Доклад на Рождественских чтениях в январе 2003 года в Москве. Секция "Общественные движения: мiровоззрение, идеология, информация".
Мы все единомысленны в главном: в том, что хотели бы видеть нашу страну свободной от царящих сейчас грязи и беззакония, и, конечно, хотели бы видеть Россию православным государством. И очень важно знать исходную расстановку сил, понимать, каковы же условия для нашей борьбы, с какими трудностями нам приходится сталкиваться, осознавать, насколько реальны те или иные предложения, потому что в некоторых случаях одни и те же решения могут быть как правильными, так и неправильными.
Четверть века назад, в Германии, мне вместе с сыном председателя НТС Николаем Артемовым (ныне протоиерей, секретарь Германской епархии РПЦЗ) и сыном издателя "Посева" Александром Горачеком (ныне епископ Штутгартский) довелось участвовать в продолжительной беседе со знаменитым идеологом католического социального учения и «отцом» немецкого социально-экономического чуда Освальдом фон Нелл-Брейнингом. Ему уже было тогда за девяносто лет. Отвечая на вопрос, что бы он посоветовал России, если она когда-нибудь станет посткоммунистической страной, – больше государственной экономики или больше свободного рынка, он сказал: «В период процветания страны можно позволить себе многое, можно выбирать то или иное решение. Но в случае крайней нужды есть только одна единственная возможность спасти свое существование. Есть ситуации, в которых рационирование продуктов питания является совершеннейшей безсмыслицей. Но с тех пор, как существует мiр, в осажденной крепости всегда прибегали к рационированию продуктов питания, чтобы не получилось так, что сильные возьмут себе все, а слабые погибнут». И еще он сказал, что не нужно искать решения, только следуя своим личным предпочтениям, потому что кто-то больше государственник, кто-то – рыночник, а надо лишь спрашивать себя, что наилучшим образом соответствует требованиям ситуации, перед которой тебя поставил Господь Бог в данный конкретный момент. Впрочем эту нехитрую мудрость всегда понимал любой крестьянин.
В России сейчас создалась именно такая ситуация, о которой говорил Нелл-Брейнинг: в этой осажденной крепости сильные отняли все у слабых, вдобавок открыли крепостные ворота врагу, побратались с ним и даже собираются эту крепость сдать. И вот, чтобы понять, насколько сложно в подобной обстановке проводить какие-то бытоулучшительные реформы, нужно рассказать об облике этого врага, что он из себя представляет.
Священное Писание совершенно четко говорит нам о том, что рай на земле невозможен, потому что земля испорчена грехом, и она уже не может в себя вместить совершенное устройство мiра; что греховная земля в конце истории погибнет и наступит новый, преображенный мiр вечного Царства Божия. Поэтому цель государства – не создавать утопичный "рай на земле", а обезпечить народу достойную жизнь, причем критерий этой достойной жизни в том, чтобы как можно больше людей могло спастись к вечной жизни в Царствии Божием. В этом участвует и Церковь на известном принципе симфонии с государственной властью. Отделение Церкви от государства – это изменение самого назначения государства: оно тогда уже не служит спасению людей, а подпадает под власть противника Бога – сатаны, который стремится построить на земле свое материалистическое царство.
Нам в Священном Писании также открыты и приметы будущего царства антихриста, которым закончится история. Это произойдет по той причине, что силы зла, та "тайна беззакония", которая овладеет мiром, настолько плотно все возьмет под свой контроль, что рождение и воспитание новых поколений людей, способных спастись, уже будет невозможным. И тогда существование Земли потеряет смысл в глазах Божиих.
Этот процесс скольжения христианского мiра к царству антихриста называется "апостасией", отступничеством от Бога. На политическом языке можно сказать, что это мiровой заговор, который осуществляют силы сатаны. Созревание мiрового заговора основано на совпадении (и в наше время это уже происходит совершенно явно) греховной природы падшего человека и греховных целей мiровой финансовой закулисы, которая манипулирует этой греховной природой человека, поощряет ее и "освящает" для построения своего царства, своего мiра, основанного на антихристианских материалистических принципах. В этом совпадении суть и уникальная сила того, что апостол Павел назвал "тайной беззакония".
