Когда и в каких конкретных структурах выступит 'тайна беззакония' в последние времена, нам точно знать не дано. Многое зависит от свободной воли людей, поэтому в предсказаниях Священного Писания нет точных дат - важен духовный смысл предвидимого развития. Поэтому, чтобы люди не предавались фаталистической беспечности, а бодрствовали наготове, Священное Писание дает нам в завуалированном виде прообразы, которые в той или иной мере применимы к разным событиям и временам - исполняясь по нарастающей: чем ближе к концу истории, чем очевиднее. Не случайно черты антихриста люди находили и в Нероне, и в Юлиане Отступнике, и в мусульманах, сокрушивших Византию, и в Лжедмитрии, Петре I, Наполеоне, Ленине...
Но о некоторых общих приметах последнего времени мы вправе поразмыслить, исходя из Священного Писания и его толкования святыми отцами (суммарный анализ их работ, хотя и небесспорный, см: Беляев А.Д. 'О безбожии и антихристе', Сергиев Посад, 1898; кратко: Молчанов Б., прот. 'Эпоха апостасии', Джорданвиль, 1976).
В книге пророка Даниила (в ней впервые излагается смысл истории) последние времена описываются в двух местах. Сначала во сне вавилонского царя в виде огромного истукана: 'В чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его - медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные'. Он стоял, 'доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и разбил их', а 'железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах... ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукан, сделался великой горою и наполнил всю землю' (Дан. 2:31-35).
Пророк Даниил поясняет, что разные части истукана означают сменяющие друг друга четыре великих царства, после которых 'во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно' (Дан. 2: 44). По общепринятому толкованию восточных и западных святых отцов речь идет о следующих царствах: 1) Ассиро-Вавилонское, 2) Мидо-Персидское, 3) Македонско-Греческое, и последнее - 4) Римская Империя, которая будет разрушена вместе со всем земным грешным миром во втором пришествии Христа ради вечного Царствия Небесного.
Поскольку именно четвертое царство примет на себя заключительный удр камня (в ноги истукана), то отсюда очевидно, что Римская империя будет существовать до конца истории как последняя империя. Это убеждение тоже многократно отражено в святоотеческом предании (его разделяли святые: Ипполит Римский, Иоанн Златоуст, блж. Феодорит, блж. Иероним, Кирилл Иерусалимский и др.). На этом основании и старец Филофей писал: 'Ромеиское царство неразрушимо, яко Господь в Римскую власть написася' (то есть был вписан в число жителей при переписи во времена императора Августа). Причем Филофей различает здесь между неразрушимым 'Ромейским царством', преемницей которого стала Русь, и ушедшей в прошлое 'Римской властью'. Тогда как западная 'Священная Римская империя' в самом названии претендовала на прямую преемственность власти; и некоторые западные богословы тоже связывали конец времен с ее падением, уже в лице Германской империи.
Таким образом, последнее Римское царство тут выступает не как конкретное территориальное государство, а как организующий человечество преемственный должный принцип всемирного государства (даже если ему не удается распространиться на все народы или они отпадают от него), таинственным образом связанный со всем многонациональным христианским миром и со всей продолжительностью христианской истории - от первого до второго пришествия Христа. Поскольку сам Христос стал гражданином этой по сути вселенской империи, связав ее таким образом с Божиим замыслом о дальнейшей истории человечества вплоть до ее конца, постольку Римское царство - последнее.
В этой связи примечательно и то, что именно накануне воплощения Христа римская республика была провиденциально превращена в монархическую империю Юлием Цезарем (после чего имя цезаря, кесаря, стало нарицательным для обозначения монарха); и то, что в предвидении ее христианизации к ней были провидчески отнесены слова апостола об Удерживающем (который просуществует до пришествия антихриста в конце мира); и то, что именно в Римской империи Христос основал Свою Церковь (Тело Христово), которую 'врата ада не одолеют'. Это хорошо чувствовал Тютчев: 'Империя не умирает. Она передается... Церковь, освящая Империю, приобщила ее к себе, следовательно, сделала ее окончательной' ('Россия и Запад').
Такое святоотеческое понимание Римской империи в ее удерживающем качестве явно положительное. Тем не менее в самом конце времен то, во что она превратится, показано в Священном писании с отрицательными чертами как оплот самого антихриста.
