23.12.1920      11700      27
 

Первый русский корабль эвакуировавшегося флота генерала Врангеля вошел в порт Бизерта (Тунис)


23.12.1920. — Первый русский корабль эвакуировавшегося флота генерала Врангеля вошел в порт Бизерта (Тунис)

Последний подвиг Белой эскадры

Армия генерала Врангеля ушла из Крыма 11-16 ноября 1920 г.. В те дни на 130 гражданских и военных судах Россию покинули около 150 000 военных и гражданских лиц, они прибыли в Константинополь. Побежденная союзница Германии Турция была оккупирована войсками Антанты – военными союзниками России. Однако они потребовали роспуска 60-тысячной армии. Генерал Врангель воспротивился этому: «Я несколько недоумеваю, как могут возникать сомнения, ибо принцип, на котором построена власть и армия, не уничтожен фактом оставления Крыма». Белые воины решили сохранять боеспособность любой ценой. Сухопутные войска разместились лагерем на пустынном островке Галлиполи, а русскому флоту французы разрешили стоянку в тунисском порту Бизерта.

Рано утром 23 декабря 1920 г. пассажирский пароход "Великий князь Константин" первым вошел в бизертский порт. Историк Кноринг, находившийся на борту, вспоминал:
«Рано утром мы входили в Бизерту. Прошли каналом, который соединяет большое внутреннее озеро с морем. Справа развернулась пальмовая аллея перед пляжем. Вокзал с башней в мавританском стиле. Вдали казармы, тоже восточные по виду. Перед нами развертывался городок чистый, живописный. Вместе с любопытством рождался вопрос: что будет с нами?»

27 декабря прибыл линкор "Генерал Алексеев", на котором находились гардемарины и кадеты Севастопольского морского корпуса. Особенно торжественно был отмечен приход флагманского старого трехтрубного крейсера "Генерал Корнилов". Ранее он назывался "Очаков", с которого в далеком 1905 г. руководил Севастопольским революционным восстанием лейтенант Шмидт. Командующий эскадрой вице-адмирал Кедров со своим штабом стоял на мостике крейсера и приветствовал каждое русское судно, уже стоявшее в порту. К 29 декабря суда, покинувшие Константинополь с первым конвоем, были в Бизерте. После этого Кедров сдал командование эскадрой контр-адмиралу М.А. Беренсу. Начальником штаба был назначен контр-адмирал Александр Тихменев.

Настроение у всех было хорошее: дошли, целы. Так что первый тост за новый 1921 год был достаточно радостным: "За скорейшее возвращение!". Тогда многие верили, что приведут себя в порядок и вернутся на Родину… — Так начинается литературный сценарий "Голгофа русской эскадры" двухсерийного документального фильма Константина Капитонова о последнем прибежище русского флота в Бизерте.

Тунис в это время был владением Франции, которая формально была союзницей России в Первой мiровой войне, но предала ее. Предала и поощрением Февральской революции через масонские структуры, и заявлением Клемансо на Версальской мирной конференции: "России больше нет". Однако русский Андреевский флаг развевался над русским флотом в Бизерте до октября 1924 года.

К середине февраля 1921 г. в Бизерту прибыло 33 корабля, включая два линкора "Генерал Алексеев" и "Георгий Победоносец", крейсер "Генерал Корнилов", вспомогательный крейсер "Алмаз", 10 эскадренных миноносцев, четыре подводные лодки и еще 14 кораблей меньшего водоизмещения, а также корпус недостроенного танкера "Баку". Общее число беженцев составляло 6388 человек, из которых – 1000 офицеров и кадет, 4000 матросов, 13 священников, 90 докторов и фельдшеров и 1000 женщин и детей.


Командование Русской эскадры в Бизерте. 1921

Дочь морского офицера А.А. Ширинская, находившаяся в их числе, вспоминает: «Прибывшие корабли со всеми находящимися на них офицерами, матросами и гражданскими лицами посадили на карантин. Вот что писал об этом капитан 1-го ранга Владимiр фон Берг: ярко-желтые флаги взвились на мачтах. Французский карантин покрыл русские суда. Никто не смел съехать на берег, никто не смел подойти к нам. Что за болезнь была на эскадре? Оспа, тиф или чума? Нет! Не того опасались французы: от тифа и чумы есть прививка. Мы прибыли из страны ужасной болезни — красной духовной заразы. И вот этой заразы, пуще другой, боялись французы».

