28.05.2007       0

Начало стрелецкого бунта в Москве («Хованщина»), приведшего к власти царевну Софью Алексеевну


15.05.1682 (28.05). – Начало стрелецкого бунта в Москве ("Хованщина"), приведшего к власти царевну Софью Алексеевну

Начало стрелецкого бунта в Москве («Хованщина»). Софья Алексеевна – Великая Государыня Царевна и Великая княжна Правительница-регентша Российского царства в 1682–1689 гг.Софья Алексеевна – Великая Государыня Царевна и Великая княжна Правительница-регентша Российского царства в 1682–1689 гг.

"Хованщина", употребляемое иногда в литературе название стрелецкого бунта в Москве в 1682 г., который бояре-заговорщики, в том числе князь И.А. Хованский, использовали в борьбе за власть. В результате этого бунта на семь лет установилась власть царевны Софьи Алексеевны.

После кончины Царя Федора Алексеевича 27 апреля 1682 г. в возрасте 21 года детей у него не было, и престол должен был перейти к старшему из его братьев – 15-летнему Ивану, сыну первой жены Царя Алексея Михайловича, покойной царицы Марии Ильиничны (в девичестве Милославской). Однако с младенчества Иван был очень болен, и считалось вероятным, что он вскоре умрет, и тогда Царем станет его 10-летний младший брат Петр – сын второй жены Царя Алексея Михайловича, вдовствующей царицы Натальи Кирилловны (в девичестве Нарышкиной).

В условиях такой неопределенности возникло соперничество между двумя боярскими родами – Милославских и Нарышкиных. В борьбу включились и многие другие бояре, ибо от того, кто станет Царем, зависело положение многих из них. Большинство боярской Думы решило провозгласить Царем более жизнеспособного Петра. Это означало для Милославских утрату влияния, и принадлежавшая к их клану энергичная царевна Софья Алексеевна решила восстановить престолонаследие по старшинству, опираясь на часть бояр, в том числе князей В.В. Голицына и И.А. Хованского.

Для этого они решили воспользоваться недовольством стрельцов, которое назревало в течение царствования Федора Алексеевича. Жалование стрельцам выплачивалось с большими задержками, сотники и полковники удерживали в свою пользу часть стрелецкого жалования, заставляли стрельцов выполнять хозяйственные работы в своих имениях, творили иной произвол.

Люди Милославских стали разжигать недовольство стрельцов, распространяя слухи, что теперь, под властью Нарышкиных, будет еще хуже. 15 мая пустили слух, что в Кремле Нарышкины задушили царевича Ивана. Ударил набатный колокол и стрельцы многих полков бросились с оружием в Кремль, смяли немногочисленную охрану и заполнили Соборную площадь перед дворцом. На Красное крыльцо вышли царица Наталья Кирилловна, державшая за руки Царя Петра и царевича Ивана, с ними был Патриарх. Среди стрельцов произошло замешательство: Иван был жив и невредим. В это время князь Михаил Долгоруков, сын высшего стрелецкого начальника Ю.А. Долгорукого, стал кричать на стрельцов, обвиняя их в измене и угрожая расправой. Стрельцы бросились на крыльцо и сбросили Долгорукого на подставленные копья. Расправы над боярами и стрелецкими командирами, продолжалось до 18 мая, были убиты многие сторонники Нарышкиных, в том числе братья царицы Наталии.

Стрельцы взяли Кремль под свой контроль. Царем формально оставался малолетний Петр, Наталья Кирилловна — регентшей, но реальной власти у них не было. Стрельцы потребовали выплатить им всю задолженность по жалованию. Денег в казне не было, и, угождая им, Софья распорядилась собирать для этого деньги по всей стране, переплавлять на деньги золотую и серебряную посуду царской столовой. Затем стрельцы потребовали, чтобы помимо Петра Царем (притом старшим) был назван еще и Иван, а царевна Софья стала при них правительницей (регентшей). Патриарх и Земский Собор (26 мая 1682) выполнили требования стрельцов.

Стремясь обезопасить себя от возможных преследований в будущем, стрельцы подали правительнице Софье челобитную-ультиматум, согласно которой все их действия, включая убийства бояр, должны быть признаны правильными, отвечающими интересам государства и царской семьи, не подлежащими наказанию. Софья была вынуждена выполнить эти требования.

Высшим стрелецким начальником Софья назначила князя И.А. Хованского, надеясь, что он утихомирит стрельцов. Но тот потакал бунтарям во всем и, опираясь на них, пытался оказывать давление на правительницу. По его имени это время фактической диктатуры стрельцов и получило в русской истории название Хованщина.

