10.09.2024       12

Место памяти – человек

Ксения Цветкова 

Российские власти изменили концепцию по увековечению памяти жертв политических репрессий. Из документа убрали слово «массовые» и много чего ещё.

Жертвам политических репрессий память вечная от насПоследние несколько дней мой информационный пузырь разрывается от того, что правительство РФ внесло изменения в Концепцию государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, утвердив новое распоряжение за номером 1564-р. При этом изменения были внесены ещё в июне, но активное интернет-обсуждение видно только сейчас. Если говорить о самой концепции, то её первая версия была принята девять лет назад – 15 августа 2015 года – и подписана тогдашним премьер-министром Дмитрием Медведевым.

Чтобы не действовать в духе «Пастернака не читал, но осуждаю», я посмотрела оба варианта Концепции – от 2015 года и с предложенными этим летом правками. Быстрый взгляд на изменения, одобренные нынешним премьер-министром Михаилом Мишустиным, позволяет увидеть значительные изменения в подходе к теме репрессий. Формулировки стали туманнее, что затрудняет понимание. Кто именно осуществлял репрессии, кто за них отвечает, какие группы пострадали и сколько людей было реабилитировано – всё это не определено и неопределённо. Зато вместо этого в документе появились размышления о «национальных интересах», «укреплении традиционных духовно-нравственных ценностей» и защите общества от «деструктивного информационно-психологического воздействия». Также упоминаются прибалтийские и украинские «пособники нацистов» (словно среди других народов СССР пособников не было), изменники Родины и участники националистических групп.

Основные изменения коснулись первого раздела, переписанного чуть больше, чем полностью. Убрано утверждение о том, что «Россия не может стать правовым государством без увековечения памяти жертв политических репрессий». Исчезла конкретика, касающаяся репрессий различных групп, включая религиозные конфессии и дореволюционную элиту, а также насильственную коллективизацию и связанный с ней голод.

Не упоминаются факты выдачи свидетельств о смерти с вымышленными данными для родственников расстрелянных и отсутствие информации о местах массовых казней. Полностью исключен раздел о реабилитации жертв репрессий, актуальный в годы перестройки. Упоминания о действиях Политбюро ЦК КПСС, отмене репрессивных решений и признании репрессий незаконными также отсутствуют. Всё это теперь не отражено в Концепции, и создаётся впечатление, что эти события не имели места.

Вместо этого, однако, акцент делается на том, что места памяти не нужны и даже нежелательны, а авторы правок путаются – или пытаются запутать нас – в таких терминах, как «реабилитация» и «амнистия» и в качестве примера неудачной и излишней реабилитации приводят указ 1955 года об амнистии и его последствия, забывая, что это «две большие разницы» – амнистия говорит нам о прощении со стороны государства, реабилитация же свидетельствует о том, что само государство совершило преступление, незаконно осудив человека.Ещё много говорят о том, что в новой редакции Концепции из определений исчезло слово «массовые». Действительно, в тексте 2015 года массовыми назывались репрессии, казни, реабилитация, снова репрессии, захоронения и информация. После редакции слово «массовый» встречается два раза: когда речь идёт о средствах массовой информации и о массовых захоронениях. Второе, как мне кажется, осталось по недосмотру. Откуда массовые захоронения репрессированных, если нет ни слова о массовых репрессиях и казнях. О дивный старый мир!

Хотя чему удивляться? В последние годы в нашей стране всё труднее говорить о советских репрессиях. Идёт обеление и имени Сталина, и репрессий. Они оправдываются «ситуацией времени» и необходимостью бороться с «врагами народа». И новые правки в Концепцию – лишь одно звено в цепи событий, говорящих о том, что сейчас заниматься темой репрессий опасно.

