На том же X Съезде РКП(б) Сталин заявил: "…недавно еще говорилось, что украинская республика и украинская нация – выдумка немцев. Между тем ясно, что украинская нация существует и развитие ее культуры составляет ОБЯЗАННОСТЬ коммунистов". А 12 февраля 1929 года Сталин, выступая на встрече с украинскими литераторами, отметил: "...на каком языке мы можем поднять культуру Украины? Только на украинском".
Каганович и Сталин
В апреле 1923 года ХII съезд РКП(б) под руководством Сталина принял постановление о необходимости "укоренения" партийного и государственного аппарата в национальных республиках, то есть о его дерусификации и переводе на местные наречия. В апреле 1925 года по приказу Сталина лидером украинских коммунистов был назначен Лазарь Каганович. Именно Каганович по приезде из Москвы сразу стал проводить форсированную украинизацию в соответствии с решениями ХII Съезда РКП(б).
Именно с вышеуказанного пленума ЦК КПУ власти УССР по приказу центра усилили навязывание "мовы" и стали массово увольнять несогласных с работы. 30 апреля 1925 года по воле Кагановича вышло драконовское постановление "О мерах срочного проведения полной украинизации советского аппарата". Госаппарату предписывалось за восемь месяцев перейти на украинское делопроизводство, для чего всех сотрудников обязали срочно учить украинский, а отказ был чреват увольнением.
Но по-настоящему массово людей стали увольнять с работы после истечения этого срока. В начале 1927-го только из центральных органов власти "за злостное нежелание учиться украинскому языку" уволили 3,2% всех служащих. Дальше – больше, причем за прямое сопротивление украинизации несогласные с ней люди могли получить реальный тюремный срок. Считается, что такая насильственная украинизация была остановлена в начале 1930-х годов. На самом же деле она продолжалась до конца 1930-х, но шла и потом, только в более мягкой форме. Русский сделали обязательным для изучения в школах УССР только в 1939 году, а до этого в украинских школах его не учили. Никогда украинизация в УССР не останавливалась полностью: даже при главе ЦК КПУ В. Щербицком, который вел себя лучше предшественников, в УССР все равно принципиально издавали огромные тиражи книг и газет на украинском, несмотря на то что они потом часто шли в утиль, люди ведь предпочитали читать на русском.

Власти СССР принуждали население к изучению украинского языка не только "кнутом", но и "пряником". Например, в Киеве издавался журнал "Всесвіт" ("Вселенная"), в котором выходило множество переводов произведений западной литературы, не издаваемых больше нигде, кроме этого журнала. Поэтому порой бывало даже так, что любители литературы из иных республик нарочно изучали украинский, чтобы читать "Всесвіт".
Тем не менее, несмотря на все украинизаторские ухищрения партийных и репрессивных органов, в УССР происходила и естественная русификация. Потому что все равно как ни крути на русском языке существовало неизмеримо больше научных и художественных книг, его знание и употребление открывало контакты с людьми из других республик. Да и просто в городах Украина издавна русский язык был намного более распространенным, поэтому массово переезжавшие в города крестьяне постоянно переходили на него с родного суржика.
Однако создание украинской политической нации все равно продолжалось, поскольку власти меняли и менталитет русскоязычных людей, создавая им нерусскую идентичность с помощью постоянных заклинаний о разных народах, пусть (пока) и братских. В УССР были выдавлены из значимых общественных кругов все, кто утверждали, что малороссы-украинцы и русские – это один народ. Для создания фальсифицированной истории Украины, отдельной от общерусской, большевики пригласили М. Грушевского – экс-президента УНР, даже несмотря на то что он в период гражданской войны воевал с Красной армией. Он был сделан советским академиком и мирно умер от болезни в 1934 году, находясь в почете и славе. Однако дело его не умерло и созданные им сепаратистские псевдоисторические концепции легли в основу учебников УССР, хотя потом его имя и перестало упоминаться.
Также большевицкими вождями был выкован полунезависимый бюрократический аппарат Украины, включая даже отдельный МИД УССР, поскольку в 1945 году Сталин сделал УССР и БССР членами-учредителями ООН, благодаря чему их государственность получила международное признание еще тогда. Такое положение тоже меняло менталитет украинцев, а особенно местных чиновников, в сторону сепаратистской идентичности.
Делегация УССР в ООН
Правда, за 70 лет советской власти сделать из Украины полноценную "анти-Россию" создать все же не удалось, и на горбачевском референдуме в марте 1991 года более 70% населения УССР проголосовало за союзное государство. Однако при этом большинство влиятельных, образованных и активных людей УССР тогда выступили против Союза, в том числе большинство киевлян и руководство местной КПУ. Как, впрочем, и в РСФСР, где развал СССР поддержали почти вся верхушка партии и КГБ, а также почти половина москвичей на референдуме. А революции, как известно, всегда делаются в столицах... К тому же и представители большинства населения УССР, выступавшие на горбачевском референдуме за единство с Россией, все же часто всего были сторонниками национальной автономии. Так что большевики во многом добились своего, путем насилия и пропаганды сумев выковать ядро украинской политической нации (впрочем, процесс ее создания пока не закончен, и, уверен, его можно обратить вспять, вернув украинцев к русским традициям предков).
70 лет малороссийский субэтнос русского народа усилиями компартии фактически превращали в политическую партию сепаратизма. До революции массовый украинский сепаратизм был невозможен, и не только потому, что Малороссия представляла из себя группу отдельных губерний, не имевших прав национальной автономии и тем более права выхода из Империи. Но и потому, что малороссийский субэтнос стоял на фундаменте православной веры и следующей из нее идеи общерусской монархии. В такие принципы идея создания отдельного от России национального государства на республиканских основах совершенно не вписывалась.
Большевики в значительной степени искоренили Православие, объединявшее всю Россию, уничтожили Царскую семью и саму идею монархии, провели тотальную украинизацию, создали сепаратистский госаппарат УССР, дав республике право выхода. Все сторонники Православия, общерусской монархии, русского единства в УССР были в самом лучшем случае вытеснены на задворки жизни, а чаще всего просто физически уничтожены (так же обстояло дело в других республиках, где тоже ковались искусственные политические нации). Наверх в УССР продвигались только атеисты, только отрицатели единства русского народа и республиканцы. Они, а также их дети и внуки, сохранившие эти взгляды, стали костяком власти на "независимой" Украине. Так что идентичность современных украинцев выстроилась вокруг революции 1917 года и ее (анти)ценностей, даже если они показушно порицают коммунизм.
Сейчас произошло закономерное продолжение превращения малороссийского субэтноса в левацкую политическую партию глобалистов: теперь зачищают всех тех, кто боролся против революционного Евромайдана имени Сороса и его порядков. Поэтому, к примеру, я – коренной малоросс, прекрасно знающий местное наречие, украинцем не считаюсь, а В. Зеленский, происходящий из совсем другого народа и выучивший местное наречие только на посту президента, считается эталонным украинцем.