03.06.2007       0

Открытие Императорского Православного Палестинского Общества


21.05.1882 (3.06). – Открытие Императорского Православного Палестинского Общества

Русская Палестина

Бронзовый знак члена-сотрудника Императорского Православного Палестинского ОбществаРусский православный народ издавна стремился совершить паломничество на Святую землю.  Русские Цари считали покровительство ее святыням важным государственным делом России.  С этой целью в 1847 г. указом Императора Николая I была создана Русская духовная миссия в Иерусалиме – для содействия укреплению Православия на Святой земле, поддержания братских отношений с Иерусалимской православной Церковью, а также для поддержки русских паломников.

В 1856 г. создается "Русское общество пароходства и торговли", организовавшее регулярные паломнические рейсы из Одессы в Яффу, что быстро увеличило потоки русских паломников. В 1857 г. возобновляется прерванная Крымской войной (одной из причин которой было противодействие Европы русскому влиянию на Святой земле) деятельность Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, а в 1858 г. там учреждается Русское консульство. В апреле-мае 1859 г. состоялось первое августейшее паломничество на Святую Землю: Великий Князь Константин Николаевич с супругой Александрой и сыном Николаем прибыли в Палестину. Это сразу позволило решить ряд насущных проблем, связанных с покупкой недвижимости в Иерусалиме и укреплением российского политического влияния. Великий Князь осмотрел и одобрил первые русские приобретения – место близ храма Гроба Господня, где Палестинским обществом впоследствии построено Александровское подворье, и большая территория вне городских стен, на Мейдамской площади, где были воздвигнуты "Русские постройки" с Троицким собором. Для строительства последних был учрежден в том же 1859 г. Палестинский комитет, который и возглавил, по возвращении в Россию, Великий Князь Константин Николаевич.

Сотрудниками Комитета стали состоявшие у него в Морском министерстве давние соратники: А.В. Головнин, Б.П. Мансуров, князь Д.А. Оболенский. С завершением в 1864 г. иерусалимских построек Палестинский Комитет исчерпал свои функции, дальнейшее руководство паломническим делом решено было оставить за Министерством иностранных дел. Для этого была сформирована Палестинская комиссия при Азиатском департаменте МИДа – в составе Б.П. Мансурова, директора Азиатского департамента графа Н.П. Игнатьева и представителя Святейшего Синода князя С.Н. Урусова.

Одним из главных источников финансирования были пожертвования верующих. Ежегодно в Вербное воскресенье во всех храмах и монастырях империи осуществлялся кружечный сбор на нужды Русской Палестины. Русские постройки за 35 лет (1865-1901) приняли 86 тыс. паломников – "Русская Палестина" стала реальным фактором в жизни христианского Востока. Но ее материальное обеспечение, о котором должна была заботиться Палестинская Комиссия, было недостаточным, программа Русских построек не была выполнена полностью, подворья с годами ветшали, становились тесны для растущего числа приезжих. И тут деятельное участие в развитии "Русской Палестины" принял чиновник Василий Николаевич Хитрово (1834-1903).

В 1871 г. Хитрово впервые совершил паломничество в Иерусалим, которое произвело на него настолько сильное впечатление, что он стал поборником интересов Православия на Ближнем Востоке и навсегда полюбил эти места. К святыне тянуло многих, Василий Николаевич увидел нелегкое положение русских паломников на Святой Земле, не имевших ни попечения о себе, ни руководства. Это так подействовало на Хитрово, что он решил озаботиться о паломниках и стал привлекать людей, сочувствовавших его идее. Он снова отправился в Палестину, где занялся подробным ознакомлением с Галилеей, которую объехал верхом совместно с тогдашним начальником русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным). Постепенно образовался круг людей, единомысленных с Василием Николаевичем, многие из которых занимали видное положение. Вскоре ими, при поддержке поддержка главы Синода К.П. Победоносцева, был предложен план создания будущего Императорского Православного Палестинского общества (ИППО).

