Размышления любомудра

Недавно на одном известном православно-патриотическом Тг-канале была помещена такая проповедь с другого Тг-канала.
Записки провинциального священника
Христос посреди нас, дорогие братья и сестры!
Дружба с миром есть вражда против Бога
«Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4)
«Принеси жертву богам, – требовали древние языческие начальники, – отрекись от Галилéянина – и свободен. Вот он, мир, вокруг тебя, с небесами и птицами; видишь, баня горячая, спасение от ледяной смерти, – беги туда!» Эта баня на холме, в которой не захотели согреться 39 из 40 мучеников Севастийских, стояла на границе между тем миром и этим. Каждый мог выбирать.
Сегодня нам на каждом шагу диавол предлагает сделку со своей совестью, то есть он заходит с другой стороны. Старается отщипать у нас раз за разом щепотку соли, чтобы соль наша окончательно потеряла силу: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13).
И внутри Церкви тоже идет борьба, потому что диаволу осталось разрушить только Церковь Христову для своего полного и тотального воцарения над этим миром через грядущего князя тьмы века сего.
Что можем отдать мы с вами ради Царства Небесного? Царства, которое невозможно описать, по сравнению с которым все блага мира будут всего лишь прахом и грязью. Мы хотим жить хорошо и тут, и там, но такого не бывает. Или ты будешь тут гоним за Христа, как гнали всех Его последователей, или, пытаясь здесь получить земные блага, лишишься благ вечных.
Спаситель видел душу каждого из Своих учеников. Он знал, что творилось на сердце у Иуды. Но Господь не стал бить его по рукам, не стал изгонять, а дал ему свободу поступать так, как он посчитает для себя нужным. Даже когда Иуда пришел предавать Его, Спаситель обратился к нему словом «друг». Бог не делит людей на своих и врагов. Он дает каждому из нас возможность стать его другом. А уже от самого человека зависит, что он выберет для себя – дружбу с миром или дружбу с Богом.
https://t.me/zApiskistranika/7234
+ + +
В продолжение предшествовавших размышлений "Для чего было Рождество Христово в мiре земном" предлагаю небольшое дополнение с рассмотрением святоотеческого смысла слов в Священном Писании об отречении от мiра.
В той предшествовавшей статье я приводил святоотеческие толкования на похожие слова апостола Иоанна: "Не любите мiра, ни того, что в мiре: кто любит мiр, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мiре: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мiра сего. И мiр проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:15-17) ‒ причём разъяснения на эту тему были уместны именно к Рождеству:
«Это, конечно, правильно как предостережение от крайности: грешно любить мiр больше любви к Богу, не следует любить мiрские тленные ценности и суету больше ценностей духовных, и уж, конечно, нельзя любить грех в мiре. Но при этом сам мiр есть Божие творение, и Рождество Христово в определенном смысле можно воспринимать как приятие мiра ради спасения в нем человечества (а для облегчения этого необходимо и совершенствование государства и общества с целью ограничения действия зла), но не как категорическое отвержение мiра ‒ иначе зачем Спаситель приходил в мiр как «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мiра» (Ин. 1:29) со словами «Я свет мiру» (Ин. 8:12) ‒ ведь если бы в мiре не было ничего достойного Пришествия Сына Божия, то Ему было бы проще взять достойную часть человечества сразу на Небо и историю мiра этим закончить».
То же самое можно возразить и на призыв "Провинциального священника" не дружить с мiром: это правильно, если под "мiром" понимать то зло, в котором весь мiр лежит, и конкретную ситуацию, когда диавол предлагает сделку со своей совестью и отречение от Бога в пользу мiрового зла.
Но ведь сам-то мiр, созданный Богом и в котором мы живём, он не злой, в его природе сохранились следы его сотворения Богом, ‒ та гармония, через рассматривание которой возможно познание Бога (Рим. 1:20). И в этом мiре живут наши ближние, которых мы призваны любить и защищать от зла ‒ они тоже часть мiра, причём важнейшая для нас, с которой мы связаны духовно, и отношением к ним определяется также наша судьба: «если страдает один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:26).
Так учили святые отцы, не отождествляя весь мiр только со злом. И вообще мiр нам нужен для жизни: чтобы питаться, дышать, радоваться Божиим дарам и сопротивляться злу, духовно созревая в этой борьбе в течение жизни. Мiр, лежащий во зле, ‒ это испытание и как бы "больница" для излечения человечества от греха, которая именно для этого, для сознательного волевого созревания к спасению, оставлена грешным людям, по словам иеромонаха РПЦЗ о. Евфимия (Саморукова): Два пути. Путь благодатный и путь безблагодатный.
Мне кажется, это желательно уточнять в подобных суровых и категоричных проповедях отречения от мiра, чтобы не отталкивать от Христианства, от Церкви, новоначальных наших соотечественников, ищущих в Православии Истину и смысл жизни.