В этом суть нынешней глобализации. Можно сказать, что глобализация – это переход "тайны беззакония" к открытому глобальному контролю над человечеством. Конечно, и Господь Бог имел глобальный план должного устройства мiра, единый для всех людей, и Он хотел, чтобы все люди жили по этому плану, служа Закону Божию. Нынешняя же глобализация основана на беззаконии. "Тайна беззакония" – это все, что противится Закону Божию. Уникальность нашего времени в том, что именно "тайна беззакония" берет мiр под контроль, и такого еще никогда не было в человеческой истории. Все приметы последних времен, указанные в Священном Писании, множатся и множатся, мы не можем этого не видеть, и на Святой Земле иудеи уже готовят восстановление Храма Соломона для своего долгожданного земного царя – мошиаха. Этой темой полна еврейская печать – и российская, и израильская, создан Институт по восстановлению храма, вывели специальную породу жертвенных рыжих коров, воспитывают в специальных условиях мальчиков, будущих священников для этого храма.
Это наступление "тайны беззакония" понятно лишь тому, кто стоит вне этой системы греха и сознает его как таковой – то есть эта тайна более всего понятна православному человеку. И эффективное сопротивление "тайне беззакония" возможно только на основе православного знания о духовном устройстве мiра и о смысле истории. Тем более в нынешнее предапокалипсическое время государственные деятели (политики, экономисты, дипломаты, военные стратеги), лишенные православного знания, – профессионально непригодны.
Без этого знания даже патриоты могут недооценивать коварства Нового мiрового порядка, его подлинных целей. Например, западный мiр часто называют "золотым миллиардом", который стремится увековечить свое паразитирование, свою эксплуатацию остальных пяти миллиардов людей на планете. Но мне кажется, что такая трактовка сути происходящего слишком оптимистична, и надо внимательно изучить методы, действия, идеологию, религиозную направленность тех кругов, которые обладают реальной властью в этом "золотом миллиарде" и которых И.А. Ильин назвал мiровой закулисой. Они уже не стесняются печатать свой кодекс "нравственного" поведения, в котором откровенно заявляют, что людьми они считают только себя, а все остальные, населяющие землю народы – существа, близкие к животным. Дальнейший логический ход этих рассуждений: следовательно, эта биомасса излишня, она лишь впустую потребляет ресурсы планеты и загрязняет ее. Соответственно, цель Нового мiрового порядка – сократить это балластное население планеты до минимума, необходимого для обслуживания избранной части людей. И вот, исходя из числа избранных (примерно тридцать миллионов), можно приблизительно предположить, сколько они готовы будут оставить людей на земле для обслуживания себя.
Уже можно совершенно четко понять экономические и политические причины объявленной сейчас Америкой войны против международного терроризма, она преследуют тройную цель.
Во-первых, упредить естественный обвал мiровой экономической системы, основанной на долларе, поскольку долларовая финансовая пирамида себя почти исчерпала и должна обрушиться. Нужно это естественное обрушение замаскировать какими-то форс-мажорными обстоятельствами, например, террористическими атаками на нью-йоркские небоскребы, какой-нибудь другой грандиозной катастрофой, войной и так далее.
Вторая цель – конечно, установить контроль над всеми богатствами и ресурсами планеты (а значительная часть их в России) и с их помощью продлить свое существование.
И третья цель, как уже сказано, – ограничить численность мiрового населения до оптимального количества. Для этого можно использовать не только искусственно вызываемый голод, но и биологическое оружие направленного действия, так называемое этническое оружие, которое уже разработано. Оно основано на изучении и сравнении генетических особенностей разных народов. Об этом были, и не раз, сообщения в еврейской печати, в которых утверждалось, что это бактериологическое оружие избирательного действия, оно будет действовать, например, только против палестинцев, чтобы очистить от них Святую Землю. Конечно же, на таком принципе можно создать оружие и вообще против всех неевреев, и тогда мiр "очистится естественным способом". Это все не антисемитские выдумки, поверьте, все это пишется даже в еврейских изданиях, я читаю их довольно много (см., например: Израиль создает антиарабские микробы // Коммерсант. 17.11.1998. С. 4; Еврейское слово. 2001. № 47 и № 51).
Все это вместе взятое должно вылиться в действительно новую эпоху в истории, Новый мiровой порядок с единым мiровым правительством, единой экономической структурой, она же станет и единственной идеологией этого нового мiра. Установив над ним глобальный контроль, мiровая закулиса выйдет из-за кулис и осуществит свою вековую мечту глобального господства.