Одним из ярких примеров подавления памяти о репрессиях является история Юрия Дмитриева, который раскопал массовые захоронения в Сандармохе. Однако вместо признания его трудов Дмитриеву предложили изучать тему репрессий с другой стороны – незаконно осудили и отправили в мордовские лагеря. Из недавних событий можно вспомнить менее резонансные, но не менее показательные истории: снос креста на месте захоронения польских репрессированных в Архангельской области и критика мемориала «Медное» под Тверью. Это лишь некоторые из примеров, когда память о трагических событиях прошлого становится объектом атаки.

К сожалению, и государственная концепция увековечения памяти жертв репрессий, которая – какая наивность! – должна была бы служить основой для осмысления и сохранения памяти о прошлом, на деле превращается в инструмент манипуляции.

Государство пытается – а где и когда было иначе? – контролировать память, настоятельно рекомендует не заниматься «местами памяти» – из того же абзаца, где остались «массовые захоронения», исчезло слово «археологические». Было «археологические и научно-исследовательские работы по выявлению мест массовых захоронений жертв политических репрессий», а стало «научно-исследовательские работы по выявлению мест массовых захоронений жертв политических репрессий» – мол, исследовать ещё как-то можно, но копать глубоко уже не стоит. Или это я докапываюсь?

Однако, несмотря на все эти усилия, на слова о том, что в таком-то месте памяти «лежат не те, не столько, не настоящие, да и вообще никого там нет» – несмотря на всё это, есть надежда. И она в том, что самое важное, самое стойкое и самое подлинное место памяти – это человек, способный помнить. Рано или поздно перед нами опять появятся имена расстрельщиков и тех, кто их столетие покрывал, а мы будем думать, что со всем этим делать. Напрасно надеяться, что все порастёт быльём. Как-будто мы забыли имена злодеев со времён Римской империи. Не забыли. И про это не забудем, потому что кладбища зарастут, здания бывших тюрем разрушатся, но память сердца может не зарасти и не разрушиться. Вернее, так: если она зарастёт или разрушится, то спрашивать нам нужно будет с себя, а не с авторов Концепции, потому что извне это нельзя запретить или уничтожить.

Ксения Цветкова
https://s-t-o-l.com/authors/15/
Взято с сайта "Русская стратегия"

 

Расстрел тысяч польских офицеров. Катынь

МВН. Разумеется, Мишустин не сам редактировал Концепцию государства о жертвах политических репрессий. Он Исполнитель воли Верховного Главнокомандующего Олигархата РФ. И Главнокомандующий, наверное, не специально решил поглумиться над памятью жертв той экстремистской спецструктуры, в которой он потомственно работал при коммунистической власти. Он руководствовался иным побуждением, личным, и поручил это дело ее "отмывания" своим придворным сталинистам: какому-нибудь Мягкову ("научный директор" РВИО) или Спицыну (автор совпатриотических учебников и курсов лекций по истории СССР, в феврале 2024 г. президентом РФ был вручен Спицыну Орден Александра Невского "за вклад в сохранение культурного и исторического наследия страны"). Интересно, что сделал бы святой Князь с награжденным и наградившим, если бы узнал о таком кощунстве...

Так что описанная государственная концепция и вся соответствующая политика власти не просто препятствует осмыслению и сохранению памяти о прошлом. Это еще и явное богопротивление (вкупе с государственным крестоповалом и конституцией, запрещающей государственную религию, вселенским оплотом которой было доверено Богом служить России) ‒ и в этом самый опасный аспект нынешней государственной ресоветизации, проводимой правителями по личным эгоистическим причинам: чтобы не каяться. Терпение Господа не безгранично, и Он не окажет помощи такому богопротивному государству, не спасет его и сервильное жречество, и наш народ пострадает по грехам своих правителей ‒ так уж устроен мiр. (Святитель Николай Сербский: Грехи начальников являются причиной войны и поражения.) Народ как соборная личность связан в общей коллективной ответственности, таких примеров множество в Священном Писании,  ‒ видимо, чтобы и каждый отдельный член народа не уклонялся от служения Истине в обывательскую позицию "моя хата с краю". Это ведь тоже грех: «Молчанием предаётся Бог»  ‒ заповедали нам святые Отцы Церкви. И в конце истории Господь будет судить не только начальников, но будет таже «судить все народы» (Ис. 2:2-4; Мф. 25:32). И кому было дано большее, с того и больше спросится. И с начальников, и с народов.