Почувствовав слабость правительства, старообрядцы, подвергавшиеся жестоким преследованиям со стороны царской власти, решили перейти в наступление. Они собрались в Москве из дальних скитов и проповедовали в стрелецких полках возврат к старой вере. Эти претензии были поддержаны Хованским, который нашел в этом еще один способ давления на правительство Софьи. Старообрядцы предложили открытый диспут между сторонниками новой и старой веры. Патриарх возражал против открытого спора на площади, понимая, что победа в нем будет зависеть не от аргументов и логики, а от настроений толпы. Хованский и старообрядцы после долгих пререканий согласились провести диспут в Грановитой палате 5 июля. Официальную церковь представлял Патриарх Иоаким, старообрядцев – бывший суздальский священник Никита Константинович Добрынин. Спор свелся ко взаимному обвинению сторон в ереси и невежестве, к ругани и чуть ли не к драке. Патриарх Иоаким прервал диспут, объявив своего противника "пустосвятом". Старообрядцы покинули Кремль и на Красной площади объявили народу о своей победе.

Софья же пристыдила стрельцов, что те идут на поводу у бунтующих мужиков-невежд: «Неужели вы, верные слуги нашего деда, отца и брата, в единомыслии с раскольниками? Вы и нашими верными слугами зоветесь: зачем же таким невеждам попускаете? Если мы должны быть в таком порабощении, то царям и нам здесь больше жить нельзя: пойдем в другие города и возвестим всему народу о таком непослушании и разорении». Стрельцы отступились от старообрядцев и вечером этого же дня отрубили голову Никите "пустосвяту". Хованский едва успел спасти остальных старообрядцев, которым он ранее гарантировал безопасность. После этого "диспута" Софья стала видеть в Хованском одного из главных своих противников, но ничего не могла сделать против него.

Зависимое от стрельцов положение правительства продолжалось до середины августа. Затем царская семья в полном составе (оба царя и их родственники) под конвоем царских стольников выехала, якобы в монастырь, но по дороге свернула в Коломенское — подмосковное имение царской семьи, откуда они по проселкам, в объезд Москвы к 14 сентября добрались до села Воздвиженского на Ярославской дороге, в нескольких верстах от Троице-Сергиевого монастыря, который был выбран в качестве царской резиденции на время противостояния со стрельцами. Сюда же собрались остатки боярской думы. Князь Хованский с сыном Андреем отправились в Воздвиженское договариваться с правительницей, но в дороге были схвачены сильным отрядом царских стольников, и 17 сентября (день рождения Софьи) доставлены в Воздвиженское. Они были обвинены в намерении завладеть престолом и тут же казнены. Софья стала собирать ополчение.

Лишившись своего предводителя, стрельцы утратили решимость и стали слать правительнице одну челобитную за другой. Они признали свои действия 15-18 мая преступными, но умоляли Софью о помиловании и обещали служить ей верой и правдой. Софья обещала стрельцам прощение, казнив только выданного стрельцами ближайшего помощника Хованского – Алексея Юдина. Начальником стрелецкого приказа был назначен думный дьяк Ф.Л. Шакловитый, который жесткой рукой восстановил порядок и дисциплину.

В начале ноября царский двор вернулся в Москву, только царица Наталья Кирилловна сочла опасным для себя и сына оставаться в Кремле под контролем Милославских и предпочла жить в загородной резиденции Алексея Михайловича – селе Преображенском, под охраной верных ей людей. Царь Петр тоже жил там, приезжая в Москву только для участия в церемониях, на которых его присутствие было необходимо.

Софья Алексеевна (17.9.1657–3.7.1704) была умной, властной, очень честолюбивой, знала польский язык, латынь. Установленное в результате стрелецкого бунта правление Софьи при номинальном царствовании Петра I и Ивана V было в основном продолжением политики предыдущего царствования без каких-либо новшеств. Конкретные дела управления были поручены приближенному князю В. В. Голицыну. Успешно и без большой крови справившись с "Хованщиной", Софья продолжила борьбу с с принявшим участие в смуте старообрядчеством, приняв в 1685 г. "12 статей", на основании которых были казнены тысячи староверов.

При Софье был заключен выгодный для России "Вечный мир" с Польшей (1686), невыгодный Нерчинский договор с Китаем (1689). В 1687 и 1689 гг. под руководством Голицына были предприняты походы против крымских татар, которые нельзя признать успешными, но они продемонстрировали решимость России покончить с многовековой крымской опасностью. В 1687 г. при Богоявленском монастыре по инициативе Симеона Полоцкого была учреждена Эллино-греческая академия – первое светское высшее учебное заведение России, готовившее образованных людей для государственного и церковного аппарата (с 1701 г. Славяно-греко-латинская академия). 21 июля 1687 г. в Париж прибыло первое русское посольство.

Правление Софьи продлилось семь лет – до сентября 1689 г., когда в результате обострения ее конфронтации с повзрослевшим Петром она была отстранена от власти. У правительницы не осталось людей, готовых рискнуть головой ради её интересов, и когда Петр потребовал, чтобы Софья удалилась в Новодевичий монастырь, ей пришлось подчиниться. В монастыре она содержалась под стражей.

Во время стрелецкого восстания 1698 г. стрельцы, по данным следствия, намеревались позвать её на царство. После подавления бунта Софья была пострижена в монахини под именем Сусанны. Умерла в 1704. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25052805

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.