Более точная причина: как и в Константинополе (Галлиполи), правительство Франции хотело как можно скорее избавиться от Русской армии. Ибо правящие круги Антанты под давлением еврейских банкиров Уолл-стрита вступили в тайное соглашение с большевиками о торговле и сотрудничестве (это была главная причина нэпа в 1921 г.).

В оплату снабжения эвакуировавшейся русской армии французы конфисковали все ценности, вывезенные Врангелем из Крыма, личные счета офицеров в иностранных банках, и, разумеется, приглянувшиеся суда как в Константинополе, так и в Бизерте. В счет этого русских снабжали провиантом со складов французской армии. Часть снабжения осуществлялась стараниями американского и французского Красного Креста. Со временем количество пайков и их размеры начали сокращаться, а ассортимент — ухудшаться.

Но материальные трудности преодолевались дисциплиной, взаимовыручкой, православным чувством братства и единой судьбы. И конечно – чувством долга перед Россией, мыслью об освобождении России. Матросы и офицеры продолжали поддерживать боевое состояние своих кораблей, они не сомневались, что скоро возобновится борьба с большевицкими оккупантами. На кораблях, как положено, поднимались флаг, гюйс, проводились учения, были организованы артиллерийские, штурманские курсы, курсы подводного плавания.

Офицеры воссоздали в Бизерте Морской корпус, классы которого в 1921 г. разместили на горе Кебир, в трех километрах от центра Бизерты, в старом форте. Рядом разбили лагерь для персонала и складов. Началась подготовка младших офицеров и гардемаринов. Под руководством директора училища адмирала А. Герасимова программы занятий были преобразованы для подготовки воспитанников в высшие учебные заведения во Франции и в других странах. Однако директор подчеркивал, что они «готовились стать полезными деятелями для возрождении России». (Морской корпус просуществовал до мая 1925 года.)

Помимо этого, русская эскадра сохраняла культурный уровень своей жизни: читали лекции на самые разные темы, ставили самодеятельные спектакли, создали хор, библиотеку, на "Георгии Победоносце" была открыта школа, где преподавали адмиралы, генералы, ученые. В ней дети получали полный гимназический курс, точно как в России. С 1921 по 1923 гг. под руководством капитана 2-го ранга и историка флота Н. А. Монастырева выходил машинописный "Бизертинский морской сборник".

Разумеется, в эскадре постоянно служило духовенство под руководством о. Георгия Спасского, который был до революции законоучителем в Севастопольском Морском кадетском корпусе, а с 1917 г. — главным священником Черноморского флота (по предложению вице-адмирала А.В. Колчака). В Бизерте он устроил воскресную школу для детей.

В октябре 1922 г. морской префект Бизерты получил приказание сократить личный состав Русской эскадры до 200 человек. Это было равносильно ликвидации. Начались переговоры, длившиеся несколько дней, которые закончились тем, что было разрешено оставить 348 человек. Командующему пришлось согласиться, хотя он не терял надежды увеличить это число путем ходатайства через Париж. 7 ноября было назначено списание, причем, морской префект настаивал на скорейшем проведении этой меры. По этому поводу командующий Беренс отдал приказы о списании на берег в семь устроенных лагерей, дав «следующие советы на основании бывших случаев»:

«1)По приходе в лагерь сразу завести свои строгие порядки, помня, что как бы ни был строг свой, он все же легче, чем более льготный, но введенный из-под чужой палки.

2) При уходе на работы, придется встретиться с недоброжелательством евреев и итальянцев, старающихся бойкотировать русских и ведущих против них агитацию. Боритесь с ними их же оружием, то есть, сплоченностью и солидарностью. Поддерживайте друг друга. Нашедший хорошее место, старайся пристроить своих. Держитесь друг друга, так как в единении сила.
3) Не верьте всяким слухам о возможности массовой отправки в славянские и другие страны. Когда такая возможность представится, все будут оповещены официально мною или штабом. Пока для поездки туда требуется личная виза».