См. также:
30.10.1974. - День памяти жертв политических репрессий

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250972925

Оставить свой комментарий
Обсуждение: 12 комментариев
  1. Тут изначально, с самого начала сознательно всё было специфическим образом извращено, потому что сам термин "политические репрессии" совершенно издевательский попросту говоря.
    Число жертв в собственном смысле "политических репрессий" ок 850.000 человек.
    Между тем красный террор им. Ленина и отчасти Троцкого - 6 миллионов.
    Голодомор 1933 г - до 7 миллионов.
    Когда "жертва политических репрессий" Тухачевский применил против тамбовских крестьян химическое оружие, погибло 50.000 человек, и это только в одной "акции" данного великого полководца.
    И это не считая вообще ничего остального.
    Ну и как можно после этого говорить о "политических репрессиях"?
    Когда это не более 5% от общего числа жертв "народной власти"!
    Необходимо вести речь о геноциде, лишь небольшой частью которого явились эти самые "репрессии".
    Но "нарратив" здесь был жёстко сформирован "правозащитниками", защищавшими в числе прочего ещё и отдельно мавзолей, для которых Ленин был хоть и проказником конечно, но совершенно своим, а вот Сталин страшным и ужасным преступником, да и сами "сталинские репрессии" были ужасны исключительно из-за гибели в них не более чем нескольких тысяч "верных ленинцев".
    А десятки миллионов "проклятых и забытых" русских людей их не интересовали в принципе.
    Ну и хочется спросить - а мы сами-то доколе будем про "политические репрессии"?
    Доколе будем игнорировать 95% преступлений и сами своими же руками сводить дело к тому или иному освещению вопроса о 5% преступлений большевизма?

  2. blank aлександр турик:

    Красный террор и репрессии являются содержанием общего понятия геноцида русского народа, в которое входят очень многие составляющие по созданию условий для вымирания народа.

  3. Не устану долбить одно и то же...
    [Сокращено... Уважаемый Александр Васильевич, а мы устали от долбежки одного и того же... Пожалейте нас.]

  4. Жалею. Потому и долблю: вдруг нас осенит, и мы поистине поймём, во спасение наше, ЧТО такое "РФ-ия", на самом деле, под ЧЬЕЙ властью мы "живём"-вымираем и КАКОВО наше, наличного руского остатка, собственное состояние - в действительности, а не в нашем воображении(самообольщении жертвы, усыпляемой перед забоем).

  5. Кстати, какая неслучайная случайность: мой комментарий с четким определением подлинной природы рфиянской(="советской") власти, который Вы стёрли, чудесным образом "случайно" исчез и из моего ТГ-канала, куда я, как обычно, выложил его(комментарий) вместе с данной статьёй. Примерно через четверть часа "вдруг" случился сбой в моём телефоне(с изменением номеров моих контактов(!), чего раньше никогда не было). После перезагрузки номера контактов восстановились, но пост с данной статьёй вместе с моим комментарием исчезли.

  6. Александр Васильевич, уверяю Вас: Вы не один единственный в России, кто всё понимает, тем более постоянные читатели РИ. И это плохой стиль - "долбить одно и тоже", тем более, не приводя конкретных доказательств и часто преувеличивая. Если Вы хотите, чтобы Ваши тексты читали и принимали всерьез - Вам лучше писать нормальным стилем и с нормальной орфографией.
    К "неслучано случайному" сбою в Вашем телефоне и других местах я, поверьте, не причастен.

