15.09.2017       0

Текст письма в Синодальную Богословскую комиссию от 10 (23) апреля 2006 года


Приложение 9.

В Синодальную Богословскую комиссию (копия Высокопреосвященнейшему Августину, Архиепископу Львовскому и Галицкому)

Ваше Высокопреосвященство,
председатель Синодальной Богословской комиссии Владыко Филарет! Уважаемые члены Синодальной Богословской комиссии!

Мы, миряне Московской епархии, обеспокоенные участившимися случаями расхождением между святоотеческим учением об отношении к талмудическому иудаизму и современной практикой высокопоставленных церковных руководителей, 24 июня (7 июля) 2005 года в день Рождества Честного Славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна обратились с письмом к своему правящему епархиальному архиерею, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, с просьбой разъяснить наше недоумение. Письмо было принято в канцелярии Московской Патриархии и завизировано прот. Николаем Гостевым (письмо помещено в Приложении 1).

В течение последующих пяти месяцев никакого ответа мы не получили. Найдя преждевременным обращаться за разрешением нашего недоумения к Поместному Собору и учитывая всю важность вопроса, мы посчитали своим Христианским долгом направить это письмо на рассмотрение всем правящим архиереям Русской Православной Церкви, моля их не оставлять нашу просьбу без внимания, но ответить и разрешить наше недоумение.

Высокопреосвященнийший Августин, Архиепископ Львовский и Галицкий, в ответном письме (помещено в Приложении 2) подтвердил необходимость решения поднимаемых нами вопросов для блага Матери нашей Святой Православной Церкви и уведомил нас, что он направил наше письмо для рассмотрения Высокопреосвященнейшему Филарету, Митрополиту Минскому и Слуцкому, Патриаршему Экзарху всея Беларуси, председателю Синодальной Богословской комиссии.

В связи с этим мы присоединяем смиренное наше слово к мудрому решению Владыки Августина и просим Синодальную богословскую комиссию рассмотреть и дать квалифицированную богословскую оценку беспокоящих нас вопросов. Наработки Синодальной Богословской комиссии (в случае необходимости) смогут послужить ценным материалом для утверждения Православного вероучения Поместным Собором Русской Православной Церкви, которому, согласно ст. 2 п. 1 нашего церковного Устава, принадлежит высшая власть в области вероучения.

Для облегчения работы Синодальной богословской комиссии мы по тексту нашего письма Святейшему Патриарху выделили четыре основных богословских вопроса, требующих решения, наше видение которых мы помещаем непосредственно за ними.

1. Является ли религия нынешних талмудических иудеев развитием религии Ветхозаветного Израиля, которую насаждал Господь Бог через святых Пророков или же это совершенно новая религия, насаждаемая не Богом, а, следовательно, противником Божиим – диаволом?

Суть вопроса. Сам Христос говорил уже тогда отступавшим от веры Пророков иудеям: «Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне» (Ин 8, 37, 44-45). Кроме того, Господь через Апостола Иоанна Богослова в Апокалипсисе дважды свидетельствует о принадлежности иудаизма к сатанизму. Спаситель сказал: «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское...» (Откр. 2, 8-9); и так же о церкви последних времен: «Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» (Откр. 3, 9).

Так же об иудеях учат отцы Церкви. Например, Великий Вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст поучает: «...Синагога... служит убежищем не просто для разбойников и торгашей, но для демонов, а вернее сказать, не синагоги только (служат таким убежищем), но и самые души Иудеев» (Святитель Иоанн Златоуст. Против Иудеев. М.: «Лодья», 2000. С. 11); кроме того: «Конечно (Иудеи) скажут, что и они поклоняются Богу. Но это неправда: никто из Иудеев не поклоняется Богу. Кто говорит это? Сын Божий: «вы не знаете ни Меня, ни отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего». Какое еще можно привести свидетельство достовернее этого?» (Святитель Иоанн Златоуст. Против иудеев. М.: «Лодья», 2000. С. 9). Таким образом, как Священное Писание, так и Священное Предание Православной Церкви однозначно квалифицируют иудаизм как сатанизм.

2. Повинны ли ныне живущие этнические евреи в убийстве Господа нашего Иисуса Христа?

Суть вопроса. Из Евангелия ясно, чтобы никто из иудеев не мог переложить свою вину богоубийства на правителя Понтия Пилата, вопрошавшего Христа: «Мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. С этого времени Пилат искал отпустить Его» (Ин. 19. 10-12). Однако Понтий «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 24-25). Про римских же воинов, возносивших Его на Крест «Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий» (Лк. 23, 34.), ибо за неведение они достойны прощения, в отличие от просвещенных пророками иудеев. Поэтому в день Пятидесятницы Апостол Петр сказал им: «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: ПОКАЙТЕСЬ, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш (в случае, если станете Христианами, то есть Новым Израилем). И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного (то есть от богоубийц евреев, указывая именно на кровное родство). Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2. 36-41). В те же дни Апостол «Петр сказал народу: мужи Израильские!... Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, которого вы предали и от Которого отреклись пред лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели... Итак ПОКАЙТЕСЬ и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» (Деян. 3, 12; 3, 13-15; 3, 19-21.). Блаженный Феофилакт Болгарский учит: «Доныне Евреи, как чада убивших Господа, носят на себе Его кровь, ибо за неверие в Господа преследуются и от всех и нет им никакого помилования» (Блаженный Феофилакт Болгарский. Благовестник. Книга первая. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2002. С. 239-240.). В связи с этим на службе утрени Великой пятницы Православная Церковь поет: «За благая, яже сотворил еси Христе роду Еврейскому, распяти Тя осудиша, оцта и желчи напоивше Тя. Но даждь им, Господи, по делом их, яко не разумеша Твоего снизхождения... Собрание Иудейское у Пилата испросиша распяти Тя Господи, вины бо в Тебе не обретше; повиннаго Варавву свободиша, и Тебе праведного осудиша, сквернаго убийства грех наследоваше. Но даждь им, Господи, воздаяние их, яко тщетным на Тя поучишася». Итак, как Священное Писание, так и Священное Предание однозначно утверждают виновность евреев даже до сего дня в убийстве Господа нашего Иисуса Христа.

