машинисту о смертельной опасности, но он нас не слышит, обрекая всех пассажиров на погибель. Вот и вся вам «консолидация»…
Александру.
Если не спрашиваете - зря. Приведите пример исчезнувших "коротких и вежливых", чтобы судить о причинах удаления (или непрохождения). Правда, бывает, что в каких-то случаях не проходят короткие и глупые высказывания (чтобы не понижать уровень сайта и не тратить время на спор с их авторами о том, всё еще плоская земля или уже всё-таки нет). Не имею в виду Вас лично. Но если Вы считаете это цензурой, то ведь это естественно, что гл. ред. у себя дома, на своем ресурсе, имеет право не привечать нежеланных гостей, тем более нарушающих правила приличия. А Вы в свой дом пускаете всех без разбора?
Уважаемый Михаил Викторович, три раза посылала комментарий, так он и не появился. (2 коммента под другими статьями стоят) В чем причина и как его Вам переслать?
Валентина Дмитриевна, я же Вам ответил: 10.07.2023 в 15:30
Вы посылали заново?
Неужели до сих пор не прошел?
Уважаемый, Михаил Викторович, прошел, сейчас увидела сегодняшним числом. Спасибо!
"Монархический" инстинкт остался только в виде внешней формы (так же, впрочем, как и православие - здесь они идут в ногу), совершенно выхолощенной духовно.
В нынешнем понимании монархии нет нравственности, нет общего для "монарха" и народа Идеала.
Нынешнее ощущение монархии скорее языческое, чем православное - нет царя, нет и земной церкви, нет и народа - формула "православие, самодержавие, народность" утратила всех своих китов.
Верно, Андрей.
(Потерял комменарий Андрея с вопросом о начертании.) Для начала надо отказаться от общемирового стандарта чила зверя, который узаконен и поголовно принят в России включая "избра'нных", которые только и могли бы противостояь начертанию имея духовные основы, мотивы и помощь Божию, каковых они лишены будучи членами МП. Хотя, если предположить, что "русский народ" устоит в ведущейся против России третьей мировой , то имея опыт «построения социализма в отдельно взятой стране», можно было бы замахнутся и на начертание. Однако это похоже ближе к жанру чёрного юмора.