19.02.1861      153880      65
 

Александр II отменил крепостное право


19.02.1861 (4.03 в 2017 г.). — Александр II отменил крепостное право

 

Отмена крепостного права

Памятная медаль в честь указа Александра II

 

Крепостное право просуществовало в России два с половиной столетия, с 1597 по 1861 год, в двух разных видах. Сколько на Западе публикуется обличений по этому поводу! В основном со ссылками на русскую литературу, которая всегда предпочитала нравственные требования к власти и ее критику с преувеличениями, но не приукрашивание. Однако надо учесть, что закрепощение русских крестьян произошло в самом конце ХVI века в виде их прикрепления к земле (в 1597 году отменили их право менять работодателя) и это воспринималось тогда как часть необходимого для всех православного послушания: Россия, обороняясь от множества врагов, выходила к своим жизненно важным геополитическим рубежам, и тогда жертвенно служить государству были обязаны все, каждый на своем месте – и крестьяне, и дворяне (они за военную службу получали поместья без права передачи их по наследству), и сам Царь.

Более всего ужесточению нашего крепостного права поспособствовали "великие европеизаторы" Петр I и особенно Екатерина II. Поместья стали наследственными, к тому же был совершенно изменен смысл крепостного права, когда в 1762 году указом Петра III, а затем екатерининской жалованной грамотой дворянству (1785) дворяне были освобождены от повинности служения, получив крестьян в личную собственность – этим нарушилось прежнее понятие справедливости. Это произошло именно вследствие европеизации России нашими монархами-западниками, поскольку в таком же несправедливом виде крепостное право задолго до России было из соображений эксплуатации введено во многих европейских странах и продержалось там в целом гораздо дольше – особенно в Германии, откуда и было перенято в Россию в новом виде. (В германских землях отмена крепостного права происходила в 1810–1820-е годы и завершилась лишь к 1848 году. В "прогрессивной" Англии и после отмены крепостного права безчеловечное отношение к крестьянам наблюдалось повсеместно, например, в 1820-е годы крестьянские семьи тысячами изгонялись с земли.)

Показательно, что русское выражение "крепостное право" изначально означает именно прикрепление к земле; тогда как, например, соответствующий немецкий термин Leibeigenschaft имеет совсем иной смысл: "собственность тела". (К сожалению, в переводных словарях эти разные понятия даются как равнозначные.)

В то же время в России крепостные имели не более 280 рабочих дней в году, могли надолго уходить на промыслы, вели торговлю, владели заводами, трактирами, речными судами и сами нередко имели крепостных. Конечно, положение их во многом зависело от хозяина. Известны и зверства Салтычихи, но это было патологическое исключение; помещица была приговорена к тюремному заключению.

И хотя уже с начала XIX века крепостное право в России подвергалось ослаблениям и частичным отменам, распространяясь к 1861 году лишь на треть крестьян, совесть российских дворян все больше тяготилась им; разговоры о его отмене шли с начала ХIХ века. Крестьяне тоже считали свою зависимость временной, переносили ее с христианским терпением и достоинством, – свидетельствовал путешествовавший по России англичанин. На вопрос, что его более всего поразило в русском крестьянине, англичанин ответил: «Его опрятность, смышленость и свобода… Взгляните на него: что может быть свободнее его обращения! Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи?» (Notes of a visit to the Russian Church by the late W. Palmer. London, 1882).

Так, и Наполеон в 1812 году надеялся, что русские крепостные будут приветствовать его как освободителя, но получил всенародный отпор и понес огромные потери от стихийно созданных крестьянами партизанских отрядов…

В ХIХ веке положение крепостных стало улучшаться: в 1803 году произошло их частичное раскрепощение на основе закона о "свободных хлебопашцах", с 1808 года запретили продавать их на ярмарках, с 1841-го разрешалось иметь крепостных только владельцам населенных имений, ширилась возможность самовыкупа. Большую подготовительную работу для отмены крепостничества провел Государь Николай I. При отмене крепостного права в 1861 году оно распространялось уже лишь на треть крестьян (или 28 % населения страны; было освобождено 22,5 млн. при общей численности около 80 млн. подданных). Впрочем, очень многие крестьяне освобождения не хотели, им было спокойнее жить по-старому, когда все заботы перекладывались на помещика.