Решающее значение для основания Общества имело паломничество в Святую Землю 21–31 мая 1881 г. братьев Императора Александра III Великих князей Сергея и Павла Александровичей с их двоюродным братом Великим Князем Константином Константиновичем (впоследствии известным поэтом К. Р., президентом Академии наук). Непосредственным поводом к их паломничеству стали трагические утраты в Царской семье: кончина Императрицы Марии Александровны (22 мая 1880 г.) и убийство Императора Александра II (1 марта 1881 г.).

Императрица Мария Александровна хотя и не смогла по состоянию здоровья осуществить свою мечту о паломничестве в Иерусалим, но считалась покровительницей и благотворительницей Святой Земли. На ее деньги была построена Русская больница в Иерусалиме и содержалась школа для арабских девочек в Бет-Джале, ставшая впоследствии основой для женской учительской семинарии ИППО. Как писал секретарь Палестинского Общества выдающийся историк русского дела на Востоке А.А. Дмитриевский, «христианскую ревность и горячую любовь к Святой Земле царственные родители передали в наследие своим августейшим детям».

Великий Князь Сергей АлександровичТесный духовный контакт с начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным) способствовал личному заинтересованному отношению Великого Князя Сергея Александровича к укреплению здесь русского влияния. Кстати, лучшим документом, с репортажной точностью воспроизводящим подробности пребывания Великих Князей в Иерусалиме, является дневник архимандрита Антонина, большой фрагмент из которого был даже использован сотрудниками российского МИДа в качестве официального отчета о поездке.

Вскоре по возвращении Великих Князей в Петербург Хитрово добивается аудиенции у Великого Князя Сергея Александровича и убеждает его стать во главе создаваемого Православного Палестинского общества. 8 мая 1882 г. устав Общества был высочайше утвержден, а 21 мая во дворце Великого Князя Николая Николаевича Старшего (также совершившего паломничество в Святую Землю в 1872 г.) в присутствии членов Императорской фамилии, русского и греческого духовенства, ученых и дипломатов после молебна в домовой церкви состоялось торжественное открытие Общества.

День был выбран не случайно. 21 мая 1881 г., в канун годовщины со дня смерти Императрицы Марии Александровны, ее младшие сыновья Сергей и Павел впервые ступили на землю Палестины. Итак, Палестинское Общество для Сергея Александровича – это прежде всего дань памяти матери. Кроме того, в этот день Православная Церковь совершает память святых равноапостольных Царя Константина и Царицы Елены, с именами которых связаны не только древнейшие храмы Иерусалима и Вифлеема, но и сам принцип прямого покровительства Святой Земли со стороны православных Императоров.

Высочайше утвержденный Устав состоял из 95 статей, разделенных на 6 разделов. Раздел о целях Общества был сформулирован гораздо сжато и конкретно: «Православное Палестинское Общество учреждается с исключительно ученой и благотворительной целями, для достижения которых ему предоставляется: а) собирать, разрабатывать и распространять в России сведения о святых местах Востока; б) оказывать пособия православным паломникам этих мест; в) учреждать школы, больницы и странноприимные дома, а также оказывать материальные пособия местным жителям, церквам, монастырям и духовенству» (ст. 1). В соответствии с этими задачами Палестинское Общество разделялось на три отделения: 1) научно-издательское, призванное распространять сведения о Святой Земле; 2) паломническое и 3) «поддержание Православия в Святой Земле» (ст. 2).

Следующие шесть статей Устава конкретизируют деятельность научно-издательского отделения (снаряжение экспедиций, введение в научный оборот архивных данных, связь с другими научными обществами, создание научной библиотеки с допуском к пользованию ею всех желающих, учреждение денежных премий за решение тех или иных научных проблем, организация чтений и докладов, выпуск периодических и других изданий).

Статья 9-я раскрывала содержание деятельности паломнического отделения. В его обязанности входило устройство подворий и больниц для паломников, организация паломнических караванов (крайне актуальных при сложности сообщения между церковными центрами Святой Земли; так, из Иерусалима в Назарет к празднику Благовещения пеший караван отправлялся за две недели), а также удешевление путевых расходов в Палестину и обратно.