  7. 1. А при чем тут Вы? Разве мне одному известно, что не Вы и никто из руских, а Хабад контролирует интернет на предмет "антисемитизма".
    2. Был один такой чудак - надоедал своим "всё понимающим" согражданам, долбил одно и то же "Карфаген должен быть разрушен!". Мы знаем, кто оказался прав, и кто нуждался в "долблении".
    3. Понимать значит точно раскрывать понимаемое. Количество слов не важно. За десятилетия о РФ-ии написаны горы материала, а истинной сути касаются, в сравнении с ними, крохи. Так что, смело можно сказать: наличная вымирающая наша соборная личность никакого понимания того государства, в котором она "живёт"-умирает, не имеет. Потому и "долбить"=повторять ей одно и то же приходится, не взирая на склонность её к новизне как признаку истинности.

  8. Еще на заметку братии.
    То, что сбой в телефоне, о котором я сообщил здесь, не случайность, свидетельствует такой факт(только сейчас его обнаружил). Оказывается, после этого сбоя случился фокус-покус в моём ТГ-канале: все мои развёрнутые комментарии на тему мигрантов, о сущности рфиянской власти, о бездарном/преступном ведении "невойны не всерьёз", о тотальном бардаке, воровстве и предательстве в антиРосiи РФ-ии исчезли(!), остались только безобидные и односложные, вроде "Важно это знать!"(и то - свалены в одну кучу, чтобы было непонятно, к какому тексту относятся!); более того, те остро критические посты с других ТГ-каналов, которые я помещал у себя и снабжал их соответствующими комментариями, "вдруг" получили красную метку, и теперь их нельзя ни скопировать, ни переслать.
    Мотайте на ус, братия моя!
    Вспомнилось, как не так давно один из "охраноты" заявил по ящику(в связи с валом критики в адрес режима по поводу С[транной]ВО), что-де мы теперь будем отслеживать "КАЖДОГО"(буквально так и сказал!) из недовольных и несогласных...

  9. Быть может, причина в том, о чем я Вам не раз говорил тут: кто-то там в Телеграмме мог счесть Ваши дословно повторяющиеся комментарии-долбежку за спам, а Вас за патриотического тролля? Или за робота?
    У них там наверняка есть на это какой-то искусственный интеллект, как в Дзене.

  10. Уважаемый Михаил Викторович! 1. Разъяснять много раз("долбить") одно и тоже не значит тупое, механическое "дословное повторение", последнее существует, уж точно, не в моих комментариях.
    2. А разоблачающие антирускую политику рфиянского режима посты с других ТГ-каналов запрещает-блокирует "искусственный интеллект" для дальнейшего распространения - тоже потому, что "принимает их за спам", написанный "патриотическим троллем или роботом"?..

  11. Уважаемый Александр Васильевич! В который раз уточняю: прошу Вас "разоблачать антирускую политику рфиянского режима"новыми фактами, а не повторением однотипных мантр.

  12. Вот всё же изумительное на тему так сказать "правозащиты" и "антисталинизма".
    А заодно и "политических репрессий".
    Помер Сванидзе.
    И вот из статьи по данному поводу в газете Завтра (извиняюсь за такую цитату, но вынужден читать сие издание, потому что больше читать как-то особо нечего вообще).

    "Дедушки и бабушки, как водится, являлись пламенными большевиками троцкистского толка."

    "Будучи сторонником тотальной декоммунизации, считал, что Владимир Ленин "в национальном вопросе был абсолютно безупречен"." - Ну а это как вообще, нормально?! Ничего?! Да здравствует декоммунизация?! С трибуны мавзолея что ли?!

    Ну и т д.
    Ссылку приводить боюсь, желающие найдут сами.
    Короче говоря это одна сплошная классика, просто чудо какая красота.
    Прекрасная в своей незамутнённости.
    Весь "антисталинизм" вкупе с "декоммунизацией", "правозащитой" и всем прочим по списку как в капле воды.
    Не говоря уже про надрывный плач по "жертвам политических репрессий".

    Поэтому вот это всё МЫ должны учитывать в первую очередь.

    Предлагаю для начала вообще отказаться от самого термина "жертвы политических репрессий".
    (См. мой комментарий выше)

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.