В царском Манифесте Александра II от 19 февраля 1861 г., который был оглашен в Прощеное воскресенье во всех российских храмах, по этому поводу говорилось:

«Дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей… Дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод… Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждает нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе».

То есть, как и ранее, взаимоотношения крестьян и помещика во многом зависели от личности и доброты (или жесткости) последнего. При этом крестьяне не освобождались немедленно от их трудовых повинностей:

«В силу означенных новых положений крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временно-обязанными. Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников».

Таким образом, с одной стороны, наиболее зажиточная и деятельная часть крестьянства приобрела долгожданную свободу самостоятельного хозяйственного роста (и это положительно сказалось на развитии экономики); с другой стороны, эта реформа разрушила прежний патриархальный быт и ухудшила жизнь самых бедных, предоставив их самим себе. Крестьянская земля осталась в основном в общинном владении. Помимо безплатных наделов, часть ее подлежала выкупу у помещиков в течение 49 лет при круговой поруке общины. (Лишь в 1905 году крестьяне были уравнены в правах с другими сословиями и были упразднены выкупные платежи за землю. Продолжение этой темы см. далее в календаре в связи с реформой П.А. Столыпина.)

Из книги "Вождю Третьего Рима (гл. I-7 и II-2):
https://rusidea.org/410107
https://rusidea.org/410202

Отметим, что отмена крепостной зависимости в России произошла одним росчерком пера Российского Самодержца, а двумя годами позже в просвещенных и демократических Северо-Американских Соединенных Штатах освобождение негров от более тяжелого и совершенно безправного рабства потребовало четырехлетней кровопролитной гражданской войны.

ИЗ МАНИФЕСТА АЛЕКСАНДРА II

«…Мы положили в сердце Своем обет обнимать Нашею Царскою любовию и попечением всех Наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу Государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.

Вникая в положение званий и состояний в составе Государства, Мы усмотрели, что Государственное законодательство, деятельно благоустраивая высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они, частию старыми законами, частию обычаем, потомственно укреплены под властью помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренной правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь произволу. […]

Усматривали сие и приснопамятные Предшественники Наши и принимали меры к изменению на лучшие положения крестьян: но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств, или в виде опыта. […]

Мы начали сие дело актом нашего доверия к Российскому Дворянству, к изведанной великими опытами преданности его Престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили Мы, по собственному вызову его, составить предложения о новом устройстве быта крестьян; причем Дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В Губернских Комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего Дворянского общества каждой губернии, Дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих Комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и их отношениях к помещикам. […]

В силу означенных новых положений крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временно-обязанными.

Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников.

Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы. […]

Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждает нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе. Для удобнейшего же проведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от Правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.

Полагаемся и на здравый смысл Нашего народа. […] И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди, при открывающейся для них новой будущности, поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное Благородным Дворянством для улучшения их быта. Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными, пред обществом и пред самими собою, благотворность нового закона дополнить верным благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. […]

Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с Нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного».


Оставить свой комментарий
Обсуждение: 65 комментариев
  1. Крепостное право в России:

    Крепостное право в России — это не рабство, как в Европе, а приписка к месту жительства (то есть прописка, когда без разрешения властей нельзя сменить место жительства). Этот институт прописки существует во всём мире и поныне, в том числе и в РФ. Схожее с европейским крепостным правом (рабство) ввёл в России европеизатор, Пётр 1-й, в 1714 году, но в отличие от Европы где оно длилось от 500 до 1000 лет и охватывало практически всё крестьянское население, в России рабство длилось 147 лет и охватывало не более 30% сельского населения, причём основной процент сельских барских крестьян был соредоточен в Прибалтике, Малоросии и Польше.

  2. Администратор - Крепостному праву в России:

    А что, разве в статье написано иначе про Европу? Однако и у нас это была все-таки не "прописка": как-никак людей продавали.

  3. Крепостное право в России - адмистратору:

    //А что, разве в статье написано иначе про Европу? Однако и у нас это была все-таки не "прописка": как-никак людей продавали//. А вы читайте внимательно присылаемые вам посты, чтоб не задавать глупых вопросов.

  4. М.В. Назаров - "Крепостному праву в России":

    Благодарю Вас за проявленный ум. Но все же я согласен с глупым администратором: Все, что Вы написали, в моем тексте отражено. Могу рассматривать Ваш отклик как любезный одобрительный комментарий, за который благодарю.

