На странице ЖЖ "Перекличка РОВС" отмечается 100-летие Русского Обще-Воинского Союза, основанного в 1924 году генералом П.Н. Врангелем, добавлю: как военно-политический стержень белого Русского Зарубежья в симфонии с Русской Православной Церковью за границей. Нынешний председатель структуры "РОВС" в РФ и его соратники из такой же структуры "РИСО" в РФ (не знаю их отношения к РПЦЗ) поздравляют друг друга с формулировками: "старейшей русской воинской организации" ‒ "от имени старейшей монархической организации России и Русского Зарубежья". Это вводит в заблуждение многих не только в отношении сущности этих новообразованных структур, но и главное ‒ искажается облик Русского Зарубежья.
Поэтому решил опубликовать отдельно эту краткую реплику из дополнения к статье о РОВСе в календаре "Святая Русь".
Добавление к 100-летию.
К статье о РОВСе в Википедии, видимо, приложил руку и упомянутый глава преемственной структуры РОВСа в РФ (И.Б. Иванов), изложив свою точку зрения на преемственность. Следует к этому кое-что добавить.
Состав известных поименно членов РОВСа в РФ, судя по его упомянутым изданиям и фотографиям с публичных мероприятий, насчитывает не более дюжины человек в белогвардейской форме, и неизвестно, сколько из них имеют отношение к военной службе. Скорее их мероприятия следует отнести к деятельности т.н. "реставрационных" клубов, сохраняющих память о русском воинстве. Соответственно И.Б. Иванову было бы уместнее не настаивать на прямом продолжении исторического РОВСа в РФ, издавая традиционные "Приказы чинам РОВСа" и ставя в электронном журнале "Перекличка РОВСа" свой портрет в один ряд с генералом Врангелем, Миллером, Кутеповым и другими "предшественниками", а скромно назвать свою структуру, например, Союзом потомков РОВСа (если таковые в нем имеются, наподобие аналогичного Союза потомков галлиполийцев) или Союзом памяти РОВСа, или как-то иначе.
Тем более что в последние годы И.Б. Иванов препочел быть лояльным нынешней власти РФ, форсирующей ресоветизацию и сакрализацию "Великой победы над фашизмом" в ВОВ. Критику ресоветизации в его РОВСе направляют в адрес красных, но не самой власти, а относительно ВОВ Иванов даже решил отмежеваться от истории РОВСа. Была опубликована видеозапись его беседы на тему: «Что общего у Ленина с Власовым?». В ней проводилась мысль, что тот и другой ‒ одинаковые "предатели", и якобы русская военная эмиграция (РОВС) во время советско-германской войны отказалась участвовать в предательской власовской "Русской Освободительной Армии" (РОА). Видимо, участники беседы хотели защитить РОВС от совпатриотических фальшивых обвинений в "коллаборационизме"... Но нужно ли это? Фактически у них получается фальсификация истории, только в другую сторону. Не лучше ли придерживаться исторической правды, какой бы она ни была, тем более, что в данном случае ни власовцам, ни РОВСу, ни всей антикоммунистической эмиграции военного времени не за что стыдиться, ибо предателями России они, в отличие от Ленина, не были. (Подробнее об этой беседе: https://rusidea.org/250944474.)
Как описано в "Миссии русской эмиграции" (гл. 10-12), РОВС как организация, действительно, в войне и в РОА не участвовал, но очень многие офицеры РОВСа были в руководстве всех антикоммунистических формирований, союзных Вермахту, да и во Власовском движении. А "Русский корпус" (в конце войны вошедший в подчинение Власову) почти полностью формировался из членов РОВСа. См. также статью председателя РОВСа (в 1988-1999 гг.): В.В. Гранитов. Об отношении РОВСа ко Второй Мiровой войне.
Кроме того, Иванов от имени РОВСа стал сотрудничать с кириллистами (т.н. "РИСО"), поддерживающими претензии потомков Великого князя Кирилла как правопреемников царского Престола, которых, однако, не признавали легитимными ни ген. Врангель, ни большинство членов РОВСа. При этом Иванов величает своей "РОВС" и дружественного нелегитимного кирилловского преемника РИСО как "две старейшие национальные организации России и Белого Зарубежья – Русский Обще Воинский Союз (РОВС) и Российский Имперский Союз-Орден (РИС-О)". (Подробнее о них: Идеалы "приспособительной монархии" ‒ неужели это завет русской эмиграции?)
Вообще удручают вещания от подобных ревизионистов-почитателей русской эмиграции в духе самоуверенно витийствующего в радиопрограмме "Соловьев-лайф" суперлояльного Армена Гаспаряна, нахватавшегося распространенных вершков в этой теме без уяснения сути и миссии русской эмиграции.
М.В. Назаров
9 сентября 2024 г.