В статье 10-й комментировалось понятие «поддержание Православия», что должно было выражаться в устройстве школ и больниц для местного населения, в оказании материальной помощи конкретным храмам и монастырям, особенно беднейшему сельскому духовенству.

В 11-й и 12-й статьях речь шла о том, что Общество имеет право составлять собственный капитал и приобретать недвижимость – что стало основой успешной деятельности. Средства Общества складывались, согласно Уставу, из: а) ежегодных и единовременных членских взносов (члены Общества имели право оплатить пожизненное членство), б) кружечных и тарелочных церковных сборов, в) средств, собираемых специальными "сборщиками" и заносимых в "сборные книжки", г) единовременных пожертвований, д) средств от продажи изданий ППО. Было три категории членов Общества: почетных, действительных и членов-сотрудников с различными суммами членских взносов.

Были предусмотрены дипломы и специальные знаки ППО, причем дипломы, соответствующего содержания, выдавались каждой из трех категорий членов, а знаки – лишь почетным членам (золотые) и внесшим пожизненный взнос действительным (серебряные) и членам-сотрудникам (бронзовые). Рисунок знака был Высочайше утвержден 12 июня 1882 г.. Знак представлял собой «золотой греческий крест, сверху щит, посредине которого, на белом эмалевом фоне, золотая монограмма Христа между греческих букв А и Ω. Кругом щита надпись: «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь». На обороте щита на белом эмалевом поле надпись: «Благословит тя Господь от Сиона и узриши благая Иерусалима». Знаки должны были носиться на шее на голубой, с двумя узкими красными каемками, ленте.

В период между годичными собраниями работой Общества руководил Совет, в состав которого первоначально входили: Председатель, его помощник, три Председательствующих в отделениях, три действительных члена ППО избираемых общим собранием, а также по положению Секретарь Общества и Казначей. Августейший Председатель Общества Великий Князь Сергей Александрович, разумеется, не имел возможности лично присутствовать в заседаниях Совета и общих собраниях. Его функции в этом отношении брал на себя помощник Председателя. В 1882–1889 гг. обязанности помощника Председателя исполнял В.Н. Хитрово, а Секретарем ППО был полковник (впоследствии генерал) М.П. Степанов. С 1889 г., после того, как Общество получило титул Императорского и ему были переданы капиталы, имущества и функции прежней Палестинской Комиссии, произошло перераспределение обязанностей: резко возросший объем работы Секретаря возложил на себя В. Н. Хитрово, а Степанов стал помощником Председателя и сохранил эту должность на семь сроков (!), практически до своей смерти (12 декабря 1917 г.).

Доверительное письмо, посланное Хитрово сразу после утверждения Устава ППО архимандриту Антонину (Капустину), излагает также заботу о местном палестинском населении: «... нам не следует забывать, что, говоря о Святом Граде и Святой Земле, мы говорим о том, что олицетворяет для нас основу жизни человеческой – религию, что забота о русских паломниках должна близко лежать нашему сердцу, как равно забота о прирожденных наших союзниках и братьях – туземцах, сынах Единой Церкви... я подразумеваю те 20 или 25 тысяч православных туземцев, которые ныне составляют паству Иерусалимского Патриархата».

Александровское подворье ИППО в Иерусалиме. Освящение креста на крыше подворья. 10 мая 1896 года. Фото о. Тимона. © Архив Иерусалимского отделения ИППО

Александровское подворье ИППО в Иерусалиме.
Освящение креста на крыше подворья. 10 мая 1896 года. Фото о. Тимона.
© Архив Иерусалимского отделения ИППО

В планы Хитрово входили археологические раскопки на Русском месте у храма Гроба Господня (нынешнее Александровское подворье), а также неосуществленные раскопки на Русском месте у Дамасских ворот с целью поиска фундаментов храма святого первомученика Стефана. (Остатки храма были найдены в 1881 г. на участке неподалеку, приобретенном год спустя доминиканцами).