  5. Иван Юрьевич:

    В России разрешено было разделять семьи, применять телесные наказания, вплоть до убийства крестьян, продавать крестьян без земли.
    О каком сравнении с Европой может идти речь, если сам АлександрI стесняясь рабского положения своего народа запретил печатать в русских газетах обьявления о продаже крестьян, т.к. газеты читали не только в России, но и в Европе!?

  6. * * *:

    Ивану Юрьевичу. Действительно, какое может быть сравнение с Европой, например, с Англией, где крестьянские семьи тысячами изгонялись с земли и тысячами вешали бродяг.

  7. Иван Юрьевич:

    Ответ ***
    Ущемление в правах на частную собственность — это не институт рабства — не право распоряжаться по свелму усмотрению жизнью(!) рабов — целого сословия русских крестьян.
    Я думаю, причина всех бед России именно в беспредельной жадности правящего класса. И в лицемерной позиции церкви в этом вопросе.

  8. Иван Юрьевич:

    Ответ ***
    Быть ущемлённым в правах на частную собственность и быть частной собственностью — это всё-таки разные вещи.

  9. * * *:

    Ивану Юрьевичу. Вы, видимо невнимательно прочти мое мнение. Повторяю: Действительно, какое может быть сравнение с Европой, например, с Англией, где крестьянские семьи тысячами изгонялись с земли и ТЫСЯЧАМИ ВЕШАЛИ БРОДЯГ. Не продавали как вещь, а вешали.

  10. Иван Юрьевич:

    Крепостное право — это позор. Человек, владеющий своими соплеменниками как вещью не может себя уважать. Ему нет оправдания, тем более сказками об ужасах жизни в цивилизованном мире. Превратили народ в скотину своим "православным послушанием"! Если бы "всякая власть от бога" была, то не было бы и Христа. Насильники и лицемеры!

  11. Наталья Романовна:

    мнение по прводу того что Екатерина ужесточила крепостное право, я считаю ошибочны, именно она имела реальную возможность правильно провести эту реформу!если бы не некоторый страх перед дворянством.

  12. Иван Иваныч :

    Наталья Романовна, прежде, чем бросаться на защиту этой катьки, почитали бы лучше историю России, правильно пишут, произошло ужесточение крепостного права.

  13. Светлана Валентиновна:

    безплатных — пишется через "с".

  14. Администратор - Светлане Валентиновне:

    Многоуважаемая Светлана Валентиновна! Благодарим за Ваше замечание. Безплатных — пишется через "с" в большевицкой орфографии. В русском языке нет предлога или приставки "бес", она и этимологически безсмысленна (точнее означает беса). Есть предлог "без", означающий отсутствие чего-то. Поэтому в большинстве материалов нашего сайта мы стараемся писать по русской орфографии

  15. татьяна:

    Здравствуйте. Хочу задать вопрос. Мне от прабабушки досталась похожая медаль, только она квадратная, медная и снизу картинки надпись "копия сделана", дальше идёт неразборчиво фамилия, то ли Толстой, а может другая. Помогите, если есть информация о подобной медали, мне это очнь интересно))

  16. Вячеслав:

    Я сам человек военный, офицер.
    Честно говоря, после прочтения статьи, очень сильно поменял мнение о крепостном праве. По сути я сейчас в нем живу, На основе крепостного права, живет практически вся страна! военная её половина.. Организация в армии! Подумайте над этим…

  17. Александр:

    Несколько уточнений. Указ 1597г. не отменял право перехода крестьян на другое место, а устанавливал время 5 лет на сыск и возврат ушедших "не в срок и без отказу", то есть незаконно. "Заповедные лета", в которые временно запрещался переход, были введены Иваном Грозным в 1581г., они отменялись указами Бориса Годунова 1601 и 1602гг. Но после Смуты эта временная мера, как водится, стала постоянной. Законодательно же крепостное право было утверждено Соборным уложением 1649г. О его отмене (всвязи с заменой дворянской конницы регулярными полками) задумывался уже Василий Голицын при царевне Софье. Но при ПетреI поместья были приравнены к вотчинам (1714), а крестьяне — к холопам (1722).

  18. Сергей:

    Крепостное право — пвеликий позор России и не менее великий для Православной церкви. А 1917 — это искупление церковью своих грехов за поддержку богомерзкого строя.

