По случаю очередной годовщины «великой октябрьской социалистической революции» вспомнилась картина Васнецова «Баба-Яга» с недавней выставки в ЦДХ.
Картину эту Виктор Михайлович Васнецов (3.05.1848-23.07.1926), человек сугубо правых взглядов, член «Союза русского народа», писал в 1917 году. Можете представить, как он оценивал происходящее.
Баба-Яга в ярко-красном, кумачовом платье, в цвет революционных флагов, мчится над болотом, из которого лезут гадюки. Это революция, пробудившая всякую нечисть. Снизу валяются окровавленные кости, на всем лежит алый отблеск заката, который революционеры пытались выдать за зарю новой жизни.
Кто такая Баба-Яга в народных сказках? Это инородческий элемент, чуждый славянскому началу – может быть, ее образ был навеян остатками автохтонной финно-угорской чуди, жавшейся по лесам. Вспомните ее неодобрительное фырканье: «Чую, русским духом пахнет!»
На картине Васнецова Баба-Яга и представлена как такая нерусь с клыками и горбатым носом, утаскивающая на съедение белобрысого славянского ребенка – наше русское будущее. Собственно, именно это в 1917 году и произошло.
Александр Храмов
t.me/khramov_alexander
Товарищество передвижных художественных выставок
... Наступили годы великих потрясений: Октябрьская революция, Гражданская война... Революция вызвала у Васнецова временную депрессию, смятение чувств.
В 1918 году было национализировано и отобрано у художника его Новое Рябово. Там пропали многие его этюды, эскизы, некоторые картины. Для художника, находившегося в преклонном возрасте, это был очень тяжелый удар. Васнецов был душою привязан к своему имению, каждое лето проводил на природе, набираясь сил и вдохновения...
Несмотря на голод, нехватку топлива для мастерской, недостаток материалов для творчества, Васнецов продолжал жить в своем доме в Москве, упорно работать.
От страшной и тяжелой действительности Васнецова спасал его любимый мир — мир фольклора и русских сказок.
В конце жизни художник создал сюиту больших живописных полотен, которую он назвал «Поэма семи сказок». Большая часть этих картин сейчас находится в Доме-музее Васнецова в Москве. И вновь обратился Виктор Михайлович к сказочным сюжетам, чтобы рассказать зрителям о проблемах добра и зла, о смысле жизни, о любви.
Картины «Баба-Яга» (1901—1917) и «Кащей Бессмертный» (1917—1926) объединяет общая тема — тема жестокой бесчеловечности, стяжательства, накопительства. Главные персонажи этих картин — именно «злодеи» из русских народных сказок, которые сеют вражду и зло.
Баба-Яга встречается во множестве народных сказок. Уж скольких деток заманивала она к себе, поручая своей дочери изжарить их или сама им показывала, как садиться на лопату. Но дети оказывались умнее и хитрее ведьмы, расправлялись с нею, убегали от нее — и добрые силы русской природы помогали им спастись. У Васнецова в картине представлен эффектный и динамичный момент похищения мальчика. Летит сквозь мрачную чащобу над болотом в деревянной ступе страшная Баба-Яга. Одной костлявой рукою она машет помелом, другою — крепко удерживает испуганного похищенного Ивашку. Вокруг бушует стихия — мы словно слышим, как завывает ветер, вырывая с корнем деревья. От топкого болота подымается туман. Мрачно горит красный восходящий полумесяц. Стремительно улетают от ведьмы испуганные сороки, ухает встревоженная сова... Ярким красным пятном развевается по ветру юбка Бабы-Яги. Пронзительно светится белая рубашка испуганного мальчика, зовущего на помощь. Пожалуй, эта «героиня» картины — самое впечатляющее воплощение сил зла у Васнецова — чего стоит один страшный оскал ее беззубого рта! Добро в этой картине кажется слабым, беззащитным — мальчик не в силах противостоять злой колдунье...
Е.Н. Евстратова. «Виктор Васнецов»
Следует подчеркнуть, что похищенный русский мальчик одет во всё белое - национальный цвет русского народа и цвет Белой борьбы, борьбы с красным сатанизмом.