Но "Провинциальный священник" хотя бы призывает "не дружить с мiром", имея в виду сделку с совестью. А есть и такие, которые в гордой позе аскета (но вовсе не монахи) призывают ненавидеть мiр, получается: не любить в нём ни Божиего присутствия, ни ближнего, а любить и спасать только себя, по-фарисейски благодаря Бога за то, что "я не такой, как все прочие грешники"?
Как раз в связи с одним таким витией я и написал пять лет назад те рождественские размышления, поскольку он выступает от имени "истинной РПЦЗ" (к которой я принадлежу около полувека и потому не могу к этому оставаться равнодушным), и также напомнил статью И.А. Ильина "О приятии мiра".
При этом немало отрицателей мiра витийствуют и в МП с иной целью. Вот пример с лояльного патриархийно-сталинистского сайта ‒ статья с заглавием "Смысл жизни — вольное принятие нами смерти".
Её автору, видному протоиерею МП, не противно публиковаться в этом еретическом гнойнике РНЛ, причём он там публикуется ежедневно в качестве духовного отца-настоятеля, рядом с идеологами, кощунственно оправдывающими коммунистический богоборческий сатанизм, якобы посланный нашему народу по "Божиему Замыслу" в виде спасительного "сталинского катехона-СССР", мол, "коммунисты сохранили в народе способность верить", в СССР было советское "христианство без Христа"; "красноармейцы исполняли завет Господа Иисуса Христа" и т.п. Причём на РНЛ это трактуется не только как "неотъемлемая часть нашей истории" (что формально верно: все войны, преступления и ужасы Русского холокоста ‒ это часть нашей страшной истории), но и как НАШ ВОСХВАЛЯЕМЫЙ ИДЕАЛ, к которому мы должны вернуться! Не возражая против этого, сей протоиерей, получается, согласен с такой трактовкой сатанинского "катехона", как с ней согласен и его Тов. Святейший: «Удерживающим был и Советский Союз»...".
При этом начальник РНЛ возносит благодарение богоборческой власти за создание сонма Новомучеников, которые якобы не были антисоветчиками, но добровольно приняли смерть, непонятно по какой причине покорившись злу. В этом контексте и поучение протоиерея о вольном принятии смерти приобретает смысл оправдания смирения перед злом и перед всякой властью "от Бога". Привлекаемые таким духовенством новоначальные, интересующиеся Церковью как школой Истины, чувствуют в этом некую мрачную фальшь, тем более на фоне всего нынешнего сервилизма, лукавства и обмiрщения официального духовенства МП, начиная сверху (вспоминается история с элитными часами "Святейшего", причём дело было не в дороговизне самих часов, а в лукавом "фотошопстве" с их сокрытием).
Могут ли такие "святые отцы" помогать своей пастве достойному прохождению через море житейское и излечению в земной "больнице"?
Итак, достойное принятие смерти ‒ да, но разве в смерти состоит смысл жизни?
Разве для этого Бог сотворил мiр и венец творения ‒ безсмертного человека по Своему образу и подобию? В книге Бытия мы читаем, что Бог, создав мiр, увидел, «что это хорошо» (Быт. 1:8). И разве даже после грехопадения людей и впускания ими зла в мiр в нем не осталось ничего доброго, что стоит любить и защищать, сопротивляясь злу, в чём и состоит миссия православной государственности? Разве не для этого Господь продлевает земную историю, чтобы создать в ней и собрать всех достойных для пополнения Царства Небесного?
Ещё раз вспомним, что святые отцы толковали слова «весь мiр лежит во зле» (1 Ин. 5:19) как призыв сторониться подчинившегося злу мiра греха и страстей. Однако в Священном Писании можно найти и другие слова о мiре. В притчах Самого Христа мы находим уважительное отношение к возделыванию мiра земного, к животным, природе и вообще ко всей земле («кроткие наследуют землю и насладятся множеством мiра». ‒ Пс. 26), мы видим и участие Христа в мiрских радостях человеческих: например, в свадебном пире в Кане Галилейской. Мы постоянно молимся на богослужении об изобилии плодов земных, о здравии, об избавлении нас от бед, болезней, всякого злого обстояния. И Божия Матерь защищает нас в мiру Своим Покровом. Оставление мiра Христос проповедует лишь для избранных, но и они не могут совершенно обходиться без минимума мiрских материальных нужд, необходимых для поддержания их жизни. Монахам на праздники тоже разрешаются маленькие радости земной жизни.
«Сама земная жизнь Господа имела не только искупительное значение, но она была и освящением мiра», ‒ пишет протопресвитер Михаил Помазанский (РПЦЗ) и даёт этому подробное обоснование (отрывок из него помещаю сегодня на РИ: "Бог – Спаситель мiра").
Св. Григорий Богослов оправдывал и научное познание мiра, вместо бегства от него: «Небо, земля, воздух и все, что на них, не должно презирать за то, что некоторые худо уразумели и вместо Бога воздали им божеское поклонение... В науках мы заимствовали исследования и умозрения, но отринули все то, что ведет к демонам, к заблуждению и во глубину погибели».
То, что современная естественная наука почти полностью изменила этому правилу, став на службу Царству антихриста, ‒ это ещё не должно вести к желанию смерти у тех, кто понимает смысл истории. Церковь стремится создать христианам как бы охраняемый Ею "оазис" в мiре зла для созревания церковного народа к спасению.