18 октября 1884 г. общее собрание ППО ставит вопрос о предоставлении Обществу права открывать отделы в различных городах Империи, «в видах, – как сказано в отношении на имя К. П. Победоносцева, – распространения сведений об Обществе и усиления материальных средств оного». Наиболее существенным преобразованием Общества, отразившимся и в его Уставе, является Высочайший указ от 24 марта 1889 г. о передаче Палестинскому Обществу функций и капиталов Палестинской Комиссии. Православному Палестинскому Обществу присваивалось название Императорского.

Председатель ИППО Великий Князь Сергей Александрович сделал для Русской Палестины очень много. В должности Московского генерал-гебернатора он был убит 4 февраля 1905 г. в Кремле, близ Никольских ворот, террористом Каляевым. Пост председателя Общества после его кончины приняла его супруга Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, впоследствии святая Новомученица.

В декабре 1910 г. постановлением совета Императорского Православного Палестинского общества в г. Бари (Италия) были командированы кн. Н.Д. Жевахов и прот. Иоанн Восторгов для выбора земельного участка с целью строительства на нем православного центра во имя свт. Николая Чудотворца и странноприимного дома для русских паломников. В мае 1913 г. была совершена их торжественная закладка.

+ + +

После начала Первой мировой войны турецкие власти в декабре 1914 г. реквизировали имущество ИППО, закрыли храмы и выслали членов Общества и духовенство из Иерусалима. В помещениях, приютах и монастырях разместились турецкие солдаты. Сообщение с Россией было прервано.

18 марта 1917 г., после Февральской революции, в виду отсутствия Императорской власти Совет Общества, вслед за решением Синода, принял поспешное решение именоваться просто Православным Палестинским обществом (ППО) – хотя вопрос о сохранении монархии еще только предстояло решить Учредительному собранию. После чего 26 марта 1917 г. подала в отставку Великая Княгиня Елизавета Федоровна, возглавлявшая Общество после убийства мужа. 9 апреля 1917 г. на общем собрании Председателем Общества был избран князь А. А. Ширинский-Шихматов, который уже после Октябрьского переворота, осенью 1918 г., эмигрировал в Германию. В эмиграции члены ИППО продолжили деятельность в соответствии с Уставом под омофором Русской Зарубежной Церкви. Усилия были направлены прежде всего на сохранение святынь и собственности Общества от разграбления и уничтожения. Но это удалось лишь частично.

В 1919 г. Святую землю заняли англичане и некоторые члены Общества вернулись в Иерусалим, были возобновлены богослужения. К этому моменту значительная часть имущества была разграблена. Бóльшая часть зданий была занята английской администрацией под свои нужды. В 1922 г. английская администрация всё же признала существование Общества и Русской Духовной Миссии в составе РПЦЗ. Одновременно с этим колониальные власти начинают принудительно "арендовать" имущество ППО и Миссии.

Советское правительство также пытается завладеть имуществом ППО и Миссии в Палестине и Сирии. Английскому и французскому правительству посылаются соответствующие ноты, полпред Раковский в 1925 г. ведет в Лондоне переговоры, но не достигает успеха.

14 мая 1948 г. по инициативе СССР и США провозглашается сионистское государство "Израиль" и сразу начинается Первая арабо-израильская война. Сталин распоряжается первым установить с еврейским государством дипломатические отношения. Уже 20 мая 1948 г. был назначен «уполномоченный по делам русского имущества» на территории Израиля И.Л. Рабинович. Еврейское правительство в благодарность Сталину признает собственностью СССР все здания и земли ППО и Русской духовной миссии. Члены Общества и Миссии РПЦЗ были оттуда насильственно изгнаны и их взял под свое покровительство король Иордании Абдалла. В ведении ППО на Святой Земле остались только те строения и земли, которые находились в Старом городе, Восточном Иерусалиме и на Западном Берегу, то есть на территориях, не подконтрольных в то время евреям.