Не все гражданские лица могли вынести жизнь в лагере. Поэтому в плавучее общежитие переоборудовали броненосец "Георгий Победоносец", где поселили семейных моряков старших возрастов. Остальных разместили в лагерях под Бизертой. Остававшиеся на кораблях моряки продолжали нести свою, теперь вдвойне нелегкую, службу. Надо было содержать в порядке вооружение, механизмы, машины. Это приходилось делать офицерам, ибо матросов не хватало. Надлежало проводить учения по боевой подготовке, осуществлять текущий и доковый ремонт.

Морякам в Бизерте французами выплачивалось символическое жалование от 10 франков – для рядового матроса, до 21 франка для командира судна в звании капитана 1-го ранга.

Однако Русская эскадра жила строгим распорядком дня и сумела обезпечить достаточно высокое медицинское обслуживание не только своей колонии, но и местного населения. До осени 1922 г. на морском транспорте "Добыча" действовала операционная. Для помощи заболевшим и временно потерявшим трудоспособность создали больничную кассу.

Ширинская рассказывает: «В поисках средств для существования почти все прибывшие соотечественники оказались в равном положении, невзирая на чины или образование. Только врачи могли надеяться на работу по специальности. Престарелый генерал Завалишин просил место сторожа или садовника. Генерал Попов, инженер-механик, как и двадцатилетний матрос Никитенко, искали место механика. Алмазов, который когда-то готовил докторскую степень по международному праву в Париже, был готов выполнять обязанности писаря. Моя мама, как и многие дамы, подрабатывала дома, штопая одежду, стирала и гладила белье. Мария Аполлоновна Кульстрем, вдова бывшего градоначальника Севастополя, ходила по домам штопать белье. Все ее дни были разобраны между французскими видными семьями города…».

Добросовестность русских людей, готовность довольствоваться скромным были оценены окружающим их разнородным обществом, в том числе в тунисской деревне, где русские работали землемерами или надзирателями, строили дороги. Вечерами эмигранты собирались вместе, вспоминали о навсегда ушедших временах, беззаботных днях жизни на родине. За горькой повседневностью действительности, по словам А. Ширинской, вставали облики милого прошлого: новогодние и пасхальные визиты, целование рук. «Отчасти в первые годы мы еще жили в мiре, который навсегда покинули, и, возможно, это именно помогло нам».

Везде, где селились беженцы, стихийно рождался хор. Привезенные с родины партитуры Гречанинова, Архангельского, Чеснокова открыли местному обществу русскую классику. Немало бизертской молодежи тех лет брали уроков музыки у русских преподавателей. Существовал даже духовой оркестр под управлением одного из русских офицеров. Ежегодно в праздник Успения Богородицы жившие в городе итальянцы устраивали большую процессию, в которой маршировал и русский оркестр.

Между тем, отношение французских властей к эскадре, ее экипажам и командирам ухудшалось. Не довольствуясь сокращением личного состава и упразднением гардемаринских рот, они взялись и за корабли. Чтобы восполнить недавние потери своего флота в Мiровой войне, они еще в июле 1921 г. увели из Бизерты самый современный корабль эскадры — транспорт-мастерскую "Кронштадт", дав ему свое название "Вулкан". Во время войны он конкурировал в ремонте кораблей с севастопольским портом, а в Бизерте давал работу сотням квалифицированных матросов. Ледокол "Илья Муромец" стал французским минным заградителем "Поллукс". Морское министерство приобрело и недостроенный танкер "Баку". На 12 единиц пополнился флот министерства торгового мореплавания Франции. Итальянским судовладельцам достались транспорты "Дон" и "Добыча", мальтийским — посыльное судно "Якут".

И вот настал 1924 год, когда бывшие союзники России официально признали ее оккупантов "русской властью" на международной арене. Повсеместно были закрыты прежние русские дипломатические представительства и в них стали вселяться сотрудники-соплеменники Троцкого… Французы отказались тратить даже прежние крохи на русских моряков и рассматривать оставшиеся корабли как русскую колонию.