  19. Диана:

    Спасибо за сайт,очень нужную вы делаете работу

  20. Анна:

    Спасибо большое!! Я нашла здесь много информации…!!

  21. Евгения:

    Со школьной скамьи, как говорится, отлично помню, кто и в каком году отменил крепостное право. Только что по TV, канал "Бибигон", наткнулась на передачу, где задавались исторические вопросы детям. Один из вопросов был — кто отменил крепостное право. И что же? Правильный ответ прозвучал — Пётр III !!!! Я в шоке! Что это — злобная ошибка ведущих, или историю России решили переписать?!!!

  22. Владислав:

    Не очень

  23. ИРИНА:

    СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!! Я НАШЛА ЗДЕСЬ ОЧЕНЬ МНОГО МНОГО ИНФОРМАЦИИ…!!!

  24. Валерий Муратов:

    хороший сайт, достаточно информации, положительно воспринимается…

  25. Анжелика:

    Я учусь в третьем классе и Ваш сайт мне очень помог!
    Я сделала домашнее задание без проблем! Побольше бы таких хороших сайтов как Ваш!!!!!

  26. Иван:

    Опрвдывать крепостноеправо — безнравственно. Это позор нашей истории!Это результат смутного времени Только староверы не стали рабами.

  27. р.Б. Елена:

    Спасибо за статью!
    Поражена тем, что крепостное право было официально отменено в Прощенное воскресение.
    Случайно попала на ваш сайт.
    Готовлюсь к экзамену в институт.
    Прошу молитв! 🙂

  28. АРСЕНИЙ:

    все конечно хорошо и благостно — но как то забывают что в 1917г. резали детей бывших РАБОВЛАДЕЛЬЦЕВ — и правильно делали!!!!!!

  29. наташа:

    спасибо за ценную информацию

  30. Алина:

    Помогите пожалуйста!

    Какие различия между рабством в Древнем мире и Крепостным правом в России?

  31. * * * - Алине:

    Рабы (часто военнопленные) в древних рабовладельческих государствах были только биологическим рабочим материалом, подобным скоту. Они не имели никаких прав и с ними можно было сделать все, что угодно. Крепостные в России были прикреплены к земле, считались людьми и имели определенные права. Преступления по отношению к ним расследовались как преступления и наказывались. Подробнее см. в статье.

  32. Татьяна:

    Подскажите, пожалуйста, в чем сходство и различие положений первых сословий в России и Западной Европе 17 век?

  33. galya:

    pomogite pojaluista pochemu aleksandr 1 ranshe ne mog otmenit krepostnoe pravo?

  34. Ирина :

    Спасибо большое!!!!!!!!!!!!!!!!

  35. катя:

    огромное спасибо

  36. Анастасия:

    Ваш сайт очень поучительный и замечательный. Получила много качественной информации.

  37. Сергей:

    в чем сходство и различие положений первых сословий в России и Западной Европе 17 век?

  38. МВН - Сергею:

    Положение первых сословий в России и Западной Европе в 17 веке различалось прежде всего разными идеалами — т.е. целями существования этих сословий.
    В России — это верное служение православному Царю, который в свою очередь верно служит Богу. Это служение идее сохранения истинного Христианства (Православия, в отличие от западных еретиков) и служение Божию замыслу о Руском народе и его вселенской Империи как преемственном от Византии Третьем Риме, удерживающем зло. При этом личные амбиции дворянина отодвигаются на второй план, а "сословные права" понимаются как право на более ответственное, эффективное и ревностное служение Богу. Такое христианское служение при симфонии государственной и церковной властей позволяет надеяться и на личное спасение для вечной жизни в Царстве Божием.
    На Западе же — это служение преходящим земным целям власти (что являлось главным и для католической иерархии), целям могущества и благополучия. При западном абсолютизме (отсутствие нравственных ограничений для монарха) это было служение монарху-эгоисту, который служит своим похотям. Соответственно и сословные права и привилегии состояли в обладании большей властью и большими земными благами.
    Разумеется, и на Руси православный идеал идеал не всегда осуществлялся в силу человеческой греховности (в т.ч. и монарха, и церковных иерархов, а Петр I прежний идеал вообще исказил по образцу западного абсолютизма), однако всё же православный идеал помогал сохранять верную точку отсчета и верные критерии должного служения, правления, различения добра и зла — для спасения как можно большего числа подданных к жизни вечной.