И вот именно в такой мiр стремится ввести современную Россию ее нынешний правящий слой, конечно, надеясь оказаться в числе господ – как это, например, выразил генеральный директор информационно-аналитического агентства при управлении делами президента Путина А.А. Игнатов: «Российская элита должна войти в Мiровое правительство и его структуры... Россия должна иметь возможность влиять на решения, принимаемые тайными международными структурами власти» (Независимая газета. 7.9.2000).
Но, конечно, далеко не все, жаждущие войти в эту мiровую элиту, окажутся там необходимы и желанны. Почему же наш правящий слой туда стремится? Конечно, в основе этого лежит духовная неграмотность, непонимание происходящего, незнание смысла истории, а, значит, и непонимание даже ежедневной сводки новостей. И, кроме того, этот правящий слой сформировался в ходе отрицательного естественного отбора, когда наверх поднимались люди не с лучшими чертами и качествами, присущими нашему народу, а с худшими, вплоть до готовности на любые преступления против конкурентов, против народа, против исторически сложившейся территориальной целостности России. И поскольку богатство этого правящего слоя составлено и оценивается в долларах и хранится в западных банках, именно туда идет утечка капитала, то значит, что гарантией их богатства является не Россия, а тот западный мiр, в котором эти доллары печатаются и умножают себя, от его благополучия и зависит богатство этих людей. Поэтому правящий слой РФ в своем значительном большинстве инстинктивно заинтересован в поддержке западного апостасийного мiра, стремится стать его частью и сделать его частью Россию, ценой сдачи нашей крепости этому врагу.
Вот исходя из такого, очень печального, положения вещей и следует искать ответ на конкретный вопрос: что делать нашему народу? И что должна делать Церковь? Нельзя не видеть, что сейчас мы живем в предапокалиптическое время, хотя это не значит, что вот уже сейчас наступит конец истории, но святые и апостолы призывали нас все время бодрствовать, всегда ожидать, что каждая минута может быть последней.
Исходя из всего сказанного, очевидно, что изменить ситуацию и спасти Россию возможно только при смене всей государственной власти и правящего слоя и его идеологии, потому что нынешний правящий слой не заинтересован в оздоровлении России и, соответственно, не способен на это. Наоборот, он живет, паразитируя на нашей национальной катастрофе, наживается на ней во взаимовыгодном симбиозе с мiровой закулисой. Это главная причина того, что в богатейшей стране мiра продолжается такая катастрофа. Этому служат и принимаемые законы, и насаждаемая идеология, и миграционная политика. Можно сказать, что идет скрытая война правящего слоя против своего ограбленного и истребляемого (по миллиону человек в год) народа, я бы даже сказал, оккупационного правящего слоя. И, конечно же, только смена власти может спасти Россию, и именно такую максималистскую цель, независимо от того, удастся ли ее осуществить или нет, должны себе поставить все здравомыслящие, и, тем более, православные, люди.
Только поворот исторического хода России с апостасийного русла всеобщей мiровой гибели в русло восстановления православной государственности в виде восстановленного Третьего Рима поможет удержать, пусть и на короткое время, наступление конца мiра. Смысл этого восстановления будет, опять-таки, не в построении "рая на Земле", не в победе над "тайной беззакония", она уже приобрела такой размах, что ее не остановить, и мы знаем, что история кончится ее временной победой на Земле. Смысл этого восстановления – постараться спасти всех людей, достойных спасения, показав им перед всем мiром в последний раз через чудо русского воскресения – истинные критерии добра и зла, истинного Бога и истинный путь к спасению. Только такую цель мы и можем себе ставить, независимо от того, удастся ли нам осуществить ее в полной мере и в каких географических рамках или, может быть, по нашим грехам вообще не удастся.
Как это сделать? Сверху, оздоровительным переворотом внутри правящего слоя – если в него порою попадают порядочные люди; или снизу – кропотливой отстройкой истинной России внутри нынешней? Видимо, это два фактора, взаимозависимых и нуждающихся друг в друге: ни один из них в отдельности не может привести к желанным политическим переменам; они должны созреть во взаимодействии при духовном водительстве Церкви.
