Однажды в середине 1990-х годов мы куда-то ехали по северной окраине Москвы с одним известным оппозиционным политиком, который планировал создать мощную патриотическую организацию и прийти к власти (меня он назначил своим заместителем по идеологии). Ехали мы мимо впечатляющих апокалипсических "несанкционных" свалок, над которыми кружили огромные стаи птиц. Запах чувствовался в автомобиле даже при закрытых окнах. Неподалеку в этом аромате выживали своей жизнью кварталы панельных домов.
«Какая страна и как её заср... Вот возьмем власть ‒ первым же указом объявлю войну мусору: Великую очистительную революцию ‒ как символ начинаемой новой Русской эры. Это должно и народ взбодрить. Вторым этапом с логичным переходом ‒ чистку всех слоёв чиновничества, которые этот национальный позор допустили... Потом возьмемся и за чистку непатриотической идеологии, и накопившегося мусора в головах», ‒ мечтательно мычал политик, зажимая нос.
К власти ему прийти не позволили, провозглашенную спасительную организацию развалили с помощью и его же самого. А мусор остался. В головах людей, кажется, его стало даже больше: власть видит в нем свою нужную "скрепу", то есть народ не должен быть умным (кажется, так откровенно признался Греф) ‒ потому что это опасно для власти. И чтобы народ не умнел ‒ вот ему национальная гордость: "Великая русская революция" 1917-го, сталинская индустриализация, сакральная Великая-победа-над-на все-времена, атомная бомба вместо "царской сохи" и первый в мiре Юрий Гагарин, уважавший наши "традиционные ценности": "День защитника отечества" и "8-е марта"...
А мусор на земле даже кому-то во власти оказался нужен ‒ для безконечных распилов выделяемых из бюджета миллиардов на его укрощение. Причем, неиссякаемый источник эти благословенные "несанкционированные" свалки: ты их несанкционируешь как объекты для распила, а они не уменьшаются... Стричь капусту на этих свалках сам "Кто-то наверху" велел. ‒ МВН.
Пронько: Мусорная реформа провалилась? Чиновники просят ещё триллион!
В России не один десяток лет проводятся разнообразные реформы, которые, по замыслу их авторов, должны улучшить жизнь граждан, создав для них режим наибольшего благоприятствования в разных сферах и аспектах жизни. Реформ много, а вот с результатами, даже промежуточными, пока не очень хорошо.
Образование и медицину так зареформировали, что впору возвращаться к лучшим практикам предыдущих лет. Пенсионные изменения, в том виде, как они были реализованы, провалились. На очереди, по всей видимости, мусорная реформа, на продолжение которой чиновники уже попросили триллион рублей. Очередной распил? Авторы реформы говорят, что требовать таких вложений заставляет их острая необходимость.
Послушаем, что сказал по этому поводу министр ресурсов и экологии России Александр Козлов:
«На будущую пятилетку, чтобы выполнить национальную цель, необходимо построить ещё 400 объектов. Чтобы было понимание, сколько это стоит, то это почти 1 трлн рублей. Источники будут разные – бюджетная поддержка, и, конечно, мы рассчитываем на привлечение внебюджетных источников, иначе это просто невозможно… Нам предстоит проделать большую работу. Мы прогнозируем, что по сборам вырастем с 4 млрд до 50-70 млрд рублей в год, потому что видим тут потенциал. И главное здесь – администрирование, то есть надо оказать большую поддержку сотрудникам Росприроднадзора, чтобы они увидели наше законодательное плечо и всё с этим связанное. Предстоит большая работа, но она стоит этого. Конечно, эффект мусорной реформы граждане оценивают по тому, что видят, – это контейнерные площадки, вывоз мусора и прочее <…> Если взять в целом по стране, то сейчас не хватает 129 тысяч контейнерных площадок, 350 тысяч контейнеров и 7000 единиц спецтехники».
Итак, на сегодняшний день в России не хватает сотни тысяч контейнерных площадок, контейнеров и несколько тысяч единиц спецтехники. Возникает ощущение, что мусорная реформа только стартует в стране. Чем же занимались в предыдущие годы? А это покрыто мраком тайной.