  39. Карина:

    Спасибо огромное!

  40. Виктор:

    Помогите, пожалуйста. Какие основные политические решения первых Романовых?

  41. МВН:

    Полит. решения первых Романовых см. календарных статьях, в посвященных им. Напр., Михаил: https://rusidea.org/25072602 — и далее Алексей Михайлович: https://rusidea.org/25021102

  42. кристина:

    можете подсказать??
    Изменения в деятельности Боярской думы в ХVII???))
    очень срочно!!!

  43. Ден:

    класс

  44. Вадим Виноградов:

    4 марта /19 февраля, многие отмечают реформу 1861 года. И почему то все говорят о модернизации. Но даже на форум в храме Христа Спасителя "Великие реформы императора Александра II — успешный пример модернизации", посвященный 150-летию отмены крепостного права, умолчат о самой существенной модернизации, начатой этой реформой?
    Да, 19 февраля 1861 года действительно в России началась модернизация, которая продолжает набирать силу и темпы и по сей день — это модернизация русской души, отвращение её от Христа Спасителя.
    А результат — эту модернизацию до сих пор никто даже не замечает, что и указывает на её успешность.
    Долго будут перечислять достоинства реформы 19 февраля 1861 года не только в храме Христа Спасителя. Но главное её действо — подготовка поколения, способного пойти за сатанизмом Троцкого — Ленина, — не будет упомянуто. Потому что эта дорога к безбожию, или, к так называемой, “свободе”, открытая для России упомянутой реформой, и поныне превращается в поиск ложно понимаемой свободы, свободы всё более широкихъ вратъ и просторного пути, ведущихъ въ погибель (Мф.7,13-14).
    Да, 19 февраля — точка, от которой и начался отсчёт забвения русским народом основного указания Господа Христа: Ищите же прежде царствiя божiя и правды его, и сiя вся приложится вамъ (Мф. 6.33). И начался поиск дороги к сiя вся. А вот, Царствие Божiе… Кто вспомнил о Царствiи Божiемъ 3-его марта 2011 г. в Таврическом дворце или в Храме Христа Спасителя? А вот, о модернизации и там, и там… гуторили не умолкая. Потому что модернизация для нынешнего времени — самая, что ни на есть… сiя вся! Не о той модернизации гуторите, товар ищи!

  45. ВОВ, ВДВ, МВД и СПЕЦНАЗ:

    Пожалуйста дайте ссылку на ОТМЕНУ КРЕПОСТНОГО ПРАВА В АНГЛИИ НУ ИЛИ ДРУГИХ СТРАН ЕВРОПЫ, НЕ МОГУ НАЙТИ(((

    P.S. Сайт великолепный много нового узнал)))

  46. Den:

    Поражает полная безграмотность автора в отношении "Российской истории"… Правда ее не знает 99% "историков". Вешали в Англии? Не только в Англии, по всей Европе — шел процесс интенсификации сх. Отменили крепостное право? А ответьте себе — в каком году отменили крестьянское право?

  47. Петр Аркадьевич:

    Все так , но не совсем .
    Полную свободу " крестьянство" получило в месте с паспортами (дающими право на выезд , например в город) в 50х годах 20 столетия.

  48. .:

    хорошая статья

  49. катюша:

    подскажите пожалуйста, основныеразвлечения посадского люда и крестьян 17 века.

  50. Сергей Викторович Самохвалов. Монархическая Имперская Лига.:

    Из дневника за 1861 год академика Александра Васильевича Никитенко. //"Русская Старина" — т.69 — СПб., 1891.
    запись 5 марта: "Великий день: манифест о свободе крестьян. Мне принесли его около полудня. С невыразимо отрадным чувством прочел я этот драгоценный акт, важнее котораго вряд-ли что есть в тысячелетней истории русскаго народа. Я прочел его вслух жене моей, детям и одной нашей приятельнице в кабинете перед портретом Александра II, на который мы все взглянули с глубоким благоговением и благодарностью. Моему десятилетнему сыну я старался объяснить, как можно понятнее, сущность манифеста и велел затвердить ему навеки в своем сердце 5-е марта и имя Александра II Освободителя.
    Я не мог усидеть дома. Мне захотелось выйдти побродить по улицам и, так сказать, слиться с обновленным народом. На перекрестках наклеены были объявления от генерал-губернатора и возле каждаго толпились кучки народа: один читал, другие слушали. Везде встречались лица довольныя, но спокойныя. До слуха безпрестанно долетали слова: "Указ о вольности — свобода." " (с.48-49)
    запись 3 мая: "Однако добродушный русский народ, который, по словам Погодина, встретил свободу с умилением сердца, кротко и благодарно, начинает в разных местах проявлять свое вековое невежество и грубое непонимание закона и права. Вчера опять тамбовский помещик разсказывал мне, что у него в имении тоже были сцены неповиновения властям: "не хотим работать и дай нам земли сколько хотим." Опять принуждены были призвать солдат для растолкования им, что работать должно и что земля не вся их. В другом имении крестьяне бросились с топорами в барский лес и еще до раздела весь вырубили." (с.59-59)
    запись 18 августа: "Сегодня я говорил со старостой о тех важных выгодах, которыя дарованы ныне крестьянам вместе со свободой. Я не убедил его. Он слушал меня, повесив голову, и твердил, что до сих пор им было хорошо, а теперь еще Бог знает, что с ними будет. Я указывал ему на одно из важнейших преимуществ новаго порядка вещей — что у них будут свои суды, что они сами будут выбирать свое начальство и не будут зависеть ни от чьего произвола. На это староста мой возражал одно, что все это поведет только к обременению их, что до сих пор они благодарили Бога за свое житье и молили за свою помещицу. В заключение он сослался на казенных крестьян, и тут-то я понял причину его страха. Здешние крестьяне думают, что отныне у них все будет так, как у казенных, следовательно, они от сносной, в данном случае, зависимости от помещика перейдут к гораздо более тяжкой зависимости от чиновников. Вот что наводит на них панический ужас.
    Русский чиновник — ужасная личность. Что будет впереди — еще неизвестно, а до сих пор (1861 г.) он был естественный злейший враг народнаго благосостояния." (с.76)

  51. Виктор:

    Ребята, вы надоели, жестко сидите в печенке. Хватит себя выставлять посмешищем, и заниматься казуистикой уровня православного попа! Это было рабство, обычное рабство.Крепостные были бесправны. И не надо нас сравнивать с византийскими, римскими и американскими рабами. И писать что ,,вот у них то был ужас,, А мне нас..ть что там было у негров в США. Мне противно что выродки государи московские, наплодив таких же выродков дворян, пришли к выводу что они спартанцы, а остальных можно назначить илотами. И назначили! А вы этим выродкам дифирамбы бьете) Позор. Я улыбаюсь, читая как убивали попов и великих князей. Как штыками резали дочек Николая, и не могли зарезать, потому что у них в одежде были драгоценности вшиты. Это было недоразумение. Незаконная хунта, которая задержалась на 300 лет.

  52. БУР - Виктору:

    Ты — не русский человек (даже если у тебя м.б. русская фамилия). У тебя не хватает для этого не только знаний, но и души и совести — любви к России. И потому не суйся своим свиным рылом в русскую историю.

  53. николай:

    всё хорошо

  54. екатерина:

    помогите пожалуйста.какие различия между рабством в Древнем мире и крепостным правом в России?

  55. Екатерине:

    См. внизу ответ Алине на такой же вопрос.

  56. Олег:

    "Отметим, что отмена крепостной зависимости в России произошла одним росчерком пера Российского Самодержца, а двумя годами позже в просвещенных и демократических Северо-Американских Соединенных Штатах освобождение негров от более тяжелого и совершенно безправного рабства потребовало четырехлетней кровопролитной гражданской войны".

    Бред слабоумного дегенерата. Для начала вспомним-ка кровопролитнейшее восстание Пугачева, длившееся два года с 1773 по 1775 гг. Восставшие крестьяне требовали земли и воли (оп-па, этого же требовали в 1917 году, но это уже другая история).

    В год же отмены крепостного права произошло несколько крупных крестьянских восстаний, самые крупные в Казанской и Пензенской губерниях. Самое же крупное, Пензенское восстание возглавил крестьянский мужик Леонтий Егорцев. Крестьяне следовавшие за ним, все твердили дворянам, пытавшихся их утихомирить — "воли без земли не бывает".