Протопресвитер Михаил Помазанский (РПЦЗ) писал:
«Многимъ неправославнымъ это освященіе природы и быта казалось и кажется чѣмъ-то языческимъ, остатками дохристіанскихъ обычаевъ и обрядовъ. Но эта близость къ жизни лежитъ въ духѣ Православія. Торжественныя освященія воды съ выходомъ на источники въ дни праздника Крещенія, въ Преполовеніе и 1-го августа; освященіе полей весной, стадъ, освященіе домовъ и всѣхъ хозяйственныхъ помѣщеній святой водой; освященіе снѣдей на св. Пасху; освященіе фруктовъ, начатковъ овощей, цвѣтовъ, начатковъ полевыхъ злаковъ послѣ жатвы; святыя иконы и знаменіе Креста Гоподня — въ домахъ, на перекресткахъ улицъ, на площадяхъ, на воротахъ: все это примѣры освященія Церковью всей жизни внѣ храмовъ. Общественной молитвой благословляется весь земной путь христіанина отъ дня его рожденія. Молитва въ первый день по рожденіи, съ нареченіемъ имени, крещеніе, молитвы въ сороковой день, моленіе передъ началомъ всякаго добраго дѣла, передъ путешествіемъ, въ болѣзни, благодарственныя моленія и другія входятъ въ обиходъ церковно-бытовой»...
Приятие мiра выражается во всей земной христианской культуре как возделывании нашей и материальной и духовной жизни:
«Православіе впитало въ себя благородныя стороны высокой эллинской культуры, полученной въ наслѣдство Византіей. Краснорѣчіе, высшіе образцы котораго мы имѣемъ у святителей IV вѣка христіанства, философія и наука, особенно выразительно представленныя въ христіанствѣ Востока Василіемъ Великимъ и Оригеномъ, поэзія отъ времени Григорія Богослова узоромъ входящая въ развивающееся восточное богослуженіе, Константинопольская святая Софія ‒ верхъ древняго архитектурнаго искусства, осмогласіе Іоанна Дамаскина, иконописаніе Востока, фрески и мозаики константинопольскихъ храмовъ ‒ все это примѣры высокой культуры восточнаго христіанства... Православіе, какъ извѣстно, было культурнымъ двигателемъ и въ нашей родной исторіи». ("Мысли о Православіи")
И в заключении этого очередного моего неприятия трактования Православия как культа смерти процитирую известного богослова из МП, не всегда верного в своих размышлениях, но в данном случае я с ним согласен:
«Грехом в христианстве называется всё то, что вредит человеку, разрушает его тело, расстраивает психику, ум, чувства, совесть. То есть грехом человек не Бога оскорбляет (что в принципе невозможно), но себя казнит. Поэтому и заповеди, и правила в Церкви ‒ это не юридические законы, за нарушение которых Бог наказывает человека, но Его предупреждения избегать всего, чем он может себя ранить и мучить. Поэтому в христианстве существуют соответствующие рекомендации как правильно жить. Они говорят: ешь, питай свое тело, но не объедайся; можешь пить вино, но не пьянствуй; женись и выходи замуж, но не блуди; веселись, пой и танцуй, но не безобразничай; одевайся, но не бесстыдничай; говори правду, будь честен, справедлив, человеколюбив, но не лги, не клевещи, не воруй и т.д. Сам Христос на свадьбе в Кане Галилейской, без сомнения, и ел, и пил, и пел, и был, конечно же весел, а не сидел как черная туча. То есть в христианстве одинаково неприемлемы как языческая вседозволенность, которая некоторыми лукаво выдается за духовную свободу, так и законническое, часто носящее фарисейский характер, рабство букве внешних предписаний».
То есть приходящих к Церкви в поисках Истины она учит правильно жить с целью духовного созревания, а не призывает к смерти как главной цели жизни.
С приближающимся Рождеством Христовым!
М.В. Назаров
23 дек. 2025/5.1.2026 г.

«Так возлюбил Бог мiр, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16).
«Христос есть Агнец Божий, Который берет на Себя грех мiра» (Иоан. 1:29).
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Бог посылает в наш грешный мiр Сына
звёзды дивятся чудесной картине:
должен Он стать человеком, как мы,
чтобы спасти нас от демонской тьмы.
Мiр разделился на Свет и на Тьму,
выбор отвергнуть нельзя никому.
Время земное из центра расходится
в прошлое, в будущее, и Богородица
в центре с Младенцем, Рожденным предвечно
и Воплотившимся в жизнь человечью,
чтоб пострадать за людские грехи
и превозмочь их Любовью... Стихи
трудно об этом сложить, не любя
Бога ответно ‒ Спасителя мiра.
Взять все грехи всех людей на Себя
и Воскресеньем открыть врата ‒ шире
в вечность спасения...
Вот для чего
было задумано Богом Оно ‒
и Воплощение и Воскресение.
М.Н., к Рождеству Христову 2025 (ст.ст.)