29 октября 1924 года на всех русских кораблях был спущен Андреевский флаг. А.А. Ширинская вспоминает: «Собрались все, кто еще оставался на кораблях эскадры: офицеры, матросы, гардемарины. Были участники Первой мiровой войны, были и моряки, пережившие Цусиму. И вот в 17 часов 25 минут прозвучала последняя команда: "На Флаг и Гюйс!" и спустя минуту: "Флаг и Гюйс спустить!"…». Корабли Франция должна была передать представителям большевицкого правительства, но долго не могли договориться об условиях передачи. Постепенно корабли были отправлены в металлолом…

К концу 1920-х годов большинство эмигрантов разъехалось по разным странам, большинству удалось попасть во Францию, где много русских белых воинов работали таксистами и рабочими на заводах. В Тунисе осталось не более 700 человек, которые устроились на общественных работах, в госпиталях, мастерских, электростанциях, аптеках, кассирами и счетоводами в бюро. В основном русские прижились в местном французском военном гарнизоне и связанной с ним европейской колонии.

Тем не менее эта маленькая русская община совершила еще один подвиг, достойный русского имени. Было решено построить храм в память о Русской эскадре. Образованный для этого Комитет обратился с призывом ко всем русским людям в рассеянии общими усилиями собрать для этого средства – и это с успехом удалось. Приступили к постройке в 1937 году, а в 1939 году храм был закончен. Завесой на царских вратах храма стал сшитый вдовами и женами моряков Андреевский флаг. Иконы и утварь были взяты из корабельных церквей, подсвечниками служили снарядные гильзы, а на памятной доске из мрамора названы поименно все 33 корабля, которые ушли из Севастополя в Бизерту… Этот пятиглавый храм носит имя святого князя Александра Невского. В нем состоялись прощальные церемонии по кораблям эскадры. Отпевали здесь, прежде чем проводить на кладбище, и русских офицеров и матросов. После Второй мiровой войны маленькая русская община совсем сжалась. За церковью долгие годы присматривала А.А. Ширинская-Манштейн.

Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн (1912 г.р.) осталась последней русской в Бизерте. Ее отец Александр Манштейн был командиром миноносца "Жаркий". Всю жизнь она прожила в этом арабском городке, где похоронила отца и многих его сослуживцев, где, ухаживая за их могилами, полвека преподавала математику частными уроками, в школе и местном лицее. В 2006 г. муниципалитет Бизерты переименовал площадь города, на которой расположен храм Св. Александра Невского, и назвал её именем Анастасии Ширинской.

Использованы материалы:
книга Анастасии Александровны Ширинской-Манштейн "Бизерта. Последняя стоянка", СПб., Фонд "Отечество", 2006.
http://www.sweeta.ru/books/14.html
http://www.homeru.com/news/component/option,com_remository/Itemid,32/func,fileinfo/id,50/
Юрий Зинин. "Русские в Бизерте – вчера и сегодня.
Николай Сологубовский, Сергей Филатов. Русская эскадра.

Справка:
Командующий Русской эскадрой в Бизерте контр-адмирал Михаил Андреевич Беренс (1879-1943) в годы Первой Мiровой войны стал кавалером орденов Святого Станислава 3-й степени с мечом и бантом, Святой Анны 2-й, 3-й и 4-й степеней, Святого Владимiра 4-й степени с мечами и бантом. Также награжден Золотой саблей с надписью "За храбрость" и орденом Святого Георгия Победоносца 4-й степени. Он умер в 1943 г. одиноким человеком в пригороде Туниса городке Мигрин и похоронен на маленьком местном кладбище.

Контр-адмирал Александр Иванович Тихменев (1878-1959), кавалер орденов Святого Станислава 2-й степени с мечами, Святой Анны 2-й степени с мечами, Святого Владимiра 4-й степени с мечами и бантом. Умер в Бизерте 25 апреля 1959 года.

Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн скончалась в Бизерте 21 декабря 2009 г. в 6 часов утра, на 98 году жизни.


Линкор "Георгий Победоносец" Русской эскадры, внутренний рейд Бизерты, конец 1920-х годов


Русское кладбище в Бизерте.


Оставить свой комментарий
Обсуждение: 27 комментариев
  1. Димитрий:

    Спаси Бог за такой познавательный материал из нашей истории.
    Что-то прямо в сердце кольнуло, читая эти строки. Но всегда когда читаешь о том тяжёлом времени и когда возникает чувство досады от того, что столько великих русских людей было обречено на такие муки и испытания, одновременно с этим всегда появляется мысль — но ведь вся эта катастрофа совершилась по Промыслу Божию. Значит во всём этом есть какой-то великий смысл…

  2. Андрей:

    Поклонимся низко их памяти …

  3. владимир:

    да Андрей

  4. Виктор:

    Сделаны первые шаги по подготовке проведения Всемирного русского ВЕЧЕ с вопросом "ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ", которое должно состояться в Севастополе в 2010 году в ноябре в дни 90-летия Всерусского исхода. Для участия в нём приглашаются только русские люди.
    perun38@mail.ru

  5. Русский:

    Плакал!