  57. Ира:

    Крепостничество — это рабство с учетом ограничений христианства на крайние зверства: ведь христиане своих рабов не затравливали хищниками в Колизее и не устраивали гладиаторских боев и не приносили человеческих жертвоприношений божеству. Вот и отличие от рабства в Древнем мире.

  58. Ира:

    Краткая история из Википедии

    Постепенно объём зависимости крестьян от помещиков расширялся, и к концу XVI в. вольный уход крестьян был запрещён; они были прикреплены к своему месту жительства и землевладельцам (указы 1592 и 1597). С тех пор положение крепостных стало быстро ухудшаться; помещики стали продавать и покупать крепостных, женить и выдавать замуж по своему произволу, получили право суда и наказания крепостных (до ссылки в Сибирь).

    Люди это — рабство. Почему священники осуждают воровство и не осуждают порабощение человека человеком? Ведь вор забирает чужое имущество, а поработитель забирает всего человека, присваивает себе право распоряжаться не только вещами но и телом человека и даже его жизнью?

  59. Ира:

    Почитайте для интереса о том, какие заповеди даны израильтянам в ветхом Завете о рабстве.
    О РАБАХ-ЕВРЕЯХ

    Израильтянин, которому нужны были деньги для оплаты долга, не мог одолжить их в счет своего недвижимого имущества, потому что оно принадлежало Господу.3 Он мог предложить только то, что принадлежало ему: самого себя в качестве рабочей силы.

    Еврей мог стать рабом для того, чтобы выплатить долг, или возместить ущерб украденного, или был рожден в рабстве. Еврей-раб должен был работать в течение 6 лет. На свободу он отпускался, если кем-то долг был выплачен за него, или прошло 6 лет в рабстве, или наступил 7-й год, Юбилейный. Если раб был женат до рабства, то его жена освобождалась вместе с ним. Но если он женился на рабыне во время своего рабства, то его жена и дети оставались имуществом господина. Но это не означало, что человек разлучался со своей семьей навсегда. Если бывший раб хотел остаться со своей семьей, у него было несколько вариантов.

    Во-первых, он мог просто ждать окончания их повинности и в это время работать где-нибудь на стороне. Недостаток этого варианта заключался в том, что либо человек должен был жить вдали от своей семьи, либо платить своему бывшему господину за проживание.

    Во-вторых, он мог найти работу и заработать денег, чтобы выкупить свою семью, хотя это было, практически, нереально.

    В третьих, он мог добровольно остаться рабом на всю жизнь, отождествляя себя с семьей своего хозяина. Об этом он должен был засвидетельствовать официально и публично посредством прокола мочки уха у косяка двери.

    Евреям запрещалось покупать израильтян в рабство или продавать их в соседние земли, ибо «…они – Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской».4 Конечно, позже многие злоупотребляли законами, и уже пророк Амос осуждал богатых евреев за то, что они, отвергнув законы Господни, смотрели на рабов как на предмет торговли: «Так говорит Господь: Израиля … не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного – за пару сандалий».5

    Ограничение рабства шестью годами не распространялось на девушек-израильтянок, проданных в наложницы. Книга Исход6 говорит, что если девушка переставала нравиться купившему ее, то он должен был позволить выкупить ее, но ее не разрешалось продавать чужестранцу. Девушка-рабыня получала свободу, если сын хозяина брал ее себе в жены, а потом женился на другой или если ее господин женился на другой или брал другую наложницу.

    Законы, изложенные в книге Второзаконие, скорее всего являются усовершенствованием уже существовавших законов, согласно которым раб не должен быть отпущен на свободу с пустыми руками: «Но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь».7

    С рабом-евреем полагалось обращаться, как с наемным работником.

    Раб назывался «братом». Он имел неотъемлемое право отдыха в субботы и во время праздников. Он участвовал в Пасхальной вечере и был отождествлен с заветным отношением между Богом и народом Израильским. Раб должен был быть отмщен, если умрет в результате действия со стороны господина. В случае увечья раб получал свободу. Если раб сбегал от своего господина, потому что к нему плохо относились, евреи должны были предоставить ему убежище и не выдавать беглеца.

