6.10/19.10. - Апостола Фомы
Святой Апостол Фома родился в Галилейском городе Панеаде, занимался рыболовством. Услышав проповедь Христа и увидев Его чудеса, Фома стал ходить за Ним и был удостоен Господом причисления к лику двенадцати апостолов, с коими и следовал за Христом до самых его спасительных страданий.
По свидетельству Священного Писания, святой апостол не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа: "Аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры" (Ин. 20:25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал Свои раны. "Господь мой и Бог мой!" воскликнул святой апостол (Ин. 20:28). Это событие с Фомою самым наглядным образом убедило учеников в истинности воскресения Господня, потому что Христос явился ученикам не как призрак и не в ином каком-либо теле, но в том же самом, в коем пострадал ради нашего спасения.
«Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».
После вознесения Христа на небо и сошествия Святого Духа, Апостолы бросили между собою жребий, куда каждому из них идти для проповеди. Фоме выпал жребий идти в Индию, чтобы научить истинной вере обитавшие там народы. Фома очень скорбел о том, что он посылается к таким диким народам; но ему явился в видении Господь, укрепляя его и повелевая быть мужественным и не страшиться, и обещал Сам пребывать с ним. Он скоро указал ему и возможность проникнуть в сии страны.
Царь индийский Гундафор, желая выстроить себе дворец как можно красивее, послал купца своего Авана в Палестину, чтобы он нашел там искусного строителя. С этим Аваном Господь и повелел Фоме идти в индийские страны: Фома выдал себя за опытного строителя и отправился с Аваном в Индию морским путем.
Однажды они пристали к городу, где царь отдавал замуж свою дочь и распорядился, чтобы на бракосочетание собирались и богатые и бедные, рабы и пришельцы, а если кто придти не захочет, тот будет подлежать царскому суду. Авану с Фомою пришлось пойти на брачное торжество в царский двор. Апостол сел на самом последнем месте и ничего не ел, не принимал участия и в веселье, но погрузился в размышления. Все смотрели на него как на странника и иноплеменника. Виночерпий, видя, что Фома не веселится, ударил его по лицу, заставляя веселиться вместе со всеми.
Тогда апостол сказал ударившему его: «Да воздаст тебе Господь за сие еще в сей жизни, и я пусть увижу руку, ударившую меня, влачимою псом на показ многим!» Затем виночерпий вышел к колодцу, чтобы набрать воды для разбавления вина. Там внезапно напал на него лев и убил, после чего собаки, растерзали тело на части, а один пес приволок его правую руку на пир и бросил пред всеми. Слышавшие приговор Фомы виночерпию донесли об этом царю.
По окончании пира царь призвал к себе апостола Фому и сказал: "Войди во дворец и благослови отданную замуж дочь мою". Апостол, войдя в опочивальню, стал поучать новобрачных целомудрию и хранению чистого девства и, помолившись за них, благословил и удалился. Во сне новобрачные увидели Иисуса Христа, Который подтвердил им пожелание Фомы. Новобрачные решили соблюдать в супружестве совершенное целомудрие. Узнав об этом, царь разгневался и повелел схватить апостола, но он уже отплыл в Индию.
Индийский царь обрадовался их прибытию и показал Фоме место, где он хотел строить дворец, дал много золота для постройки, а сам отправился в другую страну. Фома сразу же раздал золото нуждающимся, проповедью Евангелия обратил многих к вере во Христа и крестил их.
В то время молодые супруги, которые, по совету Фомы, решили хранить девство, услышав, что он в Индии проповедует Христа, прибыли к апостолу и приняли от него крещение. Жена получила имя Пелагии и впоследствии пролила кровь за Христа, муж был назван Дионисием и впоследствии стал епископом. Возвратившись с апостольским благословением в свое отечество, они распространяли там веру во Христа и строили церкви.
По прошествии двух лет индийский царь послал слугу к апостолу узнать: скоро ли окончится постройка его дворца? Апостол ответил, что остается только возвести крышу. Царь обрадовался, и послал ему еще золота. Фома снова раздал золото тем, кто просил у него помощи, а сам продолжал лишь проповедовать Слово Божие.
Вскоре царь узнал, что Фома даже и не начинал строительство, а все золото раздал бедным, проповедуя какого-то нового Бога и совершая чудеса. Когда святого Фому привели к царю, тот спросил его: "Выстроил ли ты палаты?" – Фома отвечал: "Выстроил, и притом великолепные и прекрасные. Правда, в жизни земной ты не можешь увидеть дворца сего, но когда отойдешь из сей жизни, тогда увидишь с радостью и будешь жить там вечно".