  6. р.Б.Димитрий:

    Виктору — Вызывает большое сомнение ссылка на "перуна", не по пути нам с этой нечистью.

  7. Мы раздуваем пожар мировой - церкви и тюрьмы сравняем с землей:

    Целовнья рук, пасхальные гулянья… когда рабочие полбу жрали и в окопах жизни за миллиарды буржуйские отдавали.
    Правильно красные голову белой гидре снесли. Мы еще вернемся — недолго поповской и буржуйской нечести осталось….

  8. р.Б.Димитрий - мировому пожару:

    Для того,что бы вернуться,сначала нужно уйти.

  9. Виктор Разживин, гл.ред.газеты "Русские Славяне":

    Прочитал очень интересное и познавательное откровение об исходе остатков славного Русского флота. Отзывы об этом рассказе говорят и о том, что страсти и раскол на "белых и красных" в нашем обществе не преодален.Одни видят "нечисть Перуна", другие — "попов и буржуев".А мы ведь все-Русские. И это мы — Православные и Родноверы, разбавленные иудео-христианством для нашего раскола, и никак мы не можем от этого очиститься.Слишком круто замешано.
    Я знаю Виктора Ивановича (см.Виктор)- это настоящий Русский патриот, очень много сделавший для объединения русского народа. Вот и сейчас участвует в подготовке Вече, или Собора — кому как нравится. И когда мы кидаем камни в своих — мы плодим раскол, а не конструктивный форум. И этот призыв из "Мы раздуем пожар мировой…" из иудео-христианства. Уже хватит пожаров. Целый ХХ век мы горим, а на нашем костре греют свои грязные руки иудеи. А мы все никак не поймем, что не гоже быть дровами. Даже сейчас мы горим по 1,5 млн. человек в год. А за ХХ век сколько сгорело?.. Материалы Нашей истории должны становиться нашими Уроками, из которых мы должны извлекать правильные выводы и создавать свой "талмуд нашей жизни", как иудеи, которые 4 тыс. лет по крупицам собирают опыт своей жизни с дьяволом и как, за счет этого, сидеть на шее других народов, аккумулируют все в своем Талмуде.
    И понимают, с Кем они борются — не на жизнь, а на смерть. Мы же находимся по другую сторону зла – с нами Бог!
    Виктор Разживин, гл. ред.газеты "Русские Славяне".

  10. р.Б.Димитрий:

    Следует всегда иметь ясность в терминах.Что значит " иудеохристианство"? Если говорить о ересях иудействующих,обличенных уже на первом Апостольском соборе в Иерусалиме, то во все времена Православная церковь распознавала и отсекала от себя их в самых разных проявлениях,как то: ереси евионитов,назареев,елкезаитов,в том числе и у нас на Руси.Достаточно вспомнить ереси богомилов,стригольников,жидовствующих,Бакшина(Башкина)и т.п.Нет в Православии ни духа,ни буквы современного талмудического иудаизма.Что ж,каждый волен выбирать,со Христом он или с перуном.И никогда христианин не кинет камень в кого-то только по причине его иного убеждения,но в державном строительстве,да и в любом другом тоже,во главу угла всегда должен ставиться прочный и проверенный камень,а не иной сомнительный материал. А "камень же бе Христос".

  11. Олег Викторович:

    очень тяжело читать об этом .
    как бы хотелось помочь им тогдашним
    зная последующию историю .

