23.11.1703 (6.12). - Свт. Митрофана Воронежского
Свт. Митрофан Воронежский
Свт. Митрофан Воронежский (6.11.1632–23.11.1703), родился на Владимірской земле, как предполагают, в семье священника. Мірское имя его было Михаил. Некоторое время он служил священником, имел жену и детей. Овдовев на сороковом году жизни, он решил принять монашество и удалился в Золотниковскую Успенскую пустынь, вблизи Суздаля. Вскоре Митрофан был назначен игуменом Яхромского монастыря, основанного прп. Космой, а спустя девять лет стал настоятелем Желтоводского монастыря, основанного прп. Макарием Унженским.
По учреждении московским Церковным Собором 1681–1682 гг. Воронежской епархии свт. Митрофан стал первым ее епископом. В те времена этот город находился на окраине Русского государства. Храмов в Воронеже было мало, церковные законы часто не соблюдались, однако свт. Митрофан видел в духовенстве силу, способную благотворно воздействовать на местное население. Положил много труда по устроению обширной епархии, обращая главное внимание на усиление святой ревности духовенства, был строгим блюстителем церковных уставов и правил благочестия. Заботился о чистоте нравов паствы, боролся против увеселений, носивших безнравственный характер.
Особые отношения сложились у святителя с Царем Петром I. Епископ Митрофан участвовал в венчании на царство братьев-Царей Иоанна и Петра, был очевидцем стрелецкой смуты. Затем святитель, с одной стороны, помогал Петру I, строившему в Воронеже флот, с другой стороны – протестовал против западного апостасийного духа, насаждавшегося Петром в России. Так, несмотря на угрозы Царя, категорически отказался пройти к нему во дворец мимо обнаженных скульптур языческих богов. Петр, очень почитавший святителя, в конце концов смирился и убрал статуи. А после смерти владыки, последовавшей 23 ноября 1703 г., Царь нес на руках его гроб.
Воронежский владыка своим мужественным поведением показал пример отношения и к "возрождению" язычества в России, и к Царю, впадающему в греховный соблазн. К сожалению, противостоять натиску апостасийного, но технически развитого Запада, когда сам Царь "открыл окно в просвещенную Европу", – было крайне трудно и требовало большого мужества. Когда строилась "северная столица", она стала сплошным языческим капищем: причудливые фонтаны в виде обнаженных античных фигур, амурчики под потолками дворцов, в которых не оставалось места для икон, статуи греческих и римских богов... К этому русскую знать приучали весь ХVII век. Россия переставала быть Святой Русью, а значит и революционная катастрофа была не за горами. И только православная вера народа не позволила произойти трагедии уже в те времена.
Хороший был бы патриарх,и ведь мог бы! Но история,как известно,не принимает условных наклонений!