    О РАБАХ-НЕЕВРЕЯХ

    Рабы из иных земель отличалась по своему положению. Они не отпускались на седьмой год, могли быть переданы по наследству,9 так как их рабство было пожизненным. Но отношение и к этим рабам должно было быть человечным. Главным принципом в обращении с рабами было напоминание: помни, «что и ты был рабом». Рабы должны были быть обрезаны и могли участвовать в Пасхальной вечере. Обрезанные рабы священников могли принимать в пищу то, что по праву являлось священнической частью,10 то есть они являлись как бы частью семьи, домочадцами.

    Нужно также отметить, что рабство не стало в Израиле таким массовым, как в Египте, Ассирии, Вавилоне, и таким жестоким, как в Римской империи. Оно носило более частный характер, более мягкий.

    О НАКАЗАНИИ РАБОВ

    Рабы и рабыни израильтянами могли быть куплены у народов вокруг них и из детей поселенцев. Эти рабы были их неотъемлемой собственностью. Поэтому наказание рабов рассматривалось как право их господина. Но при этом не позволялась жестокость. Судьи должны были вынести приговор о соответствующем наказании господина в случае смерти раба. Если же после физического наказания раб оставался жив в течение нескольких дней, это было свидетельством того, что хозяин не имел намерения убить его, и сама по себе потеря раба была достаточным наказанием.11 Любое серьезное увечье нанесенное рабу, приводило к его освобождению из рабства. Таким образом, власть над рабами была ограничена, что делало этот закон беспрецедентным в древнем мире.12

    Законы относительно рабства в Ветхом Завете функционировали для упорядочения практики рабовладения, которое служило реальным платежным средством хозяина и решало проблему плененных во время многочисленных войн. Мы не видим в Ветхом Завете, чтобы рабство осуждалось как таковое, но и не видим, что эта практика выросла до уровня работорговли. В любом случае отношения между хозяином и рабом жестко контролировались законами, а пророки часто провозглашали Божий суд над всеми злоупотреблениями, которые обнаруживались.13

  60. Ира:

    в Ветхом Завете не просто просьба к иудеям, а заповедь: закон- как относится к рабам. Даже над рабами из других народов не было неограниченной власти, к примеру ,за выбитый зуб господин должен был отпустить на волю раба.То есть мог бить своих рабов,но не калечить.За нанесенное увечье же даже за выбитый зуб раб отпускался на свободу. А в Руском царстве разве отпускали крепостных на волю даже за большие увечья? К рабу же еврею заповедано относится: "Если продастся тебе брат твой Еврей или Евреянка то 6 лет должен быть рабом тебе а в седьмой год отпусти его от себя на свободу"(второзаконие 16)А русские христиане царь и дворяне как к относились к своим крепостным рабам, к русским и христианам крестьянам?

  61. денис:

    Спасибо за помощь

  62. тот ково вы незнаете:

    по вашаму оскорбление это лучее понимание друг друга?нет вы совершено не правы

  63. борис остипович:

    с отменой крепостного права в России были введены фамилии для крестьян.К сожалению в статье об этом не говорится.

  64. Лариса:

    Спасибо, прекрасная статья, вернее материал о Крепостном праве в России и в мире, данный в историческом развитии и глубоко аналитически. Уважаемый Михаил Викторович, Вы пишите, что Реформа способствовала разделению крестьян, обнищанию их определённой части. Не могу вполне согласиться. Община крестьянская и христианская помощь оставались, никто их не отменял. Сложные житейские вопросы традиционно решались на Руси миром, собранием, толокой — как принято у славян. На произвол судьбы никто не оставался. И прошу не забывать того, что дух свободолюбия всегда жил в Русском народе. Это Урал и Демидовы, Ермак, Запорожье, Белое Озеро, Валдай. Наши огромные пространства принимали всех, кто искал Свободу и более справедливую жизнь. Мать Земля, леса наши всех кормили. Русский народ никогда не принимал рабства, откуда бы она ни исходила, а исходила она, прежде всего, исторически, от Екатерины II. И её не только народ, но и Церковь Русская осуждала и разоблачала. Мудрость и прозорливость Царя Освободителя прежде всего заключались в том, что зная свободолюбивую душу народа, Он предпринял необходимые шаги, чтоб укрепить государство и избежать гражданских конфликтов и кровопролитий. Вечная Ему Память и Слава потомков!

  65. Оля:

    Проспорила шиколадку.. зато теперь знаю когда закончилось рабство в России и кто его отменил!)

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На актуальные темы
Последние комментарии
Подписка на рассылку

* Поля обязательные для заполнения