  12. Николай Сологубовский:

    Документальный фильм "Анастасия" Виктора Лисаковича получил национальную кинопремию НИКА!.. Главная героиня фильма «Анастасия»…«Бог дал Анастасии Ширинской-Манштейн в ее 95-летнем возрасте ясный ум и светлую память, чтобы она смогла рассказать трагическую историю исхода Русского флота из Севастополя в 1920 г. и последней его стоянки в Бизерте (Тунис)». http://www.arthouse.ru «Московская публика аплодировала стоя более трех минут и отблагодарила авторов картины букетами цветов… Подробности о фильме «АНАСТАСИЯ», который рассказывает о судьбе Анастасии Александровны Ширинской-Манштейн вы найдете на этих сайтах:
    http://www.sootetsestvenniki.ru
    http://world.lib.ru/s/sologubowskij_n
    http://www.sweeta.ru/index_t.html
    Отрывки из книги Анастасии Александровны Ширинской-Манштейн
    «Бизерта. Последняя стоянка» вы можете почитать на сайте:
    http://www.sweeta.ru/books/manshtein.html
    С уважением,
    Николай Сологубовский
    E-mail: sweeta45@mail.ru
    [Приносим извинения. Мы были вынуждены оставить из Вашего материала лишь несколько отрывков. К сожалению, окошко для откликов не предназначено для больших материалов и статей. — Адм.]

  13. АС:

    Целовнья рук, пасхальные гулянья… когда рабочие полбу жрали и в окопах жизни за миллиарды буржуйские отдавали. Правильно красные голову белой гидре снесли. Мы еще вернемся — недолго поповской и буржуйской нечести осталось….

    Лечите голову если не поздно

  14. Николай Сологубовский:

    Дорогие Друзья Русской Эскадры и Анастасии Александровны Ширинской-Манштейн!
    Мы рады сообщить вам, что документальный фильм «Анастасия», получивший приз "НИКА" как лучший неигровой фильм 22008 года, включен в конкурс III Международного кинофестиваля «Русское Зарубежье».
    Показ фильма "Анастасия" состоится 13 ноября 2009 года. в Малом Зале Дома Русского Зарубежья, в 17.30. Адрес: Москва, метро «Таганская», Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына.
    Приглашаем вас на просмотр. Поддержите наш фильм, фильм о Русской эскадре!
    С уважением

    Николай Сологубовский
    sweeta45@mail.ru

    http://www.sootetsestvenniki.ru/

  15. Сологубовский Николай:

    14 ноября 2009 г. в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына прошла торжественная церемония закрытия Третьего Международного кинофестиваля «Русское Зарубежье». Президент Кинофестиваля, кинорежиссер Сергей Зайцев отметил, что фестиваль вот уже третий год успешно продолжает выполнять свою основную миссию: «дать возможность русским людям во всем мире почувствовать себя одной семьей, у которой одно общее Будущее».
    В этом году в конкурсной программе были представлены 30 талантливых фильмов из девяти стран мира. Главный Приз неигрового конкурса – статуэтка «Философский пароход» – вручен картине «АНАСТАСИЯ» (производство – Россия, снят фильм в Тунисе и Франции, режиссер Виктор Лисакович, автор сценария и оператор Николай Сологубовский, продюсеры Левон Манасян и Долорес Мелконян, киностудия «Элегия»). Фильм посвящен судьбе ставшей самой известной русской эмигрантки, проживающей в тунисском городе Бизерта. Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн, которой исполнилось 97 лет, – свидетель исхода Черноморской эскадры и Белой армии из Крыма в 1920 году, хранительница памяти о судьбах многих русских людей, оказавшихся за рубежом.
    «Для меня было большой честью участвовать в Кинофестивале, – сказал, принимая награду, режиссер картины Виктор Лисакович. – Анастасия Александровна – удивительный человек, и Гран При – это в первую очередь ее достижение».
    Специальный диплом жюри неигровых фильмов вручен картине «Кадетская перекличка», посвященной судьбе выпускников русских кадетских корпусов в Югославии и снятой в рамках авторского проекта Елены Чавчавадзе. Награду принял автор сценария и режиссер фильма Валерий Демин.
    «Мы благодарны Богу, за то, что нам посчастливилось встретиться с этими людьми, – сказал он, – мы очень рады, что нам удалось запечатлеть их живые лица, их беззаветную преданность и благородство». (…)
    Помимо собственно кинопросмотров, программа фестиваля в этом году изобиловала интересными мероприятиями: так, в стенах Дома Русского Зарубежья в рамках фестиваля прошли вечера, посвященные русской эмиграции в Болгарии и «Столетию Русских сезонов» Сергея Дягилева. Выставка художников Анны и Анатолия Нежных также была посвящена “К столетию Русских Сезонов».

  16. Nikolay Sologubovskiy BIZERTE:

    21 Декабря в 6 часов утра, на 98 году, ушла из жизни
    Анастасия Александровна Ширинская-Манштейн.