17 октября 1964 г. была заключена так называемая "апельсиновая сделка", по которой СССР вернул назад еврейскому государству дом Российского генконсульства, Русскую больницу, Мариинское, Елизаветинское, Николаевское, Вениаминовское подворья в Иерусалиме и другие объекты за 4,5 млн долларов США. Сделку прозвали "апельсиновой", так как значительная часть ее была оплачена не деньгами, а поставками в СССР апельсинов... Правда, часть владений советские власти передали представителям Московской патриархии. (Эти сделки были спорны с юридической точки зрения, но и вопрос о восстановлении справедливости осложнился в связи с выходом части членов Палестинского общества из юрисдикции Зарубежной Церкви – см. далее...)

В 1967 г., после Шестидневной войны весь Иерусалим и Западный Берег оккупируются евреями. Однако одновременный разрыв дипломатических отношения между "Израилем" и СССР позволил РПЦЗ сохранить собственность на новых оккупированных евреями территориях. Для этого Совет ППО в целях безопасности был взят под попечение Архиерейского Синода РПЦЗ (находящегося в США).

Но утраты продолжались. С 1986 г. тогдашний председатель ППО в Святой Земле архимандрит Антоний (Граббе) согласно указу Архиерейского Синода РПЦЗ был лишен сана за «безответственную растрату церковных средств, отсутствие отчетности в Русской духовной Миссии в Иерусалиме, нарушения законов об управлении чужим имуществом и соблазнительный образ жизни в нравственном отношении». Произошедший при этом раскол в самом ППО покрыт туманом, но якобы оно «разделилось на три независимые секции: Американская, Европейская и в Святой Земле». О законности этого разделения (противоречащего Уставу) судить не приходится. С этого момента "секция ППО Святой Земли" отделяется и от РПЦЗ, поскольку Антоний Граббе уходит в церковный раскол. Следующие председатели этой секции, уже не имеют отношения к РПЦЗ.

22 мая 1992 г. ельцинская РФ в своих притязаниях на зарубежное имущество Российской империи и РПЦЗ восстанавливает в Москве историческое "Императорское Православное Палестинское Общество" (в СССР оно действовало как "Российское Палестинское общество" в русле советской ближневосточной политики). Откровенно объявленная при этом цель: «принять необходимые меры по практическому восстановлению и возвращению ИППО его недвижимости» (хотя в самом обществе состоят и приличные специалисты). Начиная с 1994 г. органы власти РФ обращаются к президенту Палестинской автономии Ясиру Арафату с требованием передать им два земельных участка ППО и вскоре добиваются своего, незаконно, с подлогом документов, отнимая эту собственность (монастыри) у РПЦЗ и шантажом дальнейших захватов принуждая к "воссоединению с матерью-церковью".

В 2004 г. председателем секции "граббовского Палестинского общества" становится некий "Николай Воронцов", который выдает себя за потомка белых эмигрантов графов Воронцовых, проживающий в Мюнхене и возглавляющий также "Фонд памяти композитора Глазунова". На самом деле его фамилия Гофман (Хофман), он эмигрировал в Германию в 1970-е гг. по еврейской репатриационной линии из Западной Украины, некоторое время работал в службе "Радио Свобода" на украинском языке. Судя по всему, – человек с талантами, превосходящими Остапа Бендера, поскольку Бендера ограбили на румынской границе, а Гофману удалось удалось "стать графом" и заручиться даже поддержкой М. Ростроповича.

Организация (типа "Рога и копыта") Гофмана по сегодняшний день (2011) занимает на Святой земле Александровское подворье – самый близкий ко Храму Гроба Господня русский участок. Подворье расположено в Старом городе Иерусалима и включает в себя Порог Судных Врат, домовую церковь святого Александра Невского, археологические раскопки и другие достопримечательности. (Археологические исследования на этом участке начаты в 1882 г., а строительство подворья в 1887 г.) Структура Гофмана – частный фонд, который однако претендует на преемственность и всё имущество исторического Императорского Православного Палестинского Общества в Святой Земле и размещает в интернете коммерческую рекламу организации помпезных "святых" венчаний в "царских местах" Иерусалима.