Так, во втором видении Даниила это четвертое царство - 'зверь четвертый, страшный и ужасный, и весьма сильный; у него - большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него... И вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно... Десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничтожит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени'. После чего зверь будет убит и 'Сын человеческий' получает для святых от Бога-Отца 'владычество вечное, которое не прейдет, и царство его не разрушится' (Дан. 7).
В Апокалипсисе святого Иоанна Богослова также описывается красный 'зверь с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах имена богохульные. ... И дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонились дракону, который дал власть зверю... И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца... И десять рогов... суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час; они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю...' (Откр. 13 и 17).
Видимо, в своем развитии к концу времен Римская империя должна утратить свое должное предназначение, обнаруживая в себе иное качество, пригодное для антихриста. Выше мы уже отметили эти два качества: возникновение двух христианских цивилизаций, удерживающей и апостасийной. Возможно, именно эта двойственность и отмечена в описании Даниилом последней империи как "разделенной": сначала во внешней форме (две голени истукана), а затем, к концу ее развития, двойственной в составе материала - из глины и железа:
'А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. А что видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, частью из железа, то будет царство разделенное... И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются чрез семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною' (Дан. 2:40-43).
В крепком железе можно видеть положительное качество власти: оно сокрушает анархические силы зла, в этом и состоит призвание государства. Две голени - возможно, восточная и западная части Римской империи. Однако примешивающаяся далее глина - явно апостасийный признак. Это значит, что в конце своего развития (в нижней части ног и их пальцах) Римская империя будет уже состоять из смешанной человеческой массы двух разных качеств: железного (удерживающего) и глиняного (апостасийного). Судя по описанию, это касается всех десяти пальцев обеих ног, которые соответствуют десяти апокалипсическим рогам-государствам (возможно, эту цифру не следует понимать буквально), возникающим из обеих частей империи.
Западная часть Римской империи (в I-V вв. в нее входила и Англия) имела свою преемственность в виде 'Священной Римской Империи', разделившейся затем на Германию, Австрию, Францию, Италию и т. д., которые распространили западноевропейскую цивилизацию на новые континенты, создав и США. Преемственность от восточной части Империи перешла через Византию к России, выродившейся затем в СССР, и к его осколкам.
Таким образом, скорее всего в последние времена (когда Удерживающий уже отнят) и в пророчестве Даниила, и в Откровении под 'десятью рогами' имеются в виду различные преемники обеих линий Римской государственности, которые 'примут власть со зверем, как цари, на один час'. Под "железом" в них можно понимать верных христиан, уже не имеющих христианской государственности, но рассеянных в апостасийном мире вперемежку с "глиной".
Видимо, эту "десятку" государств составят лидеры прежде всего западного мира (США, образованные европейскими государствами, можно считать кульминацией апостасийной линии римской преемственности). Возможно, государственность одного из этих государств будет смертельно ранена, но исцелеет; то есть христиане в этом государстве добьются лишь временной победы. Кто конкретно образует десятку государств, - определится накануне воцарения антихриста. Для захвата всемирной власти антихрист, утвердившись через малый высокомерный "рог", преодолеет сопротивление трех государств, 'исторгая их с корнем', а остальные семь подчинит.
Трудно сомневаться в том, что этот "рог" - государство Израиль, которое воплотит антихриста. В Священном Писании есть достаточные указания, что он будет из еврейского колена Данова и воссядет 'как Бог, выдавая себя за Бога' в восстановленном Храме Соломона (2 Фес. 2: 4). (Заметим, что возможным прообразом прорезания этого "рога" было отмеченное нами падение трех последних консервативных империй - Российской, Германской и Австро-Венгерской - в конце Первой мировой войны, одновременно со знаменитой Декларацией Бальфура в ноябре 1917 г. о создании 'еврейского национального очага' в Палестине, что было утверждено образованной после войны масонской Лигой Наций...)
Как же удастся немногочисленному еврейскому народу (20-25 млн.) возобладать над миллиардами людей? Дело тут не в количестве носителей власти (ведь и в тюрьме лишь небольшое число охранников контролирует множество заключенных), а в использовании глобальных средств контроля - денег и СМИ. Для власти над миром требуется лишь соответствующая его организация - это и призван обеспечить 'Новый мировой порядок'.