    Она была награждена орденами России, Туниса и Франции.
    Ее волю выполнил Патриарх Московский и всея Руси. Президент России подарил ей свою книгу с дарственной надписью. Мэр Парижа, ее ученик, часто навещал ее. Тунисцы называли ее «жемчужиной Бизерты» или просто «наша бабу».
    Военные моряки называли ее бабушкой Русского флота, и когда корабли под Андреевским флагом заходили в Бизерту, она – была самым почетным гостем на борту.

    Вдали от Родины, она сохраняла в себе Россию.

  17. Nikolay Sologubovskiy:

    … Ее верность родителям и долгу перед русской общиной в Тунисе удерживали ее вдали от Европы, куда уехали многие из тех, кото оказался в далеком 20 году на африканском береге. Она осталась в Бизерте. И она приходила на кладбище, где похоронен его отец, его товарищи, офицеры и матросы, их семьи, и где каждый камень напоминает о той трагедии, которая началась для России в четырнадцатом году, когда разразилась, и не по вине русских, Первая война. И уже потом началась цепь таких событий, которая привела к тому, что многие русские оказались на чужбине. Она надеялась, что никогда больше не повторится с Россией то, что пришлось ей пережить в двадцатом веке. Однажды она сказала: «Если бы я могла начать жизнь снова, я начала бы с молитв о том, чтобы русский никогда не поднял руку на русского, чтобы никогда человек на убивал человека и чтобы на Земле не было братоубийственных войн». Рассказывая в своей книге и в фильме «Анастасия», оглядываясь на свою прожитую жизнь, Анастасия Александровна говорила: «Я ни о чем не жалею и не падаю духом. Судьба мне дала долгую жизнь и хорошую память. Надеюсь, что и обо мне останется добрая память». Она многое нам успела сказать, но многое унесла с собой навсегда. Я вспоминаю ее расссказы и слышу ее голос… «Мы должны найти и в Прошлом, и в Настоящем те лучшие стороны, которые будут переданы будущим поколениям. Раз навсегда мы должны ясно понять, что новой Poccии мы ничего не можем дать, кроме любви. Для меня все пережитое — это урок, полный значения и богатый предостережениями…». Я вспоминаю слова, которые она сказала 5 января 2008 года после просмотра фильма «Анастасия»: «Настоящее без Прошлого – это Настоящее без Будущего. … Надо, что бы кто-то, хоть один человек в нужный момент оказался на нужном месте, чтобы эта цепь не прервалась. Мне наверняка дана для чего-то длинная жизнь, потому что даже и Пушкин говорит: «Недаром многих лет свидетель Господь меня поставил И книжному искусству научил…» Память об Анастасии Александровне Ширинской-Манштейн, ее книга, ее фильм будет всегда с нами. Спасибо за твою любовь к России, спасибо за веру и верность, спасибо тебе за все, дорогая и любимая Анастасия Александровна! Ты остаешься с нами, в наших просветленных тобой сердцах, в наших добрых делах, благословленных тобой!

  18. ЧЕРНОСОТЕНЕЦ-пожару:

    Берегись красная мразь,недолго те осталось русску кровушку пить,скоро Царь-батюшка вернется и тогда уже никого в сибирь не пошлют,а вздернут вас всех прям на красной площади,а жида вашего мавзалейного спалим,зарядим в Царь-пушку и отправим туда откуда приперся-в Германию,усе вам гадам припомнится.ЗА ВЕРУ,ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО.

  19. galini1@yandex.ru:

    Горжусь настоящими людьми, которые в любых ситуациах с достоинством справляются с любыми трудностями и остаются настоящими людьми. Мне это всё так знакомо и чужая страна, и чужой язык. Уже 19 лет живём в Греции. Чудесная страна, но как была чужой,так чужой и осталась.У детей сейчас два родных языка:русский и греческий, и настоящая любовь и уважение к русской родине.О госпоже Анастасии Ширинской узнала из передачи по телевидению,произвело очень большое впечатление.Хотелось бы побольше таких передач, и таких книг.