3. Правомочно ли с точки зрения священных Канонов Православной Церкви братание с иудеями православных Христиан, в том числе клириков Московской Патриархии?

Суть вопроса. 11-м Правилом VI Вселенского Собора определено: «Никто из принадлежащих к священному чину или из мирян отнюдь не должны ясти опресноки, даваемые Иудеями, ни вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мыться. Если же кто дерзнет сие творить, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен» (Каноны, или Книга Правил Святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отцов. – СПб.: «Общество Василия Великого», 2000. С. 66). Следовательно, братание с иудеями для Христиан, в зависимости от церковного статуса, должно наказываться либо извержением из сана, либо отлучением от Церкви, ибо любое братство двух людей несравненно ближе содружества.

4. Обязательно ли использовать в богослужебной практике Православной Церкви особые чинопоследования принятия в ее члены евреев, а равно, иудеев, в том числе не-евреев, исповедующих религию евреев – иудаизм?

Суть вопроса. Выше, при раскрытии второго нашего вопроса, показано, что Священное писание и Священное предание утверждают виновность евреев даже до сего дня в убийстве Господа нашего Иисуса Христа. Именно в связи с этим, отцами Церкви, в том числе святым Амвросием Медиоланским, были составлены особые чинопоследования, помогающие каждому еврею раскаяться в кровной еврейской клятве убийства Христа («Кровь Его на нас и на детях наших») и креститься. Необходимость предшествования такого покаяния крещению, как показано выше, обосновал в самый день Пятидесятницы Первоверховный Апостол Петр. Причем в освобождении от уз страшной еврейской клятвы перед крещением нуждается как и взрослый, так и несмышленый младенец. В этом случае (аще будет детищ, – говорит церковнославянский текст) отречение за него должен произнести восприемник. Кроме того, 8 Правило VII Вселенского Собора предписывает: «Поскольку некоторые из еврейского вероисповедания, блуждая, возомнили ругаться Христу Богу нашему, притворно делаясь Христианами, втайне же отвергаясь Его и скрытно субботствуя, и прочее иудейское исполняя, то определяем: сих ни во общение, ни к молитве, ни в Церковь не принимать, но явно быть им, по их вероисповеданию, евреями; и детей их не крестить, и раба им не покупать или не приобретать. Если же кто из них с искреннею верою обратится и исповедает оную от всего сердца, торжественно отвергая еврейские их обычаи и дела, дабы чрез то и других обличить и исправить, то сего принимать (то есть крестить) и крестить детей его, и утверждать их в отвержении еврейских умышлений. Если же не таковы будут, то отнюдь не принимать их» (Каноны, или Книга Правил Святых Соборов, Вселенских и Поместных, и Святых Отцов. – СПб.: «Общество Василия Великого», 2000. С. 108). Таким образом, Христианину, отвергнувшемуся своего еврейства, предписывается торжественно, а значит всенародно, отвергнуть еврейские умышления, (имеется ввиду, в первую очередь, хула на Сына Божия Иисуса Христа, и нераскаянность в Его убийстве), тогда его самого или его чадо дозволено крестить. Правила Святых Вселенских Соборов никто не в силе отменить, следовательно, они и по сей день не утратили своей силы. Поэтому перед крещением человека, происходящего хоть в части своих предков из евреев, о чём должен ради спасения души крещаемого выведать священнослужитель, необходимо отправлять чинопоследование отречения от еврейства, по крайней мере, по чину, содержащемся в требнике.

Просим Синодальную Богословскую комиссию разобрать вышеперечисленные вопросы и указать нам, в согласии ли с Православным вероучением мы понимаем аспекты взаимоотношения Православных Христиан с иудеями. Об итогах работы Синодальной Богословской комиссии по указанным вопросам просим уведомить нас заказным письмом.

 

Ю.В. Сапронов,
Д.В. Виноградов,
Ю.В. Карев,
Р.Ю. Гуселетов,
А.В. Стадник

10/23 апреля 2006 года,
Светлое Христово Воскресение

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/300010

Оставить свой комментарий

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на нашу рассылку
Последние комментарии

Этот сайт использует файлы cookie для повышения удобства пользования. Вы соглашаетесь с этим при дальнейшем использовании сайта.