Эксперт по государственному управлению в сфере экологии Илья Рыбальченко уверен: то, что за время, которое проводится мусорная реформа, ничего не сдвинулось с места, является результатом полной некомпетентности чиновников и категорического их неумения управлять данной сферой.
«У нас в законе об отходах производства и потребления говорится в основном о ТКО, про остальное – только мельком. Но реально у нас на полигонах 70-80% – стройка и "промка". Дело в том, что ещё в 90-е годы бизнес продавил добавления в закон, позволяющие не разбирать, а разрушать здания. И теперь почти весь кирпичный бой везётся на полигоны. А надо просто заставить бизнес проводить полный рециклинг при строительстве новых зданий. Таким образом, простым государственным решением ёмкость полигонов можно будет уменьшить в пять раз. К тому же мы сможем заново использовать строительные материалы для активного строительства, которое сейчас ведётся в России. Мы сможем не просить, а сэкономить триллионы рублей только путём рециклинга», – убеждён эксперт.
Член Координационного совета по предпринимательству при главе Республики Саха (Якутия) Виталий Обедин, комментируя ситуацию в эфире программы "Сухой остаток", напомнил, что суть реформы, о которой идёт речь, заключалась в том, чтобы обеспечить переход на сбор отходов в отдельные контейнеры, на сортировку, переработку. При этом отходы должны были превратиться в ценное вторсырьё:
«И главное: мы планировали путём реформы добиться сокращения больших мусорных полигонов на территории России, а для этого планировалось к 2030 году обеспечить высокую перерабатываемость отходов, по некоторым позициям – до 100%. Но в октябре прошлого года вице-премьер Дмитрий Патрушев, который курирует это направление, заявил, что у властей возникли вопросы к качеству работы региональных операторов по обращению с отходами, что есть проблемы и финансовой устойчивости, и собираемости платежей, и нехватки техники. То есть за годы реализации реформы не решён ни один ключевой вопрос. Какая там переработка отходов, какой раздельный сбор? У нас в Якутии за этот период не смогли построить мусороперегрузочную станцию, чтобы оттуда перевозить собранный мусор на дальний полигон в нескольких километрах от города».
Во так. Годы идут, деньги осваиваются, сформирована монополия, которая контролируется узкой группой заинтересованных лиц. Однако никакого заметного улучшения в этой сфере так и не произошло. Более того, дефицит контейнерных площадок не будет нивелирован. Ответственность перенесут на регионы, но там имеются свои особенности и нюансы.
По словам Виталия Обедина, в Якутии существует проблема, нетипичная для центральных регионов России, – мёрзлые бытовые отходы. Они образуются, когда люди, живущие в неблагоустроенном жилье, выливают на свалки целые вёдра с жидкими помоями. В результате образуются огромные ледяные брикеты:
«Мы в Якутии называем их чупа-чупс. Но региональный оператор не имеет права с ними работать. И как решать этот вопрос? Приходится действовать в неправовом поле. Почему-то те, кто придумал эту реформу, даже не задумались, какая гигантская у нас страна и какие разные подходы надо применять к решению серьёзных проблем. Скажем, реформа предполагает, что в одном регионе будет работать один оператор. А Якутия – это более трёх миллионов квадратных километров, между городами гигантские расстояния. Как один оператор сможет обеспечить здесь работу? В итоге мы создали штук пять операторов, и все пять всё равно не справляются».
На продолжение мусорной реформы её авторы запрашивают триллион рублей. Дополнительные вложения требуются на работу с объектами так называемого накопленного вреда. Сейчас они квалифицируются в порядке опасности для человека. Имеются и другие существенные факторы.
Но на что будет потрачен триллион, на КамАЗы и контейнеры? Таким вопросом задалась в беседе с Царьградом глава комиссии Общественной палаты России по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева. По её мнению, требуемые средства необходимо вложить в развитие инфраструктуры, в полигоны, которые должны быть безопасными инженерными сооружениями, собирающими фильтрат и метаны:
«Вот на них нужно в первую очередь потратиться. Второй момент: я вижу перекос реформы в содержании полезных фракций в мусоре. Создаётся ощущение, что у нас мусор состоит весь из чего-то полезного и если там поковыряться и вытащить, то мы получим какую-то серьёзную экономическую выгоду. Хорошо собирается железо, металлы. Но мы так и не увидели создания системы обращения с электронным ломом, а там много полезных фракций. Сегодня все говорят о редкозёмах. Вы посмотрите, сколько мы этих редкозёмов выбрасываем на свалки», – удивляется эколог.