Сегодня даже в патриотических кругах нередко говорят, что после десятилетий атеистического воспитания слишком мало людей, готовых воспринять такие устремления, и что они даже вредны в политике, это отталкивает, и так далее, и тому подобное. Но я думаю, что нас такие суждения совершенно не должны волновать. Дело не в том, сколько людей разделяют православные взгляды о призвании России, а в том, что наши взгляды истинны, что это единственный путь спасения России, другого пути просто нет. И мы не можем приносить в жертву этот путь, братаясь и идя на компромиссную коалицию с какими-то людьми, которые этого совершенно не понимают. Это безсмысленно, и будет только затемнять суть проблемы. На таких компромиссах мы не получим Божией помощи – а это главное оружие и условие успеха.
Выступавшие ранее говорили о том, что в современном мiре православные выглядят маргиналами, но все как раз наоборот: именно духовно неграмотные люди маргинальны (margo в переводе с латинского – «край»), потому что все они отошли от истины, которая всегда в центре, всегда одна и всегда первична, и разошлись в разные стороны: коммунисты в одну, фашиствующие язычники – в другую, либералы-демократы – в третью. Таких маргиналов очень много, они сегодня преобладают. Но здоровое меньшинство, нравственное ядро народа может являться точкой приложения Божественных сил для спасения всего народа. Если бы в Содоме и Гоморре нашлось десять праведников, эти города были бы сохранены. К счастью, в России больше десяти праведников, и в этом – залог нашего возрождения через Божию помощь. Когда православное ядро будет достаточно крепко и способно действительно взять в свои руки управление Россией, тогда Господь Бог и окажет помощь тем, которые будут готовы взять на себя эту миссию.
Что же конкретно сейчас было бы спасительным и для России, и для того будущего вождя, который с Божией помощью, может быть, придет к власти? Что нужно делать? Подробно об этом я пытаюсь размышлять в книге "Вождю Третьего Рима". Сейчас отмечу лишь основные положения.
Прежде всего порядочным людям в ведущем слое российского общества пора, наконец, осознать, что в действиях антихристианской мiровой олигархии проявляется система неисправимого мiрового зла, от которой не только нельзя ждать взаимовыгодных партнерских отношений, но и с которым невозможно мирное сосуществование, потому что оно настроено на агрессию, на подавление России как потенциально восстановимой православной государственности, удерживающей это мiровое зло. Любые компромиссы с этим злом будут использованы им лишь для расширения своего влияния. Вообще невозможно сопротивляться "тайне беззакония", принимая ее правила игры и пытаясь ее переиграть по этим правилам – финансово-экономическим, политическим, идеологическим (так называемая "демократия", "права человека").
Только выход из системы этих глобально насаждаемых правил, изоляция от греховного, самоубийственного мiрового развития может быть единственно спасительным путем России в нынешнем положении. В практическом осуществлении такая государственная идеология ставит своей целью защиту добра и противодействие злу во всех сферах общественной жизни: законодательстве, экономике, культуре, религиозной жизни. И единственно возможная стратегия этого связана с автаркией: максимально возможной самодостаточностью и самоизоляцией от опасных внешних влияний при опоре на собственные силы и средства.
Автаркия – это не бегство от реальности, не утопия, не национальная гордыня, а необходимая государственная оборона, которая основана на православном учении о сопротивлении злу в самых разных ситуациях. Апостол Павел, описывая греховное состояние мiра в последние времена, прямо советует "удаляться" от него (2 Тим. 3:1-5). Мы обязаны бороться со злом не только внутри себя, но и ограждать от него своих близких, свой народ, свои святыни и в скрытых духовных войнах, которые сегодня ведутся во всем мiре, и в открытых войнах, то есть в вооруженном сопротивлении этому злу. Причем степень автаркии, степень ограждения от зла, конечно, должна зависеть от силы влияния этого зла. Чем больше оно утверждается в окружающем мiре, ведя явную войну против России всевозможными средствами, тем необходимее и прочнее должна быть ограда от него.