Царь, думая, что он смеется над ним, повелел бросить его в темницу вместе с купцом Аваном, где они должны были томиться в ожидании мучительной казни: царь намеревался содрать с них живых кожу и сжечь их на костре. Но апостол утешал купца: "Не бойся, для нас не настало еще время умирать; мы будем живы и свободны, и царь почтит нас за те палаты, которые я устроил ему в царстве небесном".
В ту же самую ночь заболел и умер царский брат. Царь, забыв прежнее свое огорчение, впал в скорбь. Душа же умершего была вознесена ангелом в небесные обители с многочисленными палатами, между коими одна была особенно прекрасна. И спросил ангел душу: "В какой из всех палат тебе более угодно жить?". Душа царского брата выбрала самую красивую, но ангел отказал: "Ты не можешь жить в сей палате, ибо она принадлежит твоему брату, на золото которого построил ее пришелец Фома". И сказала душа: "Прошу тебя, отпусти меня назад к брату, и я выкуплю у него эту палату, ибо он еще не знает красоты ее – и потом снова возвращусь сюда".
Тогда ангел возвратил душу в тело, умерший ожил и, молил окружавших его, чтобы царь поскорее пришел к нему. Царь, услышав, что брат его ожил, радостно поспешил к нему. Воскресший же сказал: "Я уверен, царь, что ты любишь меня как своего брата; знаю, что ты безутешно плакал обо мне и, если бы можно было освободить меня от смерти, то отдал бы за то даже до полцарства своего". Царь отвечал: "Да, это совершенная правда". – "Если ты так любишь меня, – сказал на это брат царя,– то прошу у тебя одного дара: дай мне палату твою, которую ты имеешь на небесах, и возьми за нее все мое богатство".
Царь, услышав такие слова, удивился и пришел в смущение: "Откуда у меня на небесах может быть палата?" – Брат всё рассказал ему о дворце, построенном Фомой. Царь возрадовался о возвращении брата к жизни и о палате, построенной ему на небесах. И сказал он воскресшему брату: "Я готов не отказать тебе ни в чем, что на земле мне подвластно, а той палаты, которая находится на небе, я тебе не обещал. Но если хочешь, то мы имеем зодчего, который может построить такую же палату и тебе".
Царь тотчас освободил святого Фому и пал ему в ноги, прося прощения за свой грех против него, содеянный по неведению. Апостол же, возблагодарив Бога, начал учить обоих братьев вере, а затем крестил их и научил их жить по-христиански. Братья многочисленными милостынями своими создали себе вечные обители на небесах. Утвердив их в вере, апостол пошел в другие окрестные города и селения для спасения новых душ человеческих.
Когда наступило время Успения Божией Матери, все Апостолы из разных стран восхищены были на облаках небесных и перенесены в Гефсиманию, к одру Пресвятой Девы. Апостол Фома не успел прибыть к самому дню погребения. Это устроено было Божиим изволением для того, чтобы удостоверить верующих, что Матерь Божия с телом была взята на небо. Ибо как относительно воскресения Христова христиане более утвердились в вере чрез неверие Фомы, так относительно взятия на небеса с плотью Пречистой Девы Марии узнали вследствие замедления Фомы. Апостол прибыл только на третий день после погребения и огорчался, что не мог проводить тело Божией Матери вместе с другими апостолами. Тогда специально для Фомы апостолы открыли гробницу Пресвятой Богородицы, чтобы он, увидев пречестное тело, поклонился ему и утешился в своей печали. Но в гробнице не нашли тела, а только одну лежавшую там плащаницу. И отсюда все уверились в том, что Матерь Божия на третий день с телом была взята на небеса.
После этого Фома снова проповедовал в индийских странах, обращая многих к вере знамениями и чудесами. В числе этих чудес было воскрешение мертвого. Один языческий жрец убил своего сына и обвинил в этом святого Фому. Собравшаяся толпа схватила святого Фому как убийцу и потребовала казни. Фома отрицал свою вину и сказал судье: "Пойдемте, и я, во имя Бога моего, спрошу убитого, чтобы он сам сказал, кто убил его".
Все пошли с ним к телу убитого жреческого сына. Фома помолился Богу и сказал мертвецу: "Во имя Господа моего Иисуса Христа повелеваю тебе, юноша, скажи нам, кто убил тебя?" И тотчас мертвец ответил: "Мой отец убил меня". Тогда все воскликнули: "Велик Бог, Коего проповедует Фома". После сего чуда великое множество народа обратилось к Богу и приняло крещение от апостола.