Илья Рыбальченко тоже недоумевает: как получается, что руководители государственной отрасли не умеют делать то, с чем справляются студенты? К примеру, в Подмосковье ещё есть переработчики, а в Нижнем Новгороде недавно последний переработчик обанкротился. Тут всё просто:
«Переработка килограмма мусора стоит 20 рублей. Если вы привезёте пластик к мусороперерабатывающему заводу, то у вас эти 20 рублей заберут. А если вы привезёте пластик к воротам переработчика, то он даст вам 20 рублей за каждый килограмм, потому что ему нужно сырьё. Перед нами две модели поведения – модель потерять 20 рублей или модель заработать 20 рублей на каждом килограмме пластика. Как вы думаете, наши руководители отрасли что выбирают?»
Когда стартовала мусорная реформа, уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить обоснованность установленных нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов (ТКО) в регионах страны. Причина была в том, что нормативы накопления для одних и тех же категорий объектов, в зависимости от региона, различались в десятки и даже в сотни раз. Это, в свою очередь, привело к уничтожению конкуренции и увеличению нагрузки на бизнес.
Прошли годы, но проблемы так и не были решены. Более того, появились новые. Теперь требуется ещё один триллион на продолжение мусорной реформы. Сильно сомневаюсь, что от нового этапа реформы будет какой-либо эффект. В чём сомневаться не приходится, так это в том, что деньги будут полностью освоены.
Юрий Пронько
tsargrad
+ + +
МВН. Читатели РИ знают, что я постоянно обращаюсь к теме экологии (есть специальный раздел на сайте), поскольку вижу в этой проблеме в её глобальном масштабе одну из теней, отбрасываемых грядущим апокалипсисом. Человечество губит планету хищническим отношением к ней как к одноразовому ресурсу. Причина этого ‒ мусор в головах, то есть атеизм, безответственность, равнодушие и эгоизм: "Моя хата с краю"; "После меня хоть потоп". В частности, население у нас игнорирует раздельный сбор мусора с предназначенными для этого контейнерами "Вторсырьё". Сборщики мусора по этой причине отказываются присылать для вторсырья отдельные машины, валят всё в одну кучу, и, в свою очередь, видящие это жители, готовые к мусорной дисциплине, убеждаются в её безполезности.
Почему, например, в Германии или Скандинавии, где много чего порицаемого нами "нетрадиционного", жители строго блюдут мусорную дисциплину (по крайней мере, так было еще недавно, не знаю как сейчас при мигрантизации), а в РФ ‒ якобы оплоте "традиционных ценностей", не хотят. В Европе, конечно, земли меньше и люди её традиционно берегут как национальное достояние. Это составная часть национальной культуры. У нас же земли "слишком много", надолго хватит при одноразовом использовании: как бы по этой греховной причине Господь не отобрал и не отдал "лишнее" другим народам... Но, полагаю, что причина не только в количестве территории.
До революции отношение русского народа к матушке-земле-кормилице было иным, таким же "немецким". А когда коммунисты лишили народ и земли, и Отечества ("у пролетариата нет Отечества"), и национальности ("все нации в будущем должны слиться"), превратив всех в советскую массу, в интернационального человека-трудового муравья, раба государства без частной собственности, который не имел влияния на судьбу страны, и от него ничего не зависело, ‒ выработалась мораль отчуждения от такого государства с неуважением к общегосударственной собственности, в том числе к земле. Такой по инерции видят ее в РФ и сейчас. Думаю, это одно из последствий советского времени. Нынешняя власть Олигархата добавляет свою лепту в советскую инерцию отчужденности народа от государства ‒ и своим безнравственным эгоизмом, и презрением к народу, и подавлением национального самосознания государствообразующего народа.
Ну и далее несколько типичных экологических сообщений из соцсетей, какие можно найти в каждом регионе.