В описанной перемене знака с плюса на минус у действий еврейского народа (до и после пришествия Христа) можно видеть и основной метод сатаны, по которому можно распознать логику развития 'тайны беззакония'. Сатана стремится не просто к количественной массе совращаемых им людей, но прежде всего к качественному ослаблению Божия замысла в самых важных его носителях. И поскольку сатана не способен ничего сотворить сам, его метод заключается в совращении твари и в подмене истины о Царствии Небесном - ложью о царстве земном ('будете как боги'), истинного избранничества - сатанинским ('отец ваш диавол'), истинной Церкви - отступнической ('великая блудница', сидящая на апокалипсическом звере), удерживающего вселенского Римского царства - апостасийным (США), Третьего Рима - Третьим Интернационалом (это была дьявольская насмешка, а не очередное 'проявление русской идеи'), вплоть до истинного Мессии-Христа - лжемессией-антихристом. Таков историософский масштаб слов Христа о дьяволе, сказанных в связи с падением еврейского народа: 'Он лжец и отец лжи' (Ин. 8: 44).
При этом святые отцы (Кирилл Иерусалимский, Ефрем Сирин, блж. Феодорит, Ипполит Римский) часто исходят из того, что сатана пытается все копировать с Божьего замысла, стараясь облечь пришествие антихриста признаками пришествия Христа и внешне подражая Ему, но с противоположным духовным содержанием. Если Христос рождается от Девы и Святого Духа, то антихрист - особо извращенным способом от блудницы и воздействия дьявола; он также начнет свою обманную проповедь в возрасте 33 лет и будет обманывать людей три с половиной года, силою дьявола будет творить чудеса, пророчествовать, войдет как "мессия" в восстановленный для него Иерусалимский храм и т. п. Большинству людей, духовно слепых, он будет импонировать разрешением земных проблем методом 'хлебов и зрелищ'. Можно предположить, что он постарается произвести тотальную подмену Истины виртуальной реальностью посредством всеохватывающих СМИ и технических средств. Это уже сейчас один из важнейших приемов 'отца лжи': о чем не вещают СМИ - того "не существует".
И только верные христиане различат его ложный дух, помня слова Христа: 'Царство Мое не от мира сего' (Ин. 18:36), а также: 'Тогда, если кто скажет вам: 'вот здесь Христос или там', - не верьте; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам... Ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого... Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе' на всей земле одновременно (Мф. 24: 23-34; Лк. 17: 23-24).
Если этот принцип зеркально-симметричного самоутверждения зла относительно добра верен, то логично предположить, что 'тайна беззакония' в числе самых разных средств и направлений действия должна иметь на земле не только апостасийные неорганизованные массы людей, обманом совращенные во зло (или упорствующие в нем ради самооправдания), но и должна 'по действу сатанину' (2 Фее. 2:9) сформировать из наиболее пригодного материала сознательные структуры служения сатане, 'действующего ныне в сынах противления' (Ефес. 2:2), - то есть некую организационную противоположность Церкви, сатанинскую антицерковь. Сама природа антихриста, чтобы выдержать максимальную степень воплощенного в человеке зла, должна быть выпестована в специальных условиях, в соответствующей антихристианской традиции, чтобы заменить в этом человеке образ и подобие Божие - образом и подобием сатанинским.
Масонская структура, рекрутируемая (по первоначальному замыслу) из христиан, для этого не годится; она лишь важный инструмент 'тайны беззакония' для разрушения христианского мира, но не ее ядро. Ядро же, несомненно, коренится в сознательно антихристианском иудаизме - ибо нет другой такой религии. Некоторое указание на такую структуру зла можно видеть в словах Христа: 'Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют Ея' (Мф. 16:18). 'Вратами' в еврейском обиходе назывались собрания старейшин у ворот города, которые были высшей инстанцией во всех делах (Притч. 31: 23). Поэтому 'врата ада' означают некий генеральный штаб адских сил по борьбе с Церковью, планом которого и является 'тайна беззакония', - полагал прот. Борис Молчанов. В Апокалипсисе для этого употреблено выражение 'сборище сатанинское' (Откр. 2: 9).