Затем Апостол пошел еще дальше, в Каламидскую страну, где правил царь Муздий. Там Фома обратил к вере родственницу царского любимца Каризия. С того времени она стала гнушаться язычниками как врагами Божиими, и избегать всякого общения с ними в беседах и на пирах, а вместе с тем отдаляться вообще от мирских удовольствий, в том числе от язычника-мужа. Такое же решение приняла и обращенная в веру ее сестра, царская супруга. Один из сыновей царя также уверовал и крестился у апостола.
Царь и Каризий произвели самое строгое расследование о причине такой перемены, которую они заметили в своих женах, и привели апостола на суд царю. "Если ты не сделаешь так, чтобы жены наши снова жили с нами в прежней любви и общении, то мы предадим тебя мучительной смерти". Апостол отвечал: "Не подобает рабыням Христовым иметь супружеское общение с беззаконными мужьями и верующим быть оскверненными злочестивыми и неверующими".
Царь и Каризий стали подвергать апостола мучениям, но Господь сохранял его невредимым. Тогда царь отдал Фому в руки пяти воинам, приказав им взойти с ним на гору и пронзить его там копьями. Сын царя Азан и один человек по имени Сифор поспешили вслед за апостолом и испросили у воинов позволение совершить молитву. Апостол при этом рукоположил Сифора священником, а Азана диаконом и заповедовал им, чтобы они заботились об умножении верующих и распространении Церкви Христовой. После сего воины пронзили апостола пятью копьями, отчего он и скончался.
Сифор и Азан долго оплакивали его и с честью погребли его святое тело. По совершении погребения, они сидели около могилы апостола и скорбели. А он явился им, повелевая, чтобы они шли в город и утверждали братию в вере. Следуя сему повелению учителя своего, вспомоществуемые его молитвами, они успешно распространяли веру и управляли Церковью Христовою.
Царь же Муздий и Каризий оставили своих жен жить свободно как христианки. Несколько лет спустя, один из сыновей царя Муздия впал в беснование и никто не мог исцелить его. Тогда царь вспомнил про казненного им апостола Фому и, взяв земли с его могилы, привязал ее к шее сына, говоря: "Господи Иисусе Христе! Молитвами апостола Твоего Фомы исцели сына моего, и я уверую в Тебя". Так и произошло.
Царь Муздий уверовал во Христа и со всеми своими вельможами принял крещение от священника Сифора. Великая радость овладела сердцами верующих, ибо идолы были сокрушены, и на месте их сооружены церкви. Царь, по принятии крещения, каялся в своих прежних грехах и у всех просил помощи и молитв. И вся Церковь молилась за царя. На том же месте, где было погребено святое тело апостола, совершались, по молитвам его, многие чудеса.
В 1293 г. путещественник Марко Поло посетил Индию и гробницу апостола Фомы в области Малабар (Малипур), в своих записках он назвал местных жителей «христианами апостола Фомы». Место мученической кончины св. Апостола Фомы указывали на одной высокой скале, в шести верстах от города, куда апостол часто ходил для молитвы. В средние века там была построена церковь. В 1893 г. мелипурский епископ Энрик Хосе Реад Де Сильва отдал распоряжение разобрать церковь и построить на ее месте собор, стоящий и до сих пор. Собор построен таким образом, что место погребения апостола Фомы находится в самом центре здания.Местность эта у местных жителей считается священной землей. 26 декабря 2004 г., когда цунами обрушилось на юго-восточное побережье Азии, воды океана проникли далеко вглубь территории, но даже не дотронулись до храмового комплекса, хотя собор св. апостола Фомы находится почти на побережье. Тысячи людей смогли найти здесь свое спасение. Не было ни одного погибшего и в хижинах вокруг собора.
По свидетельству церковных писателей, основная часть мощей святого апостола Фомы впоследствии (в 230 г.) перенесена была из Индии в Месопотамию в город Эдессу (Урфа, ныне Шанлыурфа на юго-востоке Турции). Там в 373 г. в Эдессе над мощами св. апостола была построена великолепная церковь. Впоследствии мощи были перенесены крестоносцами от наступавших магометан на остров Хиос, там их в 1258 г. захватили венецианцы и увезли в Ортону (Италия), где они пребывают до сих пор в городском соборе.
Часть мощей апостола Фомы была ранее перенесена в Константинополь, где во имя его был создан храм при Императоре Анастасии (490-518 гг.). Во время четвертого крестового похода и разграбления крестоносцами Константинополя (1204 г.) они среди множества других святынь нашли правую руку св. апостола, которую после пятого Крестового похода венгерский король Андрей II привез с собою в Венгрию.