С 2000 г. существует Совет ППО в Святой Земле, который состоит из клириков Русской Духовной Миссии в Иерусалиме РПЦЗ под руководством архиепископа Берлинского, Германского и Великобританского Марка (Арндта). Однако после перехода архиеп. Марка в Московскую патриархию в 2007 г. эта структура подчинена руководству РПЦ МП и вместе с "Императорским Православным Палестинским Обществом РФ" пока безуспешно соперничает с Гофманом.

Использованы материалы:

http://funeral-spb.narod.ru/necropols/nikolskoe/tombs/xitrovo/xitrovo.html
Лисовой Н.Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале ХХ в. М.: Индрик, 2006. Гл. 7.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Императорское_православное_палестинское_общество
http://www.ippo.ru/russkaya-palestina/ot-russkih-raskopok-do-aleksandrovskogo-podvorjya-imperatorskogo-pravoslavnogo-palestinskogo-obschestva-ippo-v-ierusalime-3.html

 Русский народ и Святая Земля

Движение к Святой Земле началось на Руси почти сразу после принятия христианства. В летописях упоминается паломничество к Святой Земле прп. Феодосия Печерского, игуменов Варлаама и Даниила Печерских. Самое знаменитое из паломничеств описано в книге игумена Даниила (1107). Король Иерусалимский тогда разрешил Даниилу поставить святильник на Гробе Господнем от всей Земли Русской. Игумен присутствовал и при чуде схождения Небесного огня на Пасху.

В Иерусалиме опочила прп. Евфросиния Полоцкая, путешествовавшая вместе с братом князем Даниилом.

+ + +

Всегда тоскующий в этом міре, вечно жаждущий и алчущий правды русский народ... не имел зде пребывающего града, но искал грядущего... Все влекло его сердце в Святую Землю – и Вифлеем, Божия митрополия, и Иордан, с его благодатными струями, и Назарет, воспитавший Спасителя, и благословенное Тивериадское море, и светоносный Фавор, но прежде всего он хотел узреть Св. Град, этот жребий Божий, чтобы вкусить вся благая Иерусалима, обойти и обнять Сион, Матерь Церквей и Божие жилище, прильнуть устами и сердцем к трепетной Голгофе и особенно поклониться Живоносному Гробу Господню, почерпнув из него благодатную струю новой жизни.

Долгим и трудным путем шел русский богомолец в Святую Землю, преодолевая леса и горы, моря и реки, терпя голод, зной и холод, подвергаясь нападениям от "арапов", злых сарацын и морских разбойников и имея пред собой только один спасительный маяк – Иерусалим и Гроб Господень. И когда он достигал, наконец, своей заветной цели, радость его была исполнена...

С тех пор как усилиями Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Православного Императорского Палестинского Общества обезпечено было все необходимое для материального и духовного устройства наших богомольцев в Святом Граде, ... могучими волнами стали приливать сюда каждый год ко дню Божественной Пасхи русские поклонники, поражая весь мір стихийною силою этого движения (последнее паломничество перед войной определилось количеством 12 тысяч человек). Его никто не создавал и не поддерживал искусственно, оно органически шло из народной толщи, как родник, бьющий из недр земли. Поход в Святую Землю был теперь не столько подвигом, сколько непрерывным праздником. Во все время долгого пути, в устах богомольцев не смолкали священные песни, пока они не достигали вожделенного Сиона. Тогда для них наступал истинный пир веры...

С прибытием русских богомольцев невольно приходил в движение весь Святой Град, в котором высоко поднималась атмосфера религиозной жизни... Было нечто величественное и потрясающее в этом зрелище пламенной веры "несытной любви" и ревности к святыне, в кротком смирении и самоотвержении и в чистой детской радости, какие сияли здесь из сокровищницы русской души пред лицом всего христианского міра...

Со скорбью и слезами покидали русские поклонники Святой Град, унося с собою из него двойной свет, вещественный и духовный – священный огонь в своих дорожных фонариках и благодатное духовное пламя в своих благочестивых сердцах...

Архиепископ Анастасий (Грибановский)
("Святая Земля", № 1, 1934 г.)

Пеший караван паломников из России подходит к Иерусалиму

Пеший караван паломников из России подходит к Иерусалиму

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25060306

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.