23.07.1926. - Умер в Москве живописец Виктор Михайлович Васнецов
В.М. Васнецов
Виктор Михайлович Васнецов (3.05.1848-23.07.1926) – живописец, автор жанровых и исторических полотен. Родился в вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. Рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и мальчика в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию (1858–1867). На последнем курсе семинарии юноша решил, что не призван быть священником, и решил учиться живописи в столице.
В С.-Петербурге сначала учился в Рисовальной школе (1867–1868), затем в Академии художеств (1867–1875), ученик И.Н. Крамского. Его первые картины: "Нищие", "Чаепитие", "Рабочий с тачкой", "Старуха кормит кур", "Дети разоряют гнезда", – были показаны в 1872–1874 гг. на выставках Общества поощрения художеств. В этих произведениях проявились свойственные Васнецову качества: наблюдательность и огромный интерес к жизни народа. Следующие две работы "Книжная лавочка" (1876), "С квартиры на квартиру" (1876) закрепили за ним известность наблюдательного художника-жанриста.
В 1876 г. Васнецов по настоятельному совету друзей едет за границу. Поселившись в окрестностях Парижа, он много работает на натуре. Результатом этих наблюдений явилась картина "Балаганы в окрестностях Парижа". Однако он скучает по родине и не понимает, почему всем талантливым русским художникам непременно надо набираться опыта за границей – разве чтобы лучше почувствовать своеобразие России. В 1878 г. Васнецов с семьей переезжает в Москву. «Когда я приехал в Москву, – писал он, – то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, – Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным».
С этого времени, Васнецов обращается к новым темам: русскому народному эпосу, сказке, родной истории. Этот переход от жанровой живописи к исторической не был неожиданным в творчестве художника. Еще в Академии художеств Васнецов исполнил ряд набросков на темы русских былин, сделал эскиз "Княжеская иконописная мастерская", но Париж подтолкнул его к более осознанной русскости: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах... в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим... Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».
Первая историческая картина "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880) экспонировалась на Восьмой передвижной выставке. Поэтическое сказание "Слово о полку Игореве" привлекло Васнецова могучей эпической силой. Задумав воскресить страницы безсмертной поэмы, художник изучает историю, посещает Оружейную палату, делает множество подготовительных этюдов. Постепенно от эскизов, в которых показана ярость битвы, напряженность схватки, Васнецов переходит к созданию величаво-торжественной трагедии битвы. Стремясь передать глубокий смысл поэмы, ее героическое звучание, художник изображает павших воинов, будто спящих среди безкрайней южной степи, озаренных отблесками восходящей луны. Картина, однако, не встретила всеобщего одобрения критики.
В Москве художник сближается с семьей известного мецената, богатого промышленника С.И. Мамонтова, собиравшего вокруг себя русскую художественную элиту и помогавшего ей. Летом многие художники переезжали в Абрамцево – имение Мамонтова под Москвой, где ставились спектакли, писались декорации, возводились церкви. Здесь же художники много и плодотворно работали. В 1881 г. в Абрамцеве Васнецов написал одно из лучших своих произведений – "Аленушка" – на сюжет русской сказки; принял участие в создании декораций к пьесе-сказке "Снегурочка". «Никогда еще фантазия, – писал Стасов о декорациях "Палаты Берендея", – не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной». По эскизам Васнецова в 1882 г. была построена церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве.
В 1885 г. Васнецова пригласили в Киев для участия в декоративных работах для только что построенного Владимірского собора. Росписи, по замыслу Васнецова, должны были стать памятником древней Руси, поэтому основное место в них уделялось изображениям князей Владиміра, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Димитрия Донского и др. Стены собора Васнецов покрыл орнаментальными украшениями, в которых фантастические цветы и диковинные звери сплетались в причудливые красочные узоры. Выполнять эти замыслы было трудно: духовенство требовало каноничного исполнения росписей, и не всегда удавалось найти удовлетворительное решение.
Напряженная работа в соборе не помешала Васнецову осуществить и другие творческие замыслы. В 1889 г. он написал картину "Иван царевич на Сером волке" и представил ее на передвижной художественной выставке, выполнил иллюстрации к "Песне про купца Калашникова".
В 1891 г. Васнецов с семьей возвращается из Киева в Москву, поселяется вблизи Абрамцева. При помощи П.М. Третьякова, который купил картины и эскизы художника, и С.И. Мамонтова Васнецов осуществляет давнюю мечту – строит по своему проекту мастерскую. Здесь он принимается за работу над картиной "Богатыри", эскиз к которой был сделан много лет назад, но работа над которой заняла в целом около двадцати лет.
"Богатыри" были показаны на его первой персональной выставке в 1898 г.: образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности. «Я считаю, что в истории русской живописи "Богатыри" Васнецова занимают одно из первейших мест», – выразил общее мнение В.В. Стасов. Сравнивая "Бурлаков" Репина с "Богатырями", Стасов писал: «И тут и там вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там, угнетенная и еще затоптанная..., а здесь, сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».
Все эти годы Васнецов продолжал выполнять и заказы по росписи знаменитых храмов: в 1883–1901 гг. создавал мозаичные изображения в церкви храма "Спаса на крови" (Воскресения Христова) в Петербурге (на месте убийства в 1881 г. Александра II), писал иконы для Владимірского собора в Киеве (знаменитый запрестольный образ Богородицы и иконы русских святых) и для собора Александра Невского в Софии (1903–1914). В 1902 г. Васнецовым выполнен фасад Третьяковской галереи.
Васнецов был членом Товарищества художников-передвижников (1878–1897), с 1893 г. – действительный член Петербургской Академии художеств. В годы "первой революции" принимал участие в деятельности "Союза Русского Народа". В 1905 г., в Кремле, на месте убийства Великого князя Сергея Александровича, был воздвигнут крест по проекту Васнецова.
Падение любимой православной России стало тяжелым переживанием, новые богоборческие времена угнетали художника. Выполненные им надгробья на могилах русских деятелей (как и Крест в Кремле) уничтожались, религиозные картины были отнесены в разряд "отжившей рухляди" и удалялись из выставочных залов, его мiровоззрение рассматривалось как черносотенное и контрреволюционное – и спасали лишь былая известность и преклонный возраст. В советское время его представляли исключительно сказочно-былинным художником. Виктор Михайлович продолжал разрабатывать сюжеты народных сказок, и уже после Октябрьского переворота были написаны: "Царевна-лягушка" (1918–1926), "Змей Горыныч" (1918–1926), "Сказка о спящей царевне" (1900–1926), "Кащей Бессмертный" (1917–1926) и "Бой Ивана-царевича со змием" (1917–1926).
Умер Васнецов 23 июля 1926 г. в Москве в своей мастерской, работая над портретом художника М.В. Нестерова. Собственный дом в Москве был построен по его проекту (ныне музей его имени по адресу: переулок Васнецова, д. 13).
круто