Новый мусорный полигон под городом Сафоново может уничтожить экологию всего региона!
Вблизи города Сафоново Смоленской области решили построить новый мусорный полигон. Но место выбрали для этого крайне спорное — почти в километре от городского водозабора. К тому же забор будущего полигона будет проходить всего в десяти метрах от могил погибших героев СВО.
А ознакомившись с проектом полигона ТБО (safonovo-admin.ru/publichnye...) местные жители и вовсе забили тревогу, выявив множественные нарушения. Масштабы их таковы, что могут негативно повлиять не только на здоровье жителей города, но и на всю экологию региона.
По мнению местных жителей, в самом тексте проекта указаны недостоверные сведения, а именно:
- замеры электромагнитного воздействия проводились совсем в другом районе Смоленской области;
- в тексте указано, что территория комплекса относится к «Нижне-Великорецкому округу, который занимает низменную равнину, которую пересекает р. Великая», что не имеет никакого отношения к территории вокруг города Сафоново;
- указана недостоверная информация о подземных и поверхностных источниках, а также о последствиях уничтожения растительности для охотничьих угодий;
- неверные данные о демографии региона;
- а также прочие факты сокрытия и искажения реальной информации в тексте проекта, вплоть до указания несуществующих населенных пунктов!
Местные жители бьют тревогу – заведомо ложные сведения указаны уже на этапе создания проекта мусорного полигона, что нарушает законные интересы жителей Сафоновского муниципального округа.
Русская Община города Сафоново готова оказать юридическую помощь пострадавшим. Но очевидно, что без вмешательства компетентных органов проблему не решить.
http://rys-strategia.ru/news/2025-03-19-20359
+ + +
О варварском отношении к уникальной природе Алтая. В одной из передач Никиты Михалкова услышал фразу - "Хроники убывающего плодородия", у нас второе слово можно смело заменить на - убитого плодородия. Эти кадры сделаны сегодня с горы, что напротив золотарей. Сверху хорошо видны масштабы бедствия, и это только начало. В планах этих сущностей выйти на реку Ануй и пройти вверх по долине Ануя и долине реки Щепета всего 53 километра за три года. В заявленных планах артели на этом участке планируется добыть 57 кг россыпного золота, те почти кг на км. Большого ума не надо чтобы произвести не сложные арифметические действия. В идеале, по ценам на сегодня выходит примерно 570 млн рублей. Вот такая арифметика - ущерба на многие миллиарды, а запланировано добыть на пол ярда. Или я тупой, или лыжи не едут, что то в этом компоте все же не так. И это без эмоций, только цифры. А жизни восьми тысяч местных жителей в каких унциях и пфеннигах измеряем? Ущерб экосистеме района - это вам как? Ведь эта беда на многие десятилетия, если не на сотни лет. Кто это подсчитает? Или после вас тут хоть потоп и "запасные аэродромы" подготовлены?
Сергей Усик
https://vk.com/sergeiusik
Где справедливость?
Суд оштрафовал фермера за выпас коров на 55 миллионов рублей, а нефтяную компанию за экологическую катастрофу оштрафовал на 300 тысяч рублей.
Три дня назад суд Новороссийска оштрафовал ЗАО «Волгатранснефть» за розлив 3,7 тыс. тонн мазута в Анапе на сумму 300 тысяч рублей, что вызвало бурю негодования граждан.
Депутат Гордумы Краснодара Александр Сафронов обратил внимание на другую новость. Суд в Темрюке по иску Минприроды Краснодарского края оштрафовал фермера на 55 миллионов рублей за выпас коров на местной охраняемой территории.
— Это вам не разлив тысяч тонн мазута и загаженное побережье! Тут случилось по-настоящему «страшное преступление»: фермерские коровы нанесли ущерб охраняемой территории путем поедания травы и наложения на эту траву лепешек! Этот страшный ущерб Минприроды Кубани оценил в 55 миллионов, а суд с этим согласился. Было бы смешно, если бы не было так грустно. За загаженное Черноморское побережье шраф - 300 тысяч, а за поеденную коровами траву – 55 миллионов! И это все по решению суда. Какой же позор все это! — возмущается Сафронов.
https://24krasnodar.ru/news/main/26334