[170]
Двадцать первый день
15 октября 1913 г.
...Председатель: На обсуждение г.г. экспертов по судебно-медицинской экспертизе суд предполагает поставить следующие вопросы:
1) Все ли обнаруженные на трупе Андрея Ющинского повреждения нанесены ему при жизни?
2) Какие из этих повреждений являются безусловно смертельными?
3) Какие именно повреждения явились непосредственной причиной смерти Ющинского?
4) В какой последовательности наносились Ющинскому повреждения, была ли на голове Ющинского фуражка во время причинения ран в голову и каких именно и если первые ранения нанесены в голову, то не было ли потери сознания и как скоро оно наступило? Каков промежуток времени между первым ранением и смертью?
5) Каким орудием причинены Ющинскому повреждения, одним и тем же или разными и могли ли быть такими орудиями имеющиеся в деле швайки и какие именно?
6) Причинена ли смерть Ющинскому насильственными действиями одного или нескольких лиц и скольких приблизительно и сколько времени таковые действия продолжались?
7) Сопровождалось ли причинение смерти Ющинскому мучительными страданиями?
8) Сопровождалось ли причинение смерти Ющинскому обезкровлением его тела?
9) Дают ли данные судебно-медицинского вскрытия основание считать причиною смерти Ющинского обезкровление?
10) Если из тела Ющинского была выточена и собрана кровь, то из каких ранений возможно было удобнее собрать ее, при каком положении тела, какая эта кровь – венозная или артериальная?
11) Дают ли основание как самый характер, так и расположение повреждений заключить, что посредством их можно было удобнее или более всего добыть крови?
12) Какое приблизительно количество крови вытекло из тела Ющинского и какое приблизительно количество крови оказалось на белье и одежде его?
[171] 13) Свидетельствует ли характер повреждений, число их и расположение о том, что причинение мучений и обезкровление Ющинского входило в план, намеченный убийцами?
14) Свидетельствует ли как расположение, так и характер ран на теле Ющинского, о познаниях в анатомии человеческого тела со стороны лиц, их наносивших?
15) Было ли связывание рук Ющинского прижизненным или посмертным?
16) Через сколько времени после принятия пищи последовала смерть Ющинского?
17) Принесен ли труп в пещеру, где был обнаружен, и, в утвердительном случае, на чем основывается такой вывод?
18) Через сколько приблизительно времени после причинения смерти труп Ющинского был перенесен в пещеру, если убийство было совершено в другом месте?
19) Когда наступает окоченение трупа и когда проходит такое состояние?
20) Если труп Ющинского был перенесен в пещеру, то в состоянии ли окоченения, или по прекращении такового?
21) Были ли потеки крови на трупе Ющинского и не был ли труп обмыт после нанесения ран?
22) Как скоро засыхает кровь на ткани в местах, незащищенных от действия воздуха?
23) Когда и при каких обстоятельствах могли получиться на куртке убитого глиняные помарки и кровяные пятна, бывшие предметом химико-микроскопического исследования?
Грузенберг: А наш последний вопрос не вошел?
Председатель: Что касается одного вопроса, предложенного защитой об определении национальности [убийц], то он судом отнесен к психиатрической экспертизе.
Вопрос этот редактирован защитой так: «представляются ли основания по характеру повреждений судить о национальности и племенных симпатиях или антипатиях лица, их наносившего?»[24]...
Карабчевский: Я хотел бы выяснить, гг. эксперты по психиатрии будут участвовать в этой экспертизе?
Председатель: Нет, гг. эксперты по психиатрии будут потом... самостоятельно давать заключение.
Карабчевский: Но для них очень важна экспертиза судебно-медицинская.
Председатель: Они и выслушают заключение экспертов по судебной медицине...
Зарудный: Так что будет отмечена наша просьба о том, чтобы все эксперты совещались вместе. Закон не знает различия между судебно-медицинской и психиатрической экспертизой.
Председатель: Уже состоялось по этому вопросу определение суда...
(Обращаясь к экспертам.) Я должен вам сказать, что ваше совещание должно окончиться непременно сегодня, так как я не могу вас отпустить на ночь. Затем, должен вам сказать, что по окончании совещания, по долгу данной вами присяги, вы ни с кем не имеете права говорить по поводу экспертизы до тех пор, пока дадите свое заключение...
[172] …Председатель в 11 ½ ч. дня прерывает заседание... Около двенадцати часов дня началось совещание экспертов по судебной медицине.
В совещании участвуют четыре лица: лейб-медик профессор Павлов, варшавский профессор Кадьян, петербургский профессор Косоротов, и киевский прозектор доктор Туфанов, принимавший участие в экспертизе предварительного следствия…
[24] Внося такой "глупый" вопрос, Грузенберг, разумеется, рассчитывал на вполне ожидаемый ответ, что по характеру повреждений судить о национальности невозможно. А "следовательно", нет доказательств, что это еврейское убийство. – Ред.