Это главное, что побуждает нас к выводу о необходимости автаркии, а совсем не якобы заведомая неконкурентоспособность российской экономики из-за сурового климата и больших расстояний (как утверждается в популярной книге Паршева "Почему Россия не Америка"). Конечно же, в России требуется больше энергии на производство любых товаров, на отопление, но неверно ограничиваться только финансово-экономическими соображениями и критериями. Даже на внешнем рынке конкурентоспособность экономики может быть повышена аскетизмом материальных потребностей, большим трудолюбием населения и вообще иной иерархией жизненных ценностей. Например, в какой-нибудь южной стране люди лежат под пальмой, ничего не делают, наслаждаются (этот пример привел Паршев в своей книге) и считают это идеалом жизненного счастья. Но лежать под пальмой не является ценностью для русского человека. Или то, что американцы эгоистично потребляют 40 % мiровой энергии – тоже для нас не ценность, мы не хотим жить за счет эксплуатации остального мiра, это вообще отрицательная ценность. В русской православной культуре хозяйствования ценностями всегда считались упорство в преодолении суровых условий, трудолюбие, нестяжательство, служение народу и государству, щедрость и жертвенность. Этот духовный ресурс в России всегда был очень высоким, чем и объясняется ее могущество как мiровой державы в течение долгих веков. И первую Мiровую войну она проиграла совсем не по материальным причинам, а из-за внешнего и внутреннего предательства, так что тезис о заведомой неконкурентоспособности российской экономики мне кажется упрощенным.
Но, к сожалению, почти все меры, которые в этих условиях принимает нынешнее правительство РФ – открытие нашей экономики для импорта и стремление во Всемiрную торговую организацию, – только усугубляют положение и облегчают "тайне беззакония" освоение нашей страны.
На чем же основана наша надежда, что автаркия осуществима в России? Дело в том, что Россия, даже в сегодняшнем состоянии, – единственная страна в мiре, которую Бог наделил и столь обширной территорией, и богатыми ресурсами, и уникальными качествами народа. Вместе они могут быть настолько действенными, что, независимо от материального уровня жизни в нашей стране по сравнению с богатыми западными странами, в условиях автаркии Россия может стать духовно ведущей, то есть, удерживающей страной мiра. И хотя возможность для этого тает с каждым днем, все-таки у нас есть огромный потенциал. У нас есть квалифицированные человеческие кадры в науке и производстве, не утратившие профессиональных навыков, у нас есть богатейшие природные ресурсы почти всех видов, Россия соединяет восточные, западные, южные страны Евразийского континента важными транспортными путями, то есть, им труднее обойтись без России, чем России без них. Еще сохранился значительный производственный потенциал с советского времени, пусть он и неконкурентоспособный в сравнении с современными западными технологиями, но он способен работать в условиях автаркии для внутреннего рынка на основе внутренних критериев рентабельности и эффективности, обезпечивая достойную жизнь народа. У нас сохранены еще нестяжательные традиции русской системы хозяйствования, готовность к жертвенной взаимопомощи, способность к выживанию в трудных условиях: эти качества сохранились в старших поколениях, потому что на них паразитировали большевики и тем самым (хотя и в своих целях) сберегли их у русского народа.
У нас сохранилось – в здоровой части Русской Православной Церкви – знание о смысле жизни, смысле истории, о том, куда и как развивается современный мiр, и о должном идеале государственности. Это и есть та готовая спасительная национальная идеология, которую достаточно лишь сделать действующей, применить к современности. И у нас много потенциальных союзников во внешнем мiре, которые готовы, защищая свою самобытность, оказать совместное с нами сопротивление Новому мiровому порядку, и это также поможет России преодолеть многие торгово-экономические узкие места, которые возникнут в первое время вследствие возможной блокады нашей страны апостасийным мiром и сокращения экономического обмена с ним.
Итак, у нас есть всё, необходимо только привести это "всё" в действие, доверить той власти, которую, я надеюсь, Господь Бог, все-таки, России даст за ее выстраданный опыт.
В заключение подчеркну, что Русская Православная Церковь – это единственная оставшаяся структура Третьего Рима, которая сегодня все еще объединяет почти все наше былое геополитическое пространство, включая Малороссию, Белоруссию, Среднюю Азию, даже Прибалтику. Более того, только авторитет Русской Православной Церкви как духовной власти сможет создать настоящую патриотическую оппозицию, объединив самые разные круги, самые разные группы уже тем, что поставит на место их честолюбивых лидеров, которые никак не поделят первые места. Первая – Церковь, а не они. И именно Церковь и должна стать сегодня собирателем лучших сил народа, его духовным вождем, должна четко анализировать ход событий, называя добро добром и зло злом, чтобы мешать этим злу маскироваться под добро и прикрываться обманными лозунгами.
Главная беда современной России в том, что Церковь эту роль на себя не берет, поскольку она больна всеми теми болезнями и обнаруживает те же слабости, что и все постсоветское общество и его правящий слой. Я прошу прощения, если мои слова кому-то из присутствующих покажутся обидными, но без этого не стоило бы вообще выступать с таким докладом на этих Чтениях. Удручает, что вместо откровенной оценки разрушительной политики нынешних властей им вручаются церковные награды, даже таким деятелям, как банкир-мошенник Смоленский или министр Швыдкой, который бравирует своим безбожием и ведет "культурную революцию" против христианских норм нравственности. На всю страну показывают по телевидению, как первоиерарх едет на "мерседесе" с букетом цветов поздравлять с днем рождения главного разрушителя – Ельцина. Этим теряется авторитет Церкви в глазах народа и особенно его активной части – патриотической оппозиции.
В виде оправдания многие духовные лица утвердили целый ряд неких конформистских "истин", не вникая в их смысл. Например: «Церковь приветствует отделение Церкви от государства, потому что это дает свободу Церкви». Но ведь это значит, что и силы зла получают бόльшую свободу воздействия на бездуховное государство.
Или: «Церковь не имеет политических симпатий и предпочтений относительно какого-то общественного строя». Значит и власть богоборческая, и власть самого антихриста столь же хороши для выполнения миссии Церкви, как и православная монархия?
Это горькое противоречие становится все более очевидно многим патриотам внутри самой Церкви, о чем достаточно много пишут в православных изданиях. Между тем, в "Основах социальной концепции РПЦ", – документе, принятом на юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года, наконец-то, сказано:
«Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении... Христианин призывается к подвигу исповедничества ради правды Божией. Он должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений и заповедей Божиих, а если такое законное выступление невозможно или неэффективно, занимать позицию гражданского неповиновения»; и Церковь в таких случаях должна «обратиться к своим чадам с призывом к гражданскому неповиновению».
Мне кажется, это положение, хотя оно и не применяется на практике церковным руководством, дает возможность церковному народу легальную возможность активнее действовать в этом духе явочным порядком и более настойчиво ставить перед своим священноначалием вопрос об отношении к нынешней неправедной власти и о выполнении Церковью своей миссии духовного вождя.
Январь 2003 г.
Некоторые другие выступления автора на мероприятиях, проводившихся в рамках или с благословения различных структур МП:
– "Три ветви русского народа и Новый Мiровой Порядок". Доклад на первом пленарном заседании на чтениях "Православие и современность" в Минске 14-21 ноября 2002 г. На тех же чтениях доклад "Анатомия Нового мiрового порядка с православной точки зрения" на заседании секции "Церковь и общество".
– «Третий Рим и конец истории – "а четвертому не бывать"...». Доклад на конференции "Третий Рим. Ответственность за судьбу Православия, России и человечества" в Пскове 16-17 апреля 2003 г.
– "О значении России для судьбы всего мiра". Доклад на Мiровом форуме "Диалог цивилизаций", проходившем на греческом острове Родос 3 – 6 сентября 2003 г.
Все эти темы более полно рассмотрены в книге "Вождю Третьего Рима".
– "Как искать легитимного наследника Российского престола" (по материалам книги "Кто наследник Российского престола?"). Доклад на Покровских чтениях в Нижнем Новгороде 26-28 октября 2004 г.
Поддерживаю статью, дорогой Михаил Викторович!
Все правильно. Лишней кажется цитата из французской "Концепции..."
кутузов применил для победы в войне стратегию поражения в бою. оставил москву противнику, потом ударил ему по тылам. уязвил. развил наступление. гнал врага до европы, до парижа. император, церковь и военноначальники были едины. любовью к россии, горячим стремлением её освобождения они и простой солдат были единодушны. какая стратегия освобождения россии ныне, когда "военный театр" внешне не обозначен, ибо проходит в душах людей, союзников нет, а противник, как сами говорите, глобализован, коварен, алчен, целенапрвлен? что вы подразумеваете по "третьим римом", который уже был, разрушен, а четвёртому не бывать. может, речь идёт о царстве? тогда в каких границах?