  20. алексей:

    пока ы не прекратим грызню между собой будем плевать в друг друга гражданская война не закончится она идет и сегодня а что касательно сюзничков…очень жалею что положили армию самсонова надо было не прикрывать этих гадов которые после за нашу же кровь продали эскадру да и не только ее ВЕЧНАЯ СЛАВА СОЛДАТАМ МАТРОСАМ ОФИЦЕРАМ НЕ ИЗМЕНИВШИМ ПРИСЯГЕ И СОВЕСТИ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА

  21. Стрим11:

    Почему,мы-русские,только в беде становимся-
    белыми и пушистыми?Почему так по хамски ведем себя
    в нормальное время.Где все были до 1905г.Почему
    страну не сохранили.За 20век просрали две великие
    державы и теперь превратились в страну 3его мира.

  22. Науменко П.И.:

    Не понравилось. Масса неточностей, и выдумок. Обычная статейка не для посвященных. Таких много…

  23. Ольга:

    Земной поклон и вечная память офицерам и рядовым Белой Армии, всем русским сохранившим веру православную, безграничную любовь и верность России. Сейчас, от каждого из нас зависит будущее нашей многострадальной Родины. Вернемся к вере нашей православной всем сердцем своим, всею душой, тогла с божьей помощью вернем и потярянную Россию, ту Святую Русь, за которую сражались, страдали и умирали наши далекие пращуры и деды.

  24. Виктор.:

    90-лет Исхода.

    В 2010 году исполнилось 90 лет со времени окончания организованной евреями революции в России, являющейся причиной самоуничтожения оглуплённых жидами 20-ти миллионов русских жизней и гибелью Российской империи, завершившейся в Крыму 15 ноября 1920 года изгнанием из России 150 тысяч её граждан и Императорского Черноморского флота.
    Через 20 лет евреи снова спровоцировали Великую Отечественную войну, которая обошлась нам в 27 миллионов жизней. А ещё через 50 лет всё тот же "избранный народец", ими же созданный СССР, с целью дальнейшего уничтожения славян, развалил его на составные части — республики и разделил славян на враждующие государства! Снова твари дьявола создали все условия не только для продолжения нашего взаимного уничтожения, но и для уничтожения нас выходцами из бывших союзных республик! Дети Сатаны, засевшие в Кремле, во избежание своей гибели, в открытую борьбу с русскими людьми не вступают и потому воюют с нами чужими руками! Так, за последние 100 лет, они умертвили 100 миллионов русских жизней, ибо они знают, что угрозу господству Дьявола представляем именно мы, русские люди! Они боятся нашего прозрения и торопятся нас уничтожить до того, как мы узнаем всю правду о них!
    Предлагаем: Силами Ополчения в день Русского Исхода (15 ноября 2010 года) провести русскую конгресс-конференцию, где и обсудить проблему нашего миропонимания, памяти и долга нашего перед своими предками и Историей Земли Русской. Провести в этот день на Графской пристани Севастополя митинг-реквием в память о всерусском Исходе.

  25. Татьяна:

    Склоним головы перед этими людьми, проявившими такую стойкость и мужество! Смотрела фильм АНАСТАСИЯ и плакала, слушая повествование героини фильма. Прекрасная работа авторов, получившая награды по-праву!

  26. Юрий Кабаев:

    Уроды. Назвать народ оккупантами — это надо же было до такого додуматься. Затеяли войну, которая абсолютно не нужна была русскому народу, с треском её проиграли, попытались отыграться на самом российском народе, развязав гражданскую войну с массовым белым террором, а когда русский народ их вышвырнул, они забрали с собой 130 кораблей. Которых так не хватало народу русскому в годы Великой Отечественной войны. Артиллерия русской эскадры впоследствии досталась немцам и они её использовали против СССР и союзников. А потом лгали и клеветали на свой народ и созданное им, русским народом, Великое Государство, спасшее мир от коричневой чумы. Были они чужим для русских людей народом, чужим и остались.

  27. МВН - Юрию Кабаеву:

    Вы не урод, уродами рождаются. Вы несчастный искореженный богоборческой властью манкурт, советский янычар, ненавидящий Россию и восхваляющий ее разрушителей, которые на деньги наших врагов работали на поражение своей страны в Мiровой войне и затем убили десятки миллионов лучших наших соотечественников. Вы наглядная жертва этих оккупантов, поскольку в Вашей психике добро и зло поменялись местами. Бога не боитесь?

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Последние комментарии
Подписка на рассылку

* Поля обязательные для заполнения