Древнейшая литература Индии, излагающая религиозные верования, содержится в Ведах. Их четыре:
- Ригведа. Это сборник гимнов божествам. Возникла давно, около 2000 лет до Р. Х. Первоначально гимны передавались изустно, около 1000 до Р. X. собраны в один сборник.
- Яджурведа. Жертвенные формулы. Собраны от 1000 до 800 лет до Р. X.
- Самаведа. Песнопения при жертвоприношении Соме.
- Атхарваведа. Заклинания и заговоры. Очень древние. Позднейшие добавления к Ведам:
- Арианака. Излагает мистический смысл обрядов. 800—600 лет до Р. X.
- Упанишады. Это тайные, сокровенные учения в разъяснение и дополнение Вед (Ригведы) о сотворении мира и религиозном существовании человека. Составлено 800-600 лет до Р. X.
Древнейшая часть Упанишад называется Веданты (т. е. конец Вед). Веды считаются откровением Брамы, ибо они созданы тогда же как мир. Для пояснения его служит предание, в том числе и книги Ману и Бхагавад Гита. На основании Упанишад (и Веданты) возникли две философские школы — Школа Веданты и позднее (II в. до Р. X). Школа Йоги.
- Сутры. Правила и руководства к ритуалу. 600—400 лет до Р. X.
- Браманы. Прозаические дополнения к книгам Веды, изъясняющие смысл и значение обрядов.
- Бхагавад-Гита. Это шестая часть поэмы Махабхарата, которая относится к сюжету, имевшему место около 1000 лет до Р. X.
Но, собственно Бхагавад-Гита, вставленная в поэму позднее, представляет воспроизведение какого-то очень древнего учения. Это — длинная речь Кришны начальнику одной из воюющих армий (Арджуне).
- Рамаяна. Также чистая поэма, гораздо позднее Махабхараты, но в ней есть очень древние части.
- Законы Ману (I в. до Р. X. и V в. по Р. X).
- Пураны. Это эпические поэмы, содержащие по древнему определению: а) сотворение мира; б) его разрушение и возобновление; в) генеалогию богов и предков; г) описание царствования разных Ману в разные периоды Манватаров; д) историю солнечной и лунной династий.
Но сохранилось немного Пуран, и притом в очень новой редакции (X, XIII и XVI вв. по Р. X.). Среди них все-таки немало очень древних легенд и преданий.