В числе опор своей власти сатана-подражатель, наряду со своей антиерковью, должен иметь и свое антигосударство, соединенные по принципу "симфонии" для утверждения зла. Единственная страна, могущая обеспечить такую "симфонию" - Израиль, связь которого с глобальной антихристианской империей США (она - "анти-Рим") добавляет последний штрих в картину: так же, как воплощение Христа произошло в одной из провинций Римской империи, так и воцарение антихриста произойдет в '51-м штате США' (так в Америке называют Израиль, находящийся на американском иждивении).
И что еще характерно для этого правила зеркальной симметрии добра и зла: структуры 'тайны беззакония', маскируя свои цели и борясь с Удерживающим, веками клеветнически рисовали в его лице пропагандный облик 'врага всего человечества' и 'империи зла'. (Само слово "дьявол" означает - клеветник.) Поэтому уже термин "византийский" приобрел на Западе обозначение всех государственных пороков, лицемерия, интриг (хотя Византия, при всех своих несовершенствах, никогда не доходила до западных нравов в виде инквизиции, Варфоломеевской ночи или кощунственной вакханалии крестоносцев в разгромленном ими Константинополе). А понятие Третьего Рима советологами выдавалось за стремление к мировому господству, которое продолжили большевики.
Видимо, по сходной же причине под упомянутыми в Библии северными врагами 'дома Израилева', обреченными Богом на погибель в Армагеддоне ('Гог в земле Магог, князь Роша, Мешеха и Фувала' - Иез. 38, 39; Откр. 20) на Западе издавна принято понимать Россию, Москву и Тобольск - именно в этом смысле президент США Рейган употреблял свое знаменитое выражение 'империя зла' применительно к СССР.
Это отождествление "роша" с "русами" впервые появилось в IX в. Византии после похода воинственных славян на Царьград (хотя эти слова писались и звучали по-разному: тут возникла лингвистическая контаминация, "заражение" одного слова орфографией и смыслом другого, сходно звучащего, - в данном случае это похоже на гениальное дьявольское "заражение"). Позже оно было перенято и талмудистами, и совершенно бездумно многими русскими авторами (так Русь сделалась на византийский манер "Росией", а затем Россией). Однако многие русские и иностранные лингвисты и историки (включая уже Татищева и Карамзина) не видят причин для такого отождествления, отмечая и неточность греческого перевода ('рош' по-еврейски означает 'глава', а 'князь рош' - 'главный князь'; именно так это переведено в латинской Библии, а также у Лютера, англичан, чехов), и наличие других народов с названиями 'Рош' и 'Мешех', упоминаемых, кстати, пророком Иезекиилем как нечто отдельное друг от друга (источники см.: 'Россия перед вторым пришествием', 1998, гл. 14, 38, XII и XIII).
Главное же: при толковании священных книг надо не выискивать на современной географической карте понятия почти трехтысячелетней давности, а исходить из духовного смысла истории и носителей в ней замысла Бога и его противника. В этом - главное содержание Священного Писания. Поэтому нам кажется верным приведенное в дореволюционной 'Толковой Библии' (под редакцией А.П. Лопухина) лаконичное мнение Генгстенберга: 'Русские не могут быть помещены между врагами Царства Божия'. Ведь 'Гог и Магог' - это организованное диаволом ополчение множества народов 'с четырех углов земли' против верного Истине 'стана святых и города возлюбленного' (Откр. 20: 7-8), также составленного 'из многих народов' (Иез. 38: 8). Вряд ли под таким 'станом святых' можно понимать нынешний антихристианский Израиль (тем более что в 20-й гл. Апокалипсиса Израиль не упоминается); во многих местах Библии 'Израиль' последних времен понимается уже не как еврейство, а как христианская Церковь.
Народов 'Гога и Магога', которых сатана 'выйдет обольщать' на брань против 'стана святых' в конце истории, чаще всего и европейцы, и мусульмане помещали на востоке Азии. Оттуда они в прошлом не раз приходили разорять Европу. Сегодня план объединить против православной России все народы 'с четырех углов земли', при особо активной роли Китая, изложен с приложением карты у одного из влиятельных лидеров 'мировой закулисы' 3. Бжезинского в юбилейном (сент.-окт. 1997) номере журнала 'Foreign Affairs' - органа 'Совета по международным отношениям'.