К дискуссии о прославлении свв. Новомучеников Российских
Несколько замечаний к статье Андрея Лишке "Исторический факт" ("РМ" от 25.09.1982), в которой он выступает против прославления Русской Православной Церковью за границей новомучеников российских.
А. Лишке сразу предупреждает читателя: "буду писать о вопросе, который мне идеологически чужд", − видимо, именно это помешало ему осуществить свое намерение: быть логичным.
Так, неправомерно сводить акт прославления новомучеников к одной лишь личности Царя Николая II. В официальном документе Всезарубежного Собора говорится о прославлении "всех пострадавших от безбожников в России мучеников и исповедников: святителей, священнослужителей, иноков, инокинь и всех православных людей, за православную веру и начала Святой Руси умученных и убиенных". Распространяемый секретариатом Собора список новомучеников уже содержит 8100 человек и будет пополняться.
Этот список составлен в хронологическом порядке, и Царская семья занимает в нем место, соответствующее дате убийства − 17 июля 1918 г. Удивительно, что А. Лишке совершенно не упоминает истинного объема прославления и пишет так, что у непосвященного читателя может сложиться впечатление, будто прославление касается лишь одного Николая II.
Порицая Зарубежную Церковь за "политизацию" прославления и утверждая, что "смесь религии с политикой никогда ни к чему доброму не приводила" (что, впрочем, в корне неверно), А. Лишке, сам того не замечая, разбирает религиозный вопрос исключительно с политической точки зрения: с антимонархической. Конечно, можно вести и политические и мiровоззренческие споры о монархизме. Итут далеко не всё − "монархистские шаблоны", "заученный насильно урок", и неспособность монархистов понять, в каком направлении движется упоминаемое А. Лишке пресловутое "колесо истории". Монархическая форма государственности имеет свое зерно истины, свое далеко не примитивное, а глубокое обоснование, которое можно видеть и понимать, даже не будучи монархистом. Но, конечно, жизнеспособность монархической формы власти в каждую конкретную историческую эпоху зависит от формы народного правосознания, как это справедливо пишет известный философ Иван Ильин в своей работе "О монархии и республике". Сейчас, вероятно, и в самом деле, в России нет того народного правосознания, которое может быть опорой монархического строя, но это ни в коей мере не дает права примитивизировать суть монархизма и, тем более, допускать высокомерие по отношению к этой системе идей.
He внесена, на мой взгляд, и ясность в вопрос, как в этой связи следует рассматривать отречение Царя от престола − этот вопрос преимущественно обходится стороной, хотя он, повторяю, и не имеет решающего значения при прославлении. Но не нужно забывать, что прославление − это творческий, развивающийся акт, и что оно, по словам архиепископа Женевского и Западно-Европейского Антония, "будет сначала местным, в силу обстоятельств не окончательным, в том только отношении, что официальный акт о канонизации от всей Русской Церкви последует после освобождения ее от гонений" (см., например, "Посев" № 1, 1982 г). От всех православных, к какой бы они сегодня "юрисдикции" ни принадлежали, зависит в конечном счете, окончательное "оформление" прославления новомучеников, в каком виде оно врастёт в Церковную жизнь. Поэтому, если кто-то что-то считает для себя неясным или неправильным − не надо подходить с высокомерием или даже злостью: ведь именно это способствует "разрыванию хитона Церкви" ("Вестник РХД" № 134 ["Прославление мучеников или религиозно-политическая ошибка?" — Никита Струве]), а не то, что часть Русской Православной Церкви, находящаяся в эмиграции и ориентирующаяся на Россию, а не на сеяние зерен Православия на Западе, как другие "юрисдикции" (обе эти позиции важны и спорить тут не о чем), сочла себя вправе прославить мучеников от 65-летнего террора безпримерной в истории человечества безбожной власти.
И последнее. Несмотря на мое несогласие с позицией А.Лишке и тоном его статьи (на мой взгляд, чеpeсчур самоуверенным и безапелляционным), я, как мне кажется, понимаю причины его резкости и эмоциональности. Это − реакция на ту среду, увы, типичную для некоторых кругов эмиграции, в которой истинная связанность с судьбами России, верность ей и помощь соотечественникам на Родине − подменяются громкими фразами, шаблонами и фарисейскими заклинаниями, что приводит, в конечном счете, к непониманию происходящего в России и к самоустранению от участия в ее судьбах.
И часто возникает на это, говоря словами А. Лишке, "реакция вполне закономерная: угол падения равен углу отражения". Эти слова, употребленные им в отношении молодых марксистов, в_известной мере можно отнести и к нему самому. Ибо его "угол отражения" от действительно существующих эмигрантских заклинаний и "шаблонов" имеет ту же чрезмерную остроту, только с другим знаком. Может быть, это не совсем справедливо по отношению к самому А. Лишке − трудно судить, не зная человека лично, − но и среди моих знакомых есть такие, которые несут на себе подобный отпечаток той эмигрантской фарисейской среды, в которой они выросли. И нередко отталкивание от громких слов о России выливается в равнодушие к тем действительным ценностям, которые за этими словами стоят. А "свобода в выборе идеологической линии" превращается в свободу от ответственности и в самоцель.
Мне, ровеснику А. Лишке, но выросшему в Советском Союзе, не пришлось испытать подобного эмигрантского влияния, и у меня нет оскомины ни от скаутских лагерей, ни от эмигрантских монархистов, ни от "смеси религии с политикой". Более того, я считаю, что политика − столь ответственная деятельность человека − будет безплодна без религиозного осмысления, а "монофизитскии" уход христианина от задачи оздоровления общества − в том числе и в политической области − попустительство проявляющимся в мiре силам зла. И что огромна есть и будет роль Церкви и веры в Бога в политической борьбе за свободное Российское государство.
И, возвращаясь к вопросу о совершенном Зарубежной Церковью прославлении новомучеников, думаю, что не спорами в эмиграции, а восприятием этого прославления в России будет доказана его жизненность.
А об огромном интересе к совершенному прославлению в народе свидетельствует в "Новом русском слове" посетивший недавно Москву епископ Василий (Родзянко) из Американской Православной Церкви − свидетель незаинтересованный, ибо, как известно, ведущие деятели этой Церкви отнеслись к прославлению Новомучеников отрицательно.
Думается, что действительное значение совершенного Зарубежной Церковью прославления жертв безбожной власти выявится лишь в будущем.
М. Назаров
1982 г.
(Статья была послана в газету "Русская